На рубеже XX-XXI вв., у истоков библиотечного интернета, невозможно было предположить, какие перспективы откроет перед библиотеками и их читателями внедрение новых информационных технологий. Неоспоримые преимущества от нововведений получили процессы подписки и комплектования, обработки фондов, обслуживания, справочно-информационной и издательской работы. Вместе с тем, трудно было предусмотреть сдвиги в сознании людей, быстро «втягивавшихся» в волшебный мир гаджетов, плееров и планшетов. Изменилось все - целеполагание информационной деятельности, характер информационных запросов, поисковое поведение. За достижениями технологий двинулись потенциальные посетители библиотек, чья аудитория выросла буквально на глазах. Не будь интернета, они бы про библиотеку и не вспомнили. В свое время, случайно сюда попадая, они могли услышать о «критериях формирования фондов» и изъянах справочно-библиографического аппарата, не оставлявших им ни малейшего шанса на удовлетворение информационных потребностей. Теперь же, с приходом модного интернета, появилась возможность «иметь все» (ну, или почти все - на уровне существующих скромных желаний). По словам Ильи Сегаловича, парадигму развития информационных систем стали определять, условно говоря, домохозяйки, ищущие «утюг подешевле», и выпускники интернатов, желающие найти работу автомеханика [1]. Глобальная сеть открыла дорогу к информации любого рода, а «нематериальное» стало по-настоящему массовым. Теряя прежние функции, библиотеки попытались найти собственное уникальное место в новых обстоятельствах. Но из-за непрерывности изменений, даже не столько технологических, сколько социальных, сделать это было непросто. Пожалуй, сейчас важнее говорить о том, чтобы, внедряя инновации, не растерять ценности, накопленные десятилетиями [2]. Еще недавно главной ценностью библиотек были фонды, что отразилось в самом названии библиотек как «книжных хранилищ». Тотальная оцифровка изданий, формирование электронных собраний и быстрое развитие интернета сделали этот вывод не столь однозначным, а общественное внимание сосредоточилось на самих библиотекарях. Оценивая их профессиональные и нравственные качества, многие пришли к выводу, что в эпоху перемен библиотекари должны занимать центральное место во всех информационных системах - и старых, и новых. Правда, тут же выяснилось, что это невозможно осуществить без «оптимизации» кадров [3]. А когда оптимизация «схлынула», как всегда, остался вопрос: что же делать дальше? На наш взгляд, делать нужно то, что должно, учитывая при этом, что вклад библиотек в развитие культуры, науки, образования далеко не единственный. Вместе с ними эту же задачу решают театры и музеи, школы и вузы. Всем нужно меняться. Понятно, что простой перенос старых истин в новую среду не работает. Но перестраиваться следует и государственным людям, святая обязанность которых - создавать условия для развития. История показывает, что в условиях России без государственной активности и инициативы вряд ли что-то получится. При этом действия государства должны быть еще и своевременными, адекватными и нацеленными на будущее. Хотелось бы, чтобы реформирование библиотечной инфраструктуры не оставляло за бортом опытные кадры библиотекарей - элиту информационного общества XXI в., чтобы им находилось место в других (модернизированных) центрах информации, в учреждениях науки, культуры и образования, а не на рынках, как в 1990-е гг. Реформирование библиотек не может не учитывать ключевые тренды современного общества: бурный рост технологических инноваций в сфере ИТ; переход к цифровым и мультимедийным формам информации; приоритет в сетевом размещении ресурсов и сетевой организации всех библиотечных процессов; рост мобильности информационных взаимодействий. Сайт отделения ГПНТБ СО РАН (http://www.prometeus.nsc.ru) функционирует с 1997 г. За это время был собран ценный статистический материал о специфике взаимодействия электронной библиотеки (ЭБ) и ее пользователей в сетевой среде, позволяющий определить долговременные закономерности веб-коммуникации и библиотечной работы в интернете. Очевидно, что в последние годы потребители информации переориентировались на гораздо более узкие, специализированные задачи и конкретные цели. Большинство из них не просто «фланирует» по интернету, а ищет что-то определенное - материал для реферата, ответ на вопрос, полезный рецепт или нужный товар. Их целью является не столько вся истина целиком, сколько ее отдельное «зерно», желание подтвердить или опровергнуть избранное ими направление, вектор поиска и пр. Все четче видна и главная мотивация - «найти и скачать». В этом легко убедиться, обратив внимание на устойчивое сокращение времени сессий (81% посетителей присутствуют на сайте менее 30 секунд (рис.1), высокий уровень отказов (более 80% визитов приходится всего лишь на одну страницу) и т.д. Многолетний мониторинг подтверждает тесную зависимость результатов сайта от ключевых тенденций социального развития. Это и не удивительно, если учесть, что библиотеки, как базовый элемент социальной структуры, чутко реагируют на все социально-экономические и политические изменения в обществе. Мировой финансово-экономический кризис 2008 г., сокращение рождаемости в стране («демографическая яма»), реформа образования или кризис науки - все эти события в той или иной степени отражаются на посещаемости, влияют на показатели взаимодействия ЭБ и ее читателей. Так, негативные демографические тенденции последних лет сказались на ежегодном падении количества уникальных посетителей, визитов и просмотров сайта примерно на 15-20%. Эту закономерность в 2010 г. не смогли переломить все усилия коллектива по размещению новых ресурсов и рост размеров сайта почти на четверть. Всего лишь за один год было обновлено и создано новых 5,3 тыс. текстовых файлов, включая 3,3 тыс. страниц выставки новых поступлений. Силами всего лишь двух человек, практически вручную, было подготовлено 1057 оглавлений книг (!) - 805 иностранных и 252 отечественных. Переработан справочник контактной информации по научно-исследовательским учреждениям Академгородка. К 110-летию академика М.А.Лаврентьева проведено обновление биобиблиографии, а два издания - «...Прирастать будет Сибирью» (1982) и «Век Лаврентьева» (2000) - были представлены в электронном виде. Помимо них в электронной библиотеке появились книги, опубликованные к 50-летию СО РАН - «Исторический очерк», «Персональный состав» и «Стратегия лидеров». Осенью 2010 г. был выполнен редизайн Мемориальной библиотеки академика В.А.Коптюга, расширен объем проекта «Научные школы ННЦ» (за счет материалов о А.А.Ляпунове), созданы «Календарь памятных дат СО РАН» (200 текстовых страниц + 170 иллюстраций) и веб-навигатор «SciGuide» (указатель 155 научных ресурсов открытого доступа). Партнер библиотеки почетный читатель ГПНТБ СО РАН Альберт Петрович Зарубин подготовил 7 новых указателей по вопросам тепло- и ветроэнергетики, угледобычи, экологии и пр., в которые вошло около 3,2 тыс. новых библиографических записей. Тем не менее, показатели сайта продолжали снижаться. Пытаясь разобраться, в чем дело, мы обнаружили, что согласно гендерным алгоритмам Яндекс-Метрики, доля посетителей сайта, рожденных после 1989 г., превышает 50% (см. рис.2-3). Для девушек этот показатель несколько выше (56%), для юношей - ниже (43%), но, так или иначе, эти пользователи обращаются преимущественно к образовательной части ресурсов. Видимо, данный сегмент сайта их вполне устраивает, так как с 1997 г. формированию контента в этом направлении придавалось большое значение. Сайт сделал большие успехи в развитии тематической библиографии учебно-образовательного характера, оглавлений книг, учебных пособий и веб-навигаторов. Следовательно резкое снижение процентного состава молодых людей (до 24 лет) в общей структуре населения России не могло не сказаться отрицательным образом на текущей статистике. С другой стороны примерно с 2008 г. в развитии ресурсов стал делаться упор на информационное обеспечение целевой аудитории научной библиотеки и удовлетворение потребностей ученых и сотрудников Сибирского отделения Российской академии наук. В результате произошла определенная «разбалансировка» трендов посещаемости и развития контента, которую усугубили негативные социальные тенденции.
Имея значительную базу статистических отчетов AWStats, любопытно проследить за изменением предпочтений пользователей, например, на уровне запросов к глобальным поисковым машинам Google, Яндекс и др. (табл.1).
поисковыми машинами для доступа к сайту с 11.09.2002 г. по 30.08.2013 г.*
Данные таблицы и тематика приведенных поисковых фраз подтверждают предположение о том, что студенты и учащиеся являются самыми массовыми посетителями сайта. Вместе с тем, ряд поисковых запросов соотносится и с интересами научных сотрудников. Помимо этого, бросается в глаза, что в «топе» длительное время присутствуют одни и те же фразы, обладающие значительной устойчивостью и «инерционностью» и сохраняющие в прежнем виде не только саму формулировку, но и примерно те же числовые значения поисков. На репертуар поисковых фраз влияет множество факторов, таких как популярность темы, уникальность ее представления на сайте, особенности поисковых алгоритмов и пр. Так, например, стало заметно продвижение поисковой фразы «web of science индекс цитирования», наблюдаемое в явной связи с реформированием отечественной науки и образования. Таким образом, удачно найденная тематика ресурса обеспечивает устойчивый спрос, который может длиться годами, то затухая, то вновь усиливаясь. Так же, как и в поисковых фразах, проявляет себя популярность страниц сайта, которую в отчетах AWStats можно проследить по количеству вхождений при просмотре документов (табл.2). В данном случае под «вхождениями» понимаются стартовые точки, с которых посетитель начинает движение по сайту. Нетрудно заметить, что «раскрученность» страниц напрямую коррелирует со статистикой поисковых фраз. И так же, как и к поисковым фразам, интерес к отдельным страницам может носить «мерцательный» характер. Некоторые из них привлекают посетителей мгновенно (такие как 0d.ssi или torfield.ssi), другие могут ждать «своих» пользователей годами. Страница websci.ssi, посвященная работе с Web of Science, «приподнявшись» в 2002 г., затем надолго исчезла из поля зрения читателей (вплоть до 2008 г.), а в 2013 г. она по популярности вышла на 4-е место. Инструментом зондирования предполагаемой популярности ресурсов, безусловно, является сам интернет. Используя его возможности (анализ каталогов и публикаций, обсуждений в специализированных блогах и форумах и пр.), библиотекари могут довольно точно выявлять популярные тематики для дальнейшей разработки и информационного сопровождения научно-образовательной деятельности. Можно привести примеры из опыта сайта отделения ГПНТБ СО РАН, когда названные методы экспертной оценки срабатывали «на все 100%». Так, выставка «Теория нуклеации и ее применения» (/archives/exhibit2/nucl.ssi), подготовленная весной 2013 г., всего за несколько месяцев набрала 800 просмотров. Еще удивительнее «раскрутка» библиографии, посвященной математическим исследованиям с использованием метода Монте-Карло (/archives/exhibit2/monkar.ssi). В настоящее время «метод Монте-Карло» входит в десятку самых популярных запросов (поисковых фраз) сайта.
С 2006 г. лог-анализатор AWStats фиксирует устойчивый рост числа страниц (с 2,13 до 4,82) и хитов (с 11,35 до 16,15), приходящихся на каждый визит (рис.4). Вместе с тем, устойчиво падает отношение числа визитов на каждого уникального посетителя (с 1,5 до 1,38). По-видимому, это можно трактовать как следствие нарастающей мобильности пользователей, роста их квалификации и оптимизации взаимодействия с сайтом. Непрерывно увеличивается количество пользователей, посещающих сайт с помощью мобильных телефонов и карманных персональных компьютеров (КПК), - таких посетителей за последний год стало в два раза больше. Впервые гонку браузеров, используемых для доступа к сайту, возглавил Safari от корпорации Apple, устанавливаемый на «айфоны» и «айпады». Вывод напрашивается сам собой: для информационного общества «паутина» символизирует не застой и запустение, а обретение новых возможностей и потенциала будущего развития - в том числе и для сетевых библиотек.
Мировая паутина навсегда стала постоянной средой обитания библиотек. Целенаправленно создавая и продвигая уникальные ресурсы, можно формировать собственную целевую аудиторию. Вместе с тем, следует, в первую очередь, думать о молодежи. Именно эта, самая динамичная и «продвинутая» часть пользователей в ближайшие годы станет главным драйвером изменений в обществе, займет ключевые позиции в веб-пространстве. Уже сейчас возрастная группа до 24 лет присутствует в интернете практически ежедневно, она же наиболее активна в веб-коммуникации. 19% молодых людей имеют собственные блоги, а 43% - постоянно читают чужие [4]. В силу своей недостаточной социальной зрелости молодые пользователи интернета нуждаются в рационально организованных массивах библиотечной информации, в методической помощи и пр. Кто же им может профессионально помочь, как не библиотекари?
|
[О библиотеке
| Академгородок
| Новости
| Выставки
| Ресурсы
| Библиография
| Партнеры
| ИнфоЛоция
| Поиск
| English]
| |||
| |||