Стратегия стабилизации экономики региона '95: Библиография (поз.103-118)
Навигация
ССЭР'95Стратегия стабилизации'95

Указатель
Logo


103. Лексин В.Н., Мильнер Б.З., Швецов А.Н. Региональная политика России: концепции, проблемы, решения. Ст. 5-я: Экономика и федерализм // Рос. экон. журнал. - 1994. - N 10. - С.61 - 67; N 11. - С.30 - 36.

В статье, продолжающей цикл работ, объединенных рубрикой "Реформа и регион", рассматриваются процессы параллельного становления новых экономических и новых федералистских отношений. Подробному анализу (хотя и не окончательному, как оговариваются авторы) подвергнуты следующие вопросы: 1) суть проблемы "экономической реформы и трансформации территориальных отношений" и ее российская специфика; 2) необходимость системной организации экономических отношений в условиях федерализма и местного самоуправления: цели и средства; 3) исходные посылки: 12 условий неразрушительного соединения экономики и федерализма (разделение действий, ответственности, ресурсов; правовая регламентация; установленные пределы регулирования; взаимные гарантии и т.п.); 4) федерализм и отношения собственности; 5) формирование земельного рынка; 6) отношения природопользования; 7) бюджетно-налоговые отношения; 8) государственное регулирование и селективная поддержка регионального развития; 9) регулирование территориально-хозяйственных отношений; 10) возможности и ограничения коммерциализации деятельности территориальных органов власти и управления. (Позиции 1-3 изложены в N10 журнала, а 4-10 - в N11). Последовательное рассмотрение вышеперечисленных вопросов, возникающих в ходе рыночного реформирования экономики и реализации преобразований на региональном и федеральном уровнях, подкрепляется конкретными предложениями мер организационного и законодательного порядка, методологическими замечаниями по изменению существующей системы оценок состояния и потенциала территорий (субъектов РФ).

104. Лившиц А.Я., Новиков А.В., Смирнягин Л.В. Региональная стратегия России // Регион: экономика и социология. - 1994. - N 3. - С.27 - 56.

Обострение региональной проблемы в России в последние годы, серьезно затрудняющее ход реформ, вызвано, во многом, переходящими причинами: этапом крушения тоталитаризма, разрушением присущей ему сверхцентрализации управления, быстрым переходом национального вопроса в территориальный аспект из-за пороков административного деления, слабой структурированностью общества и т.д. Однако и решение данных серьезных проблем, если оно будет найдено, сулит весьма крупный выигрыш. Принципиально новый подход к решению говорит о том, что речь идет о региональной стратегии, принципами которой должны стать: комплексность, долговременность, сопряженность с другими "глобальными" государственными стратегиями, централизованность. Авторы делают попытку бегло оконтурить весь этот круг проблем для дальнейшей детальной проработки. Анализу подвергаются географические особенности России (исконные - территория, суровая природа, контрасты размещения и т.п.). Формулируется сущность региональной проблемы - неравномерность и диспропорции развития, а также цели региональной стратегии - благополучие граждан, территориальная справедливость, целостность государства. Намечены пути решения (федерализм, регионализм) и оргмероприятия.

105. Лукин В.П. Кризис-то мы преодолеем. Какой ценой? // Наука в Сибири. - 1994. - Июль (N 30). - С.5.

Депутат Госдумы, председатель ее комитета по международным делам В.П.Лукин делится впечатлениями о заседании Совета ассоциации "Сибирское соглашение" в Иркутске. Они - позитивные: видно, что люди, составляющие Совет, заняты конкретными делами по организации выживания территорий в условиях кризиса, опираясь как на самостоятельность, так и на кооперацию. По мнению В.П.Лукина, "Сибирское соглашение" являет собой прекрасный механизм решения проблем существования единого общероссийского пространства, в отсутствие бывшего Госплана. Региональные лидеры "Сибирского соглашения" обладают новой психологией ответственности - готовы отвечать за дела своих территорий на основе предварительного разделения полномочий. Крупный недостаток В.П.Лукин видит в том, что соглашение между Ассоциацией и Федеральным Собранием не укладывается ни в какие конституционные рамки. Все субъекты РФ наделены законодательной инициативой, члены Совета "Сибирского соглашения" входят в Федеральное Собрание. В беседе с корреспондентом газеты Н.Бородиной депутат Госдумы коснулся и других вопросов. По его мнению, понятно раздражение сибиряков против Москвы - оно вызвано тем, что "жить плохо". Но в столице "жизнь не слаще". Беда в узкокелейном принятии решений, от чего страдают и провинция, и центр. Но "неправильную стратегию выбирали мы все, потому что ее проводили лидеры, выбранные народом.". В заключении беседы В. Лукин подчеркнул огромную важность науки и образования. По его словам, если к окончанию реформ (через 3-4 года) мы потеряем интеллект страны, то превратимся в общество питекантропов, которым уже не нужны экономические успехи.

106. Материалы научно-практической конференции "Стратегия стабилизации экономики региона: проблемы и решения," г. Новосибирск, 18-19 апреля 1994 г. / Новосиб. НИИ пробл. муницип. упр., прогнозир. и информатики. - Новосибирск: НИИ ПМУПИ, 1994. - 247 с.

Сборник материалов конференции, к которой были привлечены ученые и практики, посвящен широкому кругу вопросов, детально рассмотренных на пленарных и секционных заседаниях: выработке приоритетов социально-экономического развития регионов в условиях кризиса; поиску эффективных механизмов государственной поддержки ключевых отраслей; созданию условий для сохранения от разрушений сферы науки, образования, культуры, здравоохранения и др. отраслей бюджетного финансирования; вопросам приватизации, занятости, земельной собственности и многим др. В сборнике содержатся доклады С.М.Шахрая, С.Ю.Глазьева, В.А.Коптюга, И.И.Индинка, обзоры докладов по направлениям.

107. Павленко С. Регионы и региональная политика // Вопросы экономики. - 1994. - N 9. - С.11 - 16.

Руководитель Рабочего центра экономических реформ анализирует динамику взаимоотношений регионов и центра, структуры власти и структуры идеологий, механизмы политического давления на центр со стороны регионов. Конфронтационное столкновение регионов с центром, инициированное, по мнению автора, больше первыми, чем вторым, происходило в условиях весьма "турбулентной" политической обстановки и было особо радикальным в октябре 1993 г. После этого, взаимоотношения центра и регионов прошли ряд этапов: от "силового подавления" наиболее "независимых" местных элит до демонстрации федеральными властями готовности учитывать пожелания регионов, а региональными лидерами - преданности идее унитарного государства. Автор прослеживает особенности взглядов (идеологий) в региональной политике Администрации Президента, озабоченной, прежде всего, развитием конституционного правопорядка, и правительства, делающего ставку на экономическое реформирование и перенос решения хозяиственных проблем на уровень регионов. И те, и другие достаточно скованы в своих действиях. Пока же очевидно, что Россия движется к "федерации американского образца" - с широкими правами штатов в сфере законодательства, ответственностью федеральных властей лишь за общенациональные проблемы и т.п. Чем меньше будет "региональной политики", тем более естественным будет это выдвижение.

108. Петров Ю. Центризм - позиция реализма // Российская Федерация. - 1995. - N 1. - С.34 - 37.

Статья председателя Государственной инвестиционной корпорации Ю.Петрова (он же возглавляет правление клуба "Реалисты") продолжает тему публикации проф. Б.Пугачева в 20-м номере журнала за прошлый год под названием "Куда пойдет Россия? Пессимистический взгляд на центризм и оптимистический - на эволюционный национальный путь развития." С точки зрения Ю.Петрова, центризм в современной России - это "философия здравого смысла", "политика реалистических оценок и действий". Центризм в экономике опирается на принципы экономической свободы в сочетании с социальной справедливостью и социальным партнерством, на приоритет духовных ценностей. Центризм утверждает мораль социально ориентированного рынка ("скандальный вариант"). Плюрализм всех форм собственности должен дополнять друг друга. Государственное регулирование важнейших социальных сфер должно сочетаться с рыночной конкуренцией. Формула реализации может быть примерно следующей: конкуренция - насколько возможно, планирование - насколько необходимо. По мнению автора, рост эффективности производства не должен достигаться за счет снижения благосостояния, увеличения безработицы, социальной незащищенности детей и стариков. Экономика должна тесно связываться с социальной справедливостью, с нравственной стороной.

109. Поздняков А., Курнышев В. Социально-экономическое положение российского Севера и меры по его стабилизации // Вопросы экономики. - 1994. - N 5. - С.119-124.

Необходимость стабилизации социально-экономического положения на Севере России обусловливается исключительной ролью, которую играет природно-ресурсный потенциал региона в народном хозяйстве страны. Здесь производится 1/5 национального дохода России (при доле в общероссийском населении - 7,4%). Таким образом, производство национального дохода на Севере, в расчете на душу населения, в 2,7 раза превышает среднероссийские показатели. Здесь находится основной источник валютных поступлений страны. Несмотря на протекционистскую политику правительства, сдерживающую спад производства в этих районах, ситуация продолжает оставаться кризисной. Меры государственной поддержки не носили упреждающего характера и для стабилизации положения оказались недостаточными. Акционирование и приватизация на Севере приобрели противоречивые нежизнестойкие формы, производственные связи еще более ухудшились. Налоговый пресс привел лишь к уменьшению поступлений в бюджеты разных уровней. Существенно за последние 4-5 лет были подорваны основы расширенного воспроизводства. Негативные последствия были вызваны 2-мя группами причин: 1) политикой освоения ресурсов региона в годы советской власти и 2) экономическим кризисом в связи с переходом страны к рыночным отношениям. Среди мер, способных выправить положение, называются: селективная государственная поддержка перспективных производств, санация нерентабельных, привлечение капитала (в том числе зарубежного), усиление полномочий местной власти.

110. Проблемы регионального управления в условиях перехода к рыночным отношениям / Агарков С.Г., Головнина О.А., Клейменов А.С., Хоменчук М.Е. // Предпринимательство и власть: проблемы взаимодействия. - М., 1994. - С.37 - 44.

Авторы статьи представляют Комитет по экономике и прогнозированию администрации Тверской обл. Рассматривается опыт повышения эффективности управления на уровне региона в условиях кризисной экономической ситуации. Речь идет о сочетании механизмов административного и экономического воздействия, о достижении сбалансированного соотношения между ними при использовании различных инструментов государственного регулирования - налогообложения, кредитования, ценообразования, регистрации, сертификации, лицензирования и т.п. Необходимо избегать как запретительства, так и излишнего протекционизма. С развитием рыночных механизмов степень регулирующих воздействий должна ослабевать. Серьезные сложности в настоящее время связаны с отставанием нормативно-правовой базы от требований жизни (развитие земельной реформы, институциональные преобразования, реформа социальной сферы и др.). Освещается ход реформирования в Тверской обл., успехи и проблемы приватизации (59% коллективов предприятий избрали собственника), развитие региональных программ демонополизации посредством поощрения конкуренции (малый бизнес, совершенствование налогообложения).

111. Рафиков С.А. Динамика территориальных систем: экономические и социальные аспекты / С.-Петерб. ун-т экономики и финансов. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1993. - 96 с.: табл.

Одновременно проходящие структурная перестройка хозяйства, конверсия, приватизация, свертывание государственного инвестирования на фоне ускоренного формирования рыночных отношений поставили регионы в крайне тяжелое положение. Негативную роль сыграл и ряд региональных процессов, сориентированных больше на политические, чем на экономические цели. Между тем, закономерности и особенности регионального развития являются объективной реальностью и не могут игнорироваться под предлогом их якобы принадлежности к "экономике социализма". Перспективным представляется системный подход, позволяющий детально охарактеризовать региональные процессы и выявить связи территориальных подсистем. Регион рассматривается автором в единстве природных и социально-экономических компонентов, анализ которых позволяет прогнозировать будущее развитие, повышает качество практических разработок и их эффективность. Во всех территориальных системах, наряду с существованием природной подсистемы, функционирующей по законам развития биоценозов, основной движущей силой развития являются социальные интересы (индивида, социальной группы, территориальной общности). В связи с этим на уровне региона изучаются: влияние отношений собственности на динамику интересов, столкновение интересов, пути формализации механизма действия интересов. Подробно рассматривается управление динамикой территориальных систем в рыночной экономике.

112. Регионы России в переходный период / Рос. союз промышленников и предпринимателей. Экспертный ин-т; Ясин Е., Алексашенко С., Нещадин А., Григорьев О., Малютин М. - М., 1993. - 104 с.: табл.

"Решения о реформах принимаются в Москве, а осуществляются по всей России", - такими словами начинается аналитический доклад сотрудников экспертного института РСПП под руководством профессора Е.Ясина. Последовательно проведена структуризация проблемы (демократизация и кризис государственности; экономический кризис; реформы и институциональные изменения в экономике; перспективы развития и структурной перестройки); проанализированы взаимосвязи экономики и децентрализации, политики и федерализации; намечены 3 направления (стратегии) структурной перестройки, ориентированные на: 1) добывающую промышленность; 2) наукоемкие производства и 3) освоение внутреннего российского рынка, хотя в "чистом" виде ни одна из этих стратегий не осуществима, так как имеет и плюсы и минусы. Повышение роли регионов является фактом объективным и проявляется в развитии процессов децентрализации, когда принятие хозяйственных решений из центральных органов бывшей командной экономики перемещается на места - к рыночным агентам. Регионы берут на себя функции регулирования цен, доходов, организации хозяйственных связей. Две сложившихся модели управления региональной экономикой можно условно обозначить как нижегородскую (радикально рыночную) и ульяновскую (умеренную, со значительным объемом регулирования). Анализ показывает, что 2-я модель сдерживает процесс децентрализации. На основе подробных данных референдума 25 апреля 1993 г. авторы прослеживают "политико-экономическую географию" реформ в различных регионах России.

113. Регулирование территориального развития в условиях рыночной экономики / РАН, Мин-во экономики России и др.; Штульберг Б.М., Котилко В.В., Полынев А.О., Левитская Е.Н. - М.: Наука, 1993. - 127 с. - Библиогр.: с.122-126 (188 назв.).

Авторы приходят к выводу, что "в новых условиях функционирования нашей экономики действовавшую ранее систему территориального управления и планирования целесообразно преобразовать в систему территориального регулирования (координации) социально-экономического развития на межгосударственном, республиканском и региональном уровнях, с присущей только ей системой документов". Данная система могла бы найти отражение в концепции развития регионов, в прогнозе этого развития, в комплексных планах-прогнозах и многосторонних договорах (межгосударственных соглашениях), территориальных программах приватизации государственных и муниципальных предприятий. Становится возможной разработка методов стимулирования определенных направлений размещения производительных сил, использования различных форм расселения, развития производственной и социальной инфраструктуры, подготовка рекомендаций по содействию развития рыночного (частного) сектора экономики, выработка конкретных форм государственного вмешательства в экономику регионов в целях смягчения социальных последствий негативных процессов, подъема отсталых территорий и т.п. В книге рассматривается система регулирования территориального развития (сущность, формы, методы), исследуются особенности регулирования межгосударственных взаимоотношений в условиях перехода к рынку и использование государственных регуляторов для стимулирования регионального развития (в частности, влияние приватизации на экономику региона). Рекомендован ряд методов воздействия на предпринимательскую деятельность (дифференциация налогообложения, ускоренные сроки амортизации и др.).

114. Реформирование регионального управления в Китае: Опыт свободных зон: Науч. - аналит. обзор // РАН, ИНИОН; Авт.: Милонов В.С. - М., 1994. - 59 с. - Библиогр.: с. 53-59 (42 назв.).

Взаимоотношения между администрацией свободных зон и правительствами разных уровней зависят от множества разнообразных факторов, которые можно понять лишь ознакомившись со стратегией открытости, которую ведет китайское руководство. В Китае развиваются несколько типов свободных зон: специальные экономические зоны, зоны экономического и технического освоения, а не "развития", так как в данных зонах именно осваивают технику, ресурсы, и т.д.), зоны производственного освоения высоких технологий и новой техники. В обзоре, основанном преимущественно на китайских источниках, исследуются условия деятельности свободных зон, их цели, задачи, приводятся мнения сторонников как централизации управления свободными зонами, так и децентрализации (самоуправления).

115. Романова Л.А. Экономика региона: самостоятельность и государственное регулирование. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1994. - 242 с.: ил., табл. - Библиогр.: с. 214-220 (124 назв.).

Автор с 1986 г. занималась вопросами формирования хозяйственного механизма в условиях радикальных экономических преобразований как ученый-экономист, а с 1990 г. - как народный депутат Пермского областного Совета народных депутатов и председатель его постоянной депутатской комиссии по экономике, финансам, бюджету и налогам,- вопросами формирования экономики регионов. В монографии проводится анализ места регионов в системе реформирования экономики РФ: формулируется понятие региона и государственной региональной политики, раскрываются объективные закономерности и предпосылки организационно-экономической самостоятельности регионов в системе РФ в условиях рыночной экономики. Функции государства в условиях рынка трактуются в связи с целями общественного развития. Автор исследует экономическую основу самостоятельности регионов, а также соответствующую нормативно-законодательную базу, формирующуюся в РФ в настоящее время в интересах регионализации реформ. Особенное внимание при анализе экономики региона в общей системе рыночного хозяйства уделяется взаимодействию предприятий и региона, вопросам бюджетно-финансового и налогового обеспечения социально-экономической стабилизации в регионах в соответствии с экономическим федерализмом. В заключительных главах рассматривается система государственной власти и госрегулирования: ее формы и методы, планирование, прогнозирование и стимулирование экономической деятельности, функции и механизм действия представительной (законодательной) и исполнительной ветвей власти в регионах.

116. Семенов П., Штульберг Б. Новая региональная стратегия // Экономист. - 1994. - N 6. - С.72 - 76.

Задачи региональной политики подразумевают: 1) прогнозирование возможных последствий их реализации не только для регионов, но и для всей России; 2) дифференциацию общероссийских задач выхода из кризиса и проведения реформ в зависимости от специфики регионов; 3)выработку механизма реализации указанных задач с учетом имеющихся условий. Эти направления имеются в виду в комплексном прогнозе развития и размещения производительных сил России на период до 2000 г., который разрабатывается впервые после распада СССР и включает вариантный прогноз территориального развития России и основных межотраслевых комплексов. Отказ от планово-директивной системы управления требует определения мер государственного воздействия на реализацию решений по развитию экономики регионов. В статье на конкретных примерах рассматриваются важнейшие направления региональной политики в РФ на ближайшую и более отдаленную перспективу: укрепление федеративных отношений; развитие территориального разделения труда и специализации регионов; развитие традиционных межрайонных связей и общегосударственной инфраструктуры; поддержка слабых регионов и их ускоренное развитие; решение региональных экологических проблем (Южный Урал, Кузбасс, Норильск, район Байкала); ряд проблем, связанных с новым геополитическим положением России: восстановление рациональных связей внутри СнГ и со странами Балтии; создание новых транспортных выходов на мировой рынок и обустройство торговых путей в страны ближнего зарубежья. Предстоит решить задачи структурной перестройки экономики России: прежде всего энергоснабжения европейской части страны, продовольственной проблемы (переход к модели регионально-специализированного производства и взаимодействия региональных рынков), острых социальных проблем в регионах (миграция, занятость и т.п.).

117. Ситников П.И. Через эффективную региональную политику - к национальному согласию // Рос. экон. журнал. - 1994. - N 4. - С.43 - 48.

Реальной альтернативой распаду РФ должна стать региональная политика единого государства, основанная на равноправии всех субъектов федерации и формировании "ядра кристаллизации" регионов. В основе перспективной региональной политики должен лежать экономический блок: региональная адаптация реформ. Необходимо сформировать единую общегосударственную концепцию развития и размещения производительных сил РФ, которая бы позволила подойти к более рациональной пространственной организации производства. Автор отмечает, что и помимо воли центра процесс хозяйственной интеграции регионов набирает силу, т.к. носит объективный характер. Федеральные власти должны в определенной мере поддерживать крупные местные социальные программы регионов. Очень важное значение приобретает реформа бюджетной системы, где выделяются 2 аспекта: 1) децентрализация и 2) изменение соотношения отдельных звеньев системы в пользу местных бюджетов (с передачей соответствующей доли из федерального бюджета). Из мирового опыта оптимальным соотношением доходов по звеньям бюджетной системы в консолидированном госбюджете признается следующее: центральный бюджет -25%, бюджеты членов федерации - 30%, местные бюджеты - 20%, бюджет фондов соцстрахования - 25%, собственные доходы низовых звеньев бюджетной системы составляют 75-76%, а 24-25% приходятся на регулирующие трансферты центральной администрации. В нашей стране территории реально контролируют не более 14% финансовых ресурсов.

118. Скороходов В.А. Регионы и центр в реформируемой России // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1994. - N 10. - С.16 - 32.

На основании анализа причин кризиса централизованного государства (исторических, политических, экономических, национальных (автор определяет характерные тенденции зкономического и политического развития отдельных регионов России (севера и юга Европейской части, Урала, Сибири и Дальнего Востока), делает попытку обозначить особенности "настроения" регионов, их отношения к реформам, некоторые явления культурно-психологического порядка. В конце статьи анализируются варианты разрешения кризиса российской государственности: 1) самый опасный: распад России на отдельные государства; 2) выход из кризиса через авторитарный режим; 3) (оптимистически-реалистический) - утверждение подлинной федерации. По каждому варианту формулируются условия реализации и последствия осуществления. Автор не исключает, однако, появления и совсем непредсказуемых в настоящее время вариантов. В любом случае очевидно, что исторический поворот, проходимый Россией, будет определять не только ее будущее, но и будущее всего мира.


1-17 | 18-33 | 34-47 | 48-71 | 72-86 | 87-102 | 103-118 | 119-133 | 134-150 | 151-169 | Оглавление | Указатель | ССЭР'94

Указатель 

[ Начало | Академгородок | О библиотеке | Новости | Ресурсы | Выставки | Библиография | ИнфоЛоция | Поиск ]
Составитель Канн Сергей Константинович

© 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен Wed Feb 27 14:33:32 2019. Размер 50,752 bytes.
Посещение N 2878 с 03.10.1998