|
34. От кризиса к стабилизации экономики и ее последующему подъему: (Предложения Института экономики РАН к разработке программы "Реформы и развитие российской экономики в 1995-1997 гг.") // Вопросы экономики. - 1994. - N 11. - С.4 - 42. в подготовке доклада участвовал большой авторский коллектив во главе с Л.И.Абалкиным и В.И.Маевским. Главное внимание уделялось разработке конкретных практических рекомендаций, которые могли бы быть использованы при определении основных направлений развития экономики страны на среднесрочную перспективу 1995-1997 гг. По мнению авторов, исходные положения и принципы построения программы должны базироваться на реальной оценке ситуации и характера сложившихся тенденций, они же характеризуются как глубочайший кризис с явлениями саморазрушения народного хозяйства. Реформа зашла в тупик и практически приостановлена, а реформирование, как на уровне общества, так и правительства, заменено, фактически, стратегией выживания. Отправным пунктом разработки среднесрочной программы авторы признают отказ от односторонней монетаристской ориентации экономической политики и необходимость положить в ее основу критерии экономической эффективности и социальные индикаторы. Необходимо уйти от беспрецедентной в мировой практике ситуации, когда система цен, налогов, ставок процента оказалась несовместимой со структурой реального производства и уровнем действующих технологий, т.е. сориентирована преимущественно не на материальное производство, а на сферу обращения, да еще топливно-сырьевые отрасли. Авторы анализируют цели, этапы, содержание среднесрочной экономической политики, возможные сценарии. В последнем разделе (с. 38-41) рассмотрена "федерализация" курса реформ (отношения между центром и регионами). 35. Перламутров В.Л. Еще раз о траектории кризисного развития // Рос. экон. журнал. - 1994. - N 5-6. - С.14 - 23. Автор отмечает, что сомнений, куда же мы идем - к рыночной экономике или катастрофе - остается все меньше. Слово "реформа" лишь маскирует всеобщий развал. "Президент призывает россиян к гражданскому единению, хотя очевидно, что примирение горстки сверхбогачей и миллионов беднеющих - нечто весьма проблематичное." Америке повезло с Рузвельтом, - считает автор, и подробно иллюстрирует содержательную сторону провозглашенного Рузвельтом "Нового курса". Нынешний кризис российской экономики намного страшнее американской "великой депрессии" 30-х гг., но власти и речи не ведут о законах, подобных тем, что осуществлял в свое время американский президент. "Реформы" в России лишь плодят "социальных ловкачей", но ведь все в них не попадут. "Похоже, экстраординарные антикризисные акции воспоследуют тогда, когда и они не смогут помочь экономике и стране", - резюмирует В.Л.Перламутров. Но тогда речь придется вести уже не о курсе рыночных реформ как таковом, а о возврате к временам "военного коммунизма". Автор оговаривается, что он далек от мысли, что истоки нынешнего кризиса заключены только в заблуждениях политиков, но заявляет категорично, что не вызывает сомнений необходимость скорейшего привлечения к работе, во избежание окончательной экономической катастрофы, энергичной и компетентной "команды здравого смысла", вроде рузвельтовской... 36. Петраков Н. Болевые точки приватизации // Промышленный вестник России. - 1994. - N 2. - С.18 - 20. За два с половиной года форму собственности сменили десятки тысяч предприятий, более 80% организаций приватизированы в сфере торговли и услуг. Академик Н.Петраков сопоставляет провозглашенные цели с реальными результатами и приходит к выводу, что по количественным показателям приватизации (ваучеризация больших масс населения, число чековых инвестиционных фондов и т.п.) мы, как обычно, впереди планеты всей. Но по реальной отдаче этого процесса для экономики улучшении не видно: развивается спад производства, падает эффективность, ухудшается ресурсосбережение, дестабилизированы финансы и т.п. Потери экономики (40%-ный спад) больше, чем за годы войны, дефицит бюджета в 1993 г. превысил 17 трлн. рублей (10.5% ВВП), инфляция за тот же год составила более 1000%. Фундамент всей экономики - отношения собственности, но здесь есть большие сомнения относительно успехов, декларируемых Госкомимуществом. Госпредприятия лишь поменяли старые вывески на новые; собственность не персонифицирована (как до 1917 г.), зато разбазарена и разграблена "теневиками". Переоценка основных фондов с 1.01.1994 г. дала в их руки триллионы рублей. Спасение экономики - в сфере производства, где государство должно обеспечить создание конкурентной среды. 37. Пияшева Л. Запланированное будущее // Деловой мир. - 1994. - 27 декабря (N 288). - С.6. Реформаторское крыло экономистов (Е.Гайдар, А.Чубайс, Е.Ясин и др.) считает, что трансформация отечественной экономики в рыночную состоялась: позади и либерализация, и приватизация, необходима лишь "доводка" экономики до нужных кондиций посредством формирования финансово-промышленных групп, государственных "селективных программ" и т.п. мероприятий по укреплению государственности в народном хозяйстве. Оставляя "официальный оптимизм на совести придворных экспертов и аналитиков", доктор эконом. наук Л.Пияшева (зав. сектором аппарата Совета Федерации) полагает, что все еще впереди. Низшая точка кризиса еще не пройдена, с инфляцией бороться не научились, сохраняется неконкурентоспособность и убыточность значительной части предприятий, безработица присутствует в скрытой форме, царит полнейшая социальная незащищенность. Но уже говорится о новом этапе реформ, главным содержанием которого будет борьба с инфляцией и финансовая стабилизация. Эти же цели, правда, декларировались и в предыдущей трехлетке 1992-94 гг., но тогда инфляцию вполне сознательно лечили посредством инфляции же, т.е. накачкой эмиссионных денег (кредиты Центробанка выдавались на льготных условиях 10% годовых). Теперь собираются размещать среди предприятий, фирм и населения государственные долговые обязательства (ценные бумаги на 42,5 трлн. руб., при общем объеме эмиссии обязательств на 99,8 трлн. руб.), да еще взять в долг у внешних кредиторов 12,7 млрд. дол. Л.Пияшева полагает, что новый принцип - "жизнь взаймы" - в сочетании с практикой прямых конфискаций (обложение личных доходов, принудительное размещение долговых бумаг и т.п.), в сущности, ничем не лучше старого эмиссионного финансирования бюджетного дефицита. Выход есть лишь в отказе от расточительных расходов, в формировании бездефицитного бюджета, каких бы усилий это не стоило, в создании налоговых условий для бизнеса. 38. России необходимо гибкое государственное регулирование / Волконский В., Вороновицкий М., Перламутров В., Петраков Н. // Независимая газета. - 1994. - 19 июля. - С.4. Большинство объяснений причин кризиса, поразившего российскую экономику, связывают его с "нерыночным поведением" предприятий, отсутствием соответствующей инфраструктуры рынка, с разрывом хозяйственных связей бывшего СССР, с менталитетом советского человека. Авторы записки, не отвергая, в целом, указанных "поведенческих" факторов, обращают внимание на гораздо более серьезную, на их взгляд, причину кризиса - "нерыночную" структуру производственного аппарата, которая носит вполне объективный характер и труднее исправляется. Широкая либерализация цен и условий оплаты труда может привести к ситуации сильной дифференциации предприятий по уровню рентабельности (что заложено существующей структурой производства и уже наблюдалось ранее, в 1923 г., при так называемых "ножницах цен" и "кризисе спроса" ). Созданная реформаторами обстановка в отечественной экономике не способствует выравниванию уровней рентабельности и быстрому достижению равновесного состояния (стабилизации), а жестко ставит вопрос о закрытии огромной массы предприятий и увольнении их работников. в противном случае придется поддерживать нерентабельные производства проинфляционными мерами. Авторы предлагают разработанную программу государственного дирижизма - гибкого госрегулирования отраслевой структур цен, денежных потоков и пр., не исключающего и монетаризм. 39. Уринсон Я. Сценарий преодоления кризиса // Инженерная газета. - 1994. - Июль (N 71). - С.1. в статье первого заместителя министра экономики РФ Я.Уринсона рассмотрены по меньшей мере 3 имеющихся сценария дальнейших событий: 1) инерционный: исходит из возможных уступок правительства под давлением отраслевых лобби; его характерные черты: дотации отраслям за счет кредитов Центробанка, увеличение бюджетного дефицита, инфляция до 15% в месяц и т.д.; этот вариант приносит лишь временную видимость облегчения, но не снимает глубинных проблем и оценивается как "бесперспективный"; 2) жесткая финансово-кредитная политика; главный приоритет - достижение финансовой стабилизации к концу 1994 г.; условия; сокращение госрасходов, дотаций, субвенций, решительный контроль за кредитами; темпы инфляции можно было бы снизить к концу года до 3% в месяц, но неизбежен новый спад производства и инвестиционной активности, банкротства и рост безработицы в отдельных регионах до 20%. Этот вариант невозможен из-за политической нестабильности; 3) активная политика экономической стабилизации - наиболее приемлемый вариант ("взвешенные подходы", "умеренно-жесткая финансовая политика" и т.д.). Структурная политика должна носить селективный характер, т.е. обеспечивать "точечную поддержку" высокоэффективных производств. Автор приводит примерные показатели на конец года по (3) типу действий, сообщает о прогнозируемой к тому времени стабилизации жизненного уровня населения. Одновременно перечисляются мероприятия по (3) сценарию. 40. Федоров Б. "Купить" выход из кризиса нельзя // Известия. - 1995. - 21 февраля (N 33). - С.2. Депутат Госдумы Борис Федоров критически оценивает последнее послание президвнта РФ парламенту и указывает, что чего в нем не было, "так это профессионального анализа нелицеприятных выводов, четких политических обязательств"; послание должно быть стратегическим документом, а не мировоззренческой декларацией. Федоров пишет, что с любопытством увидел, что 1994-й был "годом контрастов", что в 1995-м нам предстоит в который раз "нормализовать экономический климат", построить "мост между инфляционным прошлым и инвестиционным будущим" были в послании слова о "легких" и "тяжелых" деньгах, был "самый загадочный" (на взгляд депутата) абзац про муниципальную статистику, без которой (строки Послания): "нельзя рассчитывать на реальную государственную политику по преобразованию местной власти на демократических началах." Страна на перепутье, считает Б.Федоров, и от предстоящих через 300 дней выборов многое зависит: либо обновление России, либо - позор и унижение. Решение политических, экономических и национальных проблем возможно только на базе принципов сильного государства как гаранта личных прав и свобод, эффективного правительства, порядка и законности, единства России, демократии и рыночной экономики. Нельзя спастись путем печатания денег или займа за границей: "купить" выход из кризиса нельзя. По мнению автора статьи, выход состоит: в снижении дефицита бюджета и инфляции для подъема производства и подъем производства для пополнения бюджета. Без этого невозможно поддерживать социальные программы, ухудшается здоровье людей, снижавется уровень образования, ослабляется защита природы. Плохая социальная политика снижает конкурентоспособность экономики. Получается замкнутый круг. Методы решения: контроль за эффективностью и сокращение неприоритетных расходов, поддержка малого бизнеса, экспорта, борьба с коррупцией. 41. Ханин Г.И. Начало краха // ЭКО: экономика и орг. пром. производства. - 1994. - N 7. - С.56 - 75. Основная идея статьи заключена в ее подзаголовке: "Мыльный пузырь псевдорыночной российской экономики лопнул". Экономический обзор за первый квартал 1994 г. сопровождается большим количеством данных официальной статистики и анализом существующих тенденций. Сопоставление ситуации в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, финансово-кредитной сфере, изучение динамики реальных доходов населения, развития дифференциации в доходах и пр. однозначно свидетельствуют, на взгляд автора, об усугублении кризиса в стране. Идет сокращение национального богатства (распродажа сырья), растет износ фондов (фактически уже несколько лет нет никакого накопления), убывают запасы материальных оборотных средств. Бедствием стали неплатежи предприятий по всей цепочке отношений. Основные выводы статьи сводятся к следующему: еще год-два назад посредством небольших изменений возможно было сделать реформы более осмысленными и постепенными; теперь, как во времена войны, во избежание краха, необходим переход к командным методам во многих отраслях. Это будет временное отступление реформаторов. В противном случае консерваторы могут вернуть эти методы навсегда. 42. Хорев Б.С. Экономический кризис: причины и пути выхода: (экономико-географический подход) // Известия Рус. геогр. о-ва. - 1994. - Т.126, вып.4. - С.32 - 37. Переломным моментом в социально-экономическом развитии России явился 1989 г. Отсюда можно вести отсчет нарастания кризисных явлений, снижения темпов производства, прироста капвложений и т.д. Это были первые ласточки резкого спада, произошедшего в 1992 г. Нарушились хозяйственные связи, упала дисциплина (производственная, договорная, трудовая), по всем направлениям начали нарастать негативные явления, системно захватывая всю цепочку экономических и социальных взаимосвязей, как в эффекте снежной лавины. Драматический характер приобрела демографическая ситуация, фактически - вырождение народа. Главная причина кризиса кроется в безудержном стремлении к "свободному рынку", а практически - к его самым диким формам. Результат такого пути - обогащение нарождающейся хищнической криминальной и компрадорской буржуазии, иностранного капитала. "Неловко даже как-то говорить о том, как нас околпачивают", - замечает автор. Бал правит диктатура невежества и злонамеренности. Действительные причины долговременного формирования предпосылок кризиса, по мнению автор, в том, что наша страна отстала от других по "реальной социализации", а вырвалась вперед - по формальной, по всеобщему огосударствлению, причем на уровне центральных ведомств. Таким образом, реформы должны были состоять в действительном обобществлении (постановке трудового коллектива в центр процесса), а не в quot;разобобществлении". В конечном счете, так происходит и на западе, где в огромных корпорациях очень трудно увидеть "хозяина" сверхэффективного производства. "С усложнением общества собственность становится анонимнее, а не персональнее", - указывает автор. 43. Ципко А. Новый год - новый выбор? // Российская Федерация. - 1995. - N 1. - С.2 - 3. Автор подвергает анализу итоги 1994 г., когда в условиях резкого спада производства, роста нищеты, задержек в выплате зарплаты и пр., тем не менее, была сохранена относительная стабильность политической жизни, "не было никаких волнений, беспорядков..." Политический анализ проводит к выводу, что в настоящий момент в России противостоят друг другу не так называемые "реформаторы" и "консерваторы", а, скорее, внутри самой структуры власти (прежде всего - президентской) - столичные радикалы ("космополиты-демократы", "либералы") и "провинциалы-эволюционисты". Автор утверждает, что идеологические предпосылки избранного курса реформ явились результатом "глубокого философского невежества": "Никто в мире еще не доказал, что для достижения успеха в реформах их надо осуществлять быстро и радикально". Наоборот, подчеркивает А.Ципко, весь исторический опыт показывает, что они должны представлять ряд последовательных, ограниченных преобразований, соответствующих природе субъекта, т.е. его национальной специфике, социальной культуре и т. д. Ближайшие перспективы автор статьи связывает со слоем "аппаратчиков-государственников". 44. Чубайс А.Б. Перемена участи // Открытая политика. - 1994. - N 2 (сентябрь). - С.13 - 20. "То, что сейчас последовательно и настойчиво создается в России, не удавалось сделать в таком масштабе нигде и никому, - пишет автор. - Страна, целиком находящаяся в руках государства, экономика, полностью зависимая от госчиновника, не заинтересованного ни в чем, кроме собственного благополучия, - удивительная это конструкция, идущая от мрачно-величественных времен Шумера и Спарты и дожившая до кануна 3-го тысячелетия христианской эры, - преображается, меняет внутреннюю структуру своего устройства, глубинные основы бытийности и доминанты человеческого поведения. Происходит перемена участи человека и страны, от ненормального и нечеловеческого к естественному и потому эффективному". А.Б.Чубайс пишет далее о том, что результаты проводящегося разгосударствления настолько успешны, что не могли ранее привидеться "и в самом сладостном сне". Он доказывает правоту именно того порядка реформирования страны, который был предпринят с 1992 г. Только либерализация цен смогла вернуть "дыхание" стране, которая уже умирала в предверии голода (а происходила в 1991 г. "элементарная остановка материально-вещественных потоков", потому, что их уже не двигали ни интерес, ни страх). После либерализации же быстро возникли стимулы, появились предпосылки для серьезного " лечения". В ходе приватизации началось масштабное "Переоформление собственности", которое еще не дает роста эффективности производства, но уже формирует перспективу. Люди получают рыночное образование, укрепляется рынок частных, а не централизованных, как прежде, инвестиций. Чубайс уверен, что у России "впереди может быть только рассвет и в принципе ничего другого". 45. Чубайс А.Б., Карпенко И. Для экономической катастрофы предпосылок нет // Известия. - 1995. - 14 января. - С.2. В беседе корреспондента "Известий" с Анатолием Чубайсом, первый заместитель председателя правительства подчеркивает: "Я могу твердо сказать, что реальных, объективных предпосылок не только для экономической катастрофы, даже для серьезного ухудшения ситуации нет. Убежден: мы обязаны как можно быстрее решить проблемы Чечни, созданные как объективными причинами, так и в значительной степени нашими ошибками. Решить - и вернуться к нормальной жизни. И довести до конца реформы..." Серьезно мешает атмосфера недоверия и нервозности. Она подстегивает инфляционные ожидания. В октябре-декабре 1994 г. динамика роста денежной базы не превышала 6-7%, а, между тем, инфляция, которая, как правило, проходит со сдвигом по времени, намного превысила ожидаемые те же 5-7%, достигнув в декабре 16,4% - "Это результат не только объективных факторов, но и психологии людей", - считает А.Б.Чубайс. Лишь предварительная подготовка Центробанка помогла предотвратить повторение в январе осеннего падения рубля ("черного вторника"): в первый день торгов на ММВБ курс доллара вырос на 44 руб., во второй - на 38, в третий - на 29, а с 12 января - уже на 24 руб., и "атака на рубль была отражена." По мнению Чубайса, если оценивать ситуацию не на уровне эмоций, а на уровне фактов, можно увидеть немало положительного: отмену лицензий и квот на нефть (с 1 января); сокращение видов деятельности, подлежащих лицензированию (со 144 до 70), с одновременной передачей большинства их на региональный уровень; усиление контроля за алкогольным, бриллиантовым, золотым рынками... 46. Явлинский Г.А. Одни говорят: это стабилизация, другие: снова застой // Куранты. - 1994. - 10 авг. - С.6. Несмотря на официальные оптимистические ноты, появившиеся в заявлениях правительства к концу I-го полугодия 1994 г., официальная статистика их не подтвердила. Ухудшение финансового положения многих предприятий, огромные неплатежи, задолженность бюджету (7 трлн. руб. в 1-ом квартале), спад производства на 26% к периоду 1-го полугодия 1993 г. и т.д. не радует. По мнению Г.А.Явлинского, у нас сложились фактически 2 инфляции: одна официальная, открытая (достигнутая чисто техническими средствами: долгами государства, невыплатой зарплаты и т.п.), а другая - реальная, подавленная, "и еще раз приходится повторять прописную истину: наша инфляция не является чисто финансовой проблемой. Это проблема структуры производства, проблема монополизма, проблема отсутствия конкуренции и частной собственности. Т.е. проблема осуществления настоящей экономической рыночной реформы, которая превращена у нас в "потемкинские деревни". Нынешняя стабилизация, на взгляд Явлинского, - благо весьма сомнительное. 47. Ясин Е.Г., Кузьминов Я.И. Изменить "состояние умов" // ЭКО: экономика и орг. пром. производства. - 1994. - N 8. - С.138 - 147. Беседа руководителей высшей школы экономики (ВШЭ) Е.Г.Ясина и Я.И.Кузьминова с корреспондентом журнала посвящена проблемам экономического образования высшего мирового уровня. Только на базе такого образования, широко использующего мировой опыт экономического моделирования, менеджмента и пр., возможно достижение каких-либо успехов в отечественной экономике. Недавно академик С.С.Шаталин произнес примерно такую фразу: "В экономической науке мы также неконкурентоспособны, как наши предприятия на мировом рынке". Поддерживая ее смысл, Е.Г.Ясин подчеркивает, что незнание некоторых эффектов и явлений, давно известных и описанных на Западе, сыграло с нашими экономистами и нашей экономикой "злую шутку": предложенные в 1987 г. и позднее шаги оказались разрушительными для всей советской экономики. Задача современной ВШЭ - дать базовый уровень знаний по мировому стандарту. Можно спорить о разных вещах, но не о тех, что уже решены мировой наукой. Есть некий уровень, ниже которого лежит область полного согласия и единомыслия всех специалистов. Этот базовый уровень есть на Западе, но у нас его пока нет. Подготовленные в ВШЭ специалисты будут ориентированы на отечественные российские проблемы. См. также следующие N N публикаций: 58, 148, 150, 159.
|
|