Стратегия стабилизации экономики региона '95: Библиография (поз.48-71)
Навигация
ССЭР'95Стратегия стабилизации'95

Указатель
Logo


Раздел 2. Формирование рыночных механизмов в условиях переходной экономики.

48. Абанкина И. Анализ региональных различий формирования жилищного рынка // Вопросы экономики. - 1994. - N 10. - С.111 - 119: 5 табл.

Рассматриваются региональные особенности формирования рынка жилья на основе материалов исследований, проведенных в рамках проекта "Сбор данных и анализ рынка жилья в российских городах" по заказу Института экономики города (Вашингтон). Для исследования были выбраны 7 городов - Москва, С.-Петербург, Ростов-на-Дону, Нижний Новгород, Барнаул, Новгород и Тверь. Ситуация на жилищном рынке анализировалась с точки зрения структуры предложения, уровня цен в 1992 - нач. 1994 гг., времени и количества проведенных аукционов, сопоставления динамики цен (в том числе - и на строительную продукцию) и ряда др. показателей. При этом использовались данные о жилищных индикаторах по методике Всемирного банка, адаптированной для России. Анализ позволяет сделать вывод о постепенном изменении ситуации в жилищном секторе от крайне низкого уровня разнообразия и динамичности накануне реформ к активно формирующемуся рынку недвижимости (рассмотрены региональные особенности для юга и северо-запада России). Наряду с данным процессом существует и тенденция стагнирования на рынке жилья, характерная, например, для северных монопромышленных городов (г. Мирный и др.). Миграционные процессы, характеризующиеся оттоком населения из северных районов (Тюменская обл., Якутия), существенно влияют на уровень цен на жилье на юге России.

49. Аукуционек С.П. Рыночная реформа и переходный кризис // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1995. - N 1. - С.5 - 15: 2 рис., 4 табл.

В исследовании, выполненном зав. сектором ИМЭМО РАН при финансовой поддержке центра социальных наук "Интерцентр", рассматриваются общие и специфические факторы глубокого трансформационного кризиса, переживаемого странами с переходной экономикой. Дается классификация взглядов на переходный кризис (объяснения кризиса: субъективные, ситуационные, адаптационные, теория идеального перехода), анализируется механизм изменения поведения производителей (внешний и внутренний аспекты), выводятся следствия нерыночного поведения производителей: 1) поддерживается потенциал спада производства; 2) сохраняются нерентабельные предприятия; 3) затрудняется использование традиционных (кейнсианских) методов антикризисного регулирования и стимулирования. Основные выводы автора сводятся к следующему: 1) опыт реформ в постсоциалистических странах убеждает в том, что преобразование планового хозяйства в рыночное сопровождается особым видом кризиса - переходным кризисом (Китай избежал его лишь потому, что имел слаборазвитую плановую экономику, не зашедшую слишком далеко); 2) причины переходного кризиса - разнообразны, но главная - это нерыночное поведение бывших гос. предприятий; 3) такое поведение влечет неэффективность стандартных методов регулирования (например - через стимулирование совокупного спроса); 4) к середине 1994 г. поведение российских предприятий стало более рыночным, но искажено по внутренней мотивации.

50. Блинов А. Региональные фонды и другие финансовые институты поддержки предприниматедьства // Вопросы экономики. - 1994. - N 11. - С.151 - 155.

Без аккумуляции и целевого вложения значительных финансовых средств в рамках продуманной политики, осуществляемой региональными органами власти, невозможно развитие предпринимательства и создание благоприятной конкурентной среды. Создаваемые при участии Госкомитета РФ по антимонопольной политике региональные фонды поддержки предпринимательства призваны обеспечить аккумулирование финансов за счет: 1) поступлений из федерального и местных бюджетов; 2) отчислений от приватизации госимущества; 3) поступлений от банковских структур; 4) поступлений от предприятий и организаций; 5) отчислений средств от регистрации предприятий; 6) доходов от предпринимательской деятельности самих Фондов; 7) иностранных инвестиций. Фонды поддержки предпринимательства помогают решать задачи развития рыночной инфраструктуры: участвуют в разработке и реализации региональных программ, поддерживающих предпринимательство и конкуренцию; осуществляют различную помощь (финансовую, материально-техническую, организационно-методическую и т.д.) хозяйствующим субъектам, выходящим на монополистические рынки товаров и услуг. Привлечение к такого рода деятельности значительных средств диктует необходимость создания ряда новых финансовых институтов поддержки малого бизнеса: тендерного центра, страховой компании, депозитной компании, инвестиционной компании и муниципального банка. По каждой новой структуре в статье сформулированы цели и задачи ее деятельности.

51. Ветров А.Н., Лукьянов Г.И., Палюх Б.В. О регулировании цен на монопольном рынке // Предпринимательство и власть: проблемы взаимодействия. - М., 1994. - С.162 - 166.

Вопрос о необоснованном завышении цен монополистами стоит очень остро и является основным в законе РФ "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" (ст. 5). Завышение цен может быть как прямым, так и косвенным - через навязывание контрагенту невыгодных или не относящихся к делу условий договора. Ущерб наносится как другим хозяйствующим субъектам, так и отдельным гражданам, но само завышение возможно лишь в условиях существующего дефицита товаров и услуг. Монополия тянет за собой сокращение производства и неправильное распределение доходов. Если последнее обстоятельство поправимо через систему налогообложения, то сокращение производства усиливает дефицит потребительских товаров и играет на руку тем же монополиям, вздувающим цены. Следовательно, актуальным представляется вопрос о разработке методики анализа экономической деятельности хозяйствующих субъектов, занимающих доминирующее положение на рынке определенных товаров, для выявления случаев злоупотребления ими своим монопольным положением. Авторы предлагают подход к решению данного вопроса. Зная издержки монополиста, всегда можно вычислить цену на его продукцию, такую, которая приблизительно соответствовала бы цене на аналогичный товар в условиях свободной конкуренции. Сравнивая эту цену с фактической ценой на монопольном рынке, можно определить степень злоупотребления хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением. Поэтому монополист заинтересован всячески скрывать свои истинные издержки. Однако здесь авторы предлагают применить методы математического моделирования: 1) процесса авторегрессии - скользящего среднего (для прогнозирования на основании предыдущих значений одного и того же ряда наблюдений) и 2) передаточной функции (для прогнозирования по двум или более рядам). Полученный прогноз издержек сравнивается со значением, предъявленным монополистом, и если оно не попадает в доверительный интервал, контролирующий орган проводит тщательную проверку по данной статье. Авторы предлагают также архитектуру человеко-машинной системы для диагностики цен.

52. Ворожейкин В.Н., Рыбаков Ф.Ф. Демонополизация экономики, как элемент рыночных отношений / Республ. комплексн. науч.-иссл. программа "Народы России: возрождение и развитие". - СПб: Гидрометеоиздат, 1994. - 167 с.: 21 табл.

Авторы, основываясь на фактах, показывают, что политика макроэкономической стабилизации потерпела неудачу из-за своей направленности на исключительно монетаристские методы. Спад производства, достигший лишь за полгода 1994-го по Санкт-Петербургу 27.8% от уровня 1993 г. (об остановке производства известили 54 предприятия города), наглядно показывает, что идет процесс разрушения экономики. При спаде инвестиционной активности невозможна не только структурная перестройка, но и элементарный экономический рост. Износ основных производственных фондов приблизился к 60%. Все говорит в пользу необходимости существенной корректировки реформ, особенно в смысле широкого внедрения антимонопольных методов. Высокая монополизация отечественной экономики -одно из главных препятствий на пути реформ.

53. Головнина О.А., Полякова Т.В. Вопросы регулирования монополии и конкуренции на региональном уровне с учетом опыта промышленноразвитых стран // Предпринимательство и власть: проблемы взаимодействия. - М., 1994. - С.155 - 161.

Антимонопольное законодательство существует в промышленно-развитых странах уже более 100 лет. Наиболее существенно вмешательство государства именно в регулирование процессов конкуренции и ценообразования. Правовые нормы: противодействуют слиянию компаний, усиливающему монополизм производителей; запрещают картелирование (объединение производителей для совместной торговли); запрещают "переплетение директоратов", т.е. вхождение одних и тех же лиц в Советы директоров конкурирующих компаний; запрещают раздел внутреннего рынка между товаропроизводителями; противодействуют сговору о ценах и применению демпинговых цен. Антимонопольное законодательство различает меры против монополии как структурной единицы (субъекта рынка) и меры против монополистических приемов, так называемой "недобросовестной конкуренции". Авторы подробно рассматривают практику госрегупирования в различных отраслях (ФРГ, Швеции, Австрии, Японии и др.), сложившиеся традиции и национальные особенности. Рассказывается об организации антимонопольных систем на региональном уровне. В целом, региональные управления по ценам и конкуренции выполняют следующие функции: 1) регулирование цен на так называемые муниципальные монополии (водоснабжение, канализация, озеленение и т.д.); 2) контроль за ценами федеральной и муниципальной монополий; 3) отслеживание динамики свободных цен и информирование Федерального управления по конкуренции и ценам; 4) определение степени монополизма на товарных рынках (особенно по товарам "потребительской корзины", по товарам для детей и молодежи); 5) регулирование монопольно складывающихся цен по вышеуказанным группам (через взаимосвязь предельного уровня рентабельности и нормы прибыли на капитал); 6) контроль правильности цен, оформления покупок, соответствия качества; 7) экспертиза и защита прав потребителя; 8) сбор сведений о ценах и конкуренции и передача их на федеральный и региональный уровни управления.

54. Демонополизация экономики и развитие конкуренции в Нижегородской области: (Программа действий на 1994-1995 гг.) / Гос. ком. РФ по антимоноп. политике, Нижегород. террит. упр. и др.; Под общ. ред. Г.Н. Гудкова. - Ниж. Новгород: ГИПП "Нижполиграф", 1994. - 200 с.: ил., табл.

В сборнике опубликованы нормативно-правовые акты администрации Нижегородской обл., касающиеся демонополизации экономики, развития конкуренции и предпринимательства. Среди документов: программы по поддержке предпринимательства (в том числе - малого) на территории области, по защите прав потребителей, по созданию конкурентной среды, планы мероприятий по усилению охраны общественного порядка, повышению уровня защиты прав и личной безопасности предпринимателей, их имущества от преступных посягательств. Документы сопровождаются таблицами мероприятий (с указанием исполнителей, источников финансирования и т.п.), диаграммами и схемами, иллюстрирующими организацию и масштабы деятельности по защите в области прав потребителей. В целом, сборник дает представление о целенаправленной деятельности властей по рыночному реформированию экономики нижегородского региона. В составлении книги участвовала также областная Конференция предпринимателей.

55. Зверев А.В. Стратегия экономической безопасности России // Российские вести. - 1995. - 7 февраля. - С.2.

Руководитель департамента экономики Правительства РФ А.В.Зверев развернуто излагает принятые недавно возглавляемой им межведомственной комиссией основные положения государственной стратегии в области обеспечения экономической безопасности России. Программа охватывает широкий спектр вопросов, структурированных по разным уровням сложившейся в стране экономической иерархии: уровень семьи и личности (интересы каждого гражданина), микроэкономический уровень агентов рынка, региональный и отраслевой уровень (субъектов РФ), макроэкономический уровень страны в целом. На каждом уровне проблемы безопасности носят свой характер. Стратегия экономической безопасности выделяет угрозы внутренние и внешние и предлагает меры, направленные на их предотвращение. В области региональной политики она нацелена на преодоление сепаратистских тенденций в ряде регионов, для чего требуется разработка концепции рационального сочетания интересов государства и регионов. Необходимо провести системное и научно-обоснованное ранжирование территорий по уровню их социально-экономического развития, разработать и реализовать ряд федеральных программ по поддержке регионов с особо-сложными экономическими условиями и низким уровнем жизни населения (депрессивных регионов), в интересах предотвращения в них социальных взрывов. В таких регионах стратегия экономической безопасности предусматривает активизацию источников их собственного саморазвития.

56. Зверев А.В. Экономическая безопасность России // Экономика и жизнь. - 1995. - Февраль (N 8). - С 16.

На состоявшемся в начале 1995 г. заседании межведомственной комиссии Совета Безопасности Рф по экономической безопасности были обсуждены и приняты основные положения государственной стратегии экономической безопасности России. О содержании этого документа рассказывает председатель комиссии А.В.3верев. Экономическая безопасность понимается как возможность и готовность экономики обеспечить достойные условия жизни и развития личности, социально-экономическую и военно-политическую стабильность общества и государства, противостоять влиянию внутренних и внешних угроз. Реализация стратегии экономической безопасности позволит: 1) активно влиять на процессы в мире, затрагивающие национальные интересы России; 2) решать внутренние задачи, не поддаваясь давлению извне; 3) обеспечить населению образ и качество жизни, гарантирующие социальный мир и спокойствие в обществе. Целями стратегии в переходный период должны стать: 1) ориентация на создание предпосылок экономического роста; 2) поддержание производственного и научно-технического потенциала; 3) недопущение снижения жизненного уровня населения до социально-опасных величин; 4) предотвращение межгрупповых и межнациональных конфликтов; 5) внешнеполитический курс, обеспечивающий экономическую независимость страны и место на внешних рынках. Необходимо отражение и предотвращение угроз: внутренних (деформированность и неконкурентность экономики, монополизм, высокий уровень инфляции, разрушение научно-технического потенциала и "утечка мозгов", имущественное расслоение и т.п.) и внешних (сырьевой экспорт, зависимость от импорта, внешний долг и др.).

57. Киселева З.Ф. Опыт функционирования предпринимательства на районном уровне // Предпринимательство и власть: проблемы взаимодействия. - М., 1994. - С.144 - 146.

В статье зам. главы администрации Бежецкого района (Тверская обл.) рассказано об опыте развития мелкого и среднего предпринимательства на местном уровне. В таких небольших городах, как Бежецк, половина налогоплательщиков относится к малым предприятиям. В Бежецке зарегистрированы и работают 15 акционерных обществ, 117 товариществ, 3 ассоциации, 30 частных предприятий, 500 фермерских хозяйств. Они производят более 30% товаров и услуг в городе и районе. Целый ряд предприятий работает очень стабильно, утвердив себя в качестве надежных, преуспевающих партнеров. Одно из ТОО имеет объем производства в 2,2 млрд. руб. и выпускает стройматериалы, строит жилье. Другие предприятия возводят дома для военнослужащих, ведут строительство дорог. Организация "Стиль" возрождает памятники истории и культуры; производство и реализацию изделий легкой промышленности осуществляет "Тверьлен". Молочная и мясная продукция, выпускаемая в городе, - самая дешевая в близлежащей зоне, ею наполнены все торговые очки. Взаимодействие между администрацией и предпринимательскими структурами развивается благоприятно, хотя его налаживание стоило немалых трудов. Бжеквартально при главе администрации проводится совещание с предпринимателями, отношения переводятся на договорную основу. Направления поддержки бизнеса: консультации, предоставление льгот.

58. Логуа Р.А. Проблемы формирования рыночной экономики России. - М.: Луч, 1994. - 272 с.: табл. - Библиогр.: с.247-268 (354 назв.).

Рассматриваются особенности реформирования экономики России, противоречивость рыночной экономики, экономическая политика в условиях смешанной экономики, тенденции перехода российской экономики в новое качественное состояние, адаптационный механизм переходного периода. Автор обстоятельно анализирует проблемы, вызванные непродуманным переносом на российскую почву западных моделей рынка. Согласно концепции книги, реформирование российской экономики - не самоцель, а "путь создания адекватной отечественным условиям хозяйственной системы, обеспечивающей рост благосостояния народа". Непоследовательный, бессистемный подход привел к утрате контроля над основными параметрами общественного производства, началось разрушение научно-промышленного и трудового потенциала, усилилось технологическое отставание страны. Объективно необходимая и единственно возможная перестройка производительных сил на рыночные основы породила другую крайность - почти полный отказ от активной экономической роли государства. "За все крайности неквалифицированного руководства страной сейчас расплачивается народ",- пишет автор и предлагает целый комплекс стабилизационных мер по разделению финансов государства и предприятий, налогообложению и пр.

59. Макарова Г.Н. Командно-административный монополизм и его модификации в условиях постсоциалистической экономики / Иркут. гос. экон. академия; Науч. ред.: проф. М.П. Демина. - Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1994. - 219 с.: ил. - Библиогр.: в комментариях, с 197-216.

Предметом анализа в монографии являются: командно-административный монополизм в сфере экономики (возникновение, природа, классификация типов и форм); основные формы и модификации монополизма в сфере экономики в постсоциалистический период развития; направления и проблемы антимонопольной политики в условиях рыночного и постсоциалистического типов экономики. Автор считает, что общей тенденцией при оценке действий монополии должно быть обнаружение доказательств подавления ею свободной добросовестной конкуренции. Но в условиях существующего кризиса следует пресекать, в первую очередь, практику монопольного завышения цен, нежелание монополии технически перестраиваться, экономить ресурсы.

60. Орлов В. Если ничего не делать, 1995 год будет средним: лучше 1996-го, но хуже 1994-го: Очередное послание предпринимателей президенту и депутатам // Новая ежедневная газета. - 1995. - 12 января (N 5). - С.4.

Больше 1/2 ВНП России уже производится в негосударственном секторе экономики. Здесь трудоустроены 3/4 промышленных рабочих. Цивилизованные предприниматели объединяются в ассоциации для ведения цивилизованного бизнеса. Не последнюю роль среди них играет Торгово-промышленная палата РФ. В годовом послании палаты руководителям страны дан анализ уходящего года, прогнозы, рекомендации. Палата заинтересована в развитии рыночной инфраструктуры и бизнеса: в распространении информационной индустрии, системы сертификации товаров, защите добросовестных агентов от недобросовестных. Она может использовать для этого единую информационную систему - 62 территориальных абонента, 9 зарубежных представительств и десятки тысяч пользователей. Класс предпринимателей готов к сотрудничеству и хочет, чтобы к нему прислушались.

61. Предпринимательство и власть: проблемы взаимодействия / Ин-т экономики РАН, Администрация Тверской обл.; Редкол.: Сергиенко В.Я., Пирогов С.В., Зельднер А.Г. - М., 1994. - 218 с.: табл.

Сборник содержит материалы одноименной Межрегиональной научно-практической конференции, проведенной в г.Твери в марте 1994 г. Участники ее отмечали, что при разумном сочетании взаимодействие предпринимательских и властных структур вполне может предопределить успех рыночных реформ, приостановить спад производства, создать конкурентную среду, наполнить рынок. В выступлениях анализировался практический опыт взаимодействия: его формы, эффективность, перспективы. Рассматривался политический механизм регионального управления, конституционная основа предпринимательства; затрагивались бюджетно-финансовые проблемы, вопрос о регулировании цен на монопольном рынке; ситуация рыночного реформирования прослеживалась в докладах по различным направлениям: конверсия, социальная сфера, внебюджетные фонды социальной защиты, занятость населения, развитие туризма в Тверском регионе, деятельность торговопромышленных палат и т.д. По итогам проведенных дискуссий на пленарных и секционных заседаниях были выработаны рекомендации по совершенствованию взаимодействия предпринимателей и властей различных уровней (района, города, области).

62. Приоритеты национальной экономики в 1995 году с точки зрения российского предпринимательства: Годовой доклад Торгово-промышленной палаты Российской Федерации // Деловой мир. - 1995. - 9-15 января (N 1). - С.24 - 27.

Подобный документ подготовлен в нашей стране впервые. В нем обобщены мнения ученых и предпринимателей, обозначены проблемы, сформулированы предложения. На заседании правления Торгово-промышленной палаты доклад был обсужден и утвержден в конце декабря 1994 г., после чего направлен Президенту РФ, правительству и Федеральному Собранию. Экономическая ситуация в стране в докладе оценивается как сложная и противоречивая. Неутешительные прогнозы не исключают чрезвычайно опасного обострения социально-экономического положения в стране весной 1995 г., с угрозой перерастания в общенациональный кризис. По мнению авторов доклада, "объективный подход к анализу российской деиствительности требует отрешиться как от казенного оптимизма, так и синдрома чрезмерной драматизации обстановки". Центральной проблемой продолжает оставаться инфляция, причины которой коренятся в монополизме и технической отсталости. В докладе предлагаются меры по преодолению спада производства, по стимулированию перетока сюда капитала из сферы обращения и существенной активизации инвестиционной деятельности. Отдельным разделом выделена проблема совершенствования законодательства для бизнеса. Намечены перспективы нового этапа приватизации, изменений на рынке труда. Целый ряд рекомендаций посвящен очень острой проблеме безопасности предпринимательства.

63. Радыгин А.Д. Реформа собственности в России: на пути из прошлого в будущее. - М.: Республика, 1994. - 159 с.: 16 табл. - Библиогр.: с.141-146.

В монографии зав. лабораторией проблем приватизации и структуры собственности Института экономических проблем переходного периода рассматриваются вопросы: 1) цели, ограничения и особенности реформы собственности в переходной экономике; 2) история первых подходов к реформе ("косметические меры раннеперестроечного периода 1985-89 гг.", правовые акты 1990-91 гг. и т.д.); 3) дискуссия о приватизации накануне 1992 г.; 4)"спонтанная приватизация" 1987-92 гг., ее формы, этапы; 5)"программный приватизационный процесс" (1-я программа - июнь 1992 г,; П-я - декабрь 1993 г.); 6) основные характеристики развития приватизационного процесса в 1992-94 гг.; 7) российская модель массовой приватизации (окт. 1992 - июнь 1994 г.): ваучеры, акционирование, чековыче аукционы, инвестиционные фонды и конкурсы; 8) новая структура собственности и вторичный рынок акций; 9) реформа собственности в "постваучерную эпоху". Предисловия к книге написали осенью 1994 г. директор Института Е.Гайдар (с.6-9) и зам. пред. Госкомимущества РФ Д.Васильев (с.10-12). Книга снабжена различными статданными (в таблицах), характеризующими ход приватизации, рынок ценных бумаг и т.д.

64. Рыночные преобразования на Дальнем Востоке / Дальневост. НИИрынка; Приамур. геогр. о-во; Отв. за выпуск Симаков В.И. - Хабаровск, 1994. - 102 с.: табл. - Виблиогр.: с.100-101 (16 назв.).

В книге рассматриваются: теоретические и методологические основы анализа хода реформ на Дальнем Востоке; развитие приватизационных процессов (дается их оценка); проблема занятости и условия жизнедеятельности в Дальневосточном регионе (тенденции, рынок труда, потребительское поведение населения). Приводится много статистических данных о ходе реформирования экономики Дальнего Востока. Основной вывод работы: несоответствие в регионе темпов становления частной собственности и уменьшения сектора командно-административной экономики, в силу чего образовалась масса переходных форм.

65. Становление регионального рынка ценных бумаг / Золотарев В.С., Наливайский В.Ю., Тебенчук В.Н., Алифанова Е.Н.; Ростов-на-Дону ин-т нар. хоз-ва. - Ростов-на-Дону: Полиграф, 1994. - 64 с.: табл., схем. - Библиогр.: с.63 (26 назв.).

Работа посвящена анализу рынка ценных бумаг, его месту в структуре финансового рынка, факторам приватизации в регионе (Ростовская обл.) и общему инвестиционному климату в России, характеристике влияния приватизации на развитие регионального рынка ценных бумаг. Авторы рассматривают состав участников этого рынка (источники наполнения, выход на рынок приватизированных предприятий, участие банков, роль биржевых институтов и т.д.), факторы регулирующего влияния на региональный рынок ценных бумаг. В книге отмечено, что целесообразно разрешить регионам со сложным социально-экономическим положением формировать рынок ценных бумаг даже посредством издания собственного (регионального) законодательства, регионального регулирования налогообложения, использования прав регистрации ценных бумаг, квотирования и лицензирования.

66. Становление рыночной экономики: проблемы, поиски, решения / Науч. ред.: С.В.Мокичев. - Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1994. - 122 с.: ил. Библиогр.: в примеч., с.120-121.

Ключевые вопросы, рассматриваемые в книге, связаны с формированием и развитием рыночных отношений в России в целом и ее регионах. Коллектив авторов исследует диалектику взаимосвязи собственности и рыночного реформирования, формы предпринимательства, формирование и развитие акционерных обществ. Анализируется роль монополии и конкуренции в рыночной модели хозяйствования (место монополистической власти на отечественном рынке), показываются возможные направления государственного регулирования экономики в период становления рыночных отношений. Среди других тем: проблемы функционирования рынка инвестиций, адаптации рабочей силы к новым условиям, диалектики развития банковской системы ценообразования и условий макроэкономического равновесия открытой экономики, внешнеэкономической деятельности предприятий. В работе широко привлекается зарубежный экономический опыт повышения эффективности производства, антимонопольной политики, приватизации, бюджетного регулирования и т.д. По мнению авторов, глубина экономического кризиса в России предопределяет длительность перехода к рыночным отношениям. От регулирующей роли государства в этом процессе будет зависеть как пойдут преобразования, какая цена будет заплачена за построение новой экономической системы, как распределится бремя реформ между различными социальными группами. Учитывая традиции, образ мышления населения, роль государства в новой системе будет по-прежнему значительной.

67. Тагиров Э., Мальгин В., Спирчагов Г. Предпринимательство: история, стратегия развития. - Казань: Изд-во Казан. фин.-экон. ин-та, 1994. - 127 с.

Переход к рыночной экономике невозможен без создания многочисленного слоя предпринимателей - людей с деловой хваткой и энергией, со специфической системой ценностей, культурой отношений и этикой. "Экономическое чудо" Германии, Японии, Чили Юж.Кореи базировалось на стремительном росте класса предпринимателей, да и в прежней России в этом отношении было много поучительного. В книге сделана попытка проследить историю российского предпринимательства: самобытность пути, взаимоотношения государства с частным предпринимательством, менталитет российского купечества и банкиров, послеоктябрьскую драму русских капиталистов. Исторические и биографические справки об известнейших банкирах дореволюционной России - А.Л.Штиглице, братьях Поляковых, Рябушинских, Бахрушиных - дополняются глубоким анализом своеобразия исторического пути России с точки зрения общецивилизованного подхода. Такое рассмотрение помогает определить наиболее эффективные направления развития предпринимательства на современном этапе рыночных отношений. Авторы также уделяют серьезное внимание становлению организационных форм предпринимательства (типам предприятий, акционерных обществ, атрибуций партнерств и товариществ), проблемам малого и среднего бизнеса. Исследуются вопросы общественного признания предпринимательства; обеспечения соответствующих финансовых условий и предоставления налоговых льгот; расширения инфраструктуры рынка. Отдельное место уделено проблемам молодежного предпринимательства (с.99-111).

68. Фокин Ю.В. Новый механизм экономических отношений хозяйствующего субъекта с местными, региональными и федеральными органами управления // Предпринимательство и власть: проблемы взаимодействия. - М., 1994. - С.124 - 130.

Предлагается в принципе отказаться от существующего порядка долевого распределения всей балансовой прибыли между хозяйствующими субъектами и государством. Весь нормативный прибавочный продукт в составе цены каждого товара (как обязательный взнос, исчисляемый по единой стабильной ставке к сумме нормативно заработной платы хозяйствующего субъекта) должен поступать или в полном объеме в распоряжение федерального органа государственного управления (с последующим распределением между ними и всеми субъектами федерации), или, как частный случай, определенная его доля сразу остается в распоряжении субъектов федерации, а остаток направляется в распоряжение центральных органов федерации. Предлагаемый механизм изъятия аналогичен изъятию страховых фондов. При этом весь эффект хозяйствования, возникающий как разность между ценой и индивидуальной стоимостью изготовления товара, должен оставляться в распоряжении хозяйствующего субъекта. Изъятие нормативного прибавочного продукта и оставление эффекта хозяйствующему объекту создает, с одной стороны, предпосылку материальной обеспеченности производства, появления дополнительных ресурсов на потребительском рынке и одновременного связывания "горячих денег". С другой стороны, установление обязательных отчислений в консолидированный бюджет по единой для всех ставке к нормативной заработной плате создает большую гарантированность финансовых поступлений в его доходную часть, чем при действующей системе налогообложения. Предполагается также, что хозяйственный субъект будет иметь право самостоятельно распоряжаться всем эффектом только в том случае, если он будет использовать его на инвестиции. Если эффект будет направлен на прирост личного потребления (в фонд дополнительной оплаты труда), то он должен быть разделен на 2, как правило, равные части: 1) на дополнительную оплату и 2) в целевой фонд создания дополнительного производства потребительских товаров в ежегодном объеме, равном сумме дополнительной оплаты труда. При этом вторая часть безусловно поступает в распоряжение местных властей как средства целевого внебюджетного фонда. В статье формулируются условия, необходимые для перевода предприятий на новый режим хозяйствования.

69. Шниппер Р.И., Новоселов А.С. Проблемы рынкообразования в районах Севера: Препринт 129 / РАН, Сиб. отд-ние. Ин-т эк-ки и орг. пром. пр-ва. - Новосибирск, 1994. - 45 с.

В работе рассматриваются проблемы рынков Севера в условиях переходного периода, определяется влияние региональных факторов на формирование и функционирование рынков Севера (факторы: климатический, природно-ресурсный, демографический, структурный, транспортный, расселенческий и градообразующий). Дается характеристика и направления развития товарных рынков Севера на перспективу. Среди важнейших вопросов, требующих решения, намечены; 1) сохранение для районов Севера госзаказа с дифференциацией по товарным группам; 2) разработка госпрограммы товарного обслуживания Севера, основанной на вариантной оценке направлений; 3) создание льготных условий для производителей, работающих в интересах Севера; 4) регулирование соотношения минимальной и средней зарплат на Севере в соответствии со стоимостью потребительской корзины; 5) придание государственного статуса всем северным инвестиционным, экологическим и т. п. программам и ряд других.

70. Шниппер Р.И., Новоселов А.С. Региональные проблемы рынковедения: Экономический аспект / СО РАН, Ин-т экон. и орг. пром. пр-ва; Отв. ред. В.В.Кулешов. - Новосибирск: Наука, 1993. - 448 с.: табл. - Библиогр.: с.436-437.

В книге рассмотрены содержание и задачи регионального рынковедения, система региональных рынков, включающая потребительский рынок, рынки средств производства, труда, финансово-кредитных ресурсов, капиталов, недвижимого имущества, информации. Охарактеризованы новые формы и функции субъектов региональных рыночных отношений - государственных, муниципальных, частных, иностранньх и совместных предприятий, местных органов управления, населения. Особое внимание уделено специфике формирования рыночной инфраструктуры в регионах: товарных и фондовых бирж, коммерческих центров, торговых ассоциаций, коммерческих банков, финансово-кредитных институтов, а также информационной и правовой инфраструктуры. Рассмотрены методы экономической диагностики и прогнозирования региональных процессов, влияющих на развитие рынков. По мнению авторов, совместимость планирования и рынка достижима при четком определении роли и места планирования в развитии рыночной экономики. Если директивное планирование, возможно, лишь в экстремальных условиях, ведет к приостановке активного функционирования рынка, то планирование индикативное вполне совместимо с рынком, а в некоторых случаях даже необходимо, о чем свидетельствует и опыт развитых рыночных экономик. Рынковедение, используя методологию экономической диагностики, позволяет решать задачи развития внутрирегиональных и межрегиональных рынков, устранять диспропорции в структуре и размещении производства, прогнозировать тенденции и перспективы как производства, так и потребления.

71. Шумов Ю. Региональные хозяйственные структуры и возможность их влияния на увеличение объемов промышленного производства // Фин. бизнес. - 1994. - N 5. - С.9 - 12.

В статье исполнительного директора корпорации ТОНАР рассмотрены условия, влияющие на развитие падения объемов промышленного производства. Мировой опыт предлагает возможности противостоять спаду, в частности, посредством кредитного небанковского обслуживания предприятий финансовыми организациями (фактор-фирмами) в формах факторинга и форфейтинга. Деятельность такого рода структур могла бы помочь при закупках сырья, комплектующих, энергоресурсов. Не менее перспективен и лизинг - аренда машин и оборудования, с возможностью их последующего выкупа по остаточной стоимости. Развитие ярмарок - традиционной российской достопримечательности - вполне способно наладить устойчивый сбыт продукции (выставки-продажи на постоянной основе). Автор статьи очерчивает экономические условия функционирования вышеперечисленных механизмов, подробно останавливается на каждом перспективном направлении.

См. также следующие N N  публикаций: 7, 10, 13, 32, 36, 111, 115, 146.


1-17 | 18-33 | 34-47 | 48-71 | 72-86 | 87-102 | 103-118 | 119-133 | 134-150 | 151-169 | Оглавление | Указатель | ССЭР'94

Указатель 

[ Начало | Академгородок | О библиотеке | Новости | Ресурсы | Выставки | Библиография | ИнфоЛоция | Поиск ]
Составитель Канн Сергей Константинович

© 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен Wed Feb 27 14:33:32 2019. Размер 71,956 bytes.
Посещение N 12427 с 03.10.1998