В определениях научных школ, сформулированных И.М.Сеченовым, К.А.Тимирязевым, И.П.Павловым и другими выдающимися представителями российской науки, указывается, что характерным и общим для всех научных школ является воспитание ученых, способных самостоятельно разрабатывать фундаментальные проблемы науки, развивать науку и воспитывать преемственность поколений научно-исследовательских и педагогических кадров.
Многие научные школы имеют свои традиции, особенности и подходы к воспитанию научной молодежи, реализации исследовательских программ и различаются по стилю взаимоотношений между учителем и учениками. В теоретическом плане изучение истории научных школ, с учетом научных и общественных условий их возникновения, важно для понимания основных закономерностей развития наук.
Что является основой сибирских научных школ? Конечно, учителя и их ученики. Создание Сибирского отделения РАН в 1957 г. тесно связано с переездом в Сибирь ряда крупных ученых и их учеников. В 2007 г. Сибирское отделение РАН будет отмечать свой 50-летний юбилей. За эти годы в СО РАН сложились несколько поколений научных школ, ведущих исследования на мировом уровне.
Особенность научных школ СО РАН - их многоплановость и интеграционный характер. Фундамент этих школ заложили основатели Сибирского отделения АН СССР академики М.А.Лаврентьев, С.А.Христианович, С.Л.Соболев. Это, главным образом, математические и физико-математические школы, которые в большей степени способствовали развитию междисциплинарных исследований. Являясь представителями механико-математического направления, основатели Сибирского отделения дали мощный импульс развитию исследований по математике и информатике, а также математическим проблемам физики, энергетики, химии, биологии и других наук.
Возникновение и развитие научных школ СО РАН - тема для глубокой исследовательской работы ученых-историков, но даже при поверхностном рассмотрении этого вопроса во всех случаях прослеживаются определенные закономерности:
- основатели научных школ СО РАН, как правило, являлись представителями ярких научных школ страны и имели учителей, которые сыграли решающую роль в формировании их научной биографии;
- формирование научной школы - не одномоментный акт, для ее становления необходимы два или три поколения ученых;
- каждое новое поколение не только сохраняет лучшие черты школы, заложенные учителями, но и вносит свой вклад в ее формирование, обеспечивая мобильность школы по отношению к новым открываемым научным фактам и ее устойчивость к меняющейся окружающей среде.
Известные научные школы, заложенные отцами-основателями СО РАН, продолжают развиваться во всех действующих уже несколько десятилетий научных центрах Сибирского отделения. Некоторые пионерские работы, выполненные сибирскими учеными, послужили точками роста многих исследований во всем мире. К сожалению, люди смертны; они уходят, остаются их идеи, наработки, воплощенные в печатных работах ученых. Сохранить эти публикации, сделать их доступными для следующего поколения ученых - задача библиотек.
Создание электронных ресурсов - одно из главных направлений в работе Отделения ГПНТБ СО РАН как центральной научной библиотеки Новосибирского научного центра (ННЦ), активно работающей с информационными электронными технологиями. Работа по созданию электронных биобиблиографических указателей выдающихся ученых СО РАН ведется в Отделении ГПНТБ СО РАН с 2000 г. Как правило, биобиблиографические указатели готовятся к юбилейным датам. Так, на веб-сайте Отделения ГПНТБ СО РАН выставлены биобиблиографические указатели академиков М.А.Лаврентьева, В.А.Коптюга, Н.Н.Яненко, В.В.Болдырева, Ю.А.Шокина. Анализ статистики показал, что ресурс пользуется высоким спросом - за год более 100 тыс. обращений. Этот факт позволил нам поддерживать развитие данного направления на нашем сайте. В 2004 г. библиотека получила грант РФФИ на создание информационного ресурса по научным школам ННЦ. Проект рассчитан на 3 года.
Сегодня на сайте Отделения ГПНТБ СО РАН уже выставлена информация по механико-математической школе. Это полный информационный ресурс академиков М.А.Лаврентьева, С.А.Христиановича, С.Л.Соболева, А.И.Мальцева, Л.В.Овсянникова, Н.Н.Яненко, В.М.Титова, Б.В.Войцеховского, В.В.Струминского. Кроме биобиблиографии, это полные тексты важнейших работ ученых (монографии, статьи, патенты). Ресурс содержит информацию по теоретической и прикладной механике, прикладной математике, вычислительной технике, алгебре. Мы уже можем предложить его библиотекам.
В 2005 г. будет создан и выставлен в Интернете информационный ресурс по химическим наукам. Наш адрес в Интернете: http://www.prometeus.nsc.ru/science/schools/
До настоящего времени не существует универсальных методик подготовки электронных биобиблиографических указателей, что связано с новизной работы. Несмотря на единую для всех указателей структуру и схожий интерфейс, у каждого свои характерные особенности. В процессе создания указателей использовались разные источники библиографической информации: печатные биобиблиографические указатели; «Библиография советской библиографии»; «Ежегодник книги СССР», летописи книг, журнальных и газетных статей, рецензий Российской книжной палаты; РЖ ВИНИТИ (печатные и электронные); картотеки трудов ученых в библиотеках НИИ ННЦ; электронные каталоги ГПНТБ СО РАН и библиотек СО РАН, а также других библиотек России; библиография на сайтах НИИ ННЦ; БД Science Citation Index; пристатейная библиография; ресурсы Интернета.
Электронный персональный указатель, как правило, состоит из краткого описания научной школы, биографического очерка, библиографического указателя трудов, указателя литературы о жизни и деятельности ученого, сведений о наградах и премиях, иллюстративного материала (фотографий, копий документов), оглавлений монографий и сборников, наиболее важных (по определению научных консультантов) полнотекстовых документов, индекса цитирования (в виде таблицы).
Для достоверности сведений все источники просматриваются de visu, при этом используются все доступные фонды; если такая возможность отсутствует, запись помечается (*). В указателях трудов и литературы библиографические записи выстраиваются в хронологическом порядке, а внутри года - по алфавиту.
Исходные материалы проходят научное, литературное и библиографическое редактирование. Сущность научного редактирования состоит в проверке научной терминологии, достоверности информации. Литературное редактирование позволяет устранить орфографические, синтаксические, стилистические ошибки; библиографическое - обеспечивает соответствие описания, соблюдение единообразия формы, точность системы ссылок.
Оформление материалов онлайн связано с конкретными технологическими решениями. Имеющиеся биобиблиографические указатели сканируются. Для распознавания использовалась программа FineReader. Все файлы отрабатывались в виде HTML-файлов. Для введения ресурсов в Интернет и структуру сайта создана система линков (гиперссылок). На сайте Отделения ГПНТБ в разделе «Академгородок» (http://www.prometeus.nsc.ru/akademgorodok) открыта страница «Сибирская наука» http://www.prometeus.nsc.ru/science/sbras.ssi), где персональные указатели выставлены в блоке «Научные школы». Система линков построена так, что доступ к указателям возможен с разных страниц сайта (новости, ресурсы, библиография, персоналии, страницы мемориальных библиотек и др.). Поисковая система веб-сайта Отделения ГПНТБ СО РАН выводит на нужный материал.
Один из основных принципов построения нашего веб-сайта - свободный доступ и прозрачность. Президент Североамериканского отделения TFPL (США) господин В.Норландер определил требования пользователя к виртуальной библиотеке: информация должна быть полной, актуальной, точной, а доступ - своевременным.
В Интернете материалы сайта постоянно индексируются роботами различных поисковых систем - WISENutbot (Looksmart), Scooter (AltaVista), Inktomi Slurp, Googlebot (Google), Yandex bot, Rambler и др. Через любое присутствующее в указателях слово можно выйти на соответствующий указатель. Язык HTML позволяет легко включать в текст фотографии, рисунки, оглавления книг, полные тексты статей, описания авторских свидетельств и патентов. Причем полные тексты статей могут быть как прилинкованы с других сайтов (например с сайта газеты «Наука в Сибири»), так и раскрываться в виде отсканированных текстов в формате PDF.
Таким образом, электронные биобиблиографические указатели сибирских ученых не только позволяют улучшить справочно-библиографическую работу, повысить уровень поисковых возможностей, но и служат основой для создания БД «Научные школы СО РАН: вчера и сегодня».
Работа выполняется при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект N 04-07-90121).