Стратегия стабилизации экономики региона '94: Библиография (поз.113-142)
Навигация
ССЭР'94Стратегия стабилизации'94

Указатель
Logo

Раздел 8. Создание условий для сохранения от разрушения сферы науки, образования, здравоохранения, просвещения, культуры и других отраслей, финансируемых из бюджетных источников.

143. [30] Алимпиев В.Н. Новая региональная научно-техническая политика в России // Регионология. - Саранск, 1993. - N 2. - С.40 - 42.

Автор знакомит с решениями, принятыми 3 февраля 1993 г. на заседании коллегии Миннауки России по вопросу "О региональной научно - технической политике". Перенос акцента в проведении экономических реформ на региональный уровень требует соответствующих подходов и в сфере науки и образования, отнесенных согласно Федеративного договора к совместному ведению федеральных и местных органов власти. Текущие задачи состоят в создании необходимого организационного механизма, экономической и нормативно - правовой базы региональной, научно - технической политики, в ее адаптации к требованиям рынка, что позволит эффективно использовать научно - технический потенциал территорий. В 1992 г. силами специалистов был проведен анализ этого потенциала и проработаны основы формирования региональной научно - технической политики, подготовлен ряд нормативных документов. Среди приоритетных задач: содействие местным властям в переориентации науки на решение социально - экономических задач; развитие многообразных форм научно - инновационной деятельности с учетом местных особенностей и ряд других.

144. [5] Болденко Ю.А. Конверсия и экономика Хабаровского края // Международная жизнь. - 1993. - N 8. - С.12 - 14.

Характерной особенностью Хабаровского края является большое сосредоточение отраслей ВПК (1/4 объема промышленного производства). Здесь сконцентрировано до 1/3 всего трудоспособного населения. Не являясь высокоприбыльной, военная промышленность всегда служила каналом финансирования большого числа социальных, инфраструктурных и производственных программ, расходы на которые покрывались бюджетом через оплату военных заказов. Падение объемов производства в ВПК, таким образом, ставит под угрозу содержание всего комплекса, а конверсия для Хабаровского края становится проблемой общего экономического развития. Наряду с анализом хода конверсионных процессов на Дальнем Востоке в статье изложен принципиальный стратегический подход, примененный при разработке проекта региональной конверсионной программы края.

145. [122] Корель Л.В., Шабанова М.А., Шарнина О.В., Чистякова Ю.Б. Конверсия: поиск оптимального варианта // ЭКО: Экономика и организация производства. - 1993. - N 12. - С.14 - 28: 2 табл.

Приводятся результаты исследования хода и социальных аспектов конверсии на 17 предприятиях Новосибирска, для чего были опрошены 38 экспертов - заместителей директоров этих предприятий. По мнению 92% экспертов, руководители оборонных предприятий либо совсем не влияют на конверсионную политику правительства, либо влияют очень мало. На торможение процесса конверсии влияют: разрыв хозяйственных связей (мнение 76% опрошенных); неверная налоговая политика (66%); отсутствие кредитов (63%); недостаточная финансовая поддержка государства (58%); малый объем госзаказа (34%). 55% указали на высокую себестоимость и отсутствие гарантии сбыта, 26% - на низкую рентабельность нового производства. В ходе опроса были получены оценки политики правительства (например, кризиса неплатежей), значительных социальных издержек и потерь, на восполнение которых уйдут десятилетия (разрушение коллективов, ослабление стимулов к труду и пр.) По мнению экспертов, в ближайшие годы указанные тенденции будут развиваться, но большое значение приобретает региональная конверсионная политика и ответственность местных властей. На основе анализа социальных аспектов конверсии (динамики роста социальной напряженности, вопросов совершенствования социальной защиты и пр.) экспертами выдвигаются предложения по оптимизации хода конверсии на 3-х уровнях: предприятия, области (региона) и страны в целом (приводится количество полученных во время опроса ответов - в процентах).

146. [46] Фонотов А.Г. О некоторых положениях концепции региональной научно - технической политики Российской Федерации // Регионология. - Саранск, 1992. - N 1. - С.40 - 45.

Процессы регионализации с особой остротой ставят вопросы о соотношении факторов государственного (федеративного) и регионального (территориального) управления формированием и реализацией научно - технической политики. При переходе к рыночным отношениям региональный подход способен снизить возможные потери от несогласованных действий центральных органов. Миннауки России ориентируется на следующие принципы НТП: 1)двухуровневость (федеральная и региональная составляющие); 2) децентрализация бюджетного финансирования; 3) глубокое дифференцирование регионов по местным условиям и многообразие механизмов реализации. В статье сформулированы основные направления НТП на федеральном уровне (крупные проекты структурных преобразований, развитие различных оргформ научно - инновационной деятельности, соответствующих рыночной экономике и т.п.), на уровне регионов, а также рассмотрен финансовый механизм реализации региональных научно - технических программ с учетом дифференцирования территорий.

147. [88] Ханин Г. Мыльный пузырь псевдорынка // Сибирская газета. - 1993. - N 50. - С.3, 10.

По своим масштабам и продолжительности кризис, который охватил Россию, не имеет себе равных в экономической истории развитых стран мирного времени. Такое падение производства было лишь во времена очень тяжелых войн и длительных бомбежек экономических объектов. Кризис охватил базовые отрасли экономики, системы бытового и социального жизнеобеспечения населения, инфраструктуру. Страна стремительно превращается в государство третьего мира, разрушая наукоемкие отрасли материального производства, науку, образование, здравоохранение. Реальной становится опасность холода, голода, массовых эпидемий. Терпение граждан, поддерживавшее минимальное равновесие экономики, судя по всему, подходит к концу. Провал методов шоковой терапии прогнозировался изначально, а очевидным стал уже в первые же месяцы 1992 г. Версия Е.Гайдара о вынужденном характере избранной стратегии, ввиду бывшего в конце 1991 г. развала госуправления, носит надуманный и искусственный характер обоснования неудач "задним числом". Первые же провалы шоковой терапии требовали изменения экономической политики, но этого не произошло. Ныне необходимо взять курс на длительный переход к рынку, когда будут существовать три сектора: 1) традиционный государственный (возможен даже откат назад, к командной экономике, т.к. развал нарастает слишком стремительно; затем возможен переход к более продуманным вариантам развития): 2) либерализованный государственный (при широкой самостоятельности предприятий) и 3) частный. Командный и частный (рыночный) секторы экономики должны обладать самостоятельными денежными и банковскими системами.

148. [118] Яременко Ю.В., Рассадин В.Н. Ипостаси конверсии // ЭКО: Экономика и организация производства. - 1993. - N 12. - С.3 - 13.

Первые шаги конверсии оборонной промышленности (с 1987 г.) носили административно - командный характер: предприятиям ВПК было предписано, фактически без учета их производственной специализации, задействовать резервный потенциал и, не сокращая мощностей по выпуску оружия, наладить производство оборудования для легкой и пищевой промышленности. Следующий шаг - государственная программа конверсии (1988 г.), до конца не выполненная. Рост гражданской продукции выражался, в основном, в стоимостном исчислении. На последнем этапе этого периода бюрократической конверсии (1987 - 91 гг.) стала разрушаться сама институциональная среда, породившая такую форму трансформации военного потенциала в гражданский. Неоплаченные заказы оборонного характера в ВПК стали списывать на себестоимость гражданской продукции, что резко подняло ее стоимость и послужило одной из причин ускорения инфляции. В настоящее время сложились три группы предприятий, переживших бюрократическую конверсию: 1) предприятия с развитыми структурами гражданского производства, но имеющие конкурентов в этих направлениях (например, тракторы Кировского завода); 2) предприятия ВПК, вообще потерявшие заказчиков (из-за дороговизны продукции и пр.; например, судостроительные заводы); 3) предприятия - монополисты, сохранившие свои позиции на рынке (производители шахтных компрессоров, нефтяных насосов и т.д.). Доминируют первые два типа. Возмещение им задолженностей едва ли изменит ситуацию: продолжается "тихий" развал производственного и трудового потенциала отраслей в ВПК. Здесь необходимы масштабные общенациональные меры по структурной перестройке всего народного хозяйства, инвестиционные программы, кредитно - финансовая поддержка, перепрофилирование на базе приватизации и акционирования. Новые установки и взятый курс (1993-95 гг.) на технократическую конверсию повторяют полностью провалившийся подход Госпрограммы 1988 года и должны быть пересмотрены. В статье предложены меры, призванные облегчить административно - бюрократическое воздействие на конверсию.

149. [43] Региональный социологический мониторинг экономических реформ // Регион: Экономика и социология: Известия СО РАН. - 1992. - Вып.3. - С.14 - 47: 6 табл.

Аннотацию см. в разделе 11

150. [21] Полежаев Л.К. Конверсия. И танки тоже // Международная жизнь. - 1993. - N 4. - С.58 - 62.

Аннотацию см. в разделе 1

151. [110] Ракитский Б., Доркин В., Мысляева И. Социально-экономические проблемы малых городов России // Вопросы экономики. - 1994. - N 1. - С.117 - 118.

Аннотацию см. в разделе 10


Раздел 9. Поиск и привлечение инвестиционных ресурсов, в том числе с мирового рынка частного капитала, повышение эффективности функционирования строительно - инвестиционного комплекса.

152. [102] Гранберг А. Стратегия развития регионов // Инженерная газета. - 1993. - N 94. - С.2.

При общем падении уровня жизни в стране в регионах нарастает дифференциация, и это, если сказать честно - дифференциация по уровню нищеты. Если в 1991 году различия по уровню зарплаты между территориями составляли 4 раза, то в 1992 - уже 7. В 4 раза уже различается стоимость минимального потребительского набора. Монетаристы упрощают проблему, сводя ее к макроэкономической стабилизации. На самом деле на уровне регионов кризис развивается очень по-разному. Особенно страдают от пренебрежения региональной спецификой 3 группы регионов: 1) с узкой сырьевой специализацией (при удерживании государством контроля за ценой сырья); 2) с концентрацией оборонных отраслей (ВПК); 3) регионы политической нестабильности. Летом 1992 года правительство разработало программу, куда впервые был внесен региональный раздел. Главная идея - сочетание регионализации и интеграции. Регионализация подразумевает; 1) учет специфики регионов; 2) передачу им многих функций управления; 3) разработку специальных региональных программ. Необходимо, кроме того, и решение политических вопросов - выравнивание в правах всех субъектов Федерации. Главная идея автора: сконцентрировать инвестиционные ресурсы центра на ряде региональных программ и приоритетных проектов структурообразующего значения. Необходимо малыми инвестициями добиться изменения структуры, чтобы затем подключились механизмы саморегулирования и частного инвестирования. Инвестиционная субсидия для тех, кто возьмется за реализацию подобных проектов, может быть до 20 - 30%.

153. [104] Ковалева Г.Д., Коклягин Е.Г. Экспорт и импорт Сибири в зеркале таможенной статистики // ЭКО: Экономика и организация производства. - 1994. - N 2. - С.3 - 24: 12 табл., 2 рис.

Интеграция Сибири в мировой экономике заметно влияет на формирование экономических отношений между регионами, диктует необходимость объедиения территорий как внешнеторговых партнеров. В статье на материалах российской таможенной статистики, данных ГВЦ Госкомстата РФ анализируются тенденции развития внешней торговли сибирских регионов в 1992 г. Рассматриваются самостоятельные внешнеторговые связи Сибири, география самостоятельного экспорта, состав участников внешней торговли, торговля со странами бывшего СССР, импорт Сибири, сотрудничество с зарубежными странами. В таблицах и диаграммах представлена отраслевая и территориальная структура экспорта по регионам мира, по странам - потребителям сибирской продукции (более подробно - по Китаю, по странам АТР), структура импорта. В целом отмечается оживление внешнеторговых связей, усиление сырьевой направленности сибирского экспорта (нефть, газ, нефтепродукты, лес и лесоматериалы, металлы, особенно алюминий), его определяющая роль в зарубежных поставках России. Сохранилась экспортная специализация регионов. Главные экспортеры в 1992 г.: Тюменская, Иркутская области, Красноярский край, Кемеровская область.

154. [9] Ковалев В.А. Иностранные инвестиции в отдельно взятом регионе // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1993. - N 6. - С.61 - 64.

Подчеркивая, что в программах привлечения в Россию зарубежных инвесторов особое значение приобретают региональные проекты, автор делится опытом таких проектов, накопленным в Череповце - крупном промышленном центре Северо - Западного региона. Спецификой территории является гипертрофированное развитие тяжелой промышленности, что в условиях кризиса и структурной перестройки экономики чревато обвальным спадом производства. Во избежание подобной перспективы (со всеми опасными социальными последствиями) городская администрация Череповца наращивает потенциал зарубежного сотрудничества с различными международными кредитно - финансовыми институтами (в частности, для разработки регионального комплексного бизнес - плана привлекалась крупнейшая консультационная фирма "Эрнст Энд Янг", создает Агентство по развитию города для взаимодействия с инвесторами.

155. [16] Новиков В.А. На мировом рынке // Международная жизнь. - 1993. - N 4. - С.19 - 23.

Председатель Красноярского краевого Совета народных депутатов, председатель координационного совета ассоциации "Сибирское соглашение" по внешнеэкономической деятельности поднимает вопросы присутствия Сибири на внешних рынках. Подготовленная ассоциацией программа состоит из 3-х частей: 1) организационная деятельность (участие регионов в процессах подготовки и принятия решений центральными органами); 2) инвестиционная деятельность (формирование региональных и межрегиональных инвестиционных фондов; обеспечение гарантий деятельности); 3) экспортно - импортная политика (порядок квотирования и расширение прав регионов, ныне ущемляемых центром). В связи с указанными направлениями в статье рассматриваются пути решения сопутствующих проблем: кадровой, информационной, законодательного обеспечения, организационной и пр.

156. [20] Писаренко Н.Б. Иностранные инвестиции в местной экономике // Международная жизнь. - 1993. - N 8. - С.15 - 19.

Специалист по внешнеэкономической деятельности администрации Хабаровского края анализирует опыт привлечения в регион иностранного капитала. Сделан вывод, что большинство совместных предприятий не оказывает заметного влияния ни на трансферт технологии, ни на поставки продукции другим странам. В основном они обеспечивают приток импортных потребительских товаров и насыщение ими внутреннего рынка. Совместные предприятия также значительно повысили уровень рынка услуг. Положительную роль сыграли они в деле разрушения государственной монополии в экономике, а также в привлечении зарубежного управленческого опыта. В последнее время краевые власти стремятся к разработке таких проектов (их уже около 30), которые направят иностранные инвестиции на структурную перестройку хозяйства, конверсию, импортозамещение, глубокую переработку ресурсов.

157. [81] Селиверстов В.Е. О региональной экономической политике России на современном этапе // Общество и экономика. - 1993. - N 1. - С.56 - 68.

Недоучет региональных особенностей серьезно осложняет весь процесс реформирования и, вместе с тем, лишает его мощных резервов подключения территорий на базе территориального разделения труда и межрегиональной интеграции. Благоприятные возможности, упущенные в начале перестройки, ведут к проявлению регионализма в уродливых, нецивилизованных формах, нарастают сепаратизм и угроза распада России. Регионализация реформы должна включать три направления: 1) учет территориальных и межрегиональных аспектов при проведении государственной структурной, научно - технической, инвестиционной, социальной, экологической политики; 2) усиление общегосударственной региональной политики; 3) повышение экономической самостоятельности регионов и развитие местного самоуправления. В настоящее время "регионализм" сводится, в основном, к 3-му направлению, что имеет свои негативные моменты. Разрушается государственная система управления экономикой, нарушаются общегосударственные интересы, общество в целом несет колоссальные потери. Раскрываются упущения в региональной инвестиционной политике, конверсии, ваучеризации. Ставится задача первоочередной поддержки проблемных регионов (ресурсного типа).

158. [99] Виленский А.В., Домнина И.Н., Маевская Л.И. Положение в регионах России: труд и инвестиции // ЭКО: Экономика и организация производства. - 1993. - N 8. - С.81 - 92: табл.

Аннотацию см. в разделе 10

159. [11] Коломейчук А.Л. Региональное развитие // Международная жизнь. - 1993. - N 4. - С.106 - 109.

Аннотацию см. в разделе 7

160. [68] Люкшина О.Г. Формирование системы транспортного обслуживния на Дальнем Востоке России // Дальний Восток России: экономика и международное сотрудничество. - Владивосток, 1992. - С.112 - 122: 2 табл.

Аннотацию см. в разделе 4

161. [78] Рензин О.М. Дальний Восток на пути к рынку // Дальний Восток России: экономика и международное сотрудничество. - Владивосток, 1992. - С.23 - 33: 5 табл.

Аннотацию см. в разделе 3

162. [22] Румянцев А., Щербаха В. Активизация инновационной деятельности в крупном индустриальном центре // Вопросы экономики. - 1993. - N 6. - С.77 - 82.

Аннотацию см. в разделе 6


Раздел 10. Решение проблем занятости населения, регулирование контингента рабочих мест на территории.

163. [58] Дмитриева О.Г. Региональная экономическая диагностика. - СПб: Изд-во Санкт-Петербургского Университета экономики и финансов, 1992. - 274 с.: табл. - Библиогр.: с.269-273 (131 назв.).

Несмотря на острую потребность в методических разработках и результатах регионального диагноза, он практически не получил развития в отечественной науке и практике, то же можно сказать и о мировой регионалистике. Монография является первой работой, где в систематической форме излагаются методы диагностики и показываются возможности их применения. Региональная диагностика позволяет определить, какие регионы являются депрессивными, проблемными, а в каких, наоборот, наблюдается оживление экономической деятельности; в каких регионах исчерпана емкость размещения, а в каких - нет; где существуют благоприятные условия, а где вероятно обострение проблем на рынках труда и возникновение социальных конфликтов и т.д. В книге формируются основные понятия региональной экономической диагностики, дается инструментарий для диагностики территориальной структуры, экономико - географического положения регионов, рынков труда, демографической и воспроизводственной структуры, динамических качеств региона и пр. Приводимый материал позволяет вырабатывать региональную политику, экономическую стратегию предпринимательства, получать маркетинговую информацию.

164. [96] Безгребельная И., Кузьминова М., Матрозова И. Занятость в России: региональный аспект // Человек и труд. - 1993. - N 2. - С.58 - 63: табл.

Анализируется динамика численности трудовых ресурсов РФ со второй половины 80-х годов. Снижение численности занятых в народном хозяйстве отмечено во всех регионах, за исключением Дальнего Востока (в 1990 году - небольшой прирост по сравнению с 1989 годом). До 1990 года снижение шло за счет трудоспособного возраста, с 1991 - отмечено снижение количества работающих пенсионеров. В 1986 - 90 годах наблюдалось перераспределение работников и их сокращение в отраслях материального производства: в непроизводственной сфере наблюдался рост числа занятых, за исключением госаппарата (снижение на 10%). В 1991 году произошел колоссальный прирост в сфере госуправления РФ как суверенного государства - более чем на 47%. В публикации анализируется статистика занятости с точки зрения форм собственности (в новых формах хозяйствования лидируют (по доли занятых) Северо-Кавказский, Западно-Сибирский и Дальневосточный регионы). Дается оценка вынужденной незанятости (средний показатель по России - 4,2%; в вышеуказанных регионах - около 7-10%). Анализируется типология регионов с основной массой незанятых (3 типа регионов). В заключение авторы рекомендуют меры, направленные на смягчение ситуации (интенсификация занятости и ряд других).

165. [32] Виканов И.Ф. Экономическое обеспечение трудовой сбалансированности сельских территорий региона в переходный период // Регионология. - Саранск, 1992. - N 1. - С.25 - 31.

Поддержание баланса между потребностями предприятий, отраслей и всего народного хозяйства в рабочей силе и наличием соответствующих трудовых ресурсов, предотвращение массовой безработицы представляет важнейшую задачу. Трудовая сбалансированность в регионе предусматривает: разработку прогнозов о соответствии потребностей хозяйства и воспроизводства трудовых ресурсов; проведение системы мер, направленных на достижение сбалансированности; обеспечение стабильного функционирования хозяйства на ее территориях. На основе социально - демографических процессов среди сельского населения Мордовии, при нарастании диспропорций и кризисных явлений во всей сельскохозяйственной сфере, предлагаются меры по нормализации экономических отношений в сельском хозяйстве и восстановлению эквивалентного обмена с другими отраслями. В частности, рассмотрен возможный механизм формирования дифференцированных закупочных цен (3 варианта), стимулирующих производителя.

166. [99] Виленский А.В., Домнина И.Н., Маевская Л.И. Положение в регионах России: труд и инвестиции // ЭКО: Экономика и организация производства. - 1993. - N 8. - С.81 - 92: табл.

В публикации рассматриваются вопросы дифференциации социально - экономического положения регионов по итогам реформирования хозяйства в 1992 году; региональные аспекты кризиса в инвестиционной сфере; изменения на региональных рынках труда; намечаются необходимые меры по совершенствованию региональной политики в сфере инвестиций и труда. В таблице проиллюстрированы некоторые итоги экономического развития (по объему промышленного производства, по производству товаров народного потребления, товарообороту и пр.) в 1992 году сравнительно с 1991 годом, по регионам России (в том числе - Урал, Сибирь, Дальний Восток). Приводимые показатели свидетельствуют о территориальной неравномерности экономической динамики регионов. Межрегиональная дифференциация имеет "мозаичный" вид, тенденции еще явно не оформились. Значительное влияние имела переориентация регионов на зарубежные страны. Во внешнеэкономических отношениях сильно влияние коррупции. Интересно, что регионы, получившие наибольшие права в выходе на внешние рынки (Калининградская область, Санкт-Петербург, ДВЭР), имели одни из самых низких показателей экономического развития, что говорит о слабой эффективности переключения полученных средств на внутренние нужды и благо регионов. Серьезный вклад в стимулирование центробежных процессов и дифференциацию регионов вносят производственные монополии, заинтересованные в региональной автаркии. На основе региональных отличий инвестиционного кризиса и проблем безработицы авторы предлагают дифференцированный государственный подход к решению проблем.

167. [57] Вишневский А.Г., Прохоров Б.Б., Ревич Б.А. и др. Демографическое положение России // Свободная мысль. - 1993. - N 2. - С.64 - 76; N 3. - С.96 - 105: табл.1-3.

Публикуемый материал представляет собой изложение научного доклада - исследования, выполненного в Центре демографии и экологии человека Института проблем занятости РАН.В публикации рассматриваются вопросы численности и состава населения (1951-1991 гг.), семьи и рождаемости, здоровья населения, смертности и продолжительности жизни, внутренних и внешних миграций. Содержится разнообразный статистический материал. В конце публикации помещены "Рекомендации авторов доклада" (N 3, с.101 - 105). В докладе констатируется, что с середины 60-х гг. режим воспроизводства населения РФ не обеспечивает даже простого замещения поколений. Постепенное погашение инерции роста, накопленной в возрастной структуре населения, в конечном итоге приводит к смене естественного прироста естественной убылью. Анализируется региональный и национальный аспект данной проблемы. Кризисная ситуация сложилась со здоровьем населения, которое проанализировано по ряду направлений: инфекционные болезни, онкологические заболевания, психические расстройства, репродуктивное здоровье женщин, генетическое здоровье, рост инвалидности. В заключительных "Рекомендациях" предложены меры стратегии и тактики по изменению негативных тенденций.

168. [6] Гаузнер Н. Современная ситуация на российском рынке труда и политика занятости // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1993. - N 4. - С.30 - 40.

С привлечением зарубежного опыта в статье рассматривается возможная эволюция политики занятости по мере становления в России рыночной экономики. Наряду с другими проблемами высвобождения и перераспределения рабочей силы анализируется территориальная (региональная) составляющая этого процесса. Отмечено торможение территориальной мобильности административными ограничениями (режимом прописки), слабыми темпами приватизации жилья, что в итоге ведет к значительным деформациям и сосуществованию трудоизбыточных и трудодефицитных районов. Особые трудности ожидают регионы с большим удельным весом ВПК, отраслей тяжелой промышленности, ориентированных на внутренний рынок. В статье предложен целый ряд мер по государственному регулированию рынка труда, всемерному развитию и мобилизации трудового потенциала общества.

169. [73] Мотрич Е.Л. Демографическое развитие Дальнего Востока // Дальний Восток России: экономика и международное сотрудничество. - Владивосток, 1992. - С.69 - 78: 4 табл. - Библиогр.: с.77 - 78 (9 назв.).

Анализ демографической ситуации на Дальнем Востоке базируется на сравнении статистических показателей по отдельным территориям региона за последние 5-10 лет. В таблицах приведены данные о темпах прироста и снижения численности населения (в среднем за год) с 1981 по 1991 г., о движении населения Дальнего Востока за 1986-91 гг., об изменении численности населения в регионе (за счет миграции, естественного прироста) в 1989-91 гг., о распределении населения Дальневосточного экономического района по основным возрастным группам (относительно возраста трудоспособности). Сравнение демографических данных позволяет сделать выводы: 1) демографическое развитие Дальнего Востока идет в направлении снижения темпов и объемов прироста населения; 2) сокращается естественное воспроизводство населения, развивается процесс старения; 3) миграционное движение на Дальнем Востоке потеряло значение фактора прироста населения, а, напротив, способствует его оттоку; 4) интенсивный поток населения происходит с северных территорий Дальнего Востока. Сложившиеся социально - экономические условия в регионе, заключает автор, как и характер происходящих в последние годы демографических процессов, требуют переосмысления региональной демографической политики.

170. [15] Нитенко В.Б. Потенциал регионов - развитию совместного предпринимательства // Международная жизнь. - 1993. - N 7. - С.99 - 103.

В статье члена Совета по предпринимательству при президенте Республики Татарстан, генерального директора и председателя правления российско - американского АО "Форт диалог" (Набережные Челны) в полемической форме поднимаются вопросы совершенствования рыночного законодательства (в том числе - создания единых "правил игры" для всех регионов, единой трактовки законов на уровне города, области, федерации), развития рынков рабочей силы (со свободным перемещением трудовых ресурсов), перераспределение рабочей силы из госсектора в рыночные структуры. Отдельно поднимается проблема "бюджетников", справедливой оценки их труда. При дифференцированном подходе было бы возможно перераспределение, например, учителей или врачей из Москвы в Набережные Челны, где имеется их нехватка. Ныне отсутствуют стимулы к труду в этой сфере.


1-17 | 18-45 | 46-71 | 72-112 | 113-142 | 143-170 | 171-200 | Оглавление | Указатель | ССЭР'95

Указатель 

[ Начало | Академгородок | О библиотеке | Новости | Ресурсы | Выставки | Библиография | ИнфоЛоция | Поиск ]
Составитель Канн Сергей Константинович

© 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен Wed Feb 27 14:33:32 2019. Размер 60,144 bytes.
Посещение N 11177 с 03.10.1998