Стратегия стабилизации экономики региона '94: Библиография (поз.72-112)
Навигация
ССЭР'94Стратегия стабилизации'94

Указатель
Logo

72. [4] Бим А. Экономическая политика в условиях кризиса государственности и неопределенности реформаторских стратегий // Вопросы экономики. - 1993. - N 9. - С.42 - 57.

Аннотацию см. в разделе 5

73. [5] Болденко Ю.А. Конверсия и экономика Хабаровского края // Международная жизнь. - 1993. - N 8. - С.12 - 14.

Аннотацию см. в разделе 8

74. [128] Виленский А., Маевская Л., Домнина И., Кубишин Е. Экономическая реформа и положение в регионах // Экономист. - 1993. - N 6 - С.3 - 14: табл.

Аннотацию см. в разделе 2

75. [120] Волконский В.А. Российская инфляция и норма процента // Экономика и мат. методы. - 1994. - Т.30, N 1. - С.30 - 33.

Аннотацию см. в разделе 5

76. [35] Горюшин О.А. Проблемы социально - экономического развития региона в условиях становления рынка // Проблемы управления районной экономикой в условиях становления рынка / РАН. Центр. экон. - мат.ин - т; Редкол.: Фаерман Е.Ю. (отв. ред.) и др.. - М: ЦЭМИ, 1993. - С.7 - 22. - Библиогр.: c. 22 (4 назв.)

Аннотацию см. в разделе 5

77. [102] Гранберг А. Стратегия развития регионов // Инженерная газета. - 1993. - N 94 - С.2.

Аннотацию см. в разделе 9

78. [7] Ефименков В. Экономическая реформа в регионе // Вопросы экономики. - 1993. - N 6. - С.121 - 123.

Аннотацию см. в разделе 6

79. [8] Каджая В. Олег Лобов: сегодня главное - региональные программы // Деловой мир. - 1993. - 17 июля. - С.12.

Аннотацию см. в разделе 6

80. [103] Казанцев С. Сибирь милостыню просить не будет: Ее будущее - в руках тех, кто в ней работает // Федерация. - 1993. - 23 марта (N 32). - С.6.

Аннотацию см. в разделе 1

81. [9] Ковалев В.А. Иностранные инвестиции в отдельно взятом регионе // Мировая экономика и междунар. отношения. - 1993. - N 6. - С.61 - 64.

Аннотацию см. в разделе 9

82. [62] Козлов В.В. Социально - экономическая роль региона и ее финансовое обеспечение // Экономическая реформа: региональный аспект: Материалы Всерос. симп. 17-19 дек. 1992 г. / Администрация Нижегородской обл. Департамент экономики и прогнозирования; Нижегородский исследовательский фонд. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С.72 - 76.

Аннотацию см. в разделе 2

83. [122] Корель Л.В., Шабанова М.А., Шарнина О.В., Чистякова Ю.Б. Конверсия: поиск оптимального варианта // ЭКО: Экономика и организация производства. - 1993. - N 12. - С.14 - 28: 2 табл.

Аннотацию см. в разделе 8

84. [65] Коротич В.И. Некоторые аспекты основ ценовой политики в регионе // Экономическая реформа: региональный аспект: Материалы Всерос. симп. 17-19 дек. 1992 г. / Администрация Нижегородской обл. Департамент экономики и прогнозирования; Нижегородский исследовательский фонд. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С.91 - 96.

Аннотацию см. в разделе 5

85. [67] Кречетов В. Будущее региональной идеи // Экономика и жизнь. - 1993. - N 50. - С.2.

Аннотацию см. в разделе 2

86. [36] Лесников Г. Радикализм реформ и противостояние власти // Экономический и политический курс России. - М., 1993. - С.93 - 109: табл.

Аннотацию см. в разделе 2

87. [123] Львов Д.С. Реальный курс экономических преобразований // Экономика и мат. методы. - 1994. - Т.30, N 1. - С.5 - 18: 2 табл.

Аннотацию см. в разделе 5

88. [74] Немцов Б.Е. Основные направления региональной политики // Экономическая реформа: региональный аспект: Материалы Всерос. симп. 17-19 дек. 1992 г. / Администрация Нижегородской обл. Департамент экономики и прогнозирования; Нижегородский исследовательский фонд. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С.8 - 17.

Аннотацию см. в разделе 1

89. [111] Российские финансы в 1993 г.:(Обзор Министерства финансов Российской Федерации, подготовленный под руководством Б.Г.Федорова) // Вопросы экономики. - 1994. - N 1. - С.4 - 85: 18 табл., 6 диагр.

Аннотацию см. в разделе 2

90. [79] Савалей В.В. Экономическое развитие Приморского края // Дальний Восток России: экономика и международное сотрудничество. - Владивосток, 1992. - С.150 - 158.

Аннотацию см. в разделе 1

91. [81] Селиверстов В.Е. О региональной экономической политике России на современном этапе // Общество и экономика. - 1993. - N 1. - С.56 - 68.

Аннотацию см. в разделе 9

92. [82] Степанов Ю. Прогнозы и реальность // Вопросы экономики. - 1994. - N 1. - С.86 - 96: 4 табл.

Аннотацию см. в разделе 2

93. [114] Суслов В.И. Предотвратили ли распад? // ЭКО: Экономика и организация производства. - 1993. - N 5. - С.15 - 23.

Аннотацию см. в разделе 1

94. [23] Татаркин А. Социально - экономические проблемы формирования рыночных отношений региона // Вопросы экономики. - 1993. - N 6. - С.107 - 113.

Аннотацию см. в разделе 5

95. [87] Тышляр И., Гаспарян В., Федосов А., Ельшов Н. Богатства, рождающие нищету // Экономика и жизнь. - 1993. - N 52. - С.17.

Аннотацию см. в разделе 4

96. [126] Федоров С. Если хотим достойно жить...: Пять условий экономической стабилизации // Труд. - 1994. - 17 марта - С.1 - 2.

Аннотацию см. в разделе 7

97. [88] Ханин Г. Мыльный пузырь псевдорынка // Сибирская газета. - 1993. - N 50. - С.3, 10.

Аннотацию см. в разделе 8

98. [48] Шнипер Р.И. Региональные проблемы рынкообразования // Регион: Экономика и социология: Известия СО РАН. - 1993. - Вып.1. - С.3 - 18: 3 табл.

Аннотацию см. в разделе 5

99. [117] Экономика России в январе - октябре 1993 г.: экономический обзор // ЭКО: Экономика и организация производства. - 1994. - N 1. - С.3 - 51: табл.

Аннотацию см. в разделе 2


Раздел 4. Поиск эффективных механизмов экономической поддержки функционирования и развития производственной инфраструктуры, прежде всего, энергетического комплекса и систем тепло- и энергоснабжения, транспортного комплекса и телекоммуникационных систем связи, предприятий отраслей по переработке и хранению сырья и продукции агропромышленного комплекса.

100. [33] Горошко Э.Г., Исаева М.К., Шкрабкина И.А. Анализ факторов, влияющих на состояние природной среды Российской Федерации // Моделирование рыночных отношений и социальная политика. - М., 1993. - С.25 - 36. - Библиогр.: с.36 (2 назв.)

Одним из результатов административного командования экономикой явилось прогрессирующее ухудшение экологической обстановки во многих регионах. Экономическая система не побуждала к рациональному природопользованию: на единицу продукции в России затрачивается материальных ресурсов в 2 - 2,5 раза, а топлива и энергии - в 1,5 раза больше, чем в развитых странах. Современная ситуация требует, чтобы экологические блага, их сохранение и воспроизводство рассматривались как составная часть общей концепции устойчивого экономического развития, при котором обеспечивается улучшение условий труда и здоровья настоящих и будущих поколений, сохранение динамического равновесия между всеми компонентами биосферы Земли, сохранение и восстановление способности биологичских систем к саморегуляции и самовоспроизводству, рациональное использование природных ресурсов с широким вовлечением в народнохозяйственный оборот отходов производства и потребления. В статье рассмотрены факторы техногенного, агрохимического и др. характера, под влиянием которых происходят губительные изменения в состоянии природной среды. Разнообразные цифровые и фактические данные отражают региональный аспект проблемы (статистика на конец 80-х годов.) Приводится перечень российских городов с наиболее неблагоприятной экологической обстановкой. В заключение перечислены основные экологические проблемы по регионам РФ, как они были сформулированы в государственном докладе 1989 г.

101. [68] Люкшина О.Г. Формирование системы транспортного обслуживния на Дальнем Востоке России // Дальний Восток России: экономика и международное сотрудничество. - Владивосток, 1992. - С.112 - 122: 2 табл.

В работе рассматривается комплекс взаимосвязанных вопросов: согласование спроса на услуги транспорта и их предложения; создание экономических условий воспроизводства транспорта; проекты развития инфраструктуры на Дальнем Востоке России. Автор отмечает, что с начала 80-х гг. растет неудовлетворенный спрос на транспортные услуги практически во всех регионах бывшего СССР; в пунктах погрузки - выгрузки устойчиво нарастают запасы всех видов ресурсов, замедляется их оборачиваемость. Если в целом по стране к 1985 г. неудовлетворенный спрос на перевозки населения составлял 20 - 30%, то в отдельных районах Дальнего Востока доходил до 50 - 70%. Дефицит пропускной способности ощущается и в морских портах Дальневосточного экономического района (ДВЭР). Переход к реформированию экономики повлек за собой стремительное удорожание энергетических и др. ресурсов, росту транспортных издержек, при одновременном падении объема перевозок. Спад производства и низкое качество транспортных услуг снижают деловую активность в регионе. Для выправления ситуации предлагается ряд мер, среди которых: разработка долгосрочных государственных и среднесрочных региональных программ развития объектов инфраструктуры; привлечение предпринимательского капитала в транспортное строительство; формирование различных фондов экономической поддержки при участии государства.

102. [87] Тышляр И., Гаспарян В., Федосов А., Ельшов Н. Богатства, рождающие нищету // Экономика и жизнь. - 1993. - N 52. - С.17.

Материал посвящен проблемам реализации в России собственной энергетической стратегии, способной возродить страну. Для стран с избыточными и недостаточными ресурсами стратегия формирования цен должна быть различной. Экспорт энергоресурсов осуществляется по мировым ценам. Внутри же добывающих стран цены на энергию устанавливаются на более низком уровне, что в сочетании с ресурсосбережением и коммерциализацией производства дает огромную выгоду. Такова стратегия во многих добывающих странах, где достигнуты немалые успехи. Неподготовленная либерализация цен нанесла тяжелый удар по топливно - энергетическому комплексу (ТЭК): была спровоцирована инфляция и неплатежи. Минтопэнерго не анализирует причины неплатежей, а обещает продолжение роста цен, программируя новые негативные результаты. Вместо шокотерапии предлагается концепция двух уровней цен на энергоносители: внешних (растут в соответствии с конъюнктурой) и внутренних (в 10-20 раз меньше мировых). Обмены с зарубежьем - только на основе взаимовыгодных фьючерсных контрактов. Для регионов предлагается сформировать стройную систему энергоснабжения, снабженческие фирмы и т.д.

103. [26] Чагучиев М. Регионализация реформ и место в этом процессе крупных объединений // Вопросы экономики. - 1993. - N 9. - С.128-132.

Корни экономических бед государства автору видятся в недооценке объекгивной необходимости и возможности регионализации экономики при ориентации на территориально - экономическую, а не административно - политическую федерацию общества. Регионализация должна выступать как определяющее направление развития реформ и стабилизации экономики. Основу территориально -экономической федеративности, ее первичную ячейку, должны составлять региональные корпорации, содействующие устойчивости общественной системы и жизнеспособности рабочих коллективов в условиях кризиса. Приводится опыт одной из региональных корпораций - специализированного строительного объединения (ССО) "Кавжилтрансстрой", в ходе реформ превратившегося в крупный диверсифицированный конгломерат.

104. [89] Шейнгауз А.С. Природные ресурсы Дальнего Востока как условие его развития // Дальний Восток России: экономика и международное сотрудничество. - Владивосток, 1992. - С.100 - 107.

Основой региональной системы природопользования в Дальневосточном экономическом районе (ДВЭР) были: 1) монопольное распоряжение природными ресурсами из центра; 2) централизованные капиталовложения; 3) обеспечение завозимыми из других регионов трудовыми ресурсами; 4) слабая взаимосвязь между отраслями (иногда - прямая конкуренция); 5) некомплексное использование ресурсов; 6) малая степень обработки и переработки сырья; 7) отсутствие платы за природные ресурсы; 8) минимум экологических ограничений; 9) устаревшие, не соответствовавшие мировому уровню, технологии добычи сырья; 10) низкая обеспеченность ДВЭР социальной инфраструктурой; 11) как результат - полнейшая нерациональность и расточительность природопользования. Автор анализирует изменения в природопользовании региона, усилившиеся с началом экономических реформ. Эти изменения объединяются в 8 групп: 1. Правовые (комплекс вопросов о собственности на недра). 2. Экономические и финансовые (замещение централизованных капиталовложений на инвестиции самих природопользователей). 3. Технологические (пока наименее глубокие). 4. Организационные (с ликвидацией союзных структур переход к многообразным местным и региональным формам). 5. Информационные. 6. Кадровые. 7. Социально - экологические. 8. Внешнеэкономические и международные. По мнению автора, природные ресурсы ДВЭР могут служить в качестве базы выхода из кризиса и выводы об их истощении несколько поспешны. Однако на период трансформации экономики необходимы прямая и косвенная государственная поддержка, экологический подход к природопользованию.

105. [94] Экономические проблемы регулирования региональных агросистем // Общество и экономика. - 1993. - N 1. - С.75 - 85: табл., 3 рис.

Статья основана на материалах научного доклада "Особенности развития региональных агросистем России в 90-е годы", подготовленного коллективом Института социально - экономических проблем развития аграрно - промышленного комплекса РАН (г.Саратов) под руководством А.А.Анфиногентовой. Авторы констатируют, что российский продовольственный рынок представляет потенциально единое экономическое пространство, в силу высокой взаимозависимости региональных агропродовольственных систем (лишь у 10 регионов показатель степени зависимости от внешних связей к объему производства составляет менее 20% - Волгоградская, Ульяновская, Орловская обл., Алтайский край и др.; в 20 регионах этот показатель более 50%). На основе большого количества статистических показателей и с использованием диаграмм проанализировано развитие кризисной ситуации в АПК, негативные социальные последствия и долгосрочный эффект неблагоприятных изменений. Типология регионов охватывает 5 групп, в которых исследованы особенности региональных агросистем. Предложен механизм взаимодействия рыночных условий и государственного (прежде всего - ценового) регулирования в АПК, 4 варианта формирования государственных продовольственных ресурсов.

106. [72] Минакир П.А. Экономика Дальнего Востока России и современная ситуация // Дальний Восток России: экономика и международное сотрудничество. - Владивосток, 1992. - С.5 - 11.

Аннотацию см. в разделе 3


Раздел 5. Антикризисные меры стабилизации регионального потребительского рынка, повышение платежеспособности экономических субъектов на территории региона, борьба с произволом монополий, формирование конкурентной экономической среды, механизмы защиты прав потребителей.

107. [4] Бим А. Экономическая политика в условиях кризиса государственности и неопределенности реформаторских стратегий // Вопросы экономики. - 1993. - N 9. - С.42 - 57.

Наряду с вопросами о роли государства в переходной экономике, о главных направлениях экономической политики в кризисной ситуации, рассматривается проблема деформации рациональных отношений центра и регионов. Объективно децентрализация власти в России была обусловлена как сверхцентрализацией в бывшем СССР, так и суверенизацией автономий на волне демократического обновления общества но, по мнению автора, процессы регионализма и сепаратизма были подстегнуты и субъективными обстоятельствами: "политическими заигрываниями" с регионами, конфискационным характером реформ 1992 г., резким отказом реформаторов от госрегулирования с форсированным перераспределением полномочий в регионы. Препятствие нарастанию дезинтеграционных процессов и консервации локальных бюрократических структур автор видит в развитии широкого реформаторского движения.

108. [98] Бриман М., Кривомазов Н. Стабильность по-красноярски: благодаря или вопреки?: Реформы: взгляд из региона // Правда. - 1993. - 20 авг. - С.2.

В связи с поездкой Г.Бурбулиса в Сибирь и его оценкой хода реформ в Красноярске и Красноярском крае авторы репортажа решили выяснить мнение президента Красноярского союза товаропроизводителей и предпринимателей В.И.Сергиенко. По его мнению, некоторые успехи, которые можно заметить в экономике края, больше связаны не с реформами (в их конкретном исполнении), а с тем, что Сибирь, в отличие от центра не спешила "перестраиваться". Стабильность региона, как считает В.И.Сергиенко, объясняется, кроме прочего, и особым характером сибиряков - трезвым, уравновешенным, терпеливым. В доперестроечные времена в Сибири были созданы могучие производственные комплексы, которые и сейчас продолжают проявлять уникальную устойчивость. Мощная энергетическая база существенно пополняет бюджет края, созданная в свое время современная технология дает серьезные дивиденды Норильску. Бездотационный бюджет края основан, на взгляд Сергиенко, на "инерции сделанного при социализме". Благодаря этому можно развивать жилищное строительство, поддерживать отрасли АПК. Однако поводов для слишком большого оптимизма в отношении Красноярского края, как у Г.Бурбулиса, не имеется: спад в машиностроении достиг 30%, реально маячит угроза обвальной безработицы.

109. [120] Волконский В.А. Российская инфляция и норма процента // Экономика и мат. методы. - 1994. - Т.30, вып.1. - С.30 - 33.

Автор полемизирует со статьей Ю.В.Овсиенко ("Кризис и денежно - кредитная политика Российского государства"), помещенной в этом же номере журнала. Критикуя взгляд Овсиенко о якобы "неправильности" отечественного кризиса в сравнении с классическим его пониманием (кризис перепроизводства при капитализме) и о торможении реформ государственным чиновничеством, заинтересованным в сохранении высокой инфляции и отрицательной реальной ставки процента, автор, тем не менее, признает специфический характер российской экономики, в которой пока нет "не только институциональной", но и социально - экономической рыночной основы". Жесткая денежно - финансовая политика приводит не к снижению темпов роста цен, а к усилению спада производства, росту неплатежей, перебоям в выплате зарплаты (прежде всего - бюджетникам) и т.д. Однако "нерыночность" ситуации проявляется в том, что при спаде производства почти на 1/3, предприятия не закрываются, а безработица не превышает 1% (официально). Рынка капиталов - нет, конкуренции - тоже (несмотря на либерализацию цен, их рост в 1992 - 93 гг. в тяжелой промышленности был явно согласованным) и т.п. Автору представляется бесперспективным использование жесткой денежно - финансовой политики для стабилизации экономики, а также прогнозирования инфляции и изменений курса валют (для пересчета всех кредитно - финансовых операций в СКВ). Реально необходимо заняться повышением предсказуемости экономической ситуации (при неизбежности инфляции), применяя методы госрегулирования.

110. [54] Горшков А.П., Елохов А.М. Концепция структурного регулирования экономики города // Экономическая реформа: региональный аспект: Материалы Всерос. симп. 17-19 дек. 1992 г. / Администрация Нижегородской обл. Департамент экономики и прогнозирования; Нижегородский исследовательский фонд. - Нижний Новгород: Изд-во Волго-Вятского кадрового центра, 1993. - С.127 - 129.

Экономика города представлена на двух уровнях. На микроуровне действует множество самостоятельных экономических агентов, интересы которых часто не совпадают с потребностями города. Согласование действий экономических агентов осуществляется городскими властями на макроуровне. Если формы собственности различны, то используются методы экономического регулирования, включающие конъюнктурное и структурное регулирование. Первое поддерживает равновесие на рынке и стимулирует деловую активность; второе нацелено на достижение структурных сдвигов, реализация которых невозможна на основе свободного взаимодействия рыночных сил. Программа структурного регулирования ориентирует соответствующие мероприятия конъюнктурного характера, но может быть скорректирована в случае резкого изменения рыночной ситуации. Для реализации возможностей экономического регулирования город должен иметь права собственника (земли, предприятий, ресурсов и т.п.), предпринимателя, инвестора, финансиста, потребителя (для размещения заказов, стимулирования производства определенных товаров). Все это предполагает статус экономической самостоятельности города в трех подсистемах: обмена (с внешней средой), адаптации (внутренних потребностей) и воспроизводства.

111. [35] Горюшин О.А. Проблемы социально-экономического развития региона в условиях становления рынка // Проблемы управления районной экономикой в условиях становления рынка / РАН. Центр. экон.-мат. ин-т; Редкол.: Фаерман Е.Ю. (отв. ред.) и др. - М: ЦЭМИ, 1993. - С.7 - 22. - Библиогр.: 22 (4 назв.).

Радикальная экономическая реформа изменяет коренным образом представления о содержании, формах и методах территориального управления. В статье проводится анализ проблем социально - экономического развития региональной экономики в условиях становления рынка. В связи с этим рассматриваются причины неблагоприятного развития регионов (неэффективность централизованного управления: диспропорции комплексного развития регионов, когда приоритет отдавался регионообразующим отраслям в ущерб регионообслуживающим; ущемление социальной сферы и т.п.), а также новые элементы, появившиеся за ряд последних лет и обеспечивающие формирование рыночной экономики в регионах. Особое внимание уделяется проблемам планирования развития региона, его отдельных сфер (в частности - социальной инфраструктуры), формированию местного бюджета, функционированию производства на территории, товарной обеспеченности потребительского рынка, местному самоуправлению. Автор предлагает создание социально - экономического мониторинга (СЭМ) региона в виде системы компьютерной поддержки экономических служб местной администрации.

112. [59] Евсеева И. Неустойчивость рынка и региональные различия // Экономика и жизнь. - 1993. - N 40. - С.19: диагр.

Статья посвящена проблемам прогнозирования рыночной конъюнктуры в ее региональном аспекте. Центр изучения конъюнктуры цен и рынка ("Ценакор") отслеживает ценовую ситуацию и на основе анализа предоставляет предприятиям соответствующие прогнозы. При этом определяются: наиболее выгодная для предприятий номенклатура продукции, рынки сбыта, возможные уровни цен и их динамика, в настоящее время на многие товары дифференциация цен, в зависимости от рынков и времени их реализации, составляет 1:5 и более раз, темпы роста цен на одни товары достигают 50-70%, по другим - всего лишь 5-10% в месяц. Значительные колебания цен позволяют многим предприятиям использовать неустойчивость рынка для извлечения крупных прибылей. Автор статьи, представляющий интересы "Ценакора" (замдиректора Центра), знакомит с разработками (прогнозами), подготовленными данным учреждением. Отмечены факторы, усиливающие инфляцию: разрыв хозяйственных межрегиональных связей; повышение цен на топливно-энергетические ресурсы (оно, как ни парадоксально, в условиях обесценивания рубля, отдаляет наши цены от мировых); спад производства при увеличении денежной массы и замедлении денежного оборота.


1-17 | 18-45 | 46-71 | 72-112 | 113-142 | 143-170 | 171-200 | Оглавление | Указатель | ССЭР'95

Указатель 

[ Начало | Академгородок | О библиотеке | Новости | Ресурсы | Выставки | Библиография | ИнфоЛоция | Поиск ]
Составитель Канн Сергей Константинович

© 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен Wed Feb 27 14:33:32 2019. Размер 52,350 bytes.
Посещение N 9551 с 03.10.1998