Развитие электронных ресурсов на библиотечных сайтах тесно связано с представлениями об их целевой аудитории, объединяющей реальных потребителей библиотечной информации. Сначала у истоков библиотечного Интернета вопрос о стабильном контингенте пользователей электронных библиотек не привлекал широкого внимания. Универсальный характер библиотечных ресурсов как бы заранее предполагал разнообразную аудиторию пользователей, комплексную по возрасту, занятиям и образованию. Неразвитая «инфраструктура знаний» и небольшое количество библиотечных ресурсов, представленных в Интернете, ориентировали «читательскую аудиторию» на ограниченное число каналов информации и сайтов. Некоторое понимание целевой аудитории складывалось на тот момент в бизнес-среде - в рекламе и интернет-маркетинге. Быстрое укрепление и сегментация рынка заставили предпринимателей точнее «прицеливать» свои коммерческие усилия, так как платой за их неудачные, оторванные от реальности проекты становились реальные денежные убытки. «Люди дела» первыми почувствовали необходимость изучать целевые аудитории своих товаров и услуг, начали заказывать экспертные оценки и детальные исследования потенциальных возможностей разных групп потребителей. Первый взгляд на библиотечные проекты, казалось бы, убеждает в их относительной независимости от конъюнктуры рыночных отношений. Собственно, для этого государство и создавало библиотеки, чья роль хранителей знаний не зависела бы от сиюминутных интересов. Тем не менее эра Интернета поставила перед библиотеками серьезные вопросы. Они уже не ощущают себя единственными игроками на поле сохранения знаний. Глобальные сети обеспечивают прямой и открытый доступ к уникальной, ранее совершенно недоступной информации. Там, где раньше не было библиотек, с приходом Интернета их, видимо, больше и не возникнет - происходит полное замещение функций. В этих условиях наметилось несколько путей дальнейшей эволюции информационных учреждений. Гранды информатики - крупнейшие библиотеки, центры НТИ, провайдеры коммерческой информации и другие структуры, имеющие достаточные средства и возможности, продолжают систематизировать большие потоки данных, аккумулируя их в крупных базах и хранилищах. Небольшие библиотеки и центры, чтобы выжить, волей-неволей вынуждены искать свою нишу, изучать своих пользователей и специализироваться на узких приоритетных направлениях. Деятельность таких небольших структур может быть очень продуктивна, так как они заполняют «пустоты», по разным причинам недоступные большим центрам информации. В первые годы своего существования веб-сайт отделения ГПНТБ СО РАН www.prometeus.nsc.ru, как и большинство других библиотечных сайтов, стремился собрать и представить на суд общественности максимум возможной библиотечной информации, не особенно вглядываясь в качественные характеристики своей аудитории. Для более подробного анализа отсутствовали не только соответствующие тонкие инструменты веб-статистики и подготовленные методики, но и общее понимание того, что происходит в сети и как осуществляется взаимодействие посетителей с сайтом. Для ежедневного управления ресурсами казалось вполне достаточным иметь одну свободно распространяемую статистическую систему AWStats и участвовать в двух «банерных» проектах - региональном («Актуальные ресурсы Nsc.Ru») и общероссийском (Rambler's Тор100). Главное внимание привлекали количественные показатели, а если они постоянно росли (табл. 1), то, казалось бы, что еще нужно?
за 1997-2012 гг. по данным лог-анализатора AWStats
После начала глобального кризиса, отзвуки которого, видимо, совпали с демографическими последствиями 1990-х гг., библиотека оказалась неприятно удивлена. После пика посещаемости 2009 г. аудитория пользователей стала резко сжиматься, несмотря на все наши усилия по наращиванию ресурсов. 2010-2012 гг. стали самыми плодотворными в смысле генерации нового контента. Каждый год сайт обновлялся почти на треть, но год за годом терял от 20 до 35% аудитории. В принципе в этом не усматривалось ничего драматического, так как объективные причины падения посещаемости находились вне сферы досягаемости, то есть от нас мало что зависело. Последствия кризиса усугублялись замедлением физического роста сети, «растаскиванием» посетителей между конкурирующими сайтами и общим ослаблением внимания к науке и образованию. Все эти очевидные «оправдания» тем не менее не означали, что можно было дожидаться, когда новое гармоническое колебание (месячное, годовое или многолетнее) позволит нам оказаться на гребне волны. Чтобы лучше понять ситуацию, особенно на качественном уровне, на сайте были установлены дополнительные инструменты статистики - коды «Яндекс-Метрики» и банеры проекта LiveInternet. Вместе с другими инструментами они давали возможность получить многомерную картину целевой аудитории сайта и проанализировать ее с разных точек зрения. В частности, «Яндекс-Метрика» позволила увидеть и сравнить географию посетителей за целый год (табл. 2), а не только за прошлый месяц, как в сервисе «Рамблер Топ100».
по некоторым регионам России за год (на 11.02.2013 г.) по данным «Яндекс-Метрики»
Из таблицы видно, что самую существенную часть посетителей составляют сибиряки, что не может не радовать. Именно эти посетители по большому счету формируют потенциал развития сайта, устанавливая гипотетическую верхнюю планку целевой аудитории www.prometeus.nsc.ru. На сибирский сегмент приходится более 40% обращений или, по терминологии «Яндекс-Метрики», «просмотров», так как учитывается временной интервал доступов. Статистика детализирует обращения и по отдельным городам Сибири. Они располагаются следующим образом (в процентам ко всем «сибирским»): Новосибирск - 73,3, Красноярск - 3,5, Иркутск - 3,1, Омск - 3,0, Барнаул - 2,4, Томск - 2,4, Кемерово - 2,1, Тюмень - 2,1, Чита - 0,9, Улан-Удэ - 0,8, Абакан - 0,4, Горно-Алтайск - 0,1, Кызыл - 0,1. Следовательно, по данным «Яндекса» почти ⅔ обращений к сайту обеспечивают новосибирские пользователи, высокий уровень конверсии которых («целевые действия» на сайте) гарантирован их обращением к фондам реальной библиотеки - Отделения или ГПНТБ СО РАН. Если посмотреть на другие системы статистики, результаты будут другими. Естественно, здесь возникает вопрос о качестве статистики, на которую приходится опираться. Однако, не вдаваясь в подробности функционирования инструментов, отметим, что по существу ситуации показатели сходятся в главном - в достаточно весомой доле местных посетителей www.prometeus.nsc.ru. По данным LiveInternet, ежемесячная доля просмотров сайта новосибирскими пользователями составляет около ¼ (рис. 1), a Rambler's Тор100 отводит им порядка 20% (рис. 2) - в полтора раза меньше «Яндекс-Метрики», дающей новосибирцам 30% российских просмотров. При разнице показателей цифры «Яндекса» вызывают большее доверие хотя бы потому, что 50-60% посетителей приходят на сайт Отделения ГПНТБ СО РАН после поисковых сессий «Яндекса» [*Примеч.: Средние многолетние данные мониторинга разными системами статистики].
Здесь же следует сказать и о том, что достигнутые показатели функционирования сайта (набранные значения посещаемости, перекачки информации, индексирования роботами и т.д.) очень устойчивы, инерционны и слабо изменяются с течением довольно продолжительного времени. В этих показателях, как в зеркале, отражаются накопленный «вес» и репутация сайта в сети. Так, например, количество посещений www.prometeus.nsc.ru 5-го и 6-го февраля 2013 г. отличались друг от друга всего лишь на один визит (2324 и 2323). Значения посещаемости для давно основанных сайтов (в пределах сопоставимых временных промежутков) могут различаться всего лишь на десятые доли процента. Если в настоящее время «Рамблер» отводит www.prometeus.nsc.ru 17,94% «новосибирских» просмотров, то пять лет назад он фиксировал их 18,78%. И все-таки несмотря на общие знания о распределении посетителей по регионам России, мы находились в неведении относительно запросов нашей главной целевой аудитории - пользователей Сибирского отделения РАН. Целенаправленный выбор путей для оптимизации сайта и специализации его ресурсов подсказал необходимость комплексных решений, когда анкетирование реальных посетителей библиотеки сочеталось бы с электронными опросами и мониторингом посещаемости сайта с помощью объективных средств слежения. Анкетирование сотрудников и библиотекарей научно-исследовательских учреждений ННЦ СО РАН, в котором, кстати, поучаствовало гораздо меньше посетителей сайта, чем ожидалось, подтвердило востребованность электронных ресурсов, прежде всего каталога и баз данных JISIS, выставки новых поступлений, библиографий, материалов по подсчету индекса цитирования, а также патентной информации. Высокий спрос был предъявлен на документы Мемориальных библиотек академиков В.А.Коптюга и Н.Н.Яненко, дайджест «РАН. СО РАН. Сибирь» и комплексный ресурс «Научные школы ННЦ СО РАН». В гораздо меньшей степени пользователи откликнулись на другие, как нам казалось, важные и трудоемкие проекты, такие как веб-навигатор научных ресурсов открытого доступа SciGuide, биобиблиографию «Лауреаты Сибирской науки», в числе которых биографический справочник «Персональный состав СО РАН», сборник исторических документов «Стратегия лидеров» и «Исторический очерк СО РАН». В качестве объективного инструмента анализа использовались статистические отчеты лог-анализатора AWStats 6.5, а также полуавтоматическая, точнее сказать, ручная, фильтрация 3,36 Гб данных, аккумулированных лог-файлом сервера в январе-декабре 2012 г. В настоящее время наш опыт подобной работы с журналом www.prometeus.nsc.ru насчитывает уже более 10 лет, поэтому можно говорить, что погрешности применяемой методики подсчета не должны превышать «терпимые» 5%. По крайней мере, эта методика позволяет в явном виде обнаруживать общие тенденции развития сайта и на их основе разрабатывать необходимые рекомендации. Сначала с помощью названных средств исследовались доступы к сайту с IP-адресов из трех сеток Новосибирского научного центра, определенных с помощью сервиса WhoIs. Диапазон адресов сетей NSCNET-1,2,3 охватил около 16 тыс. компьютеров от 194.226.160.0 до 194.226.191.255 и от 212.192.160.0 до 212.192.191.255. Впоследствии, когда выяснилось, что Сибирское отделение перешло на новые сетки (84.237.0.0. - 84.237.128.255), был произведен пересчет, включивший в сферу рассмотрения еще 33 тыс. компьютеров. Общий количественный вывод, который был сделан на основе анализа внушительного массива данных, заключался в том, что доступы к сайту с IP-адресов СО РАН не превышают 1,5% от общего количества обращений к www.prometeus.nsc.ru. Не касаясь вопроса о том, много это или мало, охватывают ли рассмотренные сетки всю целевую аудиторию сотрудников СО РАН или только ее часть, обратимся к анализу структуры этих обращений так, как она видится на основе кропотливых подсчетов. Детальная картина 100 наиболее востребованных ресурсов (в порядке убывания спроса) представлена в приложении к докладу. Для анализа структуры обращений со стороны, условно говоря «пользователей СО РАН» (понятно, что IP-адрес не является гарантией того, что у компьютера действительно они) были отобраны 31 485 доступов к файлам форматов HTML и PDF с IP-адресов диапазона 84.237.0.0. - 84.237.128.255, сделанные к сайту за 12 месяцев 2012 г. Заранее были исключены файлы картинок (GIF, JPG, PNG). По большому счету, это не вполне верно, но упрощает манипуляции. Также исключались служебные файлы стилей, скриптов и т.п. Кроме того, мы постарались максимально удалить из расчетов собственные («библиотечные») доступы сотрудников и читателей домена www.prometeus.nsc.ru. Полученный результат, сгруппированный по основным разделам сайта, отражен на рисунке 3. На диаграмме видно, что в отношении главных разделов в течение всего 2012 г. наблюдалось равномерное распределение доступов, что говорит в пользу гармоничного и сбалансированного развития сайта, без перекосов в ту или другую сторону. Выделяются доступы к главной («домашней») странице сайта, составляющие 11%. Возможно, что часть пользователей установила эту страницу в качестве стартовой своих браузеров. Раздел «Наука», совместно с математическими ресурсами читального зала ВМИ, куда входит Мемориальная библиотека Н.Н.Яненко, биобиблиографии ученых ИВТ СО РАН и др., а также Мемориальной библиотекой В.А.Коптюга привлекли 20% обращений. Примерно столько же (23% в сумме) приходится на каталоги, базы данных, текущие и ретроспективные указатели, выставку новых поступлений. Обращения к веб-навигаторам «ИнфоЛоция» и SciGuide вместе составили 4%. Наименее востребованными у пользователей СО РАН оказались давно не развиваемые («замороженные») библиографические ресурсы, архивные материалы, связанные с давно прошедшими событиями.
Проведенный анализ в целом подтвердил результаты анкетирования реальных пользователей сайта, указавших на те же самые ресурсы, востребованность которых очевидна и из мониторинга статистики доступов. Для многих сотрудников Сибирского отделения, библиотекарей научно-исследовательских учреждений www.prometeus.nsc.ru стал рабочим инструментом, помогающим в информационном обеспечении научной работы.
в порядке убывания количества обращений с компьютеров СО РАН (диапазон IP-адресов: 84.237.0.0. - 84.237.128.255), за январь-декабрь 2012 г.
|
[О библиотеке
| Академгородок
| Новости
| Выставки
| Ресурсы
| Библиография
| Партнеры
| ИнфоЛоция
| Поиск
| English]
| |||
| |||