Ржанов А.В. Духовная зарядка ученого ("Советская культура", 31 августа 1968 г.)
 Навигация
 
 

Ржанов А.В.




     *библиография + база данных
     *жизнь и деятельность
     *избранные труды



Научные школы ННЦ
 
РЖАНОВ А.В. ДУХОВНАЯ ЗАРЯДКА УЧЕНОГО / БЕСЕДОВАЛА О.АЛЕКСАНДРОВА*
 
   ЧТО ТАКОЕ Академгородок, проще всего, наверное, выразить через статистику, Двадцать крупнейших научно-исследовательских. Институтов, в которых работают 10 академиков и членов-корреспондентов, свыше 1200 докторов и кандидатов наук.
    Без преувеличения здесь собран цвет, научной интеллигенции- страны. Ленинград и Москва, Баку и Тбилиси, Минск и Киев, - в этом отношении Академгородок можно в шутку сравнить с Вавилоном. Кстати, один из клубов Академгородка, в котором собрались люди, изучающие иностранные языки, так и назывался «Вавилон».
    Академгородок - это, и великолепное помещение Дома ученых с уникальным концертным залом, и дом культуры «Москва». Народный симфонический оркестр, ядро которого составляют представители точных наук, картинная галерея, в которой проходили выставки художников Филонова и Фалька, Остроумовой-Лебедевой, выставка офортов Гойи. Это, наконец, многочисленные гастролеры, столичные и зарубежные, выступавшие перед учеными.
    За десять лет Академгородок являлся ареной многих событий. Было время, когда физики отчаянно отстаивали свой приоритет перед лириками, когда поборники эстрады в ажиотаже замахивались на классику, а оперу считали вчерашним днем. Но жизнь последовательно отсеивала зерна от плевел, способствуя выработке простых и вечных истин о тленности «моды» и непреходящей ценности настоящего искусства.
    Мое желание получить интервью у директора Института физики полупроводников Сибирского отделения Академии наук СССР - члена-корреспондента АН СССР А.Ржанова можно легко понять. Работы Ржанова в области полупроводников знают не только в нашей стране, но и за рубежом. Анатолий Васильевич - большой ученый, интересный человек, внимательный собеседник, и проблемы искусства для него, несмотря на занятость, отнюдь не «терра инкогнито».
* * *

    Какое место в духовной, жизни ученого вы отводите искусству?

- Без преувеличения - колоссальное. Культура, искусство оттачивают интеллект, обостряют ум, служат не только приятным отдыхом, но и своеобразной духовной зарядкой в научной работе. Ведь если говорить о специфике деятельности научного работника, то она в том, что у нас нет границы: служба - дом. На мой взгляд, тот не настоящий ученый, который, закрывая за собой двери института, перестает думать о своей проблеме. Это предъявляет особые требования к культурному досугу - здесь не может быть желания «убить вечерок». Для людей умственного труда, строгой взыскательности, привыкших дорожить временем, бывает обидно потратить время на средний, тем более слабый спектакль или фильм. В то же время хороший спектакль или фильм дает великолепный заряд бодрости. Я помню, какое радостное и благодарное чувство было на душе после просмотра фильма «Анна Каренина». В отличие от многих у меня не было разночтений с создателями картины, мне кажется, что Татьяне Самойловой удалось наиболее ярко и полно донести обаяние героини Толстого. И, наверное, не только у меня наступало острое чувство разочарования после целого ряда спектаклей, фильмов, концертов...

    - Анатолий Васильевич, что изменилось за последние годы в культурной жизни Академгородка?

- С вводом Дома ученых нам не приходится жаловаться на невнимание деятелей культуры и искусства. Я застал время, когда вся культура в Академгородке была представлена, по существу, кинофильмами в маленьком зале Института геологии. Теперь в Академгородке есть великолепный концертный зал, где масштабные оперные спектакли идут в том же виде, что и на стационаре. Словом, все растет по экспоненте. Ну, а что касается удовлетворенности искусством, культурой, то здесь разговор особый.

Мне думается, что мало еще сегодня соблюдается принцип дифференцированного подхода к различным категориям людей, живущим в Академгородке.

    - Не могли бы вы назвать наиболее популярные формы культурного досуга ученых. То, что построен Дом ученых - это отлично. Но ведь Академгородок и до того был притягателен для молодых и немолодых людей своей особой духовной атмосферой, повышенной, если так можно выразиться, интеллектуальной концентрацией? Клубы по интересам, рожденные здесь, оправдали ли они свое назначение?

- Когда я говорил о дифференцированном подходе к жителям Академгородка, я и имел в виду своеобразные традиции, которые сложились здесь и с которыми нельзя не считаться.

У нас любят спорить. И это следует учитывать. Молодые и. немолодые ученые нуждаются в общении, в обмене информацией. Вероятно, именно поэтому наша специфика - обилие разных клубов по интересам. Клубы рождаются, как грибы, и многие из них живут, интересной жизнью. Пример - киноклуб «Сигма», польза которого в том, что он пропагандирует фильмы, фильтрует и не пропускает на наш экран плохих лент. Но все клубы без исключения нуждаются в том, чтобы во главе их стояли действительно умные и знающие люди, иначе получается чепуха.

Есть у нас клуб «Под интегралом», в нем часто кипят жаркие баталии, идут споры до хрипоты. Многие из встреч, происходивших в клубе «Под интегралом», заслуживают доброго слова. Однако надо считаться с тем, что молодежь, которая там собирается, как везде и всюду, задорна, часто нетерпима, готова иногда рубить, не подумав, с плеча. Необходимо, чтобы в таких дискуссиях обязательно принимали участие люди зрелые, опытные, хорошо знающие жизнь, партийные. Вот тогда бы могла идти настоящая борьба нений, которая, помимо всего прочего, имела бы и большое воспитательное значение.

Повторяю, я за спор, за острый обмен мнениями, я за дискуссию. Это все необходимо для формирования коммунистического мировоззрения научного работника. Но, я за спор, в котором обязательно должна рождаться истина, а не за безответственное, демагогическое сотрясание воздуха. Надо нам воспитывать идейных, убежденных борцов, которые могли бы отстаивать свою точку зрения не только в науке, но и в жизни.

Кстати, деятелям культуры и искусства надо бы активнее вносить свою лепту в этот процесс. Апрельский Пленум ЦК КПСС не случайно предъявляет повышенные требования к работникам культуры. Думается, что не все они еще находятся на переднем крае идеологической борьбы, некоторые из них предпочитают вести разговор больше на бытовые темы, рассматривать личные конфликты вместо остропартийного, боевого разговора по реальным, активным проблемам современности.

    - В связи с затронутым вопросом, позвольте следующий: каким, на ваш взгляд, должно быть искусство сегодня? Какие проблемы и темы, в особенности связанные с воспитанием молодежи вообще и научной интеллигенции в частности, недостаточно затрагиваются в нашем искусстве?

- Поднятый вами круг вопросов слишком велик для одной беседы, и я, если позволите, выскажусь только по одному из них, тем более что этот вопрос меня очень волнует. Мне приходится иметь дело с молодежью как по работе в институте, так на кафедре НГУ. И вот по многолетним наблюдениям у меня сложилось твердое убеждение об острой необходимости серьезной и планомерной работы по организации и руководству общественной активностью молодежи. Здесь, конечно, решающее слово принадлежит партийной и комсомольской организациям, но очень много предстоит сделать и деятелям искусства.

Не секрет, что, к сожалению, иные наши комсомольские деятели подчас засушивают и выхолащивают комсомольскую работу. С другой стороны, у многих представителей молодежи, особенно среди научной интеллигенции и студенчества существует своеобразный общественный снобизм. Их интересуют только «крупные», если не «мировые», то, по крайней мере «общесоюзные» проблемы, которые они готовы и дискутировать, и решать, не думая о том, по плечу ли им такие проблемы. Проблемы же более узкие и, в частности, местные, то есть те самые, которые в первую очередь определяют их собственные условия жизни и работы, кажутся им слишком мелкими и недостойными внимания. А проблем таких много и, на мой взгляд, они очень важны. Вот хотя бы проблема тишины. Мы много говорим и даже пишем о ней в нашей местной газете. Но практически почти ничего не делается. Совершенно ясно, что это проблема этического характера. Не все еще юноши и девушки способны осознать, что, пройдя с громкой песней или проехав на мотоцикле в два часа ночи по городку, они отрицательно повлияют на работоспособность тысяч своих товарищей на следующий день. Но, спрашивается, кому и объяснять эту простую истину непонимающим, нам не молодежным «патрулям тишины».

А борьба с пережитками в сознании? В условиях научно-исследовательских центров они принимают, например, такие специфические формы, как обязательное желание иметь свою «собственную» научную тему или «темку»; попытки закрепить научное оборудование, часто дорогостоящее и даже уникальное, только за собой, несмотря на весьма малый коэффициент его использования при этом; неумение и часто нежелание работать «на равных» со специалистами смежных областей, а вместо этого тенденция превращения таких специалистов во вспомогательный персонал.

Все сказанное и многое другое в том же духе можно объединить единой формулой - необходимостью воспитания чувства личной ответственности, в первую очередь за свое дело, свои поступки, и в то же время за все то, что делается рядом. В связи с этими претензия к деятелям искусства. Много ли они затрагивают конфликтов, подобного рода в своих произведениях? Не кажутся ли и им такие или им подобные проблемы слишком незначительными? А если так, то не несут ли они серьезную долю ответственности за воспитание того самого снобизма у молодежи, о котором упоминалось выше? Можно поставить вопрос даже глубже. Я не могу припомнить ни одного произведения искусства, где был бы по-настоящему показан процесс становления и воспитания молодого человека как вожака коллектива, скажем, комсомольского вожака! Специально оговорюсь, что речь «дет о современном мирном периоде, тогда как процесс такого становления в условиях революции, гражданской и Отечественной войн показан очень ярко в целом ряде художественных произведений.

Между тем и в нынешней жизни существуют подлинные вожаки молодежи, которые завоевывают себе авторитет у нее умением организовать выполнение пусть не очень широко масштабных, но живых и нужных дел.

    - В чем вы видите особенности сегодняшнего этапа культурной жизни Академгородка?

Специфика нынешнего положения вообще, а в Академгородке в силу ряда причин в особенности, безусловно связана с резким обострением идеологической борьбы. Я не специалист в этой области, но мне кажется, не будет ошибкой утверждение, что за последнее десятилетие сам характер идеологической борьбы несколько изменился. Если раньше борьба против коммунистической идеологии шла под знаменем ниспровержения ее идей и отрицания ее в целом, то теперь центр тяжести этой борьбы переместился в сторону попыток «приручения», сглаживания особо резких граней, отделяющих коммунистическую идеологию от буржуазной (вроде бы доброжелательной) критики отдельных недостатков. Таким образом, идеологическая борьба стала гораздо тоньше, и, прямо скажем, умнее, ибо отличить действительно правильные критические высказывания от «критики», подкапывающейся под основы нашего общества, не всегда просто.

Особенно трудно в этих условиях молодежи. Отсутствие политического, да и просто жизненного опыта зачастую мешает ей разобраться даже в Относительно простых вопросах. Затронутая проблема тесно связана с предыдущей. Там, где нет живой и увлекательной деятельности там, где очень часто парит откровенная казенщина, возникает особый вкус к острым - приправам и двусмысленным подтекстам широко распространившегося в последнее время творчества так называемых бардов

Важнейшими требованиями к произведениям искусства, вне зависимости от того, идет ли речь о романе, спектакле, фильме или песне, являются острота содержания и оригинальность формы. Но ясно и другое, что

острота и занимательность не могут быть самоцелью. Хорошо, если зрителю или слушателю дается возможность додумать вывод, но надо позаботиться еще и о том, чтобы этот вывод был правильным.

    - И последнее, Анатолий Васильевич. Какие ваши предложения по укреплению содружества искусства и науки в применении к Академгородку? Какие творческие коллективы хотели бы ученые видеть у себя в гостях?

Что касается предложений, я за то, чтобы искусство более оперативно откликалось на все новое в жизни, чтобы оно было более чутким запросам, своих зрителей, слушателей. Чтобы со сцены театра звучал не просто бесспорные истины, и чтобы к тому же облечены они 6ыли в интересную форму. Я за то, что бы в кино и на спектакле было интересно.

Если же говорить об укреплении содружества науки и искусства, то это возможно только в общении, контактах. У нас установились дружеские связи с новосибирскими работниками культуры, теперь они частые наши гости. Председатель президиума Сибирского отделения Академии наук СССР академик М.А.Лаврентьев совместно с директором Дома ученых направил письмо в Министерство культуры РСФСР с предложением разработать перспективный план на три-четыре года по культурному обслуживанию Академгородка. Кроме этого, президиум направил личные письма многим уважаемым мастерам искусства.

Несколько лет назад «Советская культура» опубликовала статью одного из наших ученых, озаглавив ее «Наука и искусство - родные сестры». Я думаю, это утверждение справедливо. Вот и давайте крепить совместно это родство, польза от которого для всех очевидна.

Беседу вела О.АЛЕКСАНДРОВА
НОВОСИБИРСК

 * Источник: Ржанов А.В. Духовная зарядка ученого: рядом с интересным собеседником / Беседу вела О.Александрова // Советская культура. - 1968. - 31 авг. (N 103).
 

Научные школы ННЦ А.В.Ржанов | Указатель трудовПодготовили Виктория Лукьянова и Сергей Канн  
 


[Начало | О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
В 2004-2006 гг. проект поддерживался грантом РФФИ N 04-07-90121
 
© 2004-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен: Wed Feb 27 14:56:12 2019. Размер: 29,803 bytes.
Посещение N 4010 с 16.02.2007