Валентин Афанасьевич Коптюг. Коптюг В. А. Стратегию развития откладывать нельзя (Советская Сибирь, 1995)
Коптюг В. А.
Академик Валентин Афанасьевич Коптюг Цитата

Стратегию развития откладывать нельзя

Шестнадцатого мая в Государственной Думе прошли слушания, на которых выступил председатель СО РАН академик В. А. Коптюг. Выступление ученого «О разработке государственной (национальной) стратегии устойчивого развития России» и легло в основу этой публикации.

Термин «ycтойчивое развитие» широко зазвучал в мире после Конференции ООН по окружающей среде и развитию, состоявшейся в июне 1992 года в Рио-де-Жанейро на уровне глав государств или правительств. Непосредственным толчком для проведения этого всемирного форума явилось быстро нарастающее в последние десятилетия разрушение окружающей человека природной среды под влиянием его же деятельности.

Обсуждение на Конференции ООН причин глобальных изменений в природе (истощение озонового слоя, нарастание «парникового эффекта» и грозящее потепление климата, сведение лесов и истощение почв, разрушение экосистем в результате загрязнения окружающей среды токсичными химическими и радиоактивными веществами, быстрое сокращение биологического разнообразия и т.д.) выявило их жесткую связь с характером развития нашей цивилизации в XX веке — развития за счет и в ущерб природе, развития без должного учета большой опасности нарушения разумного баланса основных составных частей, определяющих прогресс: экономики, экологии, социального положения людей и их духовного мира.

Один из основополагающих выводов Конференции ООН в Рио состоял в том, что повторение развивающимися странами (3/4 населения мира) пути развития небольшого числа стран, достигших высокого уровня благосостояния, невозможно — планета Земля этого не выдержит.

Возможность изменения за 35–40 лет технологий таким образом, чтобы на единицу продукции потреблять в 40 раз меньше природных ресурсов и энергии, трудно себе представить, а простое воспроизведение пути экономического развития капиталистических стран развивающимся миром быстро приведет к исчерпанию невозобновимых ресурсов и ускоренному разрушению природы, в которой уже произошли глобальные изменения. Понимание этого привело Конференцию ООН в Рио-де-Жанейро к заключению о срочной необходимости перехода от прежней к принципиально новой парадигме развития цивилизации, основы которой составляют одобренную главами государств концепцию устойчивого развития. Эта концепция предполагает достижение разумной сбалансированности социально-экономического развития человечества и сохранение окружающей среды, а также резкое сокращение экономического диспаритета между развитыми и развивающимися странами путем как технологического прогресса, так и рационализации потребления.

Целесообразно упомянуть некоторые основополагающие принципы, лежащие в основе указанной концепции и нашедшие отражение в Декларации Рио по окружающей среде и развитию: ориентация процесса развития только на традиционные экономические показатели более неприемлема. Принцип 4 Декларации РИО гласит: «Для достижения устойчивого развития защита окружающей среды должна составлять неотъемлемую часть процесса развития и не может рассматриваться в отрыве от него».

Таким образом, мы должны найти приемлемый баланс между экономическим развитием и сохранением природы. При расчете ВВП конкретных стран необходимо принимать во внимание не только наращивание создаваемого человеком капитала, но и сокращение (расход) «природного капитала».

Поэтому чисто экономический подход при оценке ВВП должен быть заменен методами, используемыми в экологической экономике.

Погоня за максимальной прибылью не может более рассматриваться как основная движущая сила развития. Рыночная система хозяйствования будет становиться все более и более регулируемой со стороны правительств и парламентов в результате постоянного «давления» на них глобальных изменений в окружающей среде и соответственно со стороны общества. Одновременно будет непрерывно нарастать духовная и, в частности, моральная компонента развития, учитывающая культуру и традиции каждой нации. Шкала ценностей общества и каждого человека должна быть изменена в пользу моральных, духовных и биосферных компонентов.

Резкое различие в уровнях жизни богатых и бедных должно быть сокращено как внутри стран, так и между странами.

Устранение вооруженных конфликтов как межгосударственных, так и внутригосударственных межнациональных является необходимым условием возможности движения к устойчивому развитию.

Очень важен также такой принцип: право на развитие должно быть реализовано так, чтобы справедливо удовлетворить потребности развития как нынешнего, так и будущих поколений.

Последний принцип наряду с другими задачами предполагает необходимость постепенной замены невозобновляемого сырья, используемого в промышленных целях, возобновляемым. Это важная задача для науки.

Наука, учитывая глобальный и мультидисциплинарный характер проблем, должна, несомненно, сыграть исключительно важную роль в реализации перехода к устойчивому развитию.

По состоянию образования, науки и культуры и отношению к ним власть имущих можно четко судить, в каком направлении движется страна — в направлении устойчивого развития или в противоположном направлении. Разработка проекта национальной стратегии в рамках «обеспечения гармоничного сочетания социально-экономических и экологических приоритетов развития общества» поставит разрабатывающих в непростое положение, поскольку заставит дать объективный анализ результатов и прогноз перспектив изменения общественно-политического строя в нашей стране в отношении ее экономики и социального положения населения. Удручающее положение в обеих этих сферах общеизвестно, несмотря на непрерывно повторяемый верхами припев: «Все хорошо, прекрасная маркиза». В отношении второй сферы дополнительные данные можно найти в национальном докладе России, который был представлен всемирной встрече на высшем уровне в интересах социального развития, состоявшейся в марте этого года в Копенгагене, как одно из мероприятий, детализирующих решения конференции в Рио.

На встрече в Копенгагене директор ЮНДП Джеймс Густав Спес особо обратил внимание на необходимость разработки и реализации программ социального развития в странах с переходной экономикой. При этом он подчеркнул, что главным условием выполнения этого является политическая воля лидеров нации, а также ответственность национальных министров и законодателей.

Важным признаком «социальной деградации» общества является его резкое расслоение по доходам. В СССР до начала перестройки децильный коэффициент (отношение доходов 10 процентов наиболее обеспеченных к 10 процентам беднейших) составлял 4:1. Сегодня в России по официальным данным он равен 15:1, а реально (это нетрудно показать) — более 30:1, что идет вразрез с требованиями концепции устойчивого развития и отражает характер формируемой экономики.

Некоторые специалисты утверждены, что имущественное расслоение неизбежно и, более того, необходимо. По этому поводу, не вдаваясь в детали, следует заметить следующее. Уравниловка и рыночная система несовместимы, но порождаемое нерегулируемым рынком чрезмерное расслоение является не чем иным, как «социальной деградацией». Именно поэтому нерегулируемый или слабо регулируемый государством рынок не облегчает, а сильно осложняет переход к устойчивому развитию. Различие в доходах должно отражать только различие в трудовом и интеллектуальном вкладе людей в достижение целей, определенных обществом. Все остальное — неправедные доходы, обкрадывание общества, со всеми вытекающими из этого последствиями. Если мы хотим в результате работы над проектом государственной (национальной) стратегии перехода России на путь устойчивого развития получить серьезный документ, нельзя обойтись без обсуждения экономической и социальной политики России сегодня и на перспективу, а это неизбежно приведет и к обсуждению политических проблем.

Ситуация несколько облегчается тем, что 21 апреля с.г. председатель Правительства РФ В.С.Черномырдин подписал распоряжение, в котором Министерству экономики России поручено с участием федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации разработать и представить в Правительство РФ к 1 сентября 1995 года проект программы «Государственная стратегия в области обеспечения экономической безопасности Российской Федерации». При этом указано, что разрабатываемая программа должна содержать:

  • анализ существующих и прогноз вероятных угроз экономической безопасности страны подотраслям экономики с позиции жизненно важных интересов Российской Федерации;
  • организационно-экономические меры, направленные на достижение и постоянное поддержание параметров развития экономики, отвечающих требованиям экономической безопасности;
  • критерии и параметры состояния экономики, отвечающие требованиям экономической безопасности страны и обеспечивающие устойчивость экономического и социального положения, необходимые масштабы оборонного производства, нормальное функционирование жизненно важных отраслей производственной и социальной сферы, а также уровень и условия жизни населения, исключающие возможность возникновения конфликтов.

Должен заметить, что это распоряжение появилось как нельзя более кстати.

Наивно было бы думать, что переход к устойчивому развитию цивилизации будет бесконфликтным. Можно твердо утверждать обратное. Этот переход будет чреват множеством жестких конфликтов, в основе которых во все возрастающей степени будет лежать борьба за рынки сбыта, ресурсы, экологический резерв и жизненное пространство.

Можно ли ожидать, что правительства развитых стран сразу же и решительно поставят перед своими народами вопрос о рационализации потребления как в промышленности, так и в быту? Сомнительно. Развитые страны жили, живут, и многие попытаются жить далее в значительной мере за счет ресурсов остальной части мира. Хотя погоня за максимальной прибылью не может на перспективу рассматриваться как движущая сила развития цивилизации, западные бизнесмены как по своему разумению, так и направляемо будут рваться к источникам сырья и новым рынкам сбыта своей продукции. Происходящая деиндустриализация России, разрушение сельского хозяйства и подавление отечественного товаропроизводителя играют только на руку этим устремлениям. Закон рынка — устрани конкурента, если для этого представляется возможность.

Поэтому забывать об экономической (и оборонной тоже) безопасности при разработке проекта государственной (национальной) стратегии устойчивого развития недопустимо.

В распространенном же в январе этого года проекте концепции устойчивого развития России ни первого, ни второго нет. Пока Анатолий Чубайс «поет приватизационные арии» не своего сочинения, а законодатели дают возможность претворять основные положения этих арий в жизнь, экономическая безопасность России будет трещать по всем швам, а сама Россия будет все дальше и дальше сдвигаться к новому статусу — полуколониального сырьевого придатка развитых капиталистических стран.

Что же касается оборонной безопасности, то она прежде всего, естественно, должна быть отражена в оборонной доктрине России и лишь в общем виде кратко освещена в национальной стратегии устойчивого развития. Замечу лишь, что ситуация здесь не лучше, чем с экономической безопасностью. Самые высокотехнологичные отрасли оборонной промышленности гибнут, космические исследования, авиа- и ракетостроение и многие, многие другие направления разваливаются. Торговать оружием на внешнем рынке на паритетных началах, определяемых международными соглашениями, надо. Любой вакуум все равно будет заполнен. Сравните падение в последние годы объемов продажи оружия Россией и роста продажи Соединенными Штатами. Но когда как большое достижение рассматривается продажа самых последних образцов военной техники (например, уникальных противоракетных комплексов С-300 Соединенным Штатам??), а создание более совершенных моделей нам уже будет на многие годы непосильным из-за всеохватывающего развала, то надо крепко почесать затылок, в том числе и законодателям.

Конечно, это прорывы на рынок. Но остается ли у нас что-либо за душой при таких прорывах для модернизации армии, которая сегодня находится в такой моральной и материальной яме, что и говорить тошно. Со своим народом еще кое-как может воевать, а в случае внешних посягательств — сможет ли?

Необходимо учитывать, что геополитическая ситуация в мире кардинально изменилась. Разоружение необходимо, но необходимо и сохранение паритета сил. Движение к устойчивому развитию требует баланса сил на мировой арене, чтобы не дать навязать одностороннюю трактовку понимания необходимости смены парадигмы развития.

Мир был двухполюсным — СССР и США доминировали в нем. Существовавший паритет сил обеспечил цивилизации относительную стабильность в течение полувека. После разрушения СССР мир стал однополюсным. Сейчас он развивается в сторону многополярности — Западная Европа, Юго-Восточная Азия, и медленнее исламский мир — набирают силу. Многополюсность вновь будет способствовать стабилизации, но в переходный период США приобретают в определенной мере монопольное положение, провозглашая при этом сферой своих национальных интересов многие районы мира, что может сыграть не только стабилизирующую, но и дестабилизирующую роль.

В прессе широко освещалась ситуация с «НИИ Графитом», который разрабатывал уникальные летательные аппараты в ответ на программу СОИ Соединенных Штатов. Сейчас этот сверхсекретный институт, судя по сообщениям прессы, вместе с Московским электродным заводом акционирован, причем, как утверждает пресса, контрольный пакет акций (около 60 проц.) оказался в руках гражданина другой страны (США), одного из советников Анатолия Чубайса, в бытность его председателем Госкомимущества.

С пользующимися услугами преимущественно зарубежных советников членами правительства Россия зайдет далеко. Говорить в таких условиях об оборонной безопасности, что пока является одним из необходимых условий обеспечения мира и возможности устойчивого развития, не приходится.

Подобных сообщений огромное количество. По Сибири я знаю более чем достаточно фактов уже не по прессе. Но вот какая странная страна сегодняшняя Россия — гласности хоть отбавляй, а последствий — никаких! В какой еще стране член правительства или просто государственный чиновник позволил бы себе не обращать внимания на обвинения в средствах массовой информации? Обычно в таких случаях либо дается юридически обоснованное опровержение, либо — конец карьере.

Решающее слово в деле достижения аналогичного, абсолютно необходимого для цивилизованной страны положения принадлежит законодателям и должно в равной мере распространяться и на них. Без прочной законодательной базы, без государственного регулирования, без ответственности гражданина и правительства перед обществом перейти на рельсы устойчивого развития и вписаться в общецивилизованный процесс немыслимо. Разработка национальной стратегии устойчивого развития России без учета всех сопряженных факторов, без активного участия парламентариев, ученых и всего общества является делом малоперспективным.

Сегодня можно констатировать следующее. Предложенный в январе 1995 года официальный проект концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития не может рассматриваться как проект целостной концепции. Это лишь ее экологическая составная часть; и только в этом качестве ее можно обсуждать на предстоящем в июне этого года всероссийском съезде по охране природы, если не появится новый официальный проект.

Для второй составной части концепции может быть использован национальный доклад России, представленный на всемирную встречу на высшем уровне по проблемам социального развития, состоявшуюся в Копенгагене. Этот материал может послужить основой с точки зрения характеристики нынешнего состояния социального положения граждан Российской Федерации.

А третью составную часть (экономическая безопасность России) мы должны в соответствии с апрельским распоряжением В. С. Черномырдина увидеть в сентябре, хотя ряд представленных на конкурс Минприроды РФ проектов концепции содержит серьезные предложения и соображения по этому направлению, которые можно использовать и сейчас.

Упомянутые составные части могут послужить первоначальной основой государственной стратегии перехода России на рельсы устойчивого развития, если, конечно, они с учетом итогов обсуждений будут содержать объективный анализ нынешней ситуации и показатели, которые должны быть достигнуты.

Параллельно с доработкой проекта концепции устойчивого развития России необходимо развернуть работу по формированию национального плана действий, включая необходимое законодательное обеспечение. Считаю необходимым подчеркнуть, что ни одна страна в мире не располагает такой совокупностью потенциальных предпосылок для успешного движения к устойчивому развитию, какие имеет Россия (масштабы жизненного пространства и экологического резерва, уровень развития базовых отраслей промышленности, образования и науки, характер культуры и духовного мира и т.д.). Россия могла бы и должна возглавить (а по существу — продолжить) движение цивилизации к новому мироустройству.

Формирование государственной (национальной) стратегии устойчивого развития с учетом общецивилизованной концепции нельзя откладывать надолго. Чем дольше мы движемся по навязываемому России пути, тем сложнее и труднее будет возрождение с использованием всего нашего критически оцененного опыта, а также положительных и отрицательных сторон рыночной экономики.

СО РАН Коптюг В. А. Стратегию развития откладывать нельзя // Советская Сибирь. — 1995 — 24 мая; Наука в Сибири. — N 30. — С. 10.
 
 
630090 Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 6
Тел.: +7 383 373-40-13  •  e-mail: branch@gpntbsib.ru
 © 1997-2021 Отделение ГПНТБ СО РАН
  Документ изменен: Wed Dec 29 16:44:41 2021
Размер: 43,964 bytes
Посещение N 2073 с 08.06.2011