Таков он круг забот депутата Верховного Совета СССР В. А. Коптюга
Вопросов к академику Валентину Афанасьевичу Коптюгу много. И у многих. Одни обращаются к нему как к председателю Сибирского отделения АН СССР, известному ученому, другие как к депутату Верховного Совета СССР, а третьи как к кандидату в народные депутаты. Связи у него с избирателями тесные, широкие. Однако далеко не у всех. Не у каждого избирателя есть возможность поговорить со своим депутатом. Читатели «Советской Сибири» не раз обращались к нам с просьбой рассказать о том, как работает, какие вопросы решает депутат Верховного Совета СССР В. А. Коптюг. Сегодня мы выполняем просьбу читателей.
— Валентин Афанасьевич! Как депутат, вы застали и застой, и первые годы перестройки. Как изменились ваши связи с избирателями в это время? Поднялся ли уровень проблем и задач, которые перед вами ставятся? Неужели лейтмотив вопросов и просьб все тот же: помочь с жильем, установить телефон и т.д.? Словом, интересно было бы узнать ваше мнение, насколько и как вырос избиратель.
— Я был избран депутатом Верховного Совета СССР от Новосибирской и Томской областей в мapтe 1984 г., а задача ускорения общественного развития как альтернатива, как антитеза застою была поставлена на апрельском (1985 г.) Пленуме ЦК КПСС. Таким образом, начало моей депутатской деятельности приходится на период смены концепции общественного развития нашей страны. Поэтому мне трудно судить о том, какой была работа депутатов во времена застоя. Могу лишь оценить ситуацию по первым годам перестройки.
В характере индивидуальных обращений избирателей (порядка 300 обращений в год) по-прежнему преобладают (65–70%) вопросы, связанные с получением, обменом и ремонтом жилья. Это острейшая социальная проблема страны и особенно Сибири. Конечно, у каждого обращающегося к депутату своя конкретная беда и своя боль, но нельзя не видеть за этой конкретикой общих проблем, на решение которых в первую очередь должны быть направлены усилия народных депутатов во время их работы на будущих съездах или в рамках Верховного Совета страны. Задача и долг депутатов — бороться за то, чтобы провозглашенные социальные приоритеты развития находили свое воплощение в пятилетних и годовых планах страны, а депутатского корпуса Сибири — за то, чтобы социальное развитие нашего региона опережало по темпам среднесоюзное. Хорошо известно, что средняя обеспеченность жильем сибиряков (12,6 кв. м общей площади по Восточной и 13,5 кв. м по Западной Сибири) заметно ниже среднесоюзного уровня (15,5 кв. м). Необходимо устранить диспропорцию между городским и сельским жилищным строительством.
Назрела необходимость внесения существенных изменений в действующее жилищное законодательство, которое не позволяет местным органам Советской власти маневрировать жилищным фондом с помощью экономических рычагов, полнее реализовывать принцип «от каждого — по способности, каждому — по труду», оперативно решать вопросы, когда у человека сложилась действительно безвыходная ситуация и для него следует сделать исключение из общих правил. Из примерно 800 поступивших ко мне обращений по жилищным и близким к ним вопросам удалось найти приемлемое решение лишь в половине случаев.
На втором месте по числу обращений ко мне, как к депутату, стоят вопросы трудоустройства или жалобы на нарушение трудового законодательства (10–15%). Далее идут заявления, касающиеся работы здравоохранения, торговли, транспорта, связи и т.д.
Характер индивидуальных обращений избирателей за прошедшие годы остался практически неизменным. Да вряд ли можно было ожидать иного. Очень быстро решить накопившиеся сложные социальные проблемы на местах и в целом по стране нереально. Для этого требуется время.
Считать, однако, что во взаимодействии депутата и избирателей все осталось без изменений, было бы неправильным. Демократизация и развитие гласности делают свое дело, и за прошедший период резко, скачкообразно возросла общественная активность населения. Она проявляется в разных формах — коллективных обращениях к депутату, приглашениях на общественные обсуждения, формировании наказов депутату и т.д. При этом поднимаются уже не столько конкретные вопросы, сколько проблемы большого общественного звучания и значения, — пути перестройки нашей экономики, правовой и политической системы, демократизации в сфере науки, положения молодежи, в том числе призыва в армию в период учебы студентов высших учебных заведений, охраны окружающей среды и т.д. В этом плане взаимодействие депутата с избирателями, требования к нему и его общественная роль быстро меняются.
Предвижу я и еще одно качественное изменение на перспективу — масштаб поднимаемых проблем потребует консолидации усилий народных депутатов от территории в рамках «фракций» общественных организаций для выработки единой позиции и защиты ее на съезде народных депутатов и в Верховных Советах страны и республик. Хочу подчеркнуть, что в новых условиях возрастет ответственность не только депутатов, по и общественности, формирующей свои наказы депутатам по тем решениям, которые будут подготавливаться и обсуждаться высшими органами власти Советов.
— Сейчас в разгаре новая избирательная кампания. Самое время подумать о будущем и подвести итоги. Например, что вы могли бы отнести к своим реальным депутатским достижениям?
— Здесь надо различать два уровня работы — в рамках Верховного Совета СССР и непосредственно в округе.
В Верховном Совете я был избран членом постоянной Комиссии по науке и технике Совета Национальностей и несколько раз возглавлял временные комиссии, создававшиеся для проработки конкретных проблем или вопросов с целью вынесения их на следующие уровни высшего органа Советской власти. Так вот, в рамках этой деятельности объединенными усилиями привлекавшихся к работе депутатов удалось поправить положение дел с финансированием научных исследований в высших учебных заведениях, а отчасти и по институтам Академии наук СССР, добиться решения вопроса о включении в число контролируемых показателей государственного плана строительство объектов опытно-производственной базы науки и промышленности, привлечь внимание правительства к неудовлетворительной работе Государственного комитета по вычислительной технике и информатике с принятием решения по активизации его работы, найти пути продвижения в народное хозяйство ряда крупных разработок ученых Сибири и т.д. Участие в работе Комиссии по науке и технике помогло мне выполнить ту часть наказов, которая касалась укрепления научно-технического потенциала Новосибирской и Томской областей.
Для постановки вопросов, связанных с социальным развитием региона, реформой политической системы, экологическими и другими проблемами я пользовался правом депутата выступать па сессиях Верховного Совета СССР, а также возможностями выступлений на сессиях Верховного Совета РСФСР, куда меня приглашали как председателя крупнейшего регионального объединения АН СССР, расположенного на территории Российской Федерации. Насколько я могу судить, мне удалось, в частности, привлечь внимание депутатов и правительства к разработанным учеными Сибирского отделения АН СССР важным элементам концепции действенной природоохранной политики, в том числе к необходимости введения системы экологической паспортизации предприятий. Советы народных депутатов ряда краев и областей Сибири уже приняли соответствующие решения, а Государственный комитет по охране природы СССР готовит рассмотрение этого вопроса применительно к стране в целом.
Некоторые вопросы, формировавшиеся в ходе моей депутатской работы, целесообразнее было ставить и решать по другим каналам. Так, на февральском (1988 г.) Пленуме ЦК КПСС, который был посвящен проблемам углубления реформы народного образования, подчеркивая необходимость интеграции высшего образования и науки и важность гибкости всей системы образования с правом на творческий поиск, я одновременно поставил два конкретных вопроса - об изменении статуса и норм обеспечения специализированных физико-математических и химико-биологических школ, а также о негативных аспектах перерыва в учебе студентов вузов, в связи с призывом в армию. Оба этих вопроса были сформированы, по существу, в виде наказов во время предшествующих встреч с учителями, преподавателями и студентами вузов. По первому вопросу уже принято соответствующее постановление правительства, а по второму, насколько мне известно, готовится решение.
Считаю необходимым специально остановиться на практике формирования наказов депутатам. Если во время предвыборной кампании она всегда носила достаточно организованный характер, то в период деятельности избранных депутатов в значительной мере случайный. Сейчас, в связи с резким ростом общественной активности населения, ситуация стала быстро меняться. На различных митингах, а нередко просто группой лиц собираются подписи под теми или иными требованиями к депутатам, что ставит их в достаточно трудное положение, так как им трудно судить, насколько обоснованными являются подобные требования-наказы и как они отражают точку зрения населения района, города или области в целом. Поэтому перед ноябрьской (1988 г.) сессией Верховного Совета СССР, которая должна была обсуждать законопроекты о выборах и об изменениях и дополнениях к Конституции СССР, я обратился в Советский райком партии, исполком районного Совета народных депутатов с просьбой организовать заблаговременное обсуждение этих законопроектов в организациях, а затем на собрании районного актива обобщить главные предложения коллективов и на их основе сформировать наказ депутату. Это было сделано, и позволило мне, выступая на сессии, говорить не от себя лично или от случайной группы лиц, а от имени широкого круга избирателей. Многие вопросы, затронутые в этом выступлении, поднимались и другими депутатами, что подтверждает правильность предлагаемого пути выявления позиций избирателей при формировании наказов. На это же указывает и следующее — вопрос о предоставлении права местным Советам народных депутатов проводить региональные референдумы по проблемам, относящимся к их компетенции, поставленный в моем выступлении в соответствии с наказом я не обсуждавшийся широко, получил тем не менее единодушную поддержку депутатов при голосовании поправок к законопроектам. Это значит, что и в этом случае была правильно уловлена в ходе формирования наказа назревшая в обществе необходимость решения указанного вопроса.
Не хватает сегодня организованности и в обсуждении путей решения экологических проблем. Ученые Сибирского отделения АН СССР предложили весьма эффективный и конструктивный путь – научно-общественной конференции. Мы полагаем, что эта форма сыграет свою роль и при обсуждении других проблем, волнующих общество. Итоги работы конференций — хорошая основа для объединения усилий всего депутатского корпуса региона.
Не могу не сказать, хотя бы коротко, о другом уровне депутатской работы — непосредственно в округе. Хотя характер вопросов, решаемых на этом уровне, существенно иной, тем не менее во многих случаях все равно приходится выходить в высокие инстанции — в министерства по вопросам строительства, в государственные правоохранительные органы по жалобам на несправедливые, по мнению заявителей, решения судов, в ВЦСПС по трудовым спорам и т.д. Хочу сказать, что исполкомы Новосибирска и Томска, республиканские министерства довольно оперативно откликаются на обращение депутата. С союзными министерствами ситуация значительно хуже. Но труднее всего решать вопросы в правоохранительных инстанциях. Наша судебная машина и органы прокурорского надзора работают на всех уровнях столь неповоротливо, что мне часто бывало стыдно перед обратившимся ко мне за помощью за то, что получить ясный ответ не удается порой в течение года, а то и двух.
— Валентин Афанасьевич! А что вам не удалось как депутату? Хватает ли депутатских прав, чтобы радикально влиять на улучшение дел в округе? Пользовались ли вы (и с какой целью) депутатским запросом?
— Не удалось добиться выполнения некоторых наказов в те сроки, о которых просили избиратели. Например, по переводу существующей котельной в совхозе «Искитимский» на газ и строительству новой котельной. Проектные работы были выполнены в требуемые сроки, но строительство начато с опозданием и еще не завершено. Вообще наказы, связанные со строительством, особенно сложны в реализации. Причина известна — слабость базы стройиндустрии области. К тому же сказывается на делах и недостаток внимания к строительству в сельской местности. Полагаю, что эти два вопроса станут предметом повышенного внимания в период выборов как народных депутатов СССР, так и депутатов местных Советов, прежде всего областного.
Я уже отмечал, что возможностей депутата не хватает для воздействия на союзные министерства, в том числе и на строительные. Здесь в качестве одного из путей повышения эффективности работы следует рассмотреть объединение усилий всех депутатов от данной территории. В предшествующий период эта форма согласованных действий не использовалась.
Слабо реагируют союзные министерства и на депутатские запросы, ограничиваясь, как правило, чересчур общими и обтекаемыми ответами. Быстрее и определеннее откликается на депутатские запросы Президиум Верховного Совета СССР, и это надо использовать. Недавно в связи с просьбой группы избирателей мы с депутатом Г. Д. Лыковым направили в этот орган запрос по предоставлению информации, касающейся недавних событий в Минске. Два дня назад пришел ответ, содержащий такую информацию.
— Какие вопросы по развитию НТП вы ставили перед правительством как депутат Верховного Совета? Что было учтено при разработке законов, в решениях Совмина, АН СССР и т.д.?
— Частично я уже ответил на этот вопрос. Хочу лишь добавить, что жители районов Новосибирска и Томска, в которых расположены научные центры Сибирского отделения АН СССР, давали мне вполне естественный наказ обеспечить дальнейшее развитие материальной базы и социальной сферы этих центров. За прошедшие годы удалось добиться заметного увеличения капиталовложений, выделяемых на развитие этих центров. Согласовывается вопрос о подготовке специального постановления по развитию Сибирского отделения на период до 2003 г. Необходимые обосновывающие материалы представлены, и уже начала работать авторитетная комиссия по их рассмотрению с выездом во все научные центры СО АН СССР. Важным элементом концепции развития отделения на указанный период является быстрое наращивание конструкторской и опытно-производственной базы с целью доведения разработок до малых серий и вывода продукции на внутренний и внешний рынок. Это обеспечит значительно более высокую готовность разработок ученых для восприятия промышленностью.
Отсутствие между наукой и производством звена небольших, маневренных, восприимчивых к новому предприятий, — серьезный тормоз научно-технического прогресса в нашей стране. Это звено, по нашему мнению, должно формироваться из опытных производств науки, небольших наукоемких производств республиканских министерств и кооперативов научно-технической направленности. Работа в этом направлении развернута. Необходимо внимательно рассмотреть перечень убыточных предприятий Сибири и взглянуть на них под этим углом зрения.
— За последние годы в корне изменились взгляды на экологические проблемы. Каков ваш депутатский вклад в эту тему?
— Действительно, проблемы охраны окружающей среды и здоровья человека быстро выходят на первый план как в нашей стране, так и в мире. Соответственно в Сибирском отделении АН СССР за последние два-три года объем работ по экологическим проблемам пришлось резко увеличить. Расширены фундаментальные исследования, участие в формировании природоохранной политики страны и территориальных экологических программ. Все шире вовлекаются наши специалисты в экспертизу предложений по строительству крупных народнохозяйственных объектов на территории Сибири и решение конкретных экологических проблем на местах. Мне самому приходится в настоящее время тратить 15–20 процентов времени на организацию подобных работ и участие в обсуждении экологических проблем на разных уровнях, начиная от взаимодействия с промышленностью и до правительственных органов.
Рассказать о всех аспектах деятельности в этом направлении коротко невозможно. Битва за Байкал, запрещение строительства трубопровода для переброски стоков Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в реку Иркут, прекращение строительства апатитового завода в Улан-Удэ, экспертиза технико-экономического обоснования Катунской и Туруханской ГЭС, программы оздоровления атмосферы ряда сибирских городов и т.д. — все это темы, требующие обстоятельного разговора.
— Вы избирались по округу, который захватывает несколько районов Новосибирска, в том числе Кировский. Избиратели из этого района не раз жаловались в «Советскую Сибирь», что к вам почти невозможно попасть на прием. Легко понять, насколько вы заняты, но восполняете ли вы время для встречи с избирателями, которое было пропущено? В течение года, месяца или недели какое время вы уделяете депутатским обязанностям?
— На рассмотрение индивидуальных и коллективных обращений избирателей у меня вместе с депутатским приемом уходит примерно 1,5–2 рабочих дня в месяц. Надо учесть также работу в комиссиях и на сессиях Верховного Совета, что добавляет еще 2 дня в месяц.
Должен заметить, что в организации депутатского приема мне серьезно помогают мои помощники по Сибирскому отделению АН СССР, которые подготавливают необходимые запросы по обращениям избирателей. Число таких обращений составляет около 300 в год. Избиратели приглашаются на депутатский прием для выяснения оставшихся неясных вопросов и принятия окончательного решения. Прием проводится не реже одного раза в месяц. Так, в 1988 г. было проведено 13 приемов с рассмотрением 82 заявлений. Решение части вопросов не требует личной встречи. Всего в 1988 г. было получено 217 заявлений (в 1087-м — 430). По 102 из них удалось найти решения или дать ответы, удовлетворившие граждан. По 33 обращениям работа продолжается, а в 82 случаях найти решение или удовлетворить просьбы заявителей не представлялось возможным.
— Приближаются новые выборы. У вас ряд соперников. Какова ваша сегодняшняя программа, в чем ее отличие от прежней? Какие пункты, на ваш взгляд, могут завоевать доверие избирателей?
— Наличие соперников я рассматриваю как положительный фактор, поскольку это дисциплинирует кандидатов и повышает их ответственности перед избирателями, а избиратели получают возможность сопоставления общественного потенциала претендентов. Конечно, это осложняет жизнь кандидатов и будущих депутатов, но если мы решили идти к реальной демократии, надо привыкать к этому.
Меня многие спрашивают, почему я отказался баллотироваться по Академии наук СССР, где предвыборная и выборная кампании, по-видимому, проще. С моей точки зрения, председатель регионального отделения Академии наук СССР должен проверять правильность своей научно-организационной и общественной линии не только в самой академии (там это осуществляется при выборах на пост вице-президента), но и в регионе, в котором он живет и в интересах которого работает. Совершенно очевидно, что моя программа в этом плане должна отличаться от программ тех депутатов, которые будут избраны от Академии наук СССР, большей региональной направленностью. Основными элементами ее являются:
— усиление социальных приоритетов в развитии сибирского региона; структурная перестройка экономики Сибири с акцентом на снижение удельного веса добывающих отраслей промышленности и повышением доли наукоемких производств; мобилизация интеллектуального потенциала представителей науки, инженерного корпуса, творческой интеллигенции, рабочего класса и крестьянства на глубокую проработку подготавливаемых решений по политическим, социальным и экономическим проблемам страны и региона, творческий анализ и адаптацию принимаемых общегосударственных решений к условиям региона; ускорение научно-технического прогресса в хозяйственном комплексе Сибири; формирование действенных, оптимизированных по целям и ресурсам территориальных программ оздоровления экологической обстановки; содействие решению социальных проблем малых народов и этнических групп Сибири; выполнение наказов избирателей по конкретным проблемам и вопросам.
Надеюсь, что у меня еще будет возможность изложить предлагаемую программу в более развернутом виде.
— И последний вопрос, Валентин Афанасьевич. Тяжела ли ноша депутата?
— Тяжела. Меня в известной мере в эти годы выручало то, что моей депутатской деятельности помогали информация и возможности, доступные мне как председателю Сибирского отделения АН СССР, и наоборот. Эта взаимодополняемость обязанностей и возможностей депутата и работника системы, охватывающей весь сибирский регион, объясняет и мое согласие, несмотря на большую загрузку, участвовать в нынешней непростой избирательной кампании. Если могу чем-то помочь региону и живущим здесь людям, я должен попытаться использовать все возможное для этого пути.
Таков он круг забот депутата Верховного Совета СССР В. А. Коптюга / беседу подготовил научн. обозреватель «Советской Сибири» Р. Нотман // Советская Сибирь. — 1989. — 7 февраля. — С. 2. |
630090 Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 6
Тел.: +7 383 373-40-13 • e-mail: branch@gpntbsib.ru © 1997-2021 Отделение ГПНТБ СО РАН |
Документ изменен: Wed Dec 29 16:44:36 2021 Размер: 50,282 bytes Посещение N 2568 с 03.11.2011 |
|
Труды • Указатель заглавий • Cоавторы • Изобретения • 50 интервью • Статьи |