Экология Сибири
В. А. Коптюг, председатель Сибирского отделения АН СССР, академик
В сентябре 1987 года в городе Байкальске состоялось выездное заседание Межведомственной комиссии по контролю за состоянием природного комплекса озера Байкал. Даже в перерывах между заседаниями не прекращались споры о судьбе озера.
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР 7 января 1988 года приняли постановление «О коренной перестройке дела охраны природы в стране». Неотложное решение вопросов рационального природопользования и охраны окружающей среды признано жизненной необходимостью для всего советского народа, неотъемлемой составной частью экономического и социального развития страны.
Особое внимание при осуществлении природоохранной деятельности должно быть обращено на обеспечение благоприятной экологической обстановки в регионах страны с высокой концентрацией добывающей и перерабатывающей промышленности и сельскохозяйственного производства, включая южные районы Сибири, а также районы Крайнего Севера.
Успешное выполнение постановления представляет собой исключительно важную и сложную задачу.
При работе над проблемами охраны окружающей среды в Сибирском отделении АН СССР сформировалась концепция природоохранной политики, которая находится в полном соответствии с линией партии и правительства по выводу нашей промышленности и сельского хозяйства на мировые технические и технологические рубежи и согласуется с новым хозяйственным механизмом.
Здоровье человека и жизнеспособность различных экосистем в зонах промышленного развития зависят в первую очередь от масштабов введения загрязнений в окружающую среду со сточными водами и через атмосферу. Отдавая должное строительству и совершенствованию очистных сооружений, мы должны уделить самое серьезное внимание совершенствованию технологий.
Чтобы взять этот фактор под жесткий контроль, необходим перевод природоохранной политики в промышленных зонах на принципиально новый уровень, основой которого может явиться введение природоохранных паспортов предприятий.
В состав природоохранного паспорта должны войти общие сведения о предприятии, описание технологических схем выработки основных видов продукции, схем очистки сточных вод и аэропромвыбросов, их характеристика после очистки и другие данные, а также сведения о наличии в СССР (мире) технологий, обеспечивающих достижение наилучших удельных показателей по охране природы и перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду, с указанием сроков, объемов затрат, удельных и общих объемов выбросов вредных веществ до и после проведения каждого мероприятия.
Состав природоохранного паспорта отражает несколько принципиальных моментов в предлагаемом подходе:
— переход от изучения следствий (состояния окружающей среды) к детальному дифференцированному анализу причин (ситуации по каждому предприятию и группам родственных предприятий).
— переход от рассмотрения общего объема выбросов к удельным показателям, относимым к единице производственной продукции и сопоставляемым с наилучшими достигнутыми в мире показателями.
Необходимость такого перехода сегодня очевидна. Это доказывается опытом работы по проблемам окружающей среды всех развитых стран. Именно поэтому к природоохранному паспорту должны прилагаться обзоры мировой литературы.
Часто ссылаются на то, что по многим вредным выбросам нормы ПДК в нашей стране более жесткие, чем во многих странах. Но при этом обычно замалчивается, что добиться выполнения этих норм можно не только путем совершенствования технологии производства и очистки выбросов, но и более простым путем, например, разбавляя стоки чистой водой до нужных значений концентраций загрязняющих веществ. Аналогично по аэропромвыбросам — труба повыше, разбавление побольше. Именно этим путем предпочитают двигаться многие промышленные предприятия.
При переходе к удельным показателям эти «хитрости» промышленности, наносящие огромный ущерб окружающей среде, сразу же обнажаются. Возьмем в качестве примера средние удельные выбросы в атмосферу ТЭС, работающих на угле, по СССР и США:
|
Экологические резервы наших ТЭС очевидны.
При переходе к удельным показателям становится очевидной необходимость перенесения центра тяжести борьбы за окружающую среду на совершенствование технологий, что совпадает с генеральной линией ускорения научно-технического прогресса в нашей стране.
Естественно, что как по сбросам в воду, так и по выбросам в атмосферу выход на уровень лучших мировых удельных показателей не может быть обеспечен сразу. Поэтому целесообразно выделить несколько этапов:
1988–1990 гг. — подготовительный;
1990–1995 гг. — апробация нового подхода к охране природы в виде эксперимента в отдельных регионах и городах;
1996–2000 гг. — широкая реализация предлагаемой природоохранной стратегии.
На подготовительном этапе должна быть осуществлена отработка форм природоохранного паспорта предприятий на примере крупных экологически опасных производств различных отраслей народного хозяйства.
Важнейшим элементом на этом этапе является подготовка обзоров мировой литературы по влиянию различных производств на окружающую среду и анализ тенденций совершенствования технологий в направлении снижения этого влияния. Одной из задач обзоров является выделение приоритетных токсикантов, требующих особого контроля, и уточнение классификации веществ по их относительной опасности для здоровья человека и природной среды. Подобная классификация, основанная на экологической опасности веществ, была подготовлена Сибирским отделением АН СССР для бассейна озера Байкал.
На втором и третьем этапах контролирующие органы должны проверять по основным источникам выбросов ход реализации утвержденных министерствами программ поэтапного снижения удельных выбросов и приближения к лучшим мировым показателям.
Постоянное совершенствование технологий должно лежать также в основе рационального использования биологических ресурсов, однако в этом случае необходимо учитывать, что каждый биологический объект является необходимым элементом биосферы Земли, поддерживающим ее существование и установившееся равновесие. Поэтому значение каждого из биологических ресурсов гораздо шире узкого утилитарного интереса, с позиций которого они часто оцениваются.
Все более серьезным становится вопрос об использовании химикатов в сельском хозяйстве. Необходим обстоятельный анализ накопленного мирового опыта и новых тенденций в этой области с выработкой научно обоснованных, долгосрочных рекомендаций, учитывающих необходимость интенсификации сельского хозяйства и преодоления обозначившихся серьезных экологических проблем.
Осуществление комплексной программы охраны окружающей среды невозможно без разработки методологии и введения экономических нормативов на использование природных ресурсов и организации широкой сети мониторинга окружающей среды, опирающейся на современные методы и соответствующие приборы контроля приоритетных загрязнений. Сибирское отделение АН СССР в этом направлении имеет совместно с другими министерствами и ведомствами определенный научный задел и готово при соответствующей материальной и финансовой поддержке предпринять шаги по реализации отдельных направлений.
При разработке новой концепции природоохранной политики Сибирское отделение АН СССР исходило из необходимости компромисса между сохранением природной среды и здоровьем человека и реальными возможностями экономики и технологии. Реализация концепции; должна привести к снижению суммарного антропогенного воздействия на природу. Совершенно очевидно, что с тех же позиций должна формироваться Генеральная схема развития производительных сил страны и отдельных регионов — возможное отрицательное воздействие на природу новых производств и других объектов хозяйственной деятельности должно быть минимизировано и должно, безусловно, перекрываться снижением антропогенной нагрузи существующих производств хозяйственных комплексов.
Нормативная база обеспечения проведения природоохранных мероприятий требует научного обоснования и разработки системы экономических показателей оценки и регулирования деятельности предприятия в области природопользования.
Для усиления экономического стимулирования природоохранных мероприятий необходимо упорядочить источники возмещения природоохранных затрат. Основными источниками возмещения природоохранных затрат должны стать народнохозяйственные и региональные фонды охраны окружающей среды и воспроизводства природных ресурсов, которые, на наш взгляд, должны формироваться и складываться из платы за использование природных ресурсов и штрафов за ущерб окружающей среде.
Коптюг В. А. Экология Сибири: [выступление председателя Сибирского отделения АН СССР академика В. А. Коптюга на заседании Межведомственной комиссии по контролю за состоянием природного комплекса озера Байкал] // Наука в Сибири. — 1988. — N 7. — C. 2. |
630090 Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 6
Тел.: +7 383 373-40-13 • e-mail: branch@gpntbsib.ru © 1997-2021 Отделение ГПНТБ СО РАН |
Документ изменен: Wed Dec 29 16:44:34 2021 Размер: 28,581 bytes Посещение N 2409 с 01.06.2011 |
|
Труды • Указатель заглавий • Cоавторы • Изобретения • 50 интервью • Статьи |