Ключ к наукам
Академик В. А. Коптюг, ректор Новосибирского государственного университета имени Ленинского комсомола
В 1957 году Совет Министров СССР, руководствуясь решениями партии об ускорении экономического развития Сибири и Дальнего Востока, принял постановление об организации Сибирского отделения Академии наук СССР и строительстве его первого научного центра вблизи города Новосибирска.
Перед Сибирским отделением были поставлены три основные задачи — интенсивное развитие фундаментальных исследований по важнейшим направлениям науки, обеспечение эффективного использования научных достижений в народном хозяйстве и подготовка высококвалифицированных кадров для восточных районов нашей страны.
Необходимо было в сжатые сроки организовать и укомплектовать специалистами большое число научно-исследовательских институтов различного профиля. Естественным шагом на пути решения этих задач явилось создание в 1959 году по инициативе первого председателя Сибирского отделения АН СССР академика М. А. Лаврентьева, его ближайших соратников академиков С. Л. Соболева, С. А. Христиановича, А. А. Трофимука, И. А. Векуа и других Новосибирского государственного университета. Первый набор был проведен сразу на первый и второй курсы, поэтому первый выпуск специалистов состоялся уже в 1963 году.
Новосибирский университет создавался на основе новых принципов, предполагающих максимальную интеграцию науки и образования. Среди этих принципов следует прежде всего упомянуть широкое привлечение ученых высшей квалификации из институтов Сибирского отделения к организации учебного и воспитательного процесса в университете. Доля членов Академии наук СССР, докторов и кандидатов наук среди профессорско-преподавательского состава НГУ необычайно высока для вузов страны. Это обеспечивает высокий уровень преподавания.
Второй важной особенностью является использование в учебном процессе материальной базы академических институтов.
Несомненно, прогрессивным является принцип включения научных исследований в программу подготовки специалиста, использования научной работы как одного из важнейших элементов учебного процесса. Для этого базовую подготовку, охватывающую изучение основных общенаучных дисциплин, пришлось сжать до трех лет, высвободив значительную долю времени в период специализации для научно-исследовательской работы. В сочетании с двумя предыдущими принципами это обеспечивает высокий научный уровень студенческих дипломных работ, а поскольку при этом темы курсовых и дипломных работ являются, как правило, составными частями важных исследований, проводимых институтами, то будущие специалисты вносят весомый вклад в решение задач науки и техники уже в процессе обучения. Не удивительно поэтому, что именно на базе НГУ проводится Всесоюзная студенческая конференция «Студент и научно-технический прогресс», а на ежегодных всесоюзных конкурсах на лучшую студенческую работу наши студенты получают большее число медалей и дипломов Министерства высшего и среднего специального образования и Академии наук СССР.
Нельзя не упомянуть также об организации учебного процесса и общественной жизни университета на формирование самостоятельности и гражданской активности будущего специалиста. Современной науке, самой системе высшего образования и народному хозяйству нужны кадры, которые не только обладают высокой квалификацией, но и определенными организаторскими навыками, способные самостоятельно ставить крупные проблемы браться за ответственное дело и доводить его до конца. Именно поэтому в учебном процессе велик удельный вес самостоятельной работы. Студентам предоставляется возможность самостоятельно принимать многие важные решения, например, выбирать профиль специализации, научного руководителя, работать во время специализации по индивидуальному плану.
Студенческие общественные организации ведут большую работу по подготовке и проведению летнего трудового семестра, фестиваль политической песни, конкурс политплаката, маевка, в которой участвуют все студенты, тысячи жителей Академгородка и гости из десятков зарубежных организаций — все это готовят и проводят сами студенты.
Перечисленные четыре принципа, касающиеся непосредственно процесса формирования в нашем университете специалиста с высшим образованием следует дополнить еще двумя — необходимостью активной работы со школьниками (в рамках олимпиад, разнообразных специализированных летних и заочных школ, физико-математической школы-интерната) с целью подготовить будущее пополнение студенческих рядов и развитием различных форм поствузовского образования.
Новосибирский университет по своему существу и по духу явился своеобразным «опытным» высшим учебным заведением, которое, работая по индивидуальному учебному плану, отрабатывает новые модели организации высшего образования.
Два прошедших десятилетия подтвердили плодотворность принципов, положенных в основу работы нашего университета. В постановлении ЦК КПСС о деятельности Сибирского отделения Академии наук СССР (1977 г.) отмечалось, что «на базе Новосибирского государственного университета и научно-исследовательских институтов создана система подготовки кадров для научных центров, высших учебных заведений, промышленности и сельского хозяйства Сибири». Сбылась мечта первого российского академика Михаила Васильевича Ломоносова о том, чтобы «Академия не только себя учеными людьми могла довольствовать, но и размножать оных и распространять по всему государству».
Опыт интеграции науки и образования обобщен и закреплен в «Договоре об основных принципах взаимодействия Новосибирского государственного университета и учреждений Сибирского отделения АН СССР», утвержденном в этом году постановлением Президиума СО АН СССР и решением Коллегии Минвуза РСФСР. Многое из того, что в период становления университета вызывало споры и возражения, рекомендовано недавним постановлением ЦК КПСС и Совета Минвуза СССР «О дальнейшем развитии высшей школы и повышении качества подготовки специалистов» как наиболее перспективная форма совершенствования системы высшего образования страны.
Более 9 тысяч специалистов выпустил наш университет за двадцать лет своего существования. Около трети из них работает в институтах Сибирского отделения АН СССР, остальные - в отраслевых научно-исследовательских институтах и на крупных предприятиях, преподают в высших учебных заведениях Сибири и Дальнего Востока. Каждый десятый выпускник университета является обладателем ученой степени. Выпускники НГУ составили основу новых лабораторий, кафедр, отделов и целых институтов во многих городах: Красноярске, Кемерове, Омске, Тюмени, Хабаровске и т. д. Наш университет оказывает шефскую помощь многим молодым сибирским вузам: Алтайскому, Кемеровскому, Омскому, Тюменскому университетам, Барнаульскому, Новосибирскому и Семипалатинскому пединститутам.
Высоко оценивая достижения Новосибирского государственного университета в деле подготовки и воспитания специалистов, Совет Министров РСФСР присвоил ему в 1978 году почетное имя Ленинского комсомола. Это имя для коллектива университета символ энтузиазма, дерзаний, непрерывного поиска новых форм совершенствования системы высшего образования. Среди задач, которые стоят перед университетом сегодня, следует обратить особое внимание на активное участие в совершенствовании системы школьного образования в нашем регионе; на всемерное развитие активных форм обучения студентов с широким использованием ЭВМ на стадии базового образования; на создание эффективной системы выявления перспективных потребностей восточных районов страны в высококвалифицированных специалистах различного уровня и профиля, распределения и перераспределения таких специалистов; на совершенствование структуры специализаций с учетом потребностей новейших направлений науки и техники на ряд других не менее важных направлений работы. Новосибирский госуниверситет должен и впредь смотреть в будущее.
Коптюг В. А. Ключ к наукам // За науку в Сибири. — 1979. — 27 сентября. — С. 1, 2. |
630090 Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 6
Тел.: +7 383 373-40-13 • e-mail: branch@gpntbsib.ru © 1997-2021 Отделение ГПНТБ СО РАН |
Документ изменен: Wed Dec 29 16:44:29 2021 Размер: 25,021 bytes Посещение N 2200 с 01.11.2011 |
|
Труды • Указатель заглавий • Cоавторы • Изобретения • 50 интервью • Статьи |