КОНВЕНЦИЯ ООН О БИОЛОГИЧЕСКОМ РАЗНООБРАЗИИ
Конвенция является довольно объемистым документом, включающим 42 статьи и 2 приложения.
В преамбуле Конвенции государства провозглашают «непреходящую ценность биологического разнообразия» и его большого значения для эволюции и сохранения поддерживающих жизнь систем биосферы и подтверждают, что государства, обладая суверенными правами на свои биологические ресурсы, несут ответственность за их сохранение и устойчивое использование.
Государства, подписавшие Конвенцию, признают, что требуется специальное положение для того, чтобы «удовлетворить потребности развивающихся стран, включая предоставление новых и дополнительных финансовых ресурсов и обеспечение надлежащего доступа к соответствующим технологиям».
«Целями,.. Конвенции... являются сохранение биологического разнообразия, устойчивое использование его компонентов и совместное получение на справедливой и равноправной основе выгод, связанных с получением генетических ресурсов, в том числе путем предоставления необходимого доступа к генетическим ресурсам и путем надлежащей передачи соответствующих технологий с учетом всех нрав на такие ресурсы и технологии, а также путем должного финансирования» (Ст. 1).
Каждая Договаривающаяся Сторона:
- разрабатывает национальные стратегии, планы или программы сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия (Ст. 6 а);
- осуществляет мониторинг компонентов биологического разнообразия (Ст. 7 b);
- создает систему охраняемых районов (Ст. 8 а);
- принимает меры по реабилитации и восстановлению деградировавших экосистем (Ст. 8 f);
- предотвращает интродукцию чужеродных видов, которые могут угрожать экосистемам (Ст. 8 h);
- обеспечивает сохранение и поддержание знаний и практики коренных и местных общин, имеющих значение для сохранения и устойчивого использования биологического разнообразия (Ст. 8 j);
- оказывает местному населению поддержку в разработке и осуществлении мер по исправлению положения в районах, в которых произошло сокращение биологического разнообразия (Ст. 10 d);
- поощряет и стимулирует исследования, содействующие сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия (Ст. 12 b);
- принимает соответствующие меры для обеспечения должного учета экологических последствий своих программ и политики, которые могут оказывать существенное неблагоприятное воздействие на биологическое разнообразие (Ст. 14.1 b) и т.д.
В статье 15 оговорены условия доступа к генетическим ресурсам страны с учетом суверенных прав каждой страны на ее природные ресурсы. Оговорены в Декларации и условия передачи новых технологий.
«Каждая Договаривающаяся Сторона, признавая, что технология, включая биотехнологию, и что доступ к технологии и ее передача между Договаривающимися Сторонами являются важными условиями достижения целей настоящей Конвенции, обязуются... предоставлять и/или облегчать другим Договаривающимся Сторонам доступ к технологиям, которые имеют отношение к сохранению и устойчивому использованию биологического разнообразия...» (Ст. 16.1).
«Доступ к технологии и ее передача развивающимся странам обеспечиваются и/или облегчаются на справедливых и наиболее благоприятных условиях, на льготных и преференциальных, если достигнута взаимная договоренность». При этом «передача обеспечивается на условиях, которые учитывают достаточную и эффективную охрану прав интеллектуальной собственности» (Ст. 16.2).
«Договаривающиеся Стороны, признавая, что патенты и иные права интеллектуальной собственности могут оказывать влияние на осуществление настоящей Конвенции, сотрудничают в этой области, руководствуясь национальным законодательством и нормами международного права, с целью того, чтобы эти права способствовали и не противоречили ее целям».
Трудности, возникающие на пути к устойчивому развитию цивилизации, связанные с правами частной собственности, упомянуты автором обзора в общих комментариях к работе Конвенции.
Чтобы развивающиеся страны не оказались исключенными из процесса движения к устойчивому развитию, в статье 20.2 записано: «Стороны, являющиеся развитыми странами, предоставляют новые и дополнительные финансовые ресурсы, с тем, чтобы дать возможность Сторонам, являющимся развивающимися странами, покрывать согласованные полные дополнительные расходы, которые они будут нести в ходе осуществления мер во исполнение обязательств по настоящей конвенции». В отношении стран, находящихся в процессе перехода к рыночной экономике, при этом отмечено, что они «могут добровольно брать на себя обязательства сторон, являющихся развитыми странами».
В Конвенции провозглашено учреждение Конференции Сторон (Ст. 23), которая будет следить за выполнением положений Конвенции в рамках специальных структур и механизмов, включая механизм финансирования (Ст. 21).
«Каждая Договаривающаяся Сторона с периодичностью, которую определит Конференция Сторон, представляет Конференции Сторон доклады о мерах, принятых ею для осуществления положений настоящей Конвенции, и об их эффективности с точки зрения достижения целей настоящей Конвенции» (Ст. 26).
В Конвенции оговорен также порядок урегулирования возможных споров между Сторонами (Ст. 27), принятия поправок к ней (Ст. 29) и другие рабочие моменты.
Согласно статье 33 Конвенция открыта для подписания с 5 июня 1992 года по 4 июля 1993 года.
Конвенция подлежит ратификации, принятию или одобрению государствами в установленном порядке (Ст. 34) и вступает в силу на девяностый день со дня сдачи на хранение тридцатого документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении (Ст. 36).
|