РАМОЧНАЯ КОНВЕНЦИЯ ООН ОБ ИЗМЕНЕНИИ КЛИМАТА
В преамбуле Конвенции отмечается озабоченность сторон тем, «что в результате человеческой деятельности произошло существенное увеличение концентрации парниковых газов в атмосфере, что такое увеличение усиливает парниковый эффект и что это приведет к дополнительному усредненному потеплению поверхности и атмосферы Земли и может оказать неблагоприятное воздействие на природные экосистемы и человечество». О конкретных сроках, масштабах и региональных особенностях ожидаемого изменения климата пока судить трудно, учитывая неопределенность многих факторов, используемых при прогнозировании климата.
Стороны признают «необходимость незамедлительного принятия в качестве первого шага развитыми странами гибких мер на основе четких приоритетов в направлении разработки всеобъемлющих стратегий реагирования на глобальном, национальном и, в случае согласования, региональном уровнях, которые охватывали бы все парниковые газы с должным учетом их относительной роли в усилении парникового эффекта».
Необходимость принятия именно незамедлительных мер диктуется тем, «что наибольшая доля имевших место в прошлом и нынешних глобальных выбросов парниковых газов приходится на развитые страны, что уровень выбросов на душу населения в развивающихся странах все еще сравнительно низок и что доля глобальных выбросов, производимых в развивающихся странах, будет возрастать в связи с удовлетворением их социальных нужд и потребностей в области развития».
Стороны, «будучи преисполнены решимости защитить климатическую систему в интересах нынешнего и будущего поколений», договорились по принципиальным вопросам, изложенным в Конвенции.
«Конечная цель... Конвенции... заключается в том, чтобы добиться... стабилизации концентраций парниковых газов в атмосфере на таком уровне, который не допускал бы опасного антропогенного воздействия на климатическую систему» (Ст. 2).
«Сторонам следует защищать климатическую систему на благо нынешнего и будущих поколений человечества на основе справедливости и в соответствии с их общей, но дифференцированной ответственностью и имеющимися у них возможностями. Сторонам, являющимся развитыми странами, следует играть ведущую роль в борьбе с изменением климата и его отрицательными последствиями» (Ст. 3.1).
«Сторонам следует принимать предупредительные меры в целях прогнозирования, предотвращения или сведения к минимуму причин изменения климата и смягчения его отрицательных последствий. Там, где существует угроза серьезного или необратимого ущерба, недостаточная научная определенность не должна использоваться в качестве причины для отсрочки принятия таких мер...» (Ст. 3.3).
В соответствии с положениями Конвенции все Стороны принимают на себя ряд обязательств:
- по публикации и предоставлению Конференции сторон национальных кадастров источников антропогенных выбросов и абсорбции поглотителями всех парниковых газов (Ст. 4.1 а);
- по формированию национальных программ или планов выполнения Конвенции (Ст. 4.1 b);
- по оказанию содействия в разработке, применении и распространении (включая передачу) технологий, методов и процессов, позволяющих ограничить, снизить или прекратить антропогенные выбросы парниковых газов в энергетике, транспортном секторе, промышленности, сельском и лесном хозяйстве (Ст. 4.1 с) и т.д.
Стороны, являющиеся развитыми странами (таких насчитывается 25), а также Стороны, которые относятся к категории стран, осуществляющих процесс перехода к рыночной экономике (включая Российскую Федерацию), берут на себя более конкретные обязательства:
- принять «меры по смягчению последствий изменения климата путем ограничения своих антропогенных выбросов парниковых газов* и защиты и повышения качества своих поглотителей и накопителей парниковых газов..., признавая тот факт, что возвращение к концу нынешнего десятилетия к прежним уровням антропогенных выбросов двуокиси углерода и других парниковых газов... будет способствовать» изменению долговременных тенденций (Ст. 4.2 а);
- предоставлять подробную информацию о политике и мерах, ориентированных на то, чтобы индивидуально или совместно (в случае сообществ типа ЕЭС) вернуться к своим уровням антропогенных выбросов двуокиси углерода и других парниковых газов 1990 года (Ст. 4.2 b);
- предоставляют новые и дополнительные финансовые ресурсы для покрытия всех согласованных издержек, вызываемых выполнением Сторонами, являющимися развивающимися странами, своих обязательств (Ст. 4.3);
- «предпринимают все практические шаги для поощрения, облегчения и финансирования в соответствующих случаях передачи экологически безопасных технологий и «ноу-хау» или доступа к ним другим Сторонам, особенно Сторонам, являющимся развивающимися странами» (п. 4.5).
Сторонам, осуществляющим процесс перехода к рыночной экономике, будет предоставлена определенная степень гибкости при выполнении указанных обязательств (Ст. 4.6).
Высшим органом Конвенции является Конференция Сторон, которая проводит периодический обзор выполнения Сторонами принятых обязательств и функционирования организационных механизмов (Ст. 7). Наряду с Секретариатом Конференции Сторон (Ст. 8) учреждаются вспомогательные органы - для консультирования по научным и техническим вопросам (Ст. 9) и по осуществлению Конвенции (Ст. 10).
Статьей 11 определен «механизм предоставления финансовых ресурсов, безвозмездно или на льготных условиях, в том числе для передачи технологий».
До начала функционирования Конференции Сторон и ее органов управление финансовым механизмом возложено на Глобальный экологический фонд ЮНЕП, ПРООН и Международного банка реконструкции и развития (Ст. 21).
Конвенция подлежит ратификации, принятию, одобрению или присоединению государствами и вступает в силу на девяностый день после даты сдачи на хранение пятидесятого документа о ратификации, принятии, одобрении или присоединении (Ст. 22 и 23).
* Здесь и далее - парниковых газов, не регулируемых Монреальским протоколом.
|