О ПОЛОЖЕНИИ В ЭКОНОМИКЕ СТРАНЫ И ПУТЯХ ВЫХОДА ИЗ КРИЗИСА
Материалы к содокладу на Пленуме ЦК КПСС 24 апреля 1991 г.
Товарищи!
Экономическое положение, социальная напряженность в стране к нынешнему Пленуму ЦК достигли своего предела. Время колебаний и метаний кончилось. Ситуация складывается настолько опасно, что если партия, ее Центральный Комитет не займут активной позиции по выводу страны из кризиса, если все прогрессивные силы не объединятся во имя этой цели, нарастающий хаос может обернуться тяжелейшими последствиями для советских людей и принять характер общенационального бедствия.
Хотелось бы особо подчеркнуть, что углубляющийся кризис охватывает все новые и новые сферы жизни советского общества. Налицо кризис всей социально-экономической системы, национально-государственного устройства, экономики, идеологии, властных структур.
Это испытывает каждый. Но не все до конца осознают, перед какой опасностью стоит сегодня страна. Цепная реакция забастовок, ультиматумов, дезорганизация производства, выключение из созидательной работы многих трудовых коллективов и отраслей экономики уже вызвали гигантские и в значительной степени невозвратимые потери в народном хозяйстве.
По производству многих важнейших видов продукции страна возвратилась на рубежи начала 80-х, а то и 70-х гг. Согласно расчетам, за весь год объем производства может быть ниже намечавшегося народнохозяйственным прогнозом более чем на 120 млрд руб.
Резко снижается жизненный уровень населения. Под вопрос поставлены многие социальные программы, а иные стали просто невыполнимы. Не прекращаются межнациональные распри, растет преступность. Значительная часть людей подавлена, ожесточена, испытывает неуверенность в завтрашнем дне. Падает доверие народа как к политике, так и к органам власти на местах.
Оппозиционный альянс сепаратистских, националистических сил, именующий себя "демократическим движением", нагнетает политическую конфронтацию, развернул ожесточенную борьбу за власть, изменение общественного строя по формуле "сейчас или никогда".
Лидеры оппозиции, воспользовавшись трудностями и ошибками перестроечного процесса, подстрекают к недовольству людей, подталкивают их к забастовкам и голодовкам под политическими лозунгами, к антиконституционным действиям против законно избранных органов власти, целенаправленно ведут дело к полному развалу экономики, нашего единого государства - Союза ССР.
Заявив о своей непримиримости к КПСС, открыто поставив своей целью устранение ее с политической арены, они обнажили себя как силу, стремящуюся к дестабилизации гражданского согласия в стране. Злобно клевещут на партию, сваливая на нее все провалы перестройки и даже плоды своих разрушительных действий.
В нынешней кризисной ситуации остро встал вопрос о наведении конституционного порядка в стране, о власти, о целостности государства.
Вместо гражданского общества и правового государства мы сегодня пришли к полному бесправию, войне законов, конституционному кризису и политическому бескультурью. Диктат центральных ведомств сменился диктатом местных органов. Страну охватила волна экономического протекционизма, разрушаются хозяйственные связи, во многих республиках введены запреты на вывоз продукции в "чужие" регионы, процветает разбойничий бартер. Правовой нигилизм, республиканский и региональный сепаратизм, блокирование решений Верховного Совета СССР, указов Президента, разрушение сложившейся в стране единой финансово-кредитной системы тянут нас назад, в бездну, дезорганизуют производство, делают невозможным проведение политической и экономической реформ.
Совершенно очевидно, что в такой нестабильной общественно-политической обстановке, когда отсутствует элементарный конституционный порядок и попираются законы, единственный выход - в неординарных исключительных мерах и действиях. Однако очевидно и то, а это главное, что программа антикризисных мер должна быть социально ориентированной, отвечать интересам народа, а не проводиться за счет народа.
Именно с таких позиций, по нашему мнению, следует рассматривать правительственные меры по выводу экономики из кризиса.
Что можно сказать в этом плане о Программе Кабинета Министров в целом? Она имеет антикризисную направленность, содержит предложения по стабилизации народного хозяйства, предусматривает ряд шагов в экономических преобразованиях.
Вместе с тем надо отметить, что она недостаточно учитывает реальную социальную и политическую обстановку, в ней много декларативного, спорного и нет адресности, сроков и механизма реализации антикризисных мер. Она скорее похожа на концепцию, а не на конкретную программу действий.
Главный недостаток Программы - это отсутствие в ней четкой социалистической направленности, гарантий надежной социальной защиты, конституционных прав и свобод человека труда. Она не в полной мере отвечает первоочередным насущным нуждам населения, недостаточно учитывает интересы различных слоев общества, рабочего класса, крестьянства и интеллигенции.
Если оценить Программу по этому важнейшему критерию, то начинать разговор нужно с ценовой политики, предусматривающей либерализацию цен, ибо это одна из самых болевых точек, которая обостренно воспринимается. Надо извлечь уроки из допущенных ошибок при проведении реформы розничных цен и прежде всего дать им принципиальную оценку. Ведь люди восприняли реформу как обман и считают, что выигрыш получили лишь новые предпринимательские слои, а не рабочий класс и крестьянство. И это не случайно.
Надо честно сказать, что в результате этой реформы жизненный уровень большинства населения снизился, и довольно существенно.
Рост цен оказался гораздо большим, чем было обнародовано. Согласно реформе, уровень розничных цен намечалось повысить в среднем в 1,6 раза, однако на самом же деле он оказался значительно выше, а на преобладающую часть товаров он возрос в 2-3 и более раз. Особенно увеличились цены на детские товары, а также стоимость питания в рабочих, студенческих и школьных столовых. Ситуацию обострили многократное повышение тарифов на транспорте, на бытовые и другие услуги, незаконно установленные по решениям местных органов власти договорные цены.
Неадекватными росту цен оказались компенсации населению. Установленные минимальные выплаты многим социальным группам далеко не покрывают их резко возросшие расходы.
Отдельные категории населения, в том числе неработающие женщины, вообще остались без дотаций. Не решенным также остался вопрос с возмещении общесоюзным общественным организациям потерь, связанных с необходимостью компенсационных выплат своим работникам.
...Пришла пора взглянуть по-новому, с уровня нынешнего этапа реформ и антикризисной программы на развитие науки, научно-технический прогресс, структурную перестройку экономики. Здесь также важно расставить приоритеты.
Должны быть конкретно расписаны мероприятия по созданию системы государственного управления научно-техническим прогрессом, наукой, определены первоочередные направления, способные уже в самое ближайшее время дать ощутимые результаты.
Реально это могла бы быть самая решительная ориентация на интенсификацию топливно-энергетического комплекса, прежде всего энергетики, добычи нефти и газа. В структуре нашего экспорта сырьевые ресурсы и электроэнергия, полученная на их основе, превышают 50%. Однако в последние годы их доля, и особенно нефти, стремительно снижается. Если в 1988 г. было экспортировано 144 млн т нефти, в 1989 г. - 127 млн т, то в 1990 г. - только 109 млн т. За два последних года потеряно как минимум 7 млрд инвалютных рублей только из-за снижения поставок за рубеж сырой нефти. Чтобы преодолеть кризис и сохранить фундамент нашего народного хозяйства, дающий тепло, энергию, свет, валюту, потребуется энергичная поддержка базовых отраслей. Как ни мало у нас возможностей, они должны получить хотя бы минимально необходимые инвестиции, оборудование, материалы. Это станет возможным, если в Программе будет предусмотрено участие в этом деле всех союзных республик.
Но главное, все же надо воспользоваться условиями, при которых научно-технический прогресс успешно обеспечивал бы возможность качественного обновления созданных в стране производительных сил. Для принципиального изменения ситуации у нас есть мощное средство, которым мы до сих пор не спешили воспользоваться. Это широкомасштабная конверсия оборонной промышленноети, где сосредоточен бесценный научный, технологический, кадровый потенциал.
Ускорив интеграцию военной и гражданской экономики, полностью перепрофилировав на выпуск продукции для нужд населения ряд высокотехнологичных производств, высвободив огромные ресурсы, мы сможем насытить наш рынок высококачественными товарами. Программа конверсии должна стать стержнем перестройки всей структуры экономики.
В докладе В.С.Павлова справедливо указывается на первостепенное значение нормализации финансово-банковской системы, денежного обращения и стабилизации рубля. Это действительно должно стать стержнем антикризисной программы.
Не секрет, что сегодня идет, по существу, финансовое разрушение Союза.
После кратковременного улучшения бюджет вновь оказался в тяжелейшем состоянии. Ряд республик приняли законодательные акты, противоречащие союзному законодательству, практически перестали вносить взносы в союзный бюджет. Правительство на глазах теряет контроль над ситуацией, допускает непростительную мягкотелость в бюджетной политике, своей нерешительностью допустило развал государственной банковской системы. Это недопустимо.
В стране должна быть одна денежная единица, один государственный центральный банк, единая финансово-кредитная политика. Иначе нет Союза как единого государства, нет народного хозяйства как единого экономического пространства, а поэтому не может быть государственных гарантий заработной платы, пенсий, помощи малообеспеченным семьям, детям. Из-за "войны" банков, бюджетов, налогов в конечном счете страдают люди.
Учитывая опасные последствия ситуации, мы считаем, что необходимо срочно рассмотреть эти вопросы на Совете Федерации и добиться, наконец, согласованных решений. Коммунисту В.С.Павлову надо проявить волю и в полную силу использовать все имеющиеся права и средства для наведения порядка в этом деле. Промедление здесь недопустимо. Противоправные действия должны рассматриваться как экономический саботаж, а принимаемые меры - быть максимально быстрыми и жесткими. Другого выхода нет.
Вообще вопрос об управляемости народным хозяйством как в центре, так и на местах стоит очень остро. Речь идет как об экономических, так и прямых административных методах воздействия на экономику. Нынешняя ситуация, рынок не только не исключают, а обязательно предполагают государственное плановое регулирование.
Надо реально обеспечить широкие полномочия Центра, особенно в проведении единой экономической и социальной политики в интересах всего народа. Опираясь на результаты всенародного референдума о судьбе Союза ССР, необходимо направить процесс суверенизации республик в разумное русло, чтобы не допустить возрождения тоталитаризма на республиканском уровне, ускорить подписание Союзного договора.
Выход из кризиса в решающей мере зависит от того, насколько согласованно будут действовать законодательные и исполнительные органы Центра и союзных республик. Сегодня даже заключенные совсем недавно экономическое, продовольственное соглашения между республиками на 1991 г. уже не выполняются. Не определена экономическая ответственность за их невыполнение. То же самое касается Указа Президента по вопросу о хозяйственных связях. Механизм взаимодействия Центра и республик в новых условиях еще не найден. Предложенная Кабинетом Министров СССР программа четкого плана действий в этом направлении не содержит.
Корень всех проблем перестройки так или иначе упирается в вопрос о собственности, составляющей основу общественного строя. Вот почему КПСС придает исключительное значение реформированию собственности, учету его социальных последствий как одной из гарантий демократизации экономики и ее перехода на рыночные отношения. Сегодня это особенно важно и потому, что собственность имеет непосредственное отношение к вопросу о власти и не случайно стала предметом острой политической борьбы.
КПСС однозначно выступала и выступает за переход к рыночной экономике, многообразие форм собственности, создание для них равных условий развития.
Однако ситуация требует вновь вернуться к этому вопросу и внести определенную ясность. Конечная цель реформирования собственности состоит в том, чтобы преодолеть отчуждение трудящихся от средств производства, сделать товаропроизводителей подлинными хозяевами результатов своей деятельности и на этой основе создать новую систему стимулов и мотивации труда. Именно в этом состоит основной замысел нашей концепции перехода к рыночной экономике, разгосударствления и приватизации собственности, развития предпринимательства.
Однако, и это надо подчеркнуть, процесс реформирования собственности должен происходить на базе обновления социализма, а не его разрушения, на основе утверждения власти народа, а не господства частного капитала, при усилении социальных гарантий и прав трудящихся. КПСС решительно отвергает позиции ярых радикалов, отождествляющих разгосударствление с массовой денационализацией и раздачей государственного имущества в частную собственность, которая, по их мнению, должна стать всеобъемлющей или, по крайней мере, господствующей формой собственности. Такой подход является антидемократичным, исключающим возможность свободного выбора людьми других форм собственности.
Не может не вызвать тревогу то, что этот подход находит широкое применение на практике, закрепляется в правовых актах ряда республик. Так, в законодательных актах РСФСР и других республик отдается приоритет развитию частной собственности, проводится линия на то, чтобы исключить общесоюзную собственность на территории России, происходит перетягивание предприятий из союзного ведения в республиканское.
Все эти процессы, к сожалению, идут при нашей пассивности, в стороне остаются многие партийные организации. ЦК КПСС должен самокритично признать, что это серьезные упущения в его работе.
Односторонним подходом к вопросам разгосударствления страдает и правительственная программа, в которой сквозит дух насаждения частной собственности. В то же время в документе под флагом разгосударствления экономики не предусматривается серьезной поддержки государственным предприятиям. Явно принижается роль трудовых коллективов в разгосударствлении собственности.
Большую тревогу вызывает предусмотренный в правительственной программе курс на форсированную приватизацию жилья, без проработки и осуществления комплекса мер по резкому увеличению объемов жилищного строительства.
Ориентация Правительства на сомнительную идею о том, что рынок жилья возможно в ближайшее время сформировать на основе существующего жилищного фонда, создает иллюзию решения жилищной проблемы за счет рыночного механизма перераспределения имеющегося жилья.
Приватизация жилья, несмотря на внешнюю привлекательность, может привести к значительному ухудшению условий жизни большинства населения страны, поставит в невыгодное положение десятки миллионов людей, которые не имеют жилья или располагают ненормальными жилищными условиями.
КПСС твердо высказала свою позицию в программном заявлении XXVI съезда партии о необходимости обеспечения каждому человеку социально гарантированного уровня предоставления жилья, постепенного формирования его рынка. По данному вопросу в мае 1990 г. принят Указ Президента СССР "О новых подходах к решению жилищной проблемы в стране и мерах по их практической реализации". Эти подходы должны лечь в основу разрабатываемых союзным и республиканским правительствами мер по улучшению жилищных условий населения.
Теперь о месте и роли партии в этой сложной, необычной для нашего общества ситуации.
Партия не может не осознавать своей ответственности за положение дел в стране, она должна быть активной политической силой в нормализации общественно-политической обстановки. Для этого особенно важны сплоченность, организованность и конструктивные действия.
Однако сегодня приходится констатировать, что боеспособность партийных организаций продолжает снижаться. Во многих сферах общественной жизни утрачиваются позиции, налицо пассивность партийных организаций. Усилился отток из рядов партии. Резко сократился и прием в КПСС. Прекратили свою деятельность пятая часть цеховых парторганизаций, половина партийных групп.
В чем причины такого положения? В концентрированном виде их можно свести к следующему. Это прежде всего снижение авторитета партии, которая явилась инициатором перестройки, но не смогла предвидеть весь ход ее развития, возможные повороты и последствия. Отказавшись от монополии на власть, номенклатурного механизма решения хозяйственных вопросов, партия не определила свои новые функции в условиях демократизации общества. Затянулась разработка новой Программы КПСС. Партийные комитеты не располагают конкретными планами действий как долгосрочного, так и краткосрочного характера. Отсюда ослабление единства действий, организованности и внутрипартийной дисциплины.
Ослабление позиции партии связано и с известным отрывом от своей социальной базы, особенно рабочей среды. В переживаемый нами момент ситуация вышла на новый виток обострения, когда оппозиционные силы все в большей степени проникают в трудовые коллективы, нагнетают недовольство людей, провоцируют забастовки, придавая им антипартийную и антисоветскую направленность. Используя расхождения во мнениях коммунистов, внутрипартийные течения и группы, они делают все, чтобы расколоть партию. Мы имеем сейчас беспрецедентное давление на партию в целом и на все ее организации. Дело дошло до того, что оппозиция цинично объявляет КПСС врагом народа. Поднимается волна требований о повсеместной департизации, об изгнании партийных организаций с предприятий и учреждений, национализации ее законной собственности.
Все эти проблемы не могут не волновать коммунистов. На состоявшихся во многих местах пленумах ЦК компартий Украины, Белоруссии, Московского, Ленинградского, Свердловского обкомов КПСС и других вокруг этих проблем шел заинтересованный партийный разговор. Принимались и острые, принципиальные решения, в которых предъявляются серьезные претензии к руководству страны за серьезные просчеты в руководстве, указывалось на отсутствие конкретных позиций ЦК КПСС, отчуждение партии от выработки социально-экономического курса и положение ее как заложницы многих непродуманных и непоследовательных действий. Эта критика не лишена оснований, хотя и не все бесспорно.
Вопрос не только в поиске ошибок и виновных. Главное в другом. Очень опасно утонуть в бесконечных спорах, взаимных обвинениях, требованиях и ультиматумах. Сегодня страна ввергнута в забастовки, митинги и собрания, политические игры. И каждый ищет свою конъюнктурную политическую нишу.
Пора остановиться, одуматься. Сейчас не время разжигать страсти. Нам нужны политический разум, взвешенные реалистические оценки, необходимо удержать страну и не загонять общество в опасный тупик.
Коммунистическая партия решительно отвергает как безнравственные попытки насадить в стране нетерпимость, навешивание ярлыков, политический шантаж и не пойдет на коалицию с силами, раздувающими антикоммунистические настроения в обществе, выступающими за изменение государственного и общественного строя. Требования объявить КПСС "вне закона", призывы к гражданскому неповиновению, к устранению законно избранных органов власти, смещению Президента и Правительства, к захвату и переделу собственности - все это грозит обернуться волной насилия, большой бедой для миллионов советских людей.
КПСС готова вступить в блоки с партиями и движениями социалистической, демократической и гуманистической ориентации, стремящимися к конструктивным решениям общесоюзных и местных проблем, к взаимодействию в Советах народных депутатов.
Мы должны проявить реалистичный подход, отобрать и поддержать все ценное, что способствует выходу экономики из кризиса. Но мало поддержать, надо перевести это на практические дела, показать пример и объединить все здоровые силы. На достижение этой цели сейчас должна быть ориентирована деятельность партии от ЦК до каждой первичной партийной организации, каждого коммуниста.
В радикально изменяющихся условиях партия должна осуществлять научное прогнозирование основных тенденций общественного развития, оперативное воздействие на них, ориентировать всю свою работу на человека, совершенствовать кадровую политику. Перемены в экономической сфере и политическом процессе поставили задачи постоянного изучения общественного мнения, углубления анализа социально-политической, экономической, духовно-нравственной ситуации в обществе, осуществления научно обоснованных программ стабилизации и выхода из кризиса, решения практических вопросов повседневной жизни людей.
К активному анализу, обобщению и распространению новых форм и методов работы партийных организаций необходимо шире привлекать мощный потенциал средств массовой информации, радио и телевидения, прежде всего партийную печать. Нужно широко практиковать проведение с их участием семинаров, круглых столов, диспутов и научно-практических конференций в целях всестороннего анализа, разработки стратегии деятельности партийных комитетов в современных условиях.
В заключение хотелось бы выразить уверенность, что нынешний Пленум ЦК и его решения станут активным поворотом в деятельности всех партийных комитетов по выводу экономики из кризисного состояния, стабилизации всей общественно-политической обстановки в стране.
|