О МЕСТЕ И РОЛИ РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК В ВЫРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ СТРАТЕГИИ СОХРАНЕНИЯ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ОБЕСПЕЧЕНИИ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ СТРАНЫ
Концептуальная записка о работе Объединенного научного совета РАН по проблемам экологии 27 апреля 1992 г.
1. Основными системообразующими элементами, определяющими государственную политику в отношении проблем окружающей среды (ОС) и устойчивого развития (УР), являются:
- законодательные акты (Верховный Совет РФ);
- международные соглашения по проблемам ОС и УР (Правительство РФ);
- государственные научно-технические программы (ГНТП) (Миннауки и Минэкологии РФ);
- система государственных структур, органов и организаций, разрабатывающих или реализующих решения по ОС и УР.
Каждый из этих структурообразующих элементов весьма далек в нашей стране от совершенства, но особо важным в настоящее время следует считать вопрос о научно-техническом обосновании и сопровождении экологической политики.
2. Основной ГНТП, ориентированной на проблемы ОС и УР, является сформированная в 1992 г. программа "Экология России". Ее дополняют отдельные блоки многих других ГНТП.
Хотя и с некоторыми пробелами (порой значительными*) эти программы в целом охватывают основной круг проблем ОС и УР. Однако нельзя ожидать, что реализация проектов, представленных в этих программах сегодня, сколько-нибудь существенно продвинет Россию по пути реализации концепции устойчивого развития. Это обусловлено следующим:
- программы, как правило, лишены концептуального обоснования и четко очерченных задач, учитывающих мировой опыт и последние достижения науки и техники (что, в какие сроки и с какими экономическими и экологическими параметрами должно быть достигнуто);
- отсутствие научно-технических задании на стадии формирования программ и обычная для последнего времени спешка наполнения программ проектами обусловливают большой субъективизм в отборе проектов и опору далеко не на весь мощный научно-технический потенциал России как в ведомственном (академические, вузовские и отраслевые учреждения), так и в территориальном отношении;
- программы недостаточно скоординированы друг с другом и с международными программами;
- практически отсутствуют блоки по крупным локальным проблемам (зоны экологического бедствия и угрожающих ситуаций) и вообще по региональной экологической политике. Можно констатировать, что в сегодняшней России нет, так же как не было и в СССР, целостной системы научно-технического сопровождения природоохранной деятельности и движения по пути реализации концепции устойчивого развития.
Это обстоятельство понимают в верхних эшелонах руководства Российской Федерации, и поэтому готовится обсуждение возможных перспектив изменения ситуации на заседании Координационного совета по экологической политике при Президенте России (председатель Совета - Государственный советник А.В.Яблоков).
3. Определенную ответственность за сложившуюся ситуацию несет и Российская академия наук. Отчасти это связано с тем, что ее место и роль в рассматриваемой сфере деятельности очерчены недостаточно четко (в том числе и в принятом недавно Законе "Об охране окружающей природной среды , ст. 77).
С одной стороны, в научных советах и в числе исполнителей проектов многих ГНТП члены и институты РАН представлены достаточно заметно. С другой, поскольку стадия формирования программ и источники финансирования не контролируются РАН, ее интегрированное влияние на формирование стратегии экологической политики и научно-техническое сопровождение реализации этой стратегии невелико.
Формирование комплекса ГНТП и отсутствие у Академии финансовых рычагов координации собственно и явились причинами того, что подготовленная экологическая программа АН СССР распалась в последний период существования АН СССР.
Вряд ли было бы оправданным ставить под сомнение целесообразность существования комплекса ГНТП. Характер их формирования и наполнения должен быть серьезно откорректирован, но в целом система ГНТП должна, очевидно, сохраниться.
Где же тогда место для экологической программы РАН, и за счет каких источников она могла бы финансироваться?
Представляется, что РАН может сыграть подобающую ей важную и вместе с тем специфическую, отражающую ее особенности, роль, уделив особое внимание участию в разработке и реализации экологической стратегии России. Ей целесообразно взять на себя, опираясь на проводимые фундаментальные исследования, разработку концептуальных аспектов основных проблемных блоков. Обобщающий анализ достижений науки, техники, технологии и мирового опыта, имеющих прямое отношение к проблемам ОС и УР, выявление и формирование приоритетных задач с указанием целевых требований - именно это следовало бы сделать стержнем экологической программы РАН и основной сферой координационной деятельности Научного совета РАН по проблемам экологии.
Источники финансирования подобной программы должны включать:
- базовое финансирование фундаментальных исследований;
- дополнительное финансирование крупных проектов РАН (не отдельных НИИ) из фонда фундаментальных исследований;
- привлечение средств из фондов ГНТП и других
источников на уровне НИИ.
Выполняемые в рамках экологической программы РАН научные исследования, анализы, прогнозы и рекомендации должны являться научным продуктом, доступным как государственным органам, так и обществу. Целесообразно поэтому начать издание трудов РАН: Наука XXI веку: Задачи сохранения окружающей природной среды и обеспечения устойчивого развития.
Отдельные группы томов этого издания должны курироваться различными отделениями РАН.
Организация работы в этом направлении может явиться одной из важнейших задач Научного совета по проблемам экологии РАН в содружестве со специализированными и региональными отделениями РАН.
Достаточно очевидно, что подобная крупномасштабная акция по ключевым проблемам стратегии экологической политики позволит обеспечить более эффективную связь РАН с системой ГНТП, правительственными структурами и Верховным Советом РФ.
Участие институтов РАН в ГНТП России должно входить в сферу интересов Научного совета только в двух аспектах:
- в общеинформационном плане (получение данных о составе участников ГНТП от научных советов ГНТП);
- в плане поддержки интегрированных проектов нескольких НИИ, если эти проекты имеют прямое отношение к экологической программе РАН. Одновременно Научный совет должен выступать в роли организатора независимой экспертизы соответствия ГНТП экологической направленности, приоритетным задачам стратегии сохранения окружающей среды и содействия переходу на рельсы устойчивого развития.
4. С точки зрения расширения международного сотрудничества по проблемам ОС и УР РАН целесообразно было бы поддержать и существенно расширить инициированную Сибирским отделением РАН программу организации на территории Российской Федерации на базе научных центров и институтов РАН международных исследовательских центров, ориентированных на проблемы ОС и УР, как части всемирной сети подпрограммы СТАРТ программы МГБП.
Можно ожидать, что интерес к созданию подобных международных опорных баз резко возрастет после проведения Конференции ООН по окружающей среде и устойчивому развитию (июнь 1992 г.). В их рамках внутри страны одновременно достигается интеграция усилий академической и вузовской, а отчасти и отраслевой, науки в чрезвычайно актуальной сфере научной деятельности.
* Не уделено, например, внимание системному контролю пищевых продуктов на остаточные количества химикатов, нетрадиционной энергетике, переработке запасов химического оружия и т.д.
|