Коптюг В.А. Наука спасет человечество (Новосибирск, 1997) - О республиканской программе "Охрана окружающей среды"

Rambler's Top100
Наука спасет человечество - Содержание
 
 

О РЕСПУБЛИКАНСКОЙ ПРОГРАММЕ
"ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ"

Председателю
Государственного Комитета РСФСР
по экологии и природопользованию
И.Т.Гаврилову

Копия: Председателю Комитета
по вопросам экологии
и рационального использования
природных ресурсов
Верховного Совета РСФСР
В.С.Ревякину

Глубокоуважаемый Игорь Трофимович!

Поскольку вопрос о привлечении Сибирского отделения АН СССР к разработке научно-технической программы, ориентированной на проблемы охраны окружающей среды и рационального природопользования, недопустимо затягивается (я так и не получил никаких материалов), считаю необходимым проявить инициативу и предложить Вашему вниманию проект возможной структуры программы с надеждой, что этот шаг позволит ускорить начало обсуждения.

Председатель Сибирского отделения АН СССР
академик В.А.Коптюг
29.03.91



РЕСПУБЛИКАНСКАЯ НАУЧНО-ТЕХНИЧЕСКАЯ ПРОГРАММА
"ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ И РАЦИОНАЛЬНОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ"

I. Принципы формирования

1. Программа должна формулироваться с учетом общемировых тенденций развития работ по проблемам окружающей среды. Следует учитывать, что в настоящее время развернута широкомасштабная подготовка к проведению в июне 1992 г. Конференции ООН по окружающей среде и развитию. Одним из ее итогов явится выработка программы действий "Повестка дня XXI века". Наша страна предпринимает серьезные усилия, чтобы включиться в общемировой процесс и, в частности, в упомянутую программу действий.

Целесообразно поэтому Республиканскую программу формировать с учетом характера международных и структуры общесоюзных экологических программ и в тесном взаимодействии с ними.

2. В организационном плане программа РСФСР должна четко сопрягаться с региональными программами и опираться не только на общереспубликанские, но и на региональные структуры.

Региональные программы, имея ту же структуру, должны быть в большей степени ориентированы на конкретные объекты (природные или народнохозяйственные).

3. Общереспубликанская и региональные программы должны увязывать воедино решение проблем сохранения окружающей среды и хозяйственного (в том числе сельскохозяйственного и промышленного) развития, включая структурную перестройку экономики, вопросы ресурсо- и энергосбережения, а также санитарно-гигиенические проблемы.

4. После принятия структуры программы за основу следует сформировать Научный совет программы с привлечением специалистов по каждой из подпрограмм и организовать небольшие временные коллективы (с выделением финансирования на 1991 г.) для проработки каждой из подпрограмм (анализ положения дел, выделение приоритетов, отбор наиболее интересных проектов).

5. Ввиду ограниченности средств при окончательном формировании подпрограмм и определении размеров финансирования проектов следует учитывать выделенные приоритеты, масштаб задела и имеющиеся у авторского коллектива проекты базового финансирования с тем, чтобы обеспечить максимально эффективное использование имеющихся средств.

6. При распределении финансирования между подпрограммами в первые два года наиболее значительные средства следует вложить в создание распределенной информационной базы обеспечения программы. Исключение дублирования работ внутри страны и повторения исследований, а также технических и технологических разработок, выполненных за рубежом, позволит сэкономить значительные средства, обеспечить должную экспертизу и высокую эффективность работ.

II. Структура программы

1. Информационное обеспечение программы и всей природоохранной деятельности. Программа должна быть сопряжена с РНТП "Информатизация РСФСР".

А. Формирование информационной среды:
- описание и анализ существующей системы природоохранной деятельности в СССР, РСФСР и регионах, сфер ответственности и потоков информации;
- формирование сети специализированных центров и библиотек по природоохранной тематике и устойчивому развитию (экологически чистые технологии и т.д.);
- формирование специализированных баз и банков данных на машиночитаемых носителях;
- издательская деятельность:
  ежегодные обзоры состояния окружающей среды и отчеты о деятельности природоохранной системы РСФСР;
  заказные обзоры по острым проблемам и достижениям в области охраны окружающей среды, экологизации промышленности и т.д.;
  общая литература;
- конференции, симпозиумы, семинары.

Б. Инвентаризация состояния природной среды, промышленности и сельского хозяйства:
- природоохранное картирование и паспортизация территорий;
- составление кадастров природных ресурсов;
- инвентаризация биологического разнообразия;
- экологическая паспортизация предприятий;
- составление кадастров антропогенного сырья (отходов);
- составление каталога выпускаемых и разработанных средств контроля за состоянием элементов окружающей среды.

В. Моделирование природных и антропогенных процессов, влияющих на характеристики состояния и загрязнения окружающей среды, с целью их прогнозирования.

Г. Создание объединенной государственной системы информационного обеспечения природоохранной деятельности.

2. Организационные, правовые и экономические методы управления природоохранной деятельностью и рациональным природопользованием:
- разработка структуры согласованной природоохранной деятельности органов и учреждений различных ведомств;
- развитие природоохранного законодательства;
- формирование системы экологических нормативов, платежей за природные ресурсы и загрязнение окружающей среды;
- разработка методов оценки ущерба окружающей среде;
- разработка стимулирующих природоохранную деятельность налоговых льгот;
- экологическое индексирование продукции и ценообразование;
- совершенствование инвестиционной политики и ориентация на рациональное природопользование.

3. Системы, средства и методы мониторинга состояния окружающей среды (включая радиационную обстановку).

А. Глобальный мониторинг:
- спутниковые системы наблюдения, передачи и обработки информации;
- самолетные системы наблюдения.

Б. Территориальный мониторинг:
- сопряжение ведомственных систем территориального экологического мониторинга различных компонент окружающей среды;
- создание распределенной сети базовых аналитических лабораторий на основе действующих лабораторий исследовательских институтов и вузов;
- создание и использование автоматизированных средств территориального контроля загрязнения воздуха и воды;
- создание передвижных лабораторий на автомобильной базе.

В. Приборы и средства оперативного контроля загрязнения окружающей среды.

Г. Методы, методики и стандарты для оценки состояния окружающей среды и ее компонент.

Д. Методы и методики производственного контроля за вредными выбросами.

4. Глобальные природные и антропогенные изменения окружающей среды и климата.

Подпрограмма должна быть сопряжена с ГНТП "Глобальные изменения природной среды и климата и ГНТП "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф".

A. Аналитические и прогнозные исследования:
- оптимизация использования водных ресурсов, прогнозирование и изучение последствий создания крупных гидротехнических сооружений;
- устойчивость геосистем к техногенным воздействиям;
- палеоэкология и палеоклиматология.

Б. Разработка научных и технических основ предотвращения опасных природных явлений (в том числе предотвращение лесных пожаров).

B. Восстановление нарушенных экологических систем и ликвидация последствий крупных аварий:
- восстановление лесов;
- рекультивация земель и восстановление плодородия почв;
- восстановление водных экосистем;
- восстановление численности исчезающих видов животных и растений;
- ликвидация крупных проливов нефти;
- дезактивация почв;
- восстановление качества подземных вод.

Г. Программы зон экологических бедствий и специального контроля:
- Чернобыльская зона;
- Поволжье;
- Арктическая зона и т.д.

5. Экологизация промышленных отраслей производства.

Подпрограмма должна быть сопряжена с ГНТП "Ресурсосберегающие и экологически чистые процессы металлургии и химии", ГНТП "Технологии, машины и производства будущего" и следующими РНТП: "Комплексная переработка сырья", "Новейшие технологии и материалы", "Новые технологии и материалы для строительства:
- определение оптимальной структуры народно-хозяйственного комплекса;
- разработка стратегии реконструкции и экологизации основных отраслей промышленности на территории РСФСР;
- экологическая паспортизация производств;
- проекты реконструкции и экологизации закрытых и закрываемых производств;
- создание экологически чистых ресурсо- и энергосберегающих технологий;
- новые технические и технологические решения по улавливанию вредных выбросов в атмосферу и воду;
- утилизация твердых промышленных отходов;
- оценка безопасности производств и риска аварий.

6. Экологизация энергетики.

Подпрограмма должна быть сопряжена с ГНТП "Экологически чистая энергетика" и РНТП "Энергетические проблемы РСФСР":
- малая и нетрадиционная энергетика.

7. Экологизация транспорта и безопасность транспортировки химических и других опасных веществ.

Как основа, необходима общесоюзная программа экологизации транспорта. Применительно ко второй части должна быть учтена ГНТП "Безопасность населения и народнохозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф".

8. Экологизация коммунального хозяйства и переработка хозяйственно-бытовых отходов городов.

Подпрограмма должна быть сопряжена с РНТП "Экологические и социальные аспекты Роскомжилкомхоза РСФСР".

9. Экологизация сельскохозяйственного производства и обеспечение чистоты продуктов питания.

Подпрограмма должна быть сопряжена с ГНТП "Высокоэффективные процессы производства продовольствия и РНТП "Hayчное обеспечение перерабатывающих отраслей АПК":
- оптимизация использования минеральных удобрений и ядохимикатов;
- изучение и использование природных ресурсов органических удобрений (торф, сапропели);
- биологические средства защиты растений;
- оптимизация полива сельскохозяйственных культур;
- обезвреживание стоков животноводческих ферм;
- совершенствование системы и методов контроля содержания остаточных количеств пестицидов и других химических веществ в продуктах питания.

10. Санитарно-гигиенические и медико-биологические проблемы.

Подпрограмма должна быть сопряжена с ГНТП "Борьба с наиболее распространенными болезнями" и РНТП "Здоровье населения России":
- защита от загрязнения источников и контроль качества питьевой воды;
- контроль качества воздуха в административных и жилых помещениях;
- контроль содержания остаточных количеств пестицидов и других химических веществ в продуктах питания (см. подпрограмму 9);
- изучение природных переносчиков опасных заболеваний (клещевой энцефалит, вилюйский энцефалит, описторхоз и др.), создание средств и методов борьбы с распространением переноса заболеваний, профилактических и лечебных средств; - природные геохимические аномалии и здоровье населения, проживающего в аномальных зонах.

11. Научное обеспечение экологической экспертизы проектов крупных народнохозяйственных комплексов и объектов.

12. Выделение и охрана заповедных территорий и участков мирового природного наследия.

13. Экологическое просвещение.

Подпрограмма должна быть сопряжена с РНТП "Гуманизация народного образования и высшей школы, подготовка специалистов нового типа" и "Народы России - социальное и культурное возрождение":
- подготовка учебников и учебных пособий по экологии;
- взаимоотношения человека и природы в прошлом и настоящем;
- экологический туризм.

14. Создание на территории РСФСР международных центров экологических и биосферных исследований.

 СО РАН 
  
 
О республиканской программе "Охрана окружающей среды" // Коптюг В.А. Наука спасет человечество. - Новосибирск: Издательство СО РАН НИЦ ОИГГМ, 1997. - С.166-169.
 
НазадСОДЕРЖАНИЕФАЙЛ PDFПродолжение

В.А.К. | О Коптюге | Новости | Труды | Идеи | Библиотека | Каталог | Интернет | Альбом | Поиск

  © 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирский Академгородок)  

Модификация: Wed Feb 27 14:49:10 2019 (28,445 bytes)
Посещение 2613 с 13.04.2011