ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕЖСЕКЦИОННОМ ЗАСЕДАНИИ ПО ЭКОЛОГИИ
Всероссийская конференция по развитию производительных сил Сибири Новосибирск, июль 1990 г.
Озабоченность общества состоянием окружающей среды, влиянием загрязнения ее компонент и продуктов питания на здоровье населения непрерывно усиливается. Нарастающая нестабильность в политической и экономической жизни нашего общества может на какой-то срок отвлечь внимание людей от этих проблем, но они объективно существуют и их надо решать. Решать на всех уровнях - локальном, региональном, государственном и мировом.
Глобальность экологических проблем в общечеловеческом плане, их тесная взаимосвязь для каждой страны с состоянием экономики, уровнем технологий в промышленности и сельском хозяйстве, образовательным и профессиональным уровнем людей и т.д. обусловливают их чрезвычайную сложность и комплексность. Это в свою очередь требует системности подходов к их решению.
Именно отсутствие системности объясняет невысокую эффективность природоохранной деятельности органов государственной власти и общественных движений в нашей стране. Узковедомственный подход к использованию природных ресурсов, отсутствие общегосударственной стратегии, опирающейся на экономический механизм и природоохранное законодательство, увлечение общественных движений линией алармизма, когда вопросы природоохранной деятельности решаются в основном путем закрытия предприятий, не могут обеспечить сбалансированной по темпам и финансовым возможностям эффективной линии на оздоровление экологической ситуации.
В предшествующие годы правительством страны было принято много крупных постановлений природоохранной направленности - по проблемам Байкала, Ладоги, Кузбасса, Красноярска, переброски части стока северных и сибирских рек и т.д. Это, несомненно, важные постановления, но, строго говоря, все они имели локальную направленность, принимались под давлением сложившихся обстоятельств, а не в рамках упреждающих стратегических решении.
Отсутствие стратегической основы не только тормозило развитие масштабной природоохранной деятельности, вело к распылению средств, а в ряде случаев к бросовым затратам в результате отказа под давлением общественности от реализации намеченных проектов, но и усиливало недоверие общества к центральным и местным органам власти. Последними примерами, касающимися сибирского региона, являются баталии вокруг проектов строительства Катунской ГЭС и объектов Западно-Сибирского нефтегазохимического комплекса, продолжения строительства Крапивинского гидроузла на р. Томи, действующих и намечавшихся для строительства предприятий по производству белково-витаминных концентратов. Этот перечень можно было бы продолжить.
Отсутствие стратегической основы задержало переход нашего общества от стадии алармизма к конструктивизму, что в свою очередь грозит серьезными проблемами развитию народного хозяйства.
Беда состоит в том, что в течение последних двадцати лет мы непрерывно перестраивали систему управления народным хозяйством, а следовательно, и систему управления использованием природных ресурсов, включая их охрану. В условиях непрерывной перестройки систем управления сельским, водным и лесным хозяйством, а также промышленностью природоохранным службам трудно обеспечить формирование основательной материальной и кадровой базы, расширять масштабы и повышать надежность мониторинга окружающей среды.
В период изменения статуса всех политических, государственных, экономических и хозяйственных структур, радикального изменения хозяйственного механизма планировать формы и темпы решения экологических проблем практически безнадежно. И формы, и темпы будут зависеть от развития событий в стране, республиках и регионах. Целесообразно поэтому сосредоточиться на разработке системного подхода, который необходимо в любом случае положить в основу всех принимаемых решений.
Такая проработка требует объединения усилий представителей всех природоохранных органов, науки и общественных экологических движений. Объединение скоординированных усилий позволит двигаться вперед даже в нынешних условиях серьезных экономических ограничений.
Что же нам надо, чтобы обеспечить системность подходов?
1. Любая система опирается прежде всего на блоки анализа имеющейся информации, совершенствование сбора, накопления и переработки текущей информации и прогнозирования. Здесь надо выделить несколько моментов.
Мониторинг состояния окружающей среды ведется на территории РСФСР рядом государственных и ведомственных служб. До недавнего времени соответствующая информация была в основном закрытой. В последнее время она стала в обобщенном виде публиковаться Госкомприроды и Госкомгидрометом СССР. Ежегодный обзор по Российской Федерации готовится Госкомприроды РСФСР.
Это серьезный, но недостаточный шаг вперед. Аналогичные обзоры экологической ситуации должны делаться по всем регионам и экономическим районам как в территориальном, так и в отраслевом разрезе с анализом изменений ситуации по всем "болевым точкам". Эта информация должна быть доступной как специалистам, так и общественности.
Во всех странах, кроме нашей, природоохранные органы широко рекламируют свою структуру, систему наблюдения, исследовательские возможности, благодаря чему общество знает об их задачах и сферах ответственности. У нас же не только общественность, но и научные работники, вовлеченные в проблемы экологии, довольно плохо представляют, кто чем занимается и за что отвечает. В итоге - дублирование многих работ, отсутствие интегрированных систем мониторинга и информационного обеспечения и т.д.
Для всех ясно, например, что система мониторинга в нашей стране на местном уровне совершенно недостаточно обеспечена приборами и оборудованием. Вместе с тем никто не может сказать, какие именно приборы массового и прецизионного анализа нам необходимы, чтобы сформировать региональные, республиканские и общесоюзные программы экологического приборостроения. А ведь соответствующих разработок в стране очень много. Соответствующий обобщающий материал мы предполагаем подготовить на следующем этапе работы.
Предварительное рассмотрение всей совокупности природоохранных органов, действующих на местном, республиканском и общегосударственном уровнях, показывает, что контролирующая часть преобладает над той, которая осуществляет прямые функции наблюдения и измерения характеристик состояния природной среды. Это явно нерационально.
Задача анализа служб наблюдения и контроля всех органов охраны природы состоит в том, чтобы наметить систему необходимых мероприятий по приведению всех служб и органов в единую систему.
Двигаться надо как сверху, так и снизу. Причем мне кажется, что движение снизу на нынешнем этапе может оказаться более эффективным.
2. Второй блок вопросов касается экологизации производств, т.е. проблем совершенствования всех видов очистных сооружений и, главное, перехода на новые ресурсо- и энергосберегающие экологически более приемлемые технологии.
Здесь надо четко выделить два уровня решения вопросов:
- то, что может делаться на местном уровне, т.е. самим предприятием с привлечением технических и технологических возможностей региона;
- то, что может быть решено только в рамках общесоюзных программ.
Возьмем, например, автомобильный транспорт. На местном уровне сокращение общих выбросов в атмосферу автотранспорта может быть достигнуто путем создания служб контроля за регулировкой двигателей, развития троллейбусных перевозок пассажиров, организации транспортных потоков. Это обязательно нужно делать. Определенная активизация работы на местах началась, и это отрадно.
Однако глобальная проблема - переход к выпуску автомобилей со значительно более высокими экологическими характеристиками - требует общих усилий.
Точно так же обстоит дело с экологизацией крупных производств базовых отраслей промышленности, например, таких экологически опасных отраслей, как алюминиевая промышленность или целлюлозно-бумажная. Проведенный анализ ситуации по этим отраслям показывает, что необходима разработка общесоюзных программ их технической и технологической реконструкции.
Такие программы реконструкции отраслей народного хозяйства должны быть обязательными элементами системы природоохранной и ресурсосберегающей деятельности. Сибирское отделение АН СССР ставило этот вопрос перед Правительством СССР и Госкомприроды СССР. В части алюминиевой промышленности имеется соответствующее поручение Министерству металлургии СССР. Однако в настоящее время ситуация усложняется в связи с перестройкой управления промышленностью и перераспределением функций и прав между Союзом ССР и республиками.
Таким образом, вопрос об экологизации базовых отраслей промышленности очень тесно переплетается с вопросами управления народным хозяйством и радикальной экологической реформой и требует очень обстоятельного обсуждения.
Для принятия оптимизированных решений по локальным и общесоюзным вопросам экологизации промышленных предприятий необходима инвентаризация ситуации по каждому предприятию в сопоставлении с экологическими характеристиками аналогичных предприятий в развитых странах. Решение этой задачи обеспечивается проведением экологической паспортизации предприятий. Эта инициатива, выдвинутая СО АН СССР, была поддержана местными органами советской власти, а затем Госкомприроды РСФСР и СССР. В постановлении Верховного Совета СССР "О неотложных мерах экологического оздоровления страны" (декабрь 1989 г.) записано: "В 1990-1991 годах провести экологическую паспортизацию всех действующих предприятий".
Приятно, конечно, что предложение СО АН СССР получило поддержку на столь высоком уровне, но особого оптимизма мы не испытываем. Пока существуют лишь экологические паспорта предприятий, сделанные коллективами специалистов СО АН СССР. Вряд ли это постановление будет выполнено, если местные органы Госкомприроды не возьмут эту работу под свой контроль с введением соответствующих штрафных санкций.
Огорчает также то, что Госкомприроды РСФСР и СССР сочли возможным исключить из экологических паспортов раздел, в котором должно быть проведено сопоставление экологических характеристик предприятия с лучшими мировыми достижениями, включая сопоставление удельных расходов всех ресурсов и удельных выбросов на единицу продукции.
Еще одним важным направлением экологизации промышленности и оздоровления промышленных зон является ориентация реконструируемых отраслей на комплексную переработку сырья и использование накопленных отходов, например, отвалов горно-добывающей промышленности или цветной металлургии. Это ценнейшие источники сырья. Однако и здесь нам недостает информации о составе и характеристиках этих накопившихся отходов.
Необходимо организовать решение двух задач:
- провести инвентаризацию таких отходов на территории сибирского региона;
- сформировать республиканский, а лучше общесоюзный банк информации об имеющихся разработках по технологиям переработки отходов.
Целесообразно обсудить, как лучше организовать эту работу. Располагая двумя информационными базами данных, можно будет эффективно планировать работу по использованию отходов в качестве ценного побочного сырья. Это одна из областей, в которых может успешно развиваться взаимовыгодное сотрудничество с зарубежными фирмами, в том числе путем создания совместных предприятий.
3. Третий блок вопросов связан с законодательным и экономическим механизмами регулирования природоохранной деятельности.
Касаясь этого блока, я хотел бы выделить три группы задач, которые мы должны поставить перед наукой для научного обоснования законодательства, которое должно обеспечить эффективность использования экономических рычагов. Необходимо разработать методологию определения:
- платы за используемые ресурсы;
- размера штрафов за ущерб природной среде;
- экологического индексирования всех видов продукции.
Особенно сложными являются вторая и третья задачи, причем по последней надо дать некоторые пояснения. Экологизация конкретного предприятия путем изменения технологии основного производства или очистных сооружений несомненно даст положительный локальный эффект, но это совсем не означает, что он значим для республики или страны. Простой пример - отказ от первичной, обычно экологически наиболее неприятной, обработки сырья на данном предприятии с переносом его на другое предприятие. Локальный эффект очевиден, суммарный же по двум предприятиям или по конечному продукту равен нулю.
На таком перераспределении основана новая версия колониализма - "экологический колониализм", связанный с перебазированием экологически опасных производств из развитых стран в развивающиеся.
Чтобы оценивать общий ущерб природе при производстве какого-то продукта или изделия и необходима экологическая индексация. Индекс "экологической стоимости" продукта возрастает при каждом его переделе.
Без введения экологической индексации невозможна обоснованная экспертиза альтернативных проектов удовлетворения тех или иных потребностей человека.
Следует также различать два вида индексации изделия - экологические индексы производства и использования.
Экологическая индексация сложна не сама по себе, а в связи с тем, что она должна опираться на методологию определения различных видов ущербов природной среде в денежном или каком-то условном выражении.
Было бы очень полезно, если бы часть тех усилий, которые тратятся на алармизм, была направлена на разработку этой проблемы, представляющей огромную важность для человечества в целом.
4. Четвертый блок вопросов связан с необходимостью использования всего опыта природоохранной деятельности, накопленного человечеством, всемерного развития международного сотрудничества.
Мы считаем необходимым активизировать работу по:
- созданию специализированных библиотек экологической информации;
- реализации возможностей выхода на зарубежные банки экологических данных;
- написанию обзоров мировой литературы по всем проблемам, с которыми приходится сталкиваться в сибирском регионе;
- созданию на территории Сибири международных исследовательских центров природоохранной направленности; первыми такими центрами должны стать Байкальский международный центр экологических исследований и Красноярский центр замкнутых экологических систем.
5. В заключение я хотел бы упомянуть еще об одном блоке - экологическом образовании и воспитании.
Коснусь только одного аспекта. Наряду со школой и вузами большую, а может быть и решающую роль здесь может сыграть и уже играет общественное экологическое природоохранное движение во всех его формах.
Одной из важных задач в этой области мы считаем развитие конструктивного взаимодействия в треугольнике общественное движение - наука - отрасль. Интересной и полезной формой, которую следует развивать, являются общественно-научные конференции (социально-этнические проблемы, природоведение, землепользование, водопользование, лесоведение и т.д.).
|