IV.3. ОТ ОБЕСПОКОЕННОСТИ - К ДЕЙСТВЕННОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ
ЭКОЛОГИЯ: ОТ ОБЕСПОКОЕННОСТИ - К ДЕЙСТВЕННОЙ ПОЛИТИКЕ
"Коммунист", N 7, 1988 г.
Не претендуя на исчерпывающее рассмотрение экологических проблем и возможных путей их решения, хотел бы поделиться с читателями некоторыми общими соображениями, сформировавшимися в ходе обсуждения работ, проводимых в этой области институтами Сибирского отделения АН СССР.
Истоки и масштабы экологических проблем
В последние 10-15 лет наметились и стали осознаваться глобальные изменения среды нашего обитания в результате быстрого расширения промышленной и хозяйственной деятельности.
По данным Всемирной комиссии ООН по окружающей среде и развитию, в настоящее время ежегодно выводится из строя и превращается в бесплодную пустыню 6 млн га плодородных земель, вырубается и погибает от пожаров и вредных антропогенных воздействий более 11 млн га леса, что составит за три десятилетия площадь, занимаемую, например, Индией. Стремительно увеличивается число видов растений и животных, заносимых в Красные книги.
Интенсивная химизация сельского хозяйства и промышленные выбросы вредных веществ ведут к тому, что все больше таких веществ попадает с продуктами питания и питьевой водой в организм человека, причиняя непоправимый ущерб здоровью. По имеющимся данным, от отравления пестицидами в мире ежегодно погибает около 14 тыс. человек, а их бездумное использование отрицательно сказывается на здоровье более чем 700 тыс. человек (в основном в развивающихся странах).
С увеличением тоннажности производств и транспортных средств возрастают масштабы губительных последствий аварийных ситуаций. Многие экологические проблемы уже выходят за рамки национальных границ, становятся общими для человечества в целом. Достаточно вспомнить трансграничный перенос вредных выбросов промышленных предприятий и выпадение кислотных дождей на территориях соседних стран.
Высказывается озабоченность, что повышение концентрации в атмосфере углекислого газа, образующегося при сжигании угля, нефти, природного газа и древесины, может привести к началу следующего века в результате "парникового эффекта" к глобальному потеплению климата на Земле и, как следствие, к повышению уровня Мирового океана, затоплению береговых зон и серьезному подрыву экономики многих стран.
Внимание ученых привлечено к изучению причин и возможных последствий образования над Антарктидой "дыры" в озоновом слое. Есть основания полагать, что это связано с накоплением в атмосфере определенных химических веществ. Разрушение озонового слоя, защищающего планету от радиационного воздействия, грозит тяжелыми последствиями всему живому на Земле.
Понятны растущая обеспокоенность экологическими проблемами во всем мире и развертывание широкого международного сотрудничества в этой области под эгидой ООН и связанных с ней организаций. Не менее острые проблемы и в нашей стране, поскольку все сильнее дают о себе знать результаты ведомственно-эгоистической деятельности ряда министерств. Это и недостаточно контролируемые рубки леса, и заполнение водохранилищ ГЭС без сведения леса в их ложах, и засоление земель из-за бездумного водного мелиорирования, и усыхание Кара-Богаз-Гола и Арала, и катастрофическое загрязнение рек и атмосферы многих промышленных городов, и т.д. Особенно остро экологические вопросы зазвучали в последние два года, когда достоянием гласности становилась все более полная информация об истинном положении дел.
Не могу не сказать о Сибири. Традиционные представления о слабо нарушенной, практически "девственной" ее природе - увы! - не соответствуют действительности. Общая экологическая обстановка в этом регионе уже сегодня сильно осложнена и имеет явно выраженную тенденцию к ухудшению. Назову несколько наиболее острых ситуаций.
Например, весьма неблагополучно состояние средних и малых сибирских рек в зонах крупных промышленных центров вследствие малой их водности и больших количеств поступающих в них загрязняющих веществ. Влияние на верхнюю Обь сточных вод Бийска, Рубцовска, Барнаула прослеживается вплоть до Новосибирского водохранилища. Иня, Томь, а в результате и среднее течение Оби загрязнены стоками металлургической, коксохимической, химической и угольной промышленности Кузбасса.
Во многих крупных городах и некоторых промышленных зонах Южной Сибири из-за большой техногенной нагрузки загрязнение воздуха нередко значительно превышает допустимые нормы. По данным Госкомгидромета, высокая концентрация вредных примесей регулярно регистрируется в атмосфере Кемерова, Новокузнецка, Новосибирска, Омска, Прокопьевска, Барнаула, Тюмени и других городов. Этому способствуют также специфические особенности режима атмосферы Сибири (частые антициклоны, сопровождающие их штили и инверсионные явления в зимнее время, когда холодные слои воздуха как бы "запирают загрязненные его массы над городом, особенно если он расположен в котловине или долине).
Тяжелые травмы причиняет природе освоение месторождений нефти, газа, каменных углей, полиметаллических руд, а также производство цемента.
Острота экологических проблем осознана нашим обществом. Но придется еще осмыслить масштабы и степень сложности этих проблем, наметить конструктивную линию их решения. Пора переходить от рассмотрения частных, подчас весьма серьезных экологических ситуаций к системному анализу проблемы в целом по стране.
При обсуждении каждой такой ситуации, возникающей в промышленности, на первый план обычно выдвигается несовершенство очистных сооружений. Однако, если взглянуть на проблему шире, то становится очевидным, что корень наших бед кроется скорее в отсталости технологий промышленности, сельского и бытового хозяйства. Экологическая напряженность берет свое начало в сфере технологий и лишь усугубляется несовершенством очистных сооружений. Экстенсивный способ развития нашего хозяйства, погоня за "валом" при игнорировании необходимости снижать удельный расход природных ресурсов, материалов, энергии и уменьшать отходы и вредные выбросы путем постоянного совершенствования технологии - вот главная причина и экономических, и экологических бед.
Несмотря на многочисленные постановления, еще не сделано действенных шагов по ресурсосбережению в нашем народном хозяйстве. Средний расход сырья на единицу промышленной продукции снизился в Японии в 1984 г. в 1,5 раза по сравнению с 1973 г. Страны ЕЭС начиная с 1973 г. (первый энергетический кризис) повышали эффективность использования энергетических ресурсов на 1,5-2% в год. Мы планировали снизить энергоемкость национального дохода в 1987 г. на 1,8%, а фактически имеем рост энергоемкости на 0,9%. С 1965 по 1986 г. расход электроэнергии на тонну выплавленной стали увеличился в нашей стране с 689 до 727 кВт•ч, на производство тонны бумаги - с 697 до 867, на добычу тонны угля - с 29,6 до 33,6, тонны нефти - с 26,3 до 59 кВт•ч.
Политика ресурсосбережения и комплексного использования сырья важна как с точки зрения осознания исчерпаемости природных ресурсов, так и в плане разработки стратегии решения экологических проблем. Чем меньше расход сырья, энергии и воды на единицу продукции, тем, как правило, меньше удельные отходы и выбросы промышленности, негативно влияющие на окружающую среду и на человека.
Понимая истоки наших экологических проблем, их взаимосвязь с общим состоянием хозяйства и экономики, легче осознать масштабы этих проблем, требуемые для их решения ресурсы и время. Ясна также необходимость комплексного, системного подхода к анализу сложившейся ситуации и разработке путей выхода из нее.
О стратегии решения экологических проблем
Сибирское отделение АН СССР, работая над проблемами охраны окружающей среды, а в последнее время особенно интенсивно над экологическими проблемами бассейна озера Байкал, сформулировало некоторые элементы общей концепции природоохранной политики.
Из изложенного выше ясно, что в основе ее должно лежать требование постоянного совершенствования технологии промышленности, сельского и лесного хозяйства, бытовых систем как главного пути ресурсосбережения и снижения антропогенного воздействия на окружающую среду.
Какие же перспективные экологические рубежи должны предусматриваться в планах совершенствования технологий отраслей и конкретных предприятий? Надо быть реалистами и поэтому опираться в первую очередь на достигнутый или прогнозируемый на основе новейших достижений научно-технического прогресса мировой уровень. Значит, прежде всего необходима информация о степени отставания технологии каждого предприятия от лучших мировых технологий. Доведение технологии до мирового уровня позволит наряду с решением задач снижения расхода материалов, энергии и трудозатрат, повышения качества продукции резко снизить антропогенное воздействие производства на окружающую среду (уменьшить выбросы промышленными предприятиями загрязняющих веществ в воду и атмосферу, сократить использование ядохимикатов в сельском хозяйстве и т.д.). Это возможное снижение вредного воздействия можно условно назвать "потенциальным экологическим резервом " (ПЭР) производства.
Без знания ПЭР по предприятиям, отраслям и регионам мы не сможем разработать целенаправленную, действенную экологическую программу страны. По мнению Сибирского отделения АН СССР, основой формирования комплексной экологической программы и перевода природоохранной политики на новый уровень должно стать введение экологических паспортов предприятий.
Природоохранный паспорт должен включать общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технологических схем выработки основных видов продукции, схем очистки сточных вод и аэровыбросов, их характеристики после очистки, данные о твердых и других отходах, а также сведения о наличии в СССР и в мире технологии, обеспечивающих достижение наилучших удельных показателей по охране природы. Вторая часть паспорта должна содержать перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду, с указанием сроков, объемов затрат, удельных и общих объемов выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого мероприятия.
Состав природоохранного паспорта отражает несколько принципиальных моментов:
- переход от изучения следствий (состояния окружающей среды) к детальному дифференцированному анализу причин (ситуации по каждому в отдельности и группам родственных предприятий);
- переход от рассмотрения общего объема выбросов к удельным показателям, относимым к единице производимой продукции и сопоставляемым с наилучшими показателями, достигнутыми в мире.
Мы гордимся тем, что по многим вредным выбросам нормы предельно допустимых концентраций (ПДК) у нас более жесткие, чем в других странах. Но при этом стыдливо умалчиваем, что добиться выполнения этих норм можно не только с помощью совершенствования технологии производства и очистки выбросов, но и более простым путем, например, разбавляя стоки чистой водой до нужных значений концентрации загрязняющих веществ. Аналогично по аэропромвыбросам: труба повыше - разбавление побольше. Именно так предпочитают поступать многие промышленные предприятия.
При переходе к удельным показателям эти хитрости промышленности, наносящие огромный ущерб окружающей среде, сразу же обнаруживаются. Возьмем, к примеру, средние удельные выбросы в атмосферу теплоэлектростанций, работающих на угле. В СССР они по пыли и окислам серы в несколько раз выше, чем в США; кроме того, у нас эти удельные показатели за последнюю пятилетку почти не снизились (а по пыли и окислам азота даже возросли), тогда как в США они заметно уменьшились.
Экологические резервы наших ТЭС очевидны. Добавим к этому, что использование золошлаковых отходов в СССР не превышает 10%, а, скажем, во Франции оно достигает 75-80%.
Еще один пример - сточные воды Байкальского целлюлозно-бумажного комбината. Его сооружения для очистки воды - лучшие по стране в этой отрасли, тем не менее сброс минеральных солей (в килограммах на тонну целлюлозы) почти в 4 раза больше, чем в США.
Расход воды на целлюлозно-бумажных предприятиях развитых стран составлял до 1970 г. примерно 180-250 м3 на тонну целлюлозы. На построенных позднее заводах удельный расход воды был снижен до 70 м3. Для проектируемых ныне он предусматривается в объеме 20-30 м3 на тонну целлюлозы.
Кстати, следует заметить, что высказываемые зачастую министерствами претензии к науке, в том числе и к академической, будто она недостаточно уделяет внимания разработке новых прогрессивных технологий, справедливы лишь отчасти. Во многих случаях необходимые технологии известны и реализованы в мировой практике, и, следовательно, задача это не столько научная, сколько организационная. Именно поэтому наша промышленность не очень охотно идет на обнародование сравнительных данных по достигнутым ею и лучшим мировым удельным показателям. Разработать реалистическую действенную экологическую программу, не осуществив инвентаризации сложившейся ситуации, невозможно.
В подготовке экологических паспортов типовых предприятий большую помощь могут оказать обзоры мировой литературы о влиянии различных производств на окружающую среду и анализ тенденций совершенствования технологий в плане снижения этого влияния. Огромная работа в данном направлении выполнена мировым сообществом ученых, в том числе в рамках международных проектов по охране окружающей среды. Необходимо организовать перевод и издание важнейших обзоров и книг по этой проблематике. Особое внимание следует уделить литературе по экологическим проблемам энергетики, алюминиевой промышленности, черной и цветной металлургии, производству белково-витаминных препаратов и антибиотиков, химизации сельского хозяйства.
Наряду с подготовкой и изданием обзоров чрезвычайно полезно было бы проводить в нашей стране международные совещания экспертов по охране природы применительно к определенным группам производств.
В процессе работы над "Нормами допустимых воздействий на экологическую систему озера Байкал" серьезным подспорьем для Сибирского отделения АН СССР, Госкомгидромета СССР и других ведомств стали подготовленные институтами и Государственной публичной научно-технической библиотекой СО АН СССР обзоры по темам "Влияние производства сульфатной целлюлозы на окружающую среду", "Вредные выбросы теплоэнергетических производств" и др. Они помогли выявить приоритетные токсиканты, требующие особого контроля, и уточнить классификацию веществ по их относительной опасности для здоровья человека и природной среды.
Для каждой категории веществ определены свои требования - от полного запрета сброса экологически особо опасных веществ до обязательного соблюдения общепринятых или ужесточенных, учитывая специфику региона, норм и правил. Впредь нормы предельно допустимых общих сбросов сточных вод и воздушных выбросов должны устанавливаться на основе экспертизы природоохранных паспортов промышленных объектов (или группы близко расположенных предприятий) с учетом медико-санитарных требований в точке их расположения, степени воздействия на озеро Байкал и его окружение, а также результатов моделирования водного и воздушного переноса.
Снижение вредных выбросов в окружающую среду - лишь одна сторона проблемы ее охраны.
Постоянное совершенствование технологий должно лежать и в основе рационального использования биологических ресурсов. Каждый биологический объект - это необходимый элемент биосферы Земли, поддерживающий ее существование и установившееся равновесие. Вот почему значение любого биологического ресурса гораздо шире узкого утилитарного интереса, с позиций которого они часто оцениваются.
При подготовке предложений по охране вод озера Байкал и естественных ресурсов его бассейна институты Сибирского отделения АН СССР обстоятельно проработали все аспекты хозяйственной деятельности с позиций сохранения таких важных элементов экосистемы, как почвы, леса, природные комплексы и ландшафты. Даны соответствующие рекомендации по структуре и ведению сельского хозяйства, охране лесов и ведению лесного хозяйства, допускаемым масштабам рекреационной нагрузки.
Экология и экономика - неизбежен компромисс
В условиях перевода предприятий на полный хозрасчет и самофинансирование последовательная природоохранная политика возможна только в том случае, если она будет опираться на стимулирующий хозяйственный механизм. Это означает, что необходимо привести в действие экономические рычаги.
Темпы высвобождения потенциального экологического резерва могут и должны регулироваться штрафными санкциями. Однако, определяя штрафы, следует принимать во внимание и масштаб требуемых затрат, которые нужно обязательно подвергать экспертизе. Поэтому информация о ПЭР каждого предприятия непременно должна быть дополнена информацией о средствах, необходимых для поэтапного приближения к лучшему мировому уровню производства. Как уже отмечалось, требуемые средства по народному хозяйству в целом будут весьма значительными. Например, в США в 1986 г. на совершенствование систем очистки сточных вод и выбросов в атмосферу только химическими компаниями было затрачено около миллиарда долларов. Неизбежны поэтому поэтапность решения задач и выбор приоритетных на каждом этапе направлений работы, чтобы в рамках выделяемых на экологическую программу средств обеспечить максимально быстрое общее снижение антропогенного воздействия на природу. Следует еще раз подчеркнуть в связи с этим, что разрабатываемые решения, естественно, будут компромиссом между желаемым и экономически возможным.
Таким образом, экологические программы региона, отрасли, предприятия должны ориентироваться на минимизацию воздействия хозяйственной и производственной деятельности на здоровье человека и природу с учетом новейших достижений науки и техники, состояния и возможностей экономики и конкретных особенностей природной среды региона. В случае озера Байкал фактор природных особенностей - уникальность его экосистемы - должен играть большую роль, чем экономические аспекты.
Реализация концепции, опирающейся на совершенствование технологии, - основной путь снижения суммарного антропогенного воздействия на природу. Именно с этих позиций надлежит формировать схемы развития и размещения производительных сил страны и отдельных регионов. Возможное отрицательное влияние на природу новых производств и других объектов хозяйственной деятельности необходимо свести к минимуму, причем оно должно, безусловно, перекрываться превосходящим по масштабам снижением антропогенной нагрузки от существующих производств и хозяйственных комплексов.
Роль общественности и средств массовой информации
Выступления общественности и средств массовой информации сыграли существенную роль в принятии решений по таким острым экологическим проблемам, как переброска части стока северных и сибирских рек, загрязнение Ладожского озера, Байкала, и другим.
Сегодня экологическая обеспокоенность общественности облекается иногда в несколько необычные формы - демонстрации, блокирование определенных работ, конфликты с местными органами власти. Возникающая в ряде случаев конфронтация - это в значительной степени издержки нашего неумения пользоваться демократическими формами жизни общества, болезненные проявления периода перехода к этим формам от существовавших прежде сугубо административных методов управления. И общественность, и пресса, и органы управления учатся жить и работать в условиях углубления демократии. Естественно, что каждая из сторон допускает при этом ошибки и перегибы. Главное - делать из них правильные выводы.
Можно, конечно, упрекать общественность в том, что во многих дискуссиях по экологическим проблемам эмоциональное начало берет верх над рациональным анализом. Но даже и в таких случаях выступления общественности и средств массовой информации приносят пользу, поскольку побуждают министерства и ведомства, научные учреждения и органы власти обстоятельнее заняться той или иной экологической проблемой. По-видимому, эмоциональная окраска всегда будет присуща подобного рода дискуссиям, ибо наше отношение к природе является в значительной степени нравственной категорией. Однако выработка и принятие решений должны опираться только на трезвый всесторонний анализ ситуации с учетом всех ее аспектов, включая и нравственный.
Привлечение внимания - лишь малая часть возможного общественного воздействия на решение проблем охраны окружающей среды. Необходимо вовлекать широкую общественность в процесс выработки и реализации решений. Фактически это уже делается при подготовке многих документов по кардинальным вопросам совершенствования хозяйственного механизма (обсуждение проекта Закона о государственном предприятии), социального и культурного развития общества (медицинское обслуживание, школьное образование, высшая школа). Аналогичный подход целесообразен и при рассмотрении экологических проблем, касающихся как действующих, так и проектируемых крупных народнохозяйственных объектов. Общественности должна быть предоставлена возможность активно участвовать в обсуждении эколого-экономического обоснования наиболее крупных проектов. Способна ли она на это? Несомненно, поскольку в ее рядах представители абсолютно всех профессий и специальностей.
Вместе с тем необходимы определенные организационные предпосылки, которые способствовали бы направлению обсуждения в русло объективного критического анализа и конструктивности. В противном случае нередко начинают преобладать экстремистские точки зрения, нереалистические подходы и предложения.
Одно из первоочередных условий формирования конструктивного подхода - предоставление общественности достаточно полной, достоверной информации по рассматриваемой проблеме. Необходимость этого в обстановке расширения гласности и демократии Сибирское отделение АН СССР особенно остро ощутило, когда оно проводило экспертизу проекта Катунской ГЭС.
Если поинтересоваться выступлениями по данной теме в газетах и журналах, то станет очевидным, что большинство их не отвечает требованиям организации общественного обсуждения. Каждое из них касается ограниченного круга вопросов, не давая представления о проблеме в целом.
Поэтому Сибирское отделение АН СССР сочло нужным развернуть систематическую публикацию материалов по проекту Катунской ГЭС в своей газете "Наука в Сибири". Были напечатаны основные положения проекта, заключение экспертной комиссии СО АН СССР, ответы специалистов Отделения и других ведомств на все основные вопросы, поднимавшиеся общественностью и прессой.
Что дает такая форма последовательного обсуждения на страницах газеты, дополняемая встречами с представителями общественности? Она позволяет:
- снять вопросы, по которым есть достаточные научные и инженерно-технические обоснования;
- уточнить или выявить вопросы, требующие дополнительного научного изучения или проектной проработки;
- персонифицировать позицию специалистов по конкретным вопросам, что резко повышает ответственность за даваемые ими заключения;
- предоставить возможность каждому члену общества, интересующемуся проблемой, пользуясь всем объемом опубликованной информации, сформировать свою точку зрения по обсуждаемой проблеме.
Последнее особенно важно, поскольку отвечает главным задачам средств массовой информации - развивать сознательную активность общества. Ограниченность же и особенно тенденциозность информации таят в себе опасность вырождения в антипод демократии - манипулирование общественным мнением в тех или иных интересах. К чему это приводит, мы слишком хорошо знаем.
На наш взгляд, целесообразны также не только информационные встречи с общественностью и пресс-конференции, что уже делается, но и научно-общественные конференции, проводимые на базе соответствующих по профилю институтов оргкомитетами, в которые входят как ученые, так и представители общественности. Нас удивляет, что лидеры некоторых самодеятельных объединений, включающих в программу своей работы обсуждение проблем экологии, неохотно откликаются на эти предложения. Прослеживается некая тенденция в их деятельности - изолироваться от науки, от ученых и специалистов в тех или иных областях знаний, уйти от любых упорядоченных форм работы и выступать в качестве единственных непререкаемых экспертов и арбитров. Это тупиковый путь.
Между тем вовлечение самодеятельных объединений в конструктивную работу по критическому анализу ситуации, обобщению мирового опыта решения экологических проблем, порождаемых различными отраслями промышленности и сельского хозяйства, созданию методов и средств аналитического контроля, эколого-экономического просвещения населения могло бы иметь огромное значение для решения экологических проблем каждого региона и страны в целом. Особенно действенными могли бы быть усилия общественности непосредственно на предприятиях, в частности, участие ее в составлении экологических паспортов, организация контроля за разработкой и реализацией экологических программ предприятий.
Широкое, организованное обсуждение эколого-экономического обоснования крупных проектов представляется нам необходимым элементом демократизации жизни общества. Оно исключительно важно и для выработки наиболее обоснованных решений. При этом общество должно быть уверено, что до завершения экспертизы и утверждения проекта государственными органами строительство не может быть начато. Отступление от этого требования и послужило в значительной степени поводом для особо резких протестов иркутской общественности против мероприятий, связанных с прокладкой трубопровода для отведения очищенных сточных вод Байкальского целлюлозно-бумажного комбината в реку Иркут. В конечном итоге от реализации этого проекта Минлесбумпрома под влиянием общественности и ученых пришлось отказаться.
Когда формируются направления социального и экономического развития страны, необходимо уже в этот момент обстоятельно взвешивать возможности размещения того или иного планируемого в области или крае производства по экологическим признакам. Сибирское отделение АН СССР участвовало в эпопее прекращения строительства Забайкальского апатитового завода, который оказал бы существенное негативное влияние на озеро Байкал. Этого решения удалось добиться с большим трудом, но ведь местным органам Советской власти надо было думать о последствиях раньше, когда только еще формировались и обсуждались основные направления, предусматривавшие сооружение завода.
Исключительно ответственна на данном этапе и роль ученых. Многие из высказываемых в их адрес упреков за наши прошлые экологические просчеты справедливы. Нельзя, принимая крупные решения, ориентироваться лишь на отдельные авторитеты, - всестороннее, аргументированное обсуждение при выработке рекомендаций должно стать нормой и для научных кругов. Следует помнить, что разногласия среди ученых питают общественные страхи о неправильности принимаемых решений. И хотя такие разногласия неизбежны, их необходимо сводить к минимуму путем широких научных дискуссий.
В заключение хочется еще раз подчеркнуть: охрана природы и социально-экономическое развитие - это, по сути, две стороны одной медали, и рассматривать их можно только в неразрывном единстве. На сей счет довольно точно выразился видный эколог Бернд фон Дросте, секретарь Международного совета программы ЮНЕСКО "Человек и биосфера". Концепцию этой программы он характеризует так: "охрана природы в целях устойчивого развития". По его словам, экологи уже не говорят: "Перестаньте делать то-то и то-то, иначе вы разрушите окружающую среду", - а советуют: "Попытайтесь сделать так-то и так-то, и тогда вы можете воспользоваться благами развития, сохранив при этом окружающую среду".
Отмечу, что корни этой концепции берут свое начало в трудах В.И.Вернадского, 125-летие со дня рождения которого широко отмечалось в марте этого года. Вернадский внес огромный вклад в учение о биосфере Земли. Понимая неизбежность ее преобразования, он, апеллируя к коллективному разуму человечества, призывал направить научную мысль на то, чтобы это преобразование шло в русле формирования ноосферы - сферы обитания "человека разумного", гармонично сочетающего свои материальные и духовные потребности с обеспечением равновесия в природе.
|