О ВЫСШЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ (ВЭС)
Письмо академику А.С.Исаеву, 21 февраля 1993 г.
Я еще раз обдумал ситуацию по координации работ в области экологии в России. Здесь, как и во всех областях, наблюдаются попытки строить трехканальную систему - при Верховном Совете, при Президенте и при Правительстве. Возможно, это сейчас неизбежно и вряд ли в наше неустойчивое время следует пытаться изменить ситуацию - она будет меняться и без нашего участия. Полагаю, что целесообразнее искать для ВЭС свою "нишу", которая, скорее всего, должна соответствовать прежде всего интересам Комитета ВС по экологии и рациональному использованию природных ресурсов. Видимо, ВЭС так и задумывался.
Вспоминая цели, обсуждавшиеся при организации ВЭС, я бы выделил следующие главные приоритеты на ближайшее время:
1. Организация открытых парламентских слушаний по материалам Рио (КОСР)*.
По мере развития ситуации в стране (как экономической, так и политической) я все больше убеждаюсь, что это центральная во многих отношениях акция, которая должна помочь выработать консолидирующую систему взглядов (идеологию) в нашем обществе. Как внутренняя, так и внешняя политика страны должны рассматриваться сквозь призму этой системы взглядов.
Поэтому парламентские слушания целесообразно было бы организовать по теме "Материалы Конференции ООН по окружающей среде и развитию и вытекающие из них требования к новой модели развития общества".
Надо сразу "брать быка за рога" и уточнить главный вопрос - что мы хотим построить в своей стране? Давайте определим, какой тип организации общества и государства предполагается построить в нашей стране, и сверим это с общемировыми целями, диктуемыми проблемами окружающей среды и роста народонаселения.
Конечно, в рамках такого слушания можно будет оконтурить лишь круг основных требований к выбираемому пути развития, но это позволит затем организовать в рамках совместных заседаний ВЭС и соответствующих комитетов ВС с приглашением необходимых министров и представителей с мест более узкие слушания по соответствию проводимой в стране политики, законодательства и организационных мер основным требованиям, связанным с концепцией устойчивого развития. Например:
- внешняя политика России в свете требований КОСР, в том числе с учетом особого положения России (природные ресурсы и территориальный экологический резерв); интеграционные и дезинтеграционные процессы в мире, общечеловеческие и национальные интересы;
- состояние природоохранного законодательства в РФ:
- общая картина;
- новые требования в сельском хозяйстве в связи с развитием фермерства (культура земледелия, сохранение качества почв, химикаты);
- контроль за качеством продуктов питания в условиях децентрализации производства и либерализации торговли;
- экологический контроль по отношению к приватизируемым предприятиям и частным малым предприятиям и т.д.;
- окружающая среда, демография и проблемы здоровья;
- законодательство о рациональном использовании недр, лесов, водных ресурсов и т.д. - плюсы и минусы;
-проблемы нахождения баланса между интересами сохранения окружающей среды и развития (как только РФ начнет вновь поднимать свою промышленность, движение "зеленых" всколыхнется с новой силой; уже сейчас остро стоят вопросы о захоронении радиоактивных отходов и ядерных материалов, готовящихся к уничтожению вооружений, рационального уничтожения химического оружия, развития АЭ и т.д.). Видимо, нужен в этом плане меморандум общественных движений и органов власти, на который можно было бы опираться правительству в своей деятельности.
Можно, естественно, назвать и другие темы. Важно развернуть эту работу и достаточно широко ее освещать, чтобы общество знало, какие организации РФ ответственны за тот или иной участок и что уже делается.
Одновременно ВЭС, подводя итоги каждого слушания, явится координатором работы в целом и выявит проблемы и недостатки как в государственных и отраслевых научно-технических программах, так и в общей структуре управления природоохранной деятельностью в стране.
При этом можно будет высказать и рекомендации науке по недостаточно развиваемым направлениям. Например:
- количественная оценка (хотя бы в относительном выражении) антропогенного ущерба окружающей среде (без этого невозможно говорить об экономике устойчивого развития);
- проблемы, порождаемые рынком и частной собственностью на средства производства в рамках реализации концепции устойчивого развития;
- проблемы соотношения материальных и духовных интересов общества в XXI в. и т.д.
Не следует бояться того, что ВЭС возьмет на себя чрезмерно "глобальные" функции. Фактически Комитет по экологии и рациональному использованию природных ресурсов = Комитету по окружающей среде и развитию, т.е. должен быть главным органом стимуляции в плане реализации идеи КОСР.
2. Развитие межпарламентских связей.
Деятельность ВЭС и Комитета по п. 1 и ратификация конвенций КОСР (точнее, ООН) позволит сделать межпарламентские связи более конкретными и эффективными.
Таким образом, как и осенью 1992 г., я считаю, что основные усилия сейчас надо направить на подготовку открытых парламентских слушаний по КОСР в самое ближайшее время. По итогам этих слушаний надо наметить дальнейшую совместную работу с комитетами Верховного Совета, правительственными и президентскими структурами по отдельным направлениям.
С наилучшими пожеланиями В.А.Коптюг
PS. К сожалению, не знаю, как обстоят сейчас дела с задумывавшимся А.В.Яблоковым Всероссийским экологическим съездом, на котором предполагалось поставить аналогичные задачи!
* КОCP - Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. (Прим. ред.)
|