Валентин Афанасьевич Коптюг. Яншин А. Л. Академик В. А. Коптюг и проблема новой парадигмы (Новая парадигма развития России, 2000)
Коптюг В. А.
Академик Валентин Афанасьевич Коптюг Цитата

Академик А. Л. Яншин «Академик В. А. Коптюг и проблема новой парадигмы»

Из вступления к книге «Новая парадигма развития России», 1999

Устойчивое развитие, о котором в последнее время так много пишут и будут писать еще больше, в нашей стране должно быть неразрывно связано с именем академика Валентина Афанасьевича Коптюга.

Термин, который мы не очень точно переводим с английского, как «устойчивое развитие», впервые появился в 1986 г. в русском издании книги «Наше общее будущее», которое было осуществлено в Копенгагене Комиссией ООН под председательством госпожи Гру Харлем Брундтланд, тогдашнего премьер-министра Норвегии. Эта Комиссия перед тем. на протяжении более года, объезжала столицы основных стран мира, знакомясь с их экономическим, социальным и экологическим состоянием. Результаты своей работы она изложила в виде названной книги, изданной одновременно на шести языках.

Широкое звучание этот термин получил в июне 1992 г. на Второй Международной конференции по окружающей среде и развитию, которая была организована в Рио-де-Жанейро. В ее работе приняли участие представители 180 стран; в ряде случаев делегации возглавлялись главами правительств. Конференция длилась семь дней и была посвящена обсуждению условий, которые необходимы, чтобы созданная человечеством цивилизация преодолела нависший кризис и могла продолжать равномерное устойчивое развитие. После горячих дебатов был принят ряд основополагающих документов, главный из которых носит характерное название «Повестка дня на XXI век».

Научную часть большой делегации Российской Федерации на этой Конференции возглавлял академик В. А. Коптюг. Он принимал активное участие в ее работе, много раз выступал по разным вопросам, вносил предложения и делал многочисленные редакционные уточнения в принимавшиеся документы. А самое главное, он сам хорошо понял значение для человечества идеи устойчивого развития, проникся ею, осознал необходимость коренного изменения многих принципиальных основ материальной и духовной жизни общества для обеспечения дальнейшего существования.

Поэтому, вернувшись из Рио-де-Жанейро в Россию, В. А. Коптюг стал ревностным пропагандистом идеи устойчивого развития. Он организовал публикацию принятых на Конференции документов, сам написал ряд статей о результатах ее работы, организовал при Президиуме Академии наук Объединенный научный совет по проблемам экологии для разработки одной из важнейших сторон устойчивого развития и стал добиваться глубокого рассмотрения этого вопроса в правительственных инстанциях.

Если не считать упоминавшейся выше книги «Наше общее будущее», то именно из публикаций В. А. Коптюга по этому вопросу, первые из которых появились уже в конце 1992 г., наша общественность узнала что такое «устойчивое развитие», к чему надо стремиться и что надо делать, чтобы попытаться его достигнуть в нашей стране, хотя, разумеется это были лишь первые основополагающие установки, требовавшие разработки.

По своему образованию Валентин Афанасьевич Коптюг — химик-органик. В этой области знаний он опубликовал многочисленные труды и сделал ряд открытий, за что уже в возрасте 37 лет был избран членом-корреспондентом АН СССР, а в 48 лет — академиком. В Новосибирском академгородке в 70-е годы он работал в Институте органической химии и был ректором университета. В те же годы я работал в Институте геологии и геофизики Сибирcкого отделения АН СССР и заведовал кафедрой общей и динамической геологии на геологическом факультете Новосибирского университета. Поэтому я видел деятельность В. А. Коптюга, как ректора.

При нем университет процветал. Главное его внимание было обращено на качество преподавания, к которому он привлекал лучших специалистов из разных институтов академгородка. Поэтому большая часть студентов того времени смогла получить ученые степени. В. А. Коптюг входил во все мелочи хозяйственной жизни университета, бывал на кафедрах, в студенческих общежитиях, организовывал научные кружки и способствовал привлечению студентов к работе в научно-исследовательских институтах. При нем в университете царила исключительно дружеская атмосфера, а дисциплине и трудолюбию он учил своим личным примером.

В 1980 г., когда председатель Сибирского отделения Академии наук академик Г. И. Марчук был приглашен в Москву для возглавления Государственного комитета по науке и технике, на его место был избран В. А. Коптюг. Я тогда уже знал многие его достоинства, но все же открыто недоумевал: почему на пост Г. И. Марчука избирают не одного из его многолетних заместителей, а ректора университета? Однако вскоре я смог убедиться, что мои сомнения были напрасными. Руководителем и организатором работы самого крупного отделения АН СССР В. А. Коптюг оказался не хуже, чем был ректором университета. Он детально вникал в работу каждого института, давал ценные рекомендации по планированию научных исследований, организовывал межинститутские конференции по различным проблемам и особенное внимание уделял созданию и развитию научных центров Сибирского отделения в различных городах Сибири. Это не мешало ему часто бывать в Москве, где он делал научные докладе и выступал по общим вопросам развития науки на заседаниях Президиума Академии наук и в различных правительственных учреждениях. Не пропускал он и крупных международных конференций по своей основной специальности — органической химии. На таких конференциях он всегда выступал с докладами. Вообще, при нем международные связи Сибирского отделения значительно расширились и укрепились. Крупные зарубежные ученые стали приезжать в Новосибирск на длительные сроки, чтобы работать в институтах вместе о сибирскими учеными.

Когда был разрушен Советский Союз и наступили тяжелые для науки девяностые годы, В. А. Коптюг сумел организовать для институтов Сибирского отделения получение значительных договорных сумм, чем облегчил их материальное положение. Некоторые средства он получал и от международных научных фондов, особенно для Иркутского научного центра в связи е проблемой охраны Байкала.

Стройный, подтянутый, со всеми неизменно вежливый, доброжелательный, внешне всегда спокойный, Валентин Афанасьевич жил на самом деле напряженной до предела, я бы оказал стремительной жизнью. Каждый час был у него рассчитан, каждый день без остатка заполнен делами. Его глубоко уважали все знавшие его люди, а его ближайшие ученики и сотрудники горячо любили.

Следует напомнить, что В. А. Коптюг был членом Коммунистической партии, остался ей верен и даже вошел в состав ее Центрального Комитета. Это отнюдь не значит, что он хотел возвращения советской власти в ее прежнем виде. Он с негодованием и отвращением говорил о кровавом терроре эпохи Сталина, с презрением о лысенковщине и других волевых вмешательствах в науку, посмеивался над парадоксами диалектического материализма. Однако скачок от непостроенного коммунизма к первобытному капитализму эпохи первоначального накопления капитала он считал губительным для России и мы видим, что он был прав.

Он верил в идеалы коммунизма, а от советского строя считал необходимым сохранить лишь то, что было в нем положительного: планирование развития народного хозяйства, экономическую независимость, борьбу с безработицей, выравнивание среднего месячного заработка, уважение к науке и признание за ней ведущей роли в развитии страны, бесплатное обучение и медицинское обслуживание. Все это он считал необходимым для обеспечения устойчивого развития.

Из негативных последствий рыночной экономики В. А. Коптюг особенно тяжело переживал рост пренебрежения к науке и связанное с этим падение научного потенциала нашей страны. Однако вслед за В. И. Вернадским, он верил в непобедимую силу науки и в ее неизбежный расцвет.

Ушел из жизни Валентин Афанасьевич также стремительно, как жил и работал: в буквальном смысле слова на ходу. Его сердце не выдержало той нагрузки, которую он ему давал и той боли, которую он видел вокруг себя.

Я прожил долгую жизнь и многое испытал. Мне приходилось стонать от боли, но плакал я не часто. Плакал у гроба Валентина Афанасьевича. Плакали многие, мы знали, что прощаемся с большим умным другом.

СО РАН Яншин А. Л. Академик В. А. Коптюг и проблема новой парадигмы // Новая парадигма развития России: (Комплексные исследования проблем устойчивого развития). — М.: Academia, 1999. — С. IX–XI.
 
 
630090 Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 6
Тел.: +7 383 373-40-13  •  e-mail: branch@gpntbsib.ru
 © 1997-2021 Отделение ГПНТБ СО РАН
  Документ изменен: Wed Dec 29 16:27:35 2021
Размер: 25,685 bytes
Посещение N 2674 с 08.06.2011