Коптюг В.А. Что же мы хотим построить? (Финансы в Сибири, 1996)
Коптюг В. А.
Академик Валентин Афанасьевич Коптюг Цитата

Что же мы хотим построить?

интервью с президентом СО РАН, академиком Валентином Коптюгом

В 1987 г. Всемирная комиссия ООН по окружающей среде и развитию поставила вопрос о необходимости поиска новой модели развития цивилизации. С тех пор термин «устойчивое развитие», под которым понимается модель, в которой удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения достигается без лишения такой возможности будущих поколений, получил широкое распространение.

Согласуется ли путь, по которому идет сегодня Россия, с парадигмами мирового сообщества? Что можно предпринять, чтобы предотвратить катастрофу человечества? Сколько это будет стоить и как измерить эту стоимость? Как можно спасти экологически неблагополучную Сибирь, какие проблемы и решения видятся здесь? С этими вопросами мы обратились к президенту СО РАН Валентину Афанасьевичу Коптюгу, который принимает личное активное участие в разработке концепции устойчивого развития.

В июне 1992 г. на Конференции ООН по окружающей среде и развитию всеми государствами мира, в том числе и Россией, была признана необходимость кардинально изменить характер развития мировой цивилизации, причем по причинам не только экологическим, но и социально-экономическим. Все государства обязались разработать национальные стратегии движения в соответствии с провозглашенной концепцией устойчивого развития. Россия присоединилась к мировому сообществу, подтвердив свое решение принятием Указа Президента Российской Федерации от 4 февраля 1994 г. «О государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития». Во исполнение Указа последовало распоряжение Правительства РФ от 24 февраля 1994 г. о разработке проекта концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития, подготовленное Минэкономики РФ совместно с заинтересованными организациями.

После принятия документов прошло два года. Однако утвержденной концепции национальной модели устойчивого развития нет. Опубликованный проект подвергался резкой критике. С чем это связано?

Разработанный проект концепции был нами тщательно проработан. Представляется, что есть определенное нежелание руководства страны серьезно проанализировать и обсудить с обществом нынешнее положение страны и ее перспективы в свете всего комплекса вопросов, связанных с переходом на рельсы устойчивого развития, с разработкой национальной стратегии, отвечающей возможностям, традициям и духу россиян. Обсуждаются в основном вопросы экологии, хотя их необходимо рассматривать в неразрывном единстве с социально-экономическими проблемами.

Полученное большинство в Думе дает возможность КПРФ законодательно подкрепить концепцию устойчивого развития и сделать ее тем самым реальной государственной стратегией развития. Можно ли ожидать, что в ближайшее время будут предприняты подобные шаги?

Гарантировать не могу, хотя основания для этого есть. Концепция устойчивого развития цивилизации по своему духу и содержанию социалистична, а на ближайшую перспективу КПРФ видит свою задачу в возрождении «социализма в его обновленных и закрепленных в будущей конституции формах, отвечающих современному уровню производительных сил, экологической безопасности, характеру стоящих перед человечеством задач...»

Что же мы все-таки строим, через какой общественно-экономический уклад Россия пойдет к устойчивому развитию? И может ли человечество в принципе принимать по такому поводу решения и сознательно осуществлять движение? Не повторится ли опыт революционной России?

Не таит ли модель устойчивого развития еще большую для России опасность, которая только усугубит и без того бедственное ее положение, ускорит развал?

Хочется ответить в духе русской пословицы: обожглись на молоке — дуем на воду. В чем идея концепции устойчивого развития? Приведу цитату из одного выступления Мориса Стронга, Генерального секретаря Конференции ООН по окружающей среде и развитию: «Процессы экономического роста, которые порождают беспрецедентный уровень благополучия и мощи богатого меньшинства, ведут одновременно к рискам и дисбалансам, которые в одинаковой мере угрожают и богатым, и бедным. Такая модель развития и соответствующий ей характер производства и потребления не являются устойчивыми для богатых и не могут быть повторены бедными. Следование по этому пути может привести нашу цивилизацию к краху». Повторение развивающимися странами пути развития небольшого числа стран, достигших высокого уровня благосостояния, невозможно — планета Земля этого не выдержит.

Стоит задача постепенного формирования осознанного участия в реализации стратегии национального развития всех социальных групп общества. И не просто участия, а принятия ими определенных обязательств способствовать динамичному сбалансированному развитию триады — экономика, природа, общество. Закладываются интегрирующие идеологические мотивы общества, без которых — и это глубокое мое убеждение — любое государство фактически недееспособно.

Базовые понятия, взгляды, на основе которых формируются мировоззрение и жизненная позиция человека, присутствуют в любом обществе. О выборе такой интегрирующей идеологии, о формах и механизмах ее реализации, источниках финансирования и идет речь. Например, мировое сообщество в рамках модели устойчивого развития идет к введению системы цен на все виды ресурсов с учетом ущерба, наносимого окружающей среде и будущим поколениям, а также к квотированию выбросов на душу населения. Достойно для России поддержать такую политику?!

Мы много говорим о поисках путей и форм общественного согласия. Но оно невозможно, пока не сформулирована цель, достойная национального согласия. Без ответа на вопрос, что же мы строим, правительство не может сформировать государственную экономическую политику и действовать эффективно. Если стратегическая цель является ошибочной, то все принимаемые решения в экономической сфере могут иметь лишь частный, конъюнктурный характер латания дыр. Вот о чем, собственно, идет речь.

Предполагается ли, что у Сибири есть своя особая роль в сценарии перехода на модель устойчивого развития?

Сибирь может и должна сыграть инициирующую роль в выводе России из кризиса и реализации реформ в единстве социально-экономических и экологических аспектов, предусматриваемых моделью устойчивого развития. Это произойдет, если центр будет рассматривать Сибирь как сферу приоритетных государственных интересов с формированием соответствующей региональной политики и созданием системы экономического протекционизма. Нужны экономические рычаги и стимулы в сочетании с прямой государственной поддержкой первоочередных сибирских программ федерального значения, объявление Сибири зоной стратегических интересов России. Проблема развития Сибири не может быть решена по частям. Так можно ответить на вопрос «как выжить?», но нельзя найти ответ на вопрос «как жить и развиваться?».

Формирование идеологии требует определенных затрат. Из каких источников финансируются мероприятия, организуемые в рамках развития концепции устойчивого развития?

В конце 1990 г. был создан Глобальный экологический фонд для оказания помощи развивающимся странам по проектам, принятым в рамках международных соглашений по проблемам окружающей среды. Финансирование фонда осуществляют Международный банк реконструкции и развития, Программа ООН по развитию и Программа ООН по окружающей среде. Однако это не значит, что решены все проблемы. Можно отметить нарастающее противостояние между развитыми и развивающимися странами после Конференции ООН в Рио-де-Жанейро. Причиной этого является прежде всего то, что за обещаниями руководителей развитых стран не последовало соответствующих действий. Выделение средств на поддержку перехода развивающихся стран к устойчивому развитию не увеличилось, а сократилось, причем значительная часть выделяемых средств используется самими развитыми странами, а остальная часть оседает в основном в карманах коррумпированных чиновников в развивающихся странах. Внешний долг развивающихся стран продолжает расти.

Что бы Вы хотели еще отметить, подытоживая наш разговор?

Не надо быть семи пядей во лбу, чтобы осознать, что Россия поставлена перед выбором одного из двух вариантов своего будущего:

  • пытаться и дальше копировать признанную на будущее бесперспективной модель развития, использованную ранее развитыми странами, всё более отдаляясь от возможности поворота на путь устойчивого развития и скатываясь к положению сырьевого придатка развитых стран;
  • принять экономическую и политическую линию, ориентированную на движение к устойчивому развитию с использованием новой парадигмы развития, адаптированной к условиям и интересам России, в качестве интегрирующей национальной идеи.

Выбор Россией своего будущего нельзя откладывать. Чем дальше мы движемся по навязываемому России пути капиталистических стран, тем сложнее и труднее будет возрождение и использование нашего критически оцененного опыта предыдущих семи десятилетии.

СО РАН Коптюг В.А. Что же мы хотим построить?: [интервью с президентом СО РАН, академиком Валентином Коптюгом] // Финансы в Сибири. — 1996. — N 3. — С. 2-3.
 
 
630090 Новосибирск, пр. Академика Лаврентьева, 6
Тел.: +7 383 373-40-13  •  e-mail: branch@gpntbsib.ru
 © 1997-2021 Отделение ГПНТБ СО РАН
  Документ изменен: [an error occurred while processing this directive] с 20.04.2016