Академик М.А.Лаврентьев КПД ТВОРЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ* Ответы на вопросы анкеты «Литературной газеты» |
- Какой вид творчества, с Вашей точки зрения, преобладает в современной науке - коллективный или индивидуальный?
- Мне кажется несколько странной сама постановка вопроса. Ученый нашего времени, даже если он трудится в одиночку, за письменным столом как математик или физик-теоретик, все равно принадлежит к большому творческому коллективу.
Стоит говорить не о виде творчества, а о категориях самих научных работников, о разных стилях их деятельности. Одни, обладая глубокой эрудицией, большими знаниями и солидным навыком работы в определенном направлении, разрабатывают проблемы, существующие уже много лет, действуя во вполне традиционном русле. Другие, может быть, менее образованные, обладают исключительно важным даром находить принципиально новые пути в науке, выдвигать и реализовать идеи неожиданные, на первый взгляд кажущиеся нереальными. Их творчество непредсказуемо, а потому может считаться сугубо индивидуальным. Однако без творческого общения и вне связи с коллективом их идеи могут зачахнуть и пропасть.
- Назовите два-три наиболее важных научных достижения, которые, по Вашему мнению, могут быть осуществлены в обозримом будущем. Как Вы считаете: преимущественно в результате каких усилий это произойдет - коллективных или индивидуальных?
- Я считаю, что наука обязана, наконец, заняться изучением так называемых стихийных бедствий - цунами, землетрясений, тайфунов и т.д. Речь идет не только о прогнозировании этих бедствий, хотя если учесть суммарный убыток, который они приносят миру, то, как говорится, игра стоит свеч. Но ведь, кроме прогнозирования, существует еще возможность воспользоваться энергией природных процессов, в сравнении с которыми то, что получает сейчас человек при всем могуществе современной техники, кажется мизерным.
Реализация подобной программы потребует мобилизации огромных контингентов ученых самых разных специальностей - от географов до математиков. Так что тут речь пойдет о целой армии научных сотрудников.
- Что в первую очередь нужно сделать, чтобы увеличить приток в науку талантливых людей и, напротив, как воздвигнуть надежные заслоны на пути тех, кто не способен заниматься научной деятельностью? Как обеспечить необходимые условия для проявления научных дарований?
- Проблема кадров, пожалуй, одна из самых сложных. Дорога в науку терниста и извилиста. Но откуда она начинается, ясно. Это средняя школа, где и нужны радикальные перемены. Начинать поиски талантов надо как можно раньше, а не на старших курсах вузов.
Я уже много раз высказывался по этому поводу, повторяться мне не хочется. Скажу лишь, что опыт Новосибирской физико-математической школы с ее олимпиадами, методами обучения, опыт взаимосвязи в цепочке «школа - университет - научные коллективы Сибирского отделения АН СССР» говорит сам за себя, нуждается не в обсуждении, а во внедрении.
- Каковы, на Ваш взгляд, главные условия продуктивной работы научных коллективов? Каково оптимальное соотношение «генераторов идей» и «исполнителей» в лаборатории, отделе, институте?..
- Мне посчастливилось провести свою научную юность в коллективе, имя которому - математическая школа академика Лузина. Николай Николаевич был не только большим ученым, но и великолепным психологом. Он точно знал, кого надо «двинуть», а кого «задвинуть», кому по плечу та или иная задача, кого надо подстегнуть, кого наказать, кого ободрить.
Я уверен, что наличие такого прозорливого, мудрого, обладающего огромным научным багажом и в то же время свободного от всякого консерватизма мышления руководителя - главное, а может быть, и единственное условие продуктивной работы научного учреждения любого ранга.
Что касается квалификации научных сотрудников, то количественное соотношение «генераторов идей», т. е. ученых, умеющих мыслить не шаблонно, и так называемых «исполнителей», тех, кто действует в традиционном русле, предписанном руководителем, может колебаться в самых широких пределах. Все зависит от характера работы, от цели, которая поставлена перед коллективом.
* | Литературная газета. 1979 (1 янв.). |
| | |
| |
| Лаврентьев М.А. КПД творческого общения: ответы на вопросы анкеты «Литературной газеты» // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.121-122. |
|
|