Академик М.А.Лаврентьев ТРИЕДИНСТВО: НАУКА - КАДРЫ - ПРОИЗВОДСТВО* Ответы на вопросы З.Ибрагимовой, корреспондента журнала «Экономика и организация промышленного производства» |
- Михаил Алексеевич, создание Новосибирского научного центра называют уникальным экспериментом. Три принципа, положенные в основу его организации, - знаменитый треугольник «наука - кадры - производство», - воспринимаются сегодня как незыблемая истина, как нечто само собой разумеющееся и естественное, но что обусловило формирование именно такого подхода к созданию нового научного центра?
- Наука в двадцатом веке не только сделала крупные открытия, но и показала, как очень тонкие эксперименты в познании природы могут быть использованы технологически. Чисто познавательная и даже абстрактная теория давала неожиданные практические приложения, определяя интенсивное развитие техники. И вот когда наука и техника создали предпосылки для реализации, к примеру, мечты Циолковского, то в разных странах, прежде всего в СССР и США, началось форсированное осуществление больших научно-технических программ.
| Единомышленники: председатель СО АН СССР М.А.Лаврентьев и его заместители Г.И.Марчук и А.А.Трофимук. |
Старые методы развития науки в рамках университетов и вузов оказались несостоятельными перед лицом новых задач. Стали создаваться многотысячные города, куда привлекались ученые всех тех специальностей, без которых решение проблем, связанных с практической реализацией научных открытий, было невозможно. Кооперация разных отраслей науки и большой промышленности позволила решить крупные научные проблемы, создать принципиально новую технику, открыть новые возможности проникновения в структуру мироздания.
Опыт специализированных городов в значительной мере стимулировал создание Академгородка в Сибири. Но идея заключалась в том, чтобы, используя все положительное в городах-предшественниках, организовать центр с широким диапазоном научных исследований. Во-первых, в узкоспециализированных городах возникали неразрешимые трудности по мере того, как решались главные научно-технические проблемы, ради которых города создавались. Во-вторых, серьезных результатов современная наука может добиться только объединенными усилиями всех направлений. На стыке наук рождаются сегодня и новые идеи, и новые инструменты познания.
Интересы будущего требовали соединить в организации одного центра три начала: развитие важнейших проблем современной науки, активные связи науки и производства и - непременно - подготовку кадров на уровне передовой науки и техники.
Хотя и не все шло гладко, как проектировалось, сегодня можно прямо сказать, что внедрение новых организационных идей принесло такие реальные достижения, которые убеждают нас в правильности выбранного пути.
- Михаил Алексеевич, что, по-Вашему, наиболее удалось в Сибирском отделении? Какие организационные идеи потребовали со временем пересмотра?
- Главной удачей Сибирского отделения я считаю решение проблемы кадров. Мы смогли не только разработать, но и осуществить систему активного отбора способной молодежи на всей территории Сибири и Дальнего Востока. Олимпиады и специализированная физико-математическая школа позволили нам находить и готовить для университета одаренную молодежь независимо от формального уровня подготовки. Фактическое, а не формальное объединение академических институтов с университетом дало возможность за очень короткий срок вывести НГУ на уровень лучших университетов страны - Московского и Ленинградского. Выпускники НГУ могут сразу приступать к исследовательской работе на высшем современном уровне и активно участвовать во внедрении научных разработок в практику.
Удалось создать институты, которые получили результаты мирового масштаба как в области теории, так и в области ее приложений. Интересно, что средний возраст ученых СО АН существенно ниже, чем по Академии наук СССР в целом и в республиканских академиях, а это открывает перспективу дальнейших успехов.
Уже в первые годы создания Сибирского отделения учеными была выдвинута и правительством поддержана идея строительства КБ двойного подчинения, призванных на материальной базе министерств и на основе научных открытий делать новую технологию, новые образцы машин, механизмов, приборов и т.д., и параллельно - готовить кадры для промышленности, передавать производству квалифицированных специалистов.
С некоторыми министерствами проект этот удался полностью. Но ряд министерств, согласившихся участвовать в эксперименте, счел для себя, к сожалению, более выгодным превратить эти КБ в чисто промышленные предприятия, на которых номенклатура производства диктуется только текущими отраслевыми интересами. В этом есть угроза превращения научного центра в набор заводов, хоть и новых, но стандартных, что неизбежно повлекло бы за собой уход всех крупных ученых, интересы которых, естественно, не укладываются в рамки производства освоенной продукции.
Вот эту идею время и переоценило по-своему, но время и подскажет, я надеюсь, разумный выход из сложившейся ситуации.
Главное же, повторяю, в том, что мы сумели практически ответить на самые злободневные вопросы - кого, чему и как учить сегодня.
- В своих выступлениях Вы постоянно выдвигаете проблему подготовки кадров на первый план. Вы можете отказать во встрече коллегам, журналистам, зарубежным гостям, но никогда не отказываетесь побеседовать с фамышатами или кютовцами, школьниками или студентами. Есть ли субъективные факторы, объясняющие такое внимание к молодежи?
- Ну, во-первых, я преподаю практически с пятнадцати лет - еще в Казанском коммерческом училище я репетировал отстающих учеников. В двадцать лет, будучи студентом, преподавал в техникуме. В двадцать два стал преподавателем Московского высшего технического училища. Систематически преподавал десятилетиями, а сейчас стараюсь бороться с бюрократами от науки, тормозящими продвижение научной молодежи.
А, во-вторых, любое крупное дело всегда прежде всего упирается в кадры. Кадры были острейшей проблемой, когда мы начали создавать первую в стране электронно-вычислительную машину. И первую лабораторию по проблемам кумуляции. И Институт точной механики и вычислительной техники в Москве. Да и Сибирского отделения не было бы, если бы не начали с кадров.
| | |
| |
| Лаврентьев М.А. Триединство: наука - кадры - производство: ответы на вопросы З.Ибрагимовой, корреспондента журнала «Экономика и организация промышленного производства» // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.118-121. |
|
|