Стратегия лидеров 1957-2007 - Лаврентьев М.А. Кадры для науки и производства (1972)
Навигация
УголУгол
 
 1957-2007 
ЛЮДИ ПЕРВОГО НАБОРА
 
  
Академик М.А.Лаврентьев
КАДРЫ ДЛЯ НАУКИ И ПРОИЗВОДСТВА
*

Наука в наши дни стала силой, определяющей экономическую и оборонную мощь страны, благосостояние народа. Изменилась не только роль науки в жизни общества, но и сама наука.

Однако для страны, идущей в авангарде технического прогресса, нужно не просто обучать все больше инженеров и ученых. Важно иметь когорту талантливых людей, способных создать нечто такое, чего еще никогда не было на свете. Для того, чтобы готовить таких специалистов, необходимо непрерывно и гибко вносить изменения в программы и методы обучения молодежи. Нужно улучшить качество подготовки специалистов. И если с этой точки зрения оценивать положение дел, то нужно признать, что в области подготовки кадров у нас далеко не все благополучно.

Чем озабочен сейчас профессор, читающий лекцию? Тем, чтобы ее содержание дошло до самого неспособного студента. О чем думает преподаватель, принимающий экзамен? О том, сколько двоек он уже поставил сегодня. Ведь процент успеваемости и процент отсева - основные показатели, по которым оценивается работа учебного заведения. Преподавателя не очень хвалят за пятерки, за отличные знания студентов. Но ему достается за неудовлетворительные оценки.

В нашей стране учится очень много людей. Обходится это недешево. И, с точки зрения финансиста, отсев - это потеря денег. Правильна ли такая точка зрения? Конечно, правильна. Но, как все в жизни, до известного предела. Если мы доведем свою точку зрения до крайности, а это, к сожалению, уже случалось, то мы получим очень неприятную ситуацию. Все свое внимание, весь талант, весь методический опыт преподаватель направляет сейчас не на лучших, а на худших. Получается, что мы боимся потерять ленивых и неспособных и при этом меньше даем знаний студенческому авангарду.

Пресловутый процент успеваемости, живучий, как Кощей Бессмертный, давит на преподавателя, и он не оценивает знания, а распределяет оценки. Вот как это происходит. В экзаменующейся группе студентов преподаватель, как правило, не может поставить более трех-четырех неудовлетворительных оценок. Обычно на эти оценки в каждом коллективе есть «железные» претенденты. Значит, всем остальным необходимо ставить удовлетворительные, а тем, кто чуть поднимется над серым уровнем, надо ставить хорошие и отличные оценки. Таким образом, какие знания должны считаться неудовлетворительными, определяет не преподаватель, а те трое-четверо студентов, которые занимаются хуже всех. Их уровень по относительной шкале оценок принимается за двоечный.

Такое неудовлетворительное положение дел заставляет специалистов в области образования постоянно искать новые пути. Средняя школа с десятилетнего переводится на одиннадцатилетнее обучение, потом с одиннадцатилетнего - вновь на десятилетнее. В высшей школе эта реформа состоит в том, что год от года увеличивается число дисциплин, т.е. расширяется объем формальных знаний.

По моему глубокому убеждению, основанному на почти полувековом педагогическом опыте, а также опыте работы в науке и промышленности, главное, что нам надо сделать для решительного подъема уровня образования,- это учить по способности и склонностям.

Великий гуманизм нашего общества состоит в том, что оно написало на своем знамени «От каждого - по способностям...». И наша обязанность состоит в том, чтобы создать такую систему образования, при которой как можно раньше можно было бы узнавать, в чем способности, к чему склонности у каждого из юных членов нашего общества. А затем наша система должна обеспечить максимальное развитие способностей каждого.

С этой целью прежде всего из программ необходимо устранить бессмысленную информацию, загружающую память. С раннего детства ребят необходимо обучать активному восприятию знаний, обучать умению пользоваться ими. Все программы и учебники должны быть составлены так, чтобы информационный материал способствовал подъему творческой активности и развивал интерес к знаниям. К примеру, по математике надо быстрее переходить от арифметики к алгебре, по географии - систематически показывать фильмы, по физике и химии - чаще ставить опыты, демонстрировать киноленты, рассказывающие о том, как законы физики и химии используются в практике.

М.А.Лаврентьев
 
М.А.Лаврентьев
М.А.Лаврентьев умел увлекать слушателей, демонстрируя им различные эффекты
и предлагая их объяснения.

Надо как можно раньше организовать индивидуальный подход к ученикам. И вполне целесообразно, начиная с 6-8 класса, ввести четыре цикла: физико-математический, физико-технический, химико-биологический, гуманитарный. На каждом из этих циклов должен быть сделан уклон в сторону соответствующих наук. Но при этом должны изучаться и все другие науки школьных программ. Оценки также должны быть дифференцированными. Со способного по математике надо больше требовать по этому предмету. С менее способного по математике надо и требовать меньше, но зато повысить требования по биологии, химии или другому какому-нибудь предмету, к которому он имеет склонность.

Настала пора организовать переподготовку школьных учителей. И систематическую переаттестацию. Для работы в школе можно привлечь огромную армию инженерно-технической интеллигенции. Эти специалисты в качестве штатных или добровольных внештатных работников могут вести в школе факультативные занятия, кружки юных техников, юных натуралистов, организовывать экскурсии на заводы, в совхозы и колхозы, в научные учреждения.

В средней и особенно в высшей школе необходимо уделять особое внимание умению самостоятельно работать с книгой. Ведь то, чему мы учим в школе и в высшем учебном заведении, - это только малая часть того, что нужно знать специалисту сегодня, и совсем малая часть того, что будет нужно знать завтра.

Мне думается, что перестройку высшей школы надо начинать с изменения правил приема в вузы. Только способность думать и знания должны быть пропуском в стены высшего учебного заведения. Ни золотая медаль, полученная в школе, ни все и всяческие разнарядки и льготы не должны приниматься во внимание. В противном случае мы сами будем формировать группу отстающих и еще большую группу троечников.

В печати нередко пишут о том, что обесценилось звание инженера. Отчасти этот процесс неизбежный. Звание инженера в наши дни - не редкость. Но есть и другая причина. Слишком часто круглые троечники получают точно такие же дипломы, как и способные инженеры. Троечники, начав работать, практически влияют на производство не как инженеры, а как техники. Инженерного подхода к производству у них нет. Поэтому было бы справедливо, а главное полезно сделать так, чтобы тот, кто в процессе обучения в высшем учебном заведении «набрал» 60 процентов троек, автоматически получил бы диплом техника.

Успех подготовки современных специалистов зависит и от уровня преподавательского мастерства. И здесь также не все благополучно. Прежде всего, у нас стерлись различия между званием профессора и степенью доктора наук. Практика такова: защитил человек кандидатскую диссертацию - ему присвоят звание доцента, защитил докторскую - звание профессора. А ведь кандидат и доктор наук - это исследователи, специалисты в какой-то узкой области. Конечно, хорошо, когда такой специалист обладает еще даром популяризатора. Но чаще исследователь такими способностями не обладает.

И вот поднимается на кафедру такой узкий специалист и начинает читать лекцию. Получается у него нескладно, косноязычно, сам он мучается, студенты его понимают плохо. А в то же время человек широко образованный, превосходный популяризатор науки, не лишенный ораторских дарований и юмора, словом, как говорится, божьей милостью профессор, не допускается на кафедру только из-за того, что не защитил докторскую диссертацию. В деле преподавания должна быть кооперация крупных ученых, хотя бы и очень узких, и профессоров с широким кругозором.

Нужно четко представлять, кого готовить из каждого, кто поступает в аспирантуру: исследователя, педагога или организатора науки. Мне посчастливилось учиться в аспирантуре у крупнейшего математика Н.Н.Лузина. Он установил порядок, при котором надо было сдать 12 экзаменов. Но предоставлялась возможность выбора: или сдавай очень трудоемкий экзамен, или получи по данному предмету самостоятельный результат. Помню, мне довелось получить результаты почти по половине предметов. А по другой половине пришлось сдавать экзамены. Такой порядок, видимо, имеет право на существование.

И если мы выпускаем из аспирантуры преподавателя высшего учебного заведения или организатора науки, а потребность в таких кадрах очень велика, то не надо у них отнимать время на подготовку и защиту диссертации. Для них важен широкий кругозор, глубокое знание всего предмета. Возможно, есть смысл заменить защиту диссертаций сдачей в течение какого-то времени специальной комиссии рефератов по новым областям знаний.

А для исследователя необходимо оставить требование получить собственный результат и защитить диссертацию. Такая система была бы гибче и целесообразнее. А в дипломе можно писать, какая степень присваивается: исследователя, организатора науки, преподавателя.

Требует, на мой взгляд, совершенствования также и система присвоения ученых степеней. В основе ее лежат организационные принципы, на которых строилась наука еще в конце прошлого и начале нынешнего века. За год тогда готовили очень немного ученых. Именно в ту пору и возникли десятки формальностей, которые требуется выполнить, чтобы получить ученую степень.

Я думаю, что сегодня, когда мы готовим тысячи исследователей, прежде всего необходимо отказаться от того, чтобы диссертант непременно написал толстый, пухлый том, который нередко никому не нужен на следующий день после защиты. Непременным условием получения ученой степени в области техники должны быть созданная соискателем машина, система, агрегат, внедренная новая технология. В области педагогических наук степень следовало бы присваивать тому, кто выпустил из школы людей, ставших потом крупными специалистами - первоклассными рабочими, инженерами, учеными.

Проблем улучшения образования сегодня много. Ясно одно: пора совершенствовать эту систему.


* Труд. 1972 (23 февр.).
 СО РАН 
  
 
Лаврентьев М.А. Кадры для науки и производства // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.114-118.
 

Назад ОГЛАВЛЕНИЕФАЙЛ PDF  Продолжение
  
  
 
УголУгол
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Отредактировано: Wed Feb 27 14:35:12 2019 (26,168 bytes)
Посещение 3545 с 25.01.2010