О ПРОЕКТЕ ЗАПИСКИ Н.С.ХРУЩЕВА В ПРЕЗИДИУМ ЦК КПСС ПО НЕКОТОРЫМ ВОПРОСАМ ДАЛЬНЕЙШЕГО РАЗВИТИЯ НАУКИ
Президенту Академии наук СССР тов. Келдышу М.В. Лично |
Совет Министров СССР тов. Рудневу К.Н. Лично |
Президенту Украинской Академии наук тов. Патону Б.Е. Лично |
Академику Лаврентьеву М.А. Лично |
По поручению тов. Н.С.Хрущева направляется Вам проект записки в Президиум ЦК КПСС по некоторым вопросам дальнейшего развития советской науки.
Тов. Хрущев просит Вас ознакомиться с проектом записки и дать свои замечания с тем, чтобы учесть Ваши соображения по вопросам улучшения постановки работы научных учреждений.
Тов. Хрущев считает, что можно не торопиться с представлением замечаний и предложений. Нужно обстоятельно все изучить и поработать над этими вопросами. Хорошо было бы, если бы Вы возвратили этот материал со своими замечаниями через две-три недели.
Пом. Секретаря ЦК КПСС | Г.Шуйский | | 14 апреля 1963 г. |
РГАНИ, ф. 5, on. 30, д. 430, л. 33. Машинопись. Копия. Гриф «рассекречено» |
Товарищу Хрущеву Никите Сергеевичу
Согласно Вашего поручения я детально ознакомился с проектом Вашей докладной записки. В этой записке дается точный анализ состояния проблемы и имеющихся у нас организационных недоделок, устранение которых вскроет имеющиеся большие резервы развития науки и ее внедрения в народное хозяйство.
За последние годы в связи с организацией Сибирского отделения АН СССР, а также в связи с работой созданного по Вашей инициативе Научного Совета, мне пришлось иметь много разговоров с учеными разных специальностей и руководителями отраслей народного хозяйства по вопросам организации науки и внедрения ее достижений. Я уверен, что выдвинутые Вами идеи найдут самую широкую поддержку среди всех наших передовых ученых.
В записке много внимания уделено проблеме подготовки молодых кадров в области науки и новой техники. Я позволю себе сейчас сформулировать несколько положений, которые мне представляются бесспорными.
Нужно резко улучшить отбор молодежи в вузы. Нет смысла готовить специалистов-математиков из юношей, у которых гораздо больше способностей к технике. Это в равной степени относится и к другим областям общественных и естественных наук.
Принимать в вузы данного профиля следует только молодых людей, имеющих определенную склонность к профилирующим специальностям данного вуза. Каждый вуз должен заранее готовиться к приему нового пополнения, активно выискивать ребят со склонностями, организовывать курсы подготовки, кружки в школах и олимпиады.
Одной из главных причин, мешающих нормальному росту нашей молодежи и особенно научной молодежи, является то, что Академия педагогических наук, Министерство просвещения и высшего образования способствуют иждивенческим настроениям у школьников и студентов. Я считаю вредным отмену экзаменов в средней школе. Очень полезно, чтобы школьник самостоятельно повторял и освежал материал по книгам, полезно, чтобы школьник понервничал - это развивает чувство ответственности, умение сконцентрировать мысли, напрячь память. И в средней, и в высшей школе во имя выполнения плана по выпуску по успеваемости есть тенденция разжевывать материал, а настоящими являются те знания, на овладение которыми затрачен труд.
Надо сократить учебные планы на 30-50 %, введя возможно раньше более узкую специализацию и перенести часть обязательных курсов в разряд изучаемых самостоятельно по книгам. Так, например, я считаю совершенно ненужным обучать на естественных факультетах университетов и вузов иностранным языкам. У нас имеются многочисленные курсы, в которых желающие могут усовершенствовать свои знания иностранных языков, приобретенные в средней школе.
Во всех университетах надо поставить вопрос о целесообразности сохранения в составах университетов факультетов или отдельных специальностей, если там нет ни одного доктора наук профилирующей специальности. Такие факультеты неизбежно продуцируют брак.
Мне кажется, что научную работу в вузах действительно можно существенно активизировать. Но это можно осуществить только при условии привлечения к преподавательской работе всех ученых, работающих в Академии наук и отраслевых институтах. Это мероприятие даст резкий подъем науки в вузах, расширит фронт научных исследований и повысит научный уровень молодых специалистов, приблизив их к современному состоянию науки и техники.
При составлении учебных программ для университетов надо особое внимание уделить тому, чтобы студент творчески воспринял знания и был бы способен эффективно применить свои знания в жизни.
Необходимо более активно привлекать студентов к научно-исследовательской работе. Как можно раньше и шире должны быть открыты двери научно-исследовательских институтов для студентов.
При проектировании новых НИИ и при реорганизации существующих (за счет ликвидации бесплодных лабораторий и отделов) заранее должна быть предусмотрена численность для студентов и стажеров до 30 % от общей численности основного состава института.
Безусловно, надо сократить время от начала обучения до производительной работы. Многолетний опыт Московского физико-технического института в этом отношении особенно полезен. Организация работы со студентами МФТИ такова, что студенты привлекаются к самостоятельной работе под руководством ученых уже с 3-го курса. Я знаю много случаев, когда студенты 4-5-го курса становились фактическими руководителями работ и быстро доводили до завершения работы, которые до того времени с малым толком и на протяжении многих лет выполнялись инженерами с 10-летним производственным стажем.
Необходимо в срочном порядке начать более широкую специализацию старших классов средних школ. Нужно развернуть работу по переподготовке учителей с учетом работы в специальных школах. Этим должны заняться университеты, Академия наук СССР, Академии наук союзных республик. Учителя, ведущие специальные предметы в таких школах, должны иметь повышенные оклады. Наряду с такими школами, существующими в Москве, Киеве, Новосибирске, следует также организовать специальные школы во всех университетских городах.
Следовало бы дальше развить положительный опыт Сибирского отделения АН СССР по созданию специальных физико-математических школ-интернатов (Ломоносовских училищ), приравняв их по материально-техническому обеспечению к Суворовским училищам. Было бы полезно такие школы иметь при университетах с тем, чтобы основные предметы вели преподаватели университета и аспиранты. Такие школы сыграют огромную роль в пополнении ученых остродефицитных специальностей. Сеть таких школ имела бы также большое политическое значение, стирая различие между молодежью города, деревни и рабочих поселков, вызванное не наличием одаренности, а разным уровнем преподавания в средней школе.
Следует перестроить преподавание в педагогических институтах. Необходимо исключить преподавание на естественных факультетах иностранных языков, методологии, педагогики и т.п. От будущего учителя требуется настоящее знание своего предмета, любовь к своей специальности, твердое марксистско-ленинское мировоззрение. Все это должно быть вложено в будущего учителя не путем насильного вдалбливания с непосильной загрузкой памяти, а путем развития постоянного интереса и творческой активности.
Так же, как в университетах студентов надо как можно раньше привлекать к научной работе, в педагогических вузах студентов следует возможно раньше привлекать к педагогической работе под руководством опытных преподавателей.
Ряд выпущенных за последние годы учебников по математике и физике хуже учебников, принятых для учебной работы ранее. В этих новых учебниках немало безграмотностей. Главным виновником такого положения надо считать Академию педагогических наук. Мне представляется целесообразным ее закрыть вместе со всеми ее институтами, а освободившиеся кадры использовать на конкретной преподавательской работе.
При реорганизации средней школы, пединститутов и университетов, а также при работе над созданием грамотных учебников надо привлечь Московский, Ленинградский и Новосибирский университеты, а также АН СССР. Ученые Сибирского отделения АН СССР - математики, физики и химики - готовы представить проекты соответствующих учебных планов, а также принять конкретное участие в замене плохих учебников лучшими (с использованием принятых у нас ранее и путем переводов).
К проблеме подготовки кадров непосредственно примыкает проблема квалификации. Конечно, крупные проблемы науки в настоящее время решаются крупными коллективами. Одной из характерных особенностей современной науки является то, что ученые научились кооперировать свои усилия. Наша социалистическая система позволила нам в этом направлении добиться особенно больших успехов. Однако следует отметить, что даже в близких областях науки работа коллективов происходит неодинаково и с очень большим разбросом эффективности. В одних случаях руководитель работы держит всю инициативу, все звенья работы в своих руках, а члены многочисленного коллектива являются только техническими исполнителями. В других коллективах руководитель основное внимание уделяет лишь главным направлениям, расчленению общей проблемы на более простые, максимально используя творческие способности своих помощников и сотрудников.
Во втором случае рост квалификации сотрудников и получение ими ученой степени происходят естественно и коллективизм в работе находится в гармонии с полным использованием индивидуальных творческих способностей.
Ваше замечание, Никита Сергеевич, что у нас имеется большая нехватка в настоящих руководителях НИИ, я считаю очень правильным. В науке мы испытываем с каждым годом все большую и большую нехватку людей, которые совмещали бы индивидуальную творческую активность со способностью по-настоящему руководить большими коллективами, а также выбирать и выращивать смену. Мне кажется, что отмеченные выше мероприятия будут способствовать решению проблемы подготовки и воспитания руководящих кадров.
В отношении ученых степеней и званий большинство ученых не склонны к сколько-нибудь существенной ломке существующей системы. Мне лично казалось бы правильным усилить требования к диссертациям и значительно упростить существующую систему присуждения степеней и званий. Ученые степени по техническим наукам целесообразно присуждать только за фактическое творческое участие в создании новой техники с обязательным внедрением результатов в народное хозяйство. Я также считаю, что следует систему ученых степеней и даваемые ими льготы оставить. Дело в том, что ученые степени являются одним из больших стимулов для интенсивной научной работы, доведению результатов до конца и оформлению их в виде законченных научных работ. Кроме того, как правило, под руководством крупного ученого сделать и защитить диссертацию труднее, чем у слабого, т.к. крупный ученый не возьмет слабого аспиранта и не позволит себе дать аспиранту бесперспективную тему. Основная масса наших слабых кандидатов и докторов вышли из стен слабых вузов и являются учениками бездарных ученых. Мне казалось бы здесь разумным оставить аспирантуру и разрешить защиты только там, где есть сильные коллективы специалистов. Следовало бы внимательнее организовать контроль над темами диссертаций, ибо часто уже само название показывает низкий уровень будущей диссертации.
Вы правильно указываете, Никита Сергеевич, что в науку пробралось немало людей без призвания и способностей к науке. Однако мне кажется, что дело тут не только в привилегиях, даваемых степенями. Во всякой области человеческой деятельности наряду с истинными творцами и энтузиастами дела появляются дельцы, а также паразиты-спекулянты. Все это есть и в науке. Известный процент дельцов от науки неизбежен, но сейчас настало время существенно усилить борьбу с паразитами-спекулянтами от науки. Проводимая реорганизация руководства наукой (руководство по вертикали), безусловно, будет полезной, однако необходима кроме того большая общественная работа, надо бороться не только с дельцами от науки, но и с их покровителями, независимо от того делается ли это по «доброте» или по «выгоде».
Несколько слов о бесплодных научных коллективах. У нас, в принципе, имеются все возможности способствовать и не способствовать развитию научного учреждения. Это - категорийность институтов, особые условия снабжения и оплаты, финансирование работы и ежегодный прирост численности сотрудников, а также строительство. Однако, как правило, мы эти возможности не используем. Можно было бы, например, раз в 5 лет пересматривать категорию институтов в зависимости от конкретных достижений. Институт, переведенный в низшую категорию, должен быть также сокращен как по штату, так и по финансированию на 20-30 %.
Мне представляется исключительно ценной высказанная Вами идея усиления научно-исследовательских работ при крупных заводах и предприятиях. Проведение в жизнь этого мероприятия будет сильно способствовать делу внедрения новейших научных открытий в промышленность.
Чем раньше коллективы ученых установят прямой контакт с промышленностью, тем быстрее можно ожидать крупного экономического успеха. Мне представляется целесообразным, чтобы коллективы ученых, научные достижения которых в достаточно широких масштабах использованы в народном хозяйстве, создавали бы ЦЗЛ. Часть работников НИИ целесообразно на определенные сроки откомандировывать в ЦЗЛ, а группы сотрудников заводов прикомандировывать к НИИ.
В Сибирском отделении мы предполагаем в ближайшем будущем провести подобного рода опыт. Мы принципиально договорились с руководством Западно-Сибирского совнархоза о создании крупного вычислительного центра для совместного широкого внедрения математических методов по улучшению экономических расчетов и организации производства на предприятиях совнархоза.
Мы ищем дальнейших связей и новых форм активного взаимодействия науки с народным хозяйством. Обидно, когда совершенно ясную идею невозможно протолкнуть через бюрократические рогатки, но также опасно с непродуманной до конца идеей выступать в промышленности.
Разрешите в заключение выразить уверенность, что проведенные по Вашей инициативе мероприятия обновления руководства АН СССР и ее реорганизации, создание Совета по науке при СМ СССР, улучшение подготовки кадров будут сильно способствовать дальнейшему развитию науки и ее внедрению в народное хозяйство во имя великих идей коммунизма.
С глубоким уважением | М.А.Лаврентьев | | 7 мая 1963 г. |
РГАНИ, ф. 5, on. 30, д. 430, л. 34-43. Машинопись. Копия. Гриф «рассекречено» |
Товарищу Н.С.Хрущеву
В соответствии с Вашим поручением представляем отредактированный проект записки по науке*.
Товарищи Келдыш М.В., Лаврентьев М.А., Патон Б.Е. и Руднев К.Н. ознакомились с проектом записки и поддерживают ее основные положения. Они сделали некоторые дополнения, которые учтены в окончательном варианте.
Вместе с тем некоторые их предложения, по нашему мнению, нецелесообразно включать в записку. В частности, не нашли отражения в представленном проекте предложения т. Патона Б.Е. о повышении зарплаты вспомогательному научно-техническому персоналу, периодическом сокращении научных сотрудников в институтах.
Не учтены предложения т. Лаврентьева М.А. по вопросам работы средней школы, о закрытии Академии педагогических наук, нецелесообразности изучения иностранных языков в вузах, а также т. Келдыша М.В. - о создании в Госкомитете по координации научно-исследовательских работ управления по конструкционным материалам, т. Руднева К.Н. - об основных направлениях научных исследований.
| Л.Ильичев | | П.Демичев | | 10 июня 1963 г. |
РГАНИ, ф. 5, on. 30, д. 430, л. 81. Машинопись. Копия. Гриф «рассекречено» |
| *Проект записки так и не стал основой для подготовки более серьезных документов на правительственном уровне. В конце июля 1963 г. Н.С.Хрущев принял решение «отложить». |
| | |
| |
| Документы // Российская академия наук. Сибирское отделение: Век Лаврентьева / Сост. Н.А.Притвиц, В.Д.Ермиков, З.М.Ибрагимова. - Новосибирск: Издательство СО РАН, филиал «Гео», 2000. - С.425-451. |
|
|