О РЕОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ В ОБЛАСТИ ТЕХНИЧЕСКИХ НАУК
Зав. Отделом науки ЦК ВКП(б) тов. Бауману
За последние 10 лет советская математика достигла высокого уровня и занимает одно из первых мест в мире (в некоторых областях - бесспорно первое). В то же время мы наблюдаем значительное развитие у нас прикладных математических дисциплин, имеющих целью непосредственное обслуживание нужд техники.
Однако следует констатировать, что развитие прикладных отделов математики отстает от теоретических отделов, и многие достижения математики в весьма незначительной мере или даже вовсе не используются нашей техникой. Имеет место довольно глубокий разрыв между теоретическими исследованиями математиков и практической деятельностью техников, доходящий часто до полного взаимного непонимания. В соответствии с этим технические науки в нашей стране находятся на совершенно недостаточном уровне.
Причиной этого разрыва, по нашему убеждению, основанному на продолжительном опыте и на знакомстве с постановкой дела в других странах с высокоразвитой техникой, является то, что -
1) За исключением единичных случаев наши инженеры не обладают достаточно высокими знаниями и навыками в математике, механике и физике. Следует отметить, что многие из тех единиц настоящих ученых-инженеров, которые являются ведущими в инженерной науке, имеют весьма солидную подготовку по математике и физике (А.Н.Крылов, Л.С.Лейбензон, Б.Г.Галеркин и др.).
2) Количество специалистов по прикладным разделам математики и знакомых с запросами современной техники у нас совершенно недостаточное.
3) Аспирантура при технических учебных заведениях и технических институтах до сих пор стоит на весьма низком уровне и не обеспечивает подготовки инженеров-ученых.
4) В нашей стране недостаточно развита техника математических приборов и техника математических вычислений.
Мы считаем нужным для развития технической науки и для установления большей связи между математикой, физикой и механикой с одной стороны и техникой с другой стороны проведение следующих мероприятий:
1. В целях организации более квалифицированного преподавания укрупнить существующие ВТУЗы, влив наиболее мелкие ВТУЗы в более крупные и обеспечив руководство кафедрами математики, механики и физики высококвалифицированными специалистами.
2. Наряду с ВТУЗами обычного типа создать в первую очередь в Москве и Ленинграде две высшие школы, ставящие своей задачей подготовку инженеров широкой специализации с высокой теоретической подготовкой по математике, механике и физике. Каждый из оканчивающих эти школы должен быть прикомандирован на два года к одному из существующих технических или военно-технических высших учебных заведений для обучения по специальной программе какой-либо одной узкой специальности и прохождения практики. Преподавательский состав этих школ должен быть укомплектован крупнейшими учеными. Студенты этих школ должны быть обеспечены надлежащими материальными условиями: хорошими общежитиями и стипендиями в размере аспирантских стипендий. Режим учебной жизни в этих школах должен быть установлен с таким расчетом, чтобы студенты имели возможность проводить значительную часть времени над самостоятельной работой.
3. Аспирантура по техническим наукам должна быть сохранена лишь при крупнейших высших технических учебных заведениях, располагающих высококвалифицированными профессорами по техническим наукам.
4. Организация при Математическом институте Академии наук и при Математическом институте Ленинградского университета специальных кабинетов математических приборов и техники вычисления. Кроме того, кабинеты должны организовать работы по конструированию новых технически важных машин.
5. В целях стимулирования большего развития прикладных отделов математики, имеющих непосредственное практическое значение, организовать при Академии наук особый фонд для премирования лучших работ, относящихся к этим отделам.
В заключение необходимо отметить, что дальнейшее развитие технических наук и воспитание новых кадров инженеров-ученых тормозится отсутствием достаточной научной самокритики, а в некоторых случаях - отсутствием достаточной научной добросовестности в среде лиц, занимающих руководящее научное положение в подготовке технических кадров.
Необходимо повести решительную борьбу за повышение требований при присуждении степеней и званий и обеспечить контроль за этим делом со стороны компетентных ученых.
Академик | Н.Н.Лузин | Член-корреспондент Академии наук | Н.И.Мусхелишвили | Доктор математических и технических наук, профессор | М.А.Лаврентьев | Доктор математических наук, профессор | Б.И.Сегал | Математический институт им. В.А. Стеклова Академии наук СССР | | 20 июня 1936 г. |
Архив РАН, ф. 606, on. 2, д. 68, л. 1-3. Машинопись. Заверенная копия. Документ опубликован в сокращенном варианте |
| | |
| |
| Документы // Российская академия наук. Сибирское отделение: Век Лаврентьева / Сост. Н.А.Притвиц, В.Д.Ермиков, З.М.Ибрагимова. - Новосибирск: Издательство СО РАН, филиал «Гео», 2000. - С.425-451. |
|
|