кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории развития электронных ресурсов ГПНТБ СО РАН (Новосибирск) В Отделении ГПНТБ СО РАН с 2000 г. создается электронный ресурс «Научные школы ННЦ СО РАН». Почему было выбрано данное направление? Во-первых, это связано с новой парадигмой в науке, с исходной моделью определенного этапа развития научного исследования. Важным моментом в развитии научной школы является проведение научных исследований под руководством ее лидера с учетом социальных факторов, достижений науки и задач, нацеленных на практический результат. Во-вторых, характерным для научных школ является преемственность поколений, воспитание молодых кадров. А для этого необходимо было определить руководителей научных направлений в ННЦ. Это и явилось первым этапом нашей работы. Для выявления лидеров научных школ были проведены консультации с учеными разных областей науки. Особенность научных школ СО РАН - их многоплановость и интеграционный характер. Возникновение и развитие научных школ Сибирского отделения РАН - тема для глубокой исследовательской работы ученых-историков, но даже при поверхностном рассмотрении этого вопроса во всех случаях прослеживаются определенные закономерности:
Известные научные школы, заложенные отцами-основателями СО РАН, продолжают развиваться во всех действующих уже несколько десятилетий научных центрах Сибирского отделения РАН. Некоторые пионерские работы, выполненные сибирскими учеными, стали точками роста многих исследований во всем мире. К сожалению, люди смертны, они уходят, но остаются их идеи, наработки, воплощенные в печатных работах ученых. Сохранить эти публикации, сделать их доступными для следующего поколения ученых - задача научных библиотек. Поэтому в своей работе мы начали с создания библиографии трудов лидеров научных школ. К настоящему времени создан продукт на 36 руководителей научных школ по математике, механике, физике, химии. Универсальных методик подготовки электронных биобиблиографических указателей не существует. Несмотря на единую для всех указателей структуру и схожий интерфейс, подготовка каждого указателя имела свои характерные особенности. Разными были и источники библиографической информации. Электронный персональный указатель, как правило, состоит: из краткого описания научной школы; биографического очерка; библиографического указателя трудов; указателя литературы о жизни и деятельности ученого; сведений о наградах и премиях; иллюстративного материала (фотографий, копий документов); оглавлений монографий и содержаний сборников; наиболее важных (по определению научных консультантов) полнотекстовых документов; индекса цитирования (в виде таблицы). Редактирование исходных материалов включает в себя научное, литературное и библиографическое. Сущность научного редактирования сводится к проверке научной терминологии, достоверности информации. Литературное - позволяет устранить орфографические, синтаксические, стилистические ошибки. Библиографическое - обеспечивает соответствие описания, соблюдения единообразия формы, точность системы ссылок. Оформление материалов онлайн связано с конкретными технологическими решениями. Имеющиеся биобиблиографические указатели были отсканированы. Для распознавания использовалась программа FineReader. Все файлы отрабатывались в виде HTML-файлов. Для введения ресурсов в интернет и структуру сайта была создана система линков (гиперссылок). На сайте Отделения ГПНТБ СО РАН в разделе «Академгородок» (prometeus.nsc.ru/akademgorodok) была создана страница «Сибирская наука» (prometeus.nsc.ru/science/sbras.ssi), где персональные указатели выставлены в блоке «Научные школы». Система линков построена так, что доступ к указателям возможен с разных страниц сайта (Новости, Ресурсы, Библиография, Персоналия, Страницы мемориальных библиотек и др.). В интернете материалы сайта постоянно индексируются роботами различных поисковых систем - WISENutbot (Looksmart), Scooter (AltaVista), Inktomi Slurp, Googlbot (Google), Yandex bot, Rambler и др. Таким образом, через любое присутствующее в указателях слово можно выйти на соответствующий указатель. С другой стороны, язык HTML позволяет легко включать в текст фотографии, рисунки, оглавления книг, полные тексты статей, описания авторских свидетельств и патентов. Причем полные тексты статей могут быть как прилинкованы с других сайтов, например с сайта газеты «Наука в Сибири», так и раскрываться в виде отсканированных текстов в формате PDF. Программа статистики доступа к серверу (Advanced Web Statistics 5.1.) позволяет регулярно отслеживать посещаемость страниц сайта. В 2012 г. был проведен опрос научных сотрудников ННЦ для изучения спроса на ресурсы, создаваемые Отделением. Анкетированием было охвачено 7 НИУ, роздано 210 анкет, получено для обработки 120 (57%). В анкетировании приняли участие 72 человека, в том числе 19 докторов наук, 31 кандидат наук, 6 научных сотрудников без ученой степени, 5 аспирантов и 7 инженеров. По результатам опроса ресурс «Научные школы ННЦ СО РАН» занимает одно из приоритетных мест (43,1%), опережая такие ресурсы, как дайджест прессы, электронный каталог и др. Именно поэтому развитие данного ресурса должно быть одним из основных и в работе Отделения. В перспективе сотрудникам библиотеки предстоит работа по созданию электронного продукта по научным школам гуманитарного и биологического направлений, а также по наукам о Земле. Работа по данной проблеме должна носить интеграционный характер, поскольку в ней могут принимать участие не только библиотеки ННЦ, но и других научных центров Сибирского отделения РАН, что в конечном счете будет способствовать более полному отражению картины научной деятельности сибирских ученых.
|
[О библиотеке
| Академгородок
| Новости
| Выставки
| Ресурсы
| Библиография
| Партнеры
| ИнфоЛоция
| Поиск
| English]
| |||
| |||