Павлова Л.П. Научные школы ННЦ СО РАН: специфика информационного ресурса и особенности его представления на сайтах библиотек
Навигация
НОВЫЕ ЭЛЕКТРОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБСЛУЖИВАНИИ СО РАН  
Обложка 
 
Лия Павловна ПАВЛОВА
кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории развития электронных ресурсов ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
 
НАУЧНЫЕ ШКОЛЫ ННЦ СО РАН: СПЕЦИФИКА ИНФОРМАЦИОННОГО РЕСУРСА И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА САЙТАХ БИБЛИОТЕК
 

В Отделении ГПНТБ СО РАН с 2000 г. создается электронный ресурс «Научные школы ННЦ СО РАН». Почему было выбрано данное направление? Во-первых, это связано с новой парадигмой в науке, с исходной моделью определенного этапа развития научного исследования. Важным моментом в развитии научной школы является проведение научных исследований под руководством ее лидера с учетом социальных факторов, достижений науки и задач, нацеленных на практический результат. Во-вторых, характерным для научных школ является преемственность поколений, воспитание молодых кадров. А для этого необходимо было определить руководителей научных направлений в ННЦ. Это и явилось первым этапом нашей работы. Для выявления лидеров научных школ были проведены консультации с учеными разных областей науки.

Особенность научных школ СО РАН - их многоплановость и интеграционный характер. Возникновение и развитие научных школ Сибирского отделения РАН - тема для глубокой исследовательской работы ученых-историков, но даже при поверхностном рассмотрении этого вопроса во всех случаях прослеживаются определенные закономерности:

  1. Основатели научных школ СО РАН, как правило, являлись представителями ярких научных школ страны и имели учителей, которые сыграли решающую роль в формировании их научной биографии.
  2. Формирование научной школы - не одномоментный акт, для ее становления необходимо два или три поколения ученых.
  3. Каждое новое поколение не только сохраняет лучшие черты школы, заложенные учителями, но и вносит свой вклад в ее формирование, обеспечивая мобильность школы по отношению к новым открываемым научным фактам и ее устойчивость к меняющейся окружающей среде.

Известные научные школы, заложенные отцами-основателями СО РАН, продолжают развиваться во всех действующих уже несколько десятилетий научных центрах Сибирского отделения РАН. Некоторые пионерские работы, выполненные сибирскими учеными, стали точками роста многих исследований во всем мире. К сожалению, люди смертны, они уходят, но остаются их идеи, наработки, воплощенные в печатных работах ученых. Сохранить эти публикации, сделать их доступными для следующего поколения ученых - задача научных библиотек. Поэтому в своей работе мы начали с создания библиографии трудов лидеров научных школ. К настоящему времени создан продукт на 36 руководителей научных школ по математике, механике, физике, химии.

Универсальных методик подготовки электронных биобиблиографических указателей не существует. Несмотря на единую для всех указателей структуру и схожий интерфейс, подготовка каждого указателя имела свои характерные особенности. Разными были и источники библиографической информации. Электронный персональный указатель, как правило, состоит: из краткого описания научной школы; биографического очерка; библиографического указателя трудов; указателя литературы о жизни и деятельности ученого; сведений о наградах и премиях; иллюстративного материала (фотографий, копий документов); оглавлений монографий и содержаний сборников; наиболее важных (по определению научных консультантов) полнотекстовых документов; индекса цитирования (в виде таблицы).

Редактирование исходных материалов включает в себя научное, литературное и библиографическое. Сущность научного редактирования сводится к проверке научной терминологии, достоверности информации. Литературное - позволяет устранить орфографические, синтаксические, стилистические ошибки. Библиографическое - обеспечивает соответствие описания, соблюдения единообразия формы, точность системы ссылок.

Оформление материалов онлайн связано с конкретными технологическими решениями. Имеющиеся биобиблиографические указатели были отсканированы. Для распознавания использовалась программа FineReader. Все файлы отрабатывались в виде HTML-файлов. Для введения ресурсов в интернет и структуру сайта была создана система линков (гиперссылок). На сайте Отделения ГПНТБ СО РАН в разделе «Академгородок» (prometeus.nsc.ru/akademgorodok) была создана страница «Сибирская наука» (prometeus.nsc.ru/science/sbras.ssi), где персональные указатели выставлены в блоке «Научные школы». Система линков построена так, что доступ к указателям возможен с разных страниц сайта (Новости, Ресурсы, Библиография, Персоналия, Страницы мемориальных библиотек и др.).

В интернете материалы сайта постоянно индексируются роботами различных поисковых систем - WISENutbot (Looksmart), Scooter (AltaVista), Inktomi Slurp, Googlbot (Google), Yandex bot, Rambler и др. Таким образом, через любое присутствующее в указателях слово можно выйти на соответствующий указатель. С другой стороны, язык HTML позволяет легко включать в текст фотографии, рисунки, оглавления книг, полные тексты статей, описания авторских свидетельств и патентов. Причем полные тексты статей могут быть как прилинкованы с других сайтов, например с сайта газеты «Наука в Сибири», так и раскрываться в виде отсканированных текстов в формате PDF. Программа статистики доступа к серверу (Advanced Web Statistics 5.1.) позволяет регулярно отслеживать посещаемость страниц сайта.

В 2012 г. был проведен опрос научных сотрудников ННЦ для изучения спроса на ресурсы, создаваемые Отделением. Анкетированием было охвачено 7 НИУ, роздано 210 анкет, получено для обработки 120 (57%). В анкетировании приняли участие 72 человека, в том числе 19 докторов наук, 31 кандидат наук, 6 научных сотрудников без ученой степени, 5 аспирантов и 7 инженеров. По результатам опроса ресурс «Научные школы ННЦ СО РАН» занимает одно из приоритетных мест (43,1%), опережая такие ресурсы, как дайджест прессы, электронный каталог и др. Именно поэтому развитие данного ресурса должно быть одним из основных и в работе Отделения.

В перспективе сотрудникам библиотеки предстоит работа по созданию электронного продукта по научным школам гуманитарного и биологического направлений, а также по наукам о Земле. Работа по данной проблеме должна носить интеграционный характер, поскольку в ней могут принимать участие не только библиотеки ННЦ, но и других научных центров Сибирского отделения РАН, что в конечном счете будет способствовать более полному отражению картины научной деятельности сибирских ученых.


Опубликовано в сборнике:
 
pdf
 Новые электронные технологии в информационном обслуживании ученых и специалистов Сибирского отделения Российской академии наук: материалы науч.-практ. семинара (г. Красноярск, 1-5 июля 2013 г.) / ФГБУН ГПНТБ СО РАН, ФГБУН Красноярский научный центр СО РАН; Ред. кол.: Е.Б.Артемьева (отв. ред.), Е.А.Базылева (отв. ред.), В.А.Дубовенко, Л.П.Павлова, О.А.Рогозникова, И.Г.Юдина. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2014. - С.58-61.

 
  Публикации Л.П.ПавловойПубликации Л.П.Павловой 
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
© 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен: Thu Oct 3 14:31:36 2024. Размер: 18,811 bytes.
Посещение N 1852 с 17.06.2014