Лукьянчиков Л. Открытие Войцеховского (Наука в Сибири, 1992, N3)
 Навигация
 
 

Войцеховский Б.В.




     *библиография + база данных
     *жизнь и деятельность
     *избранные труды



Научные школы ННЦ
 
ЛУКЬЯНЧИКОВ Л. ОТКРЫТИЕ ВОЙЦЕХОВСКОГО *
 

Заголовок этой публикации, подготовленной учениками Богдана Вячеславовича Войцеховского, - а среди тех, кто с гордостью называет его своим учителем, кто прошел жесткую, но крайне полезную для становления научного сотрудника "школу Войцеховского" - специалисты самых разных научных направлений, - так вот заголовок этот отнюдь не случаен. Нам хочется как бы заново "открыть" Войцеховского для научной общественности Сибири. Ведь, несмотря на то, что жизнь и судьба Богдана Вячеславовича с первых дней существования Новосибирского научного центра была с ним неразрывно связана, да и в организации Сибирского отделения Академии наук он принимал самое деятельное участие работая, рука об руку с М.А.Лаврентьевым на той самой кафедре МФТИ, с которой, по сути, и начиналось все - мало кто из неспециалистов представляет всю широту и разносторонность научных устремлений Войцеховского. Право, рисуя картину всех тех задач в механике и машиностроении, которые он поставил и решил - поневоле не согласишься с теми, кто утверждает, что титаны вымерли еще в эпоху позднего Возрождения. Автор двух открытий, четырех монографий, человек, имеющий 100 авторских свидетельств и более полусотни зарубежных патентов на изобретения, Богдан Вячеславович представляется нам человеком из породы неутомимых исследователей, чей интерес к Непознанному всегда - выше земных благ. Выпускники МФТИ, прибывшие вместе с ним осваивать уголок в сибирской тайге и оживленно обсуждавшие планы строительства академгородка, навсегда запомнили, как Учитель (очень серьезно!) сказал:

- А зачем строить? Выроем здесь, на берегу, пещеры и будем работать.

И сам же показывал, как можно работать в условиях, "приближенных к боевым". Еще до того, как был воздвигнут корпус Института гидродинамики, "территории Войцеховского" - полигоны для испытания, реализации его удивительных идей и фантастических разработок то тут, то там вкрапливались в контуры нарождавшегося академгородка.

...Ему было 7 лет, когда умер отец, управляющий большим графским поместьем на Украине - "человек, который сделал себя сам", самоучкой овладевший грамотой. Чтобы семья могла выжить, матери пришлось затеять собственное дело, организовать домашнюю мыловарню. Так "мыльный приварок" дал возможность выжить будущему ученому. А "установку" дал старший брат - студент-химик, да и дядя - главный механик мукомольной фабрики - оказал влияние на решение жизненно важного вопроса - кем быть. Но... только окончил школу - война. Воевал на Карельском и 4-м Украинском фронтах, потом еще пришлось и на Дальнем Востоке послужить. Ратные дела отодвинули, но не исказили жизненную цель. Среди студентов МФТИ первого набора - Богдан Войцеховский. Им читал лекции П.Л.Капица, и лекции эти имели очень большое влияние на развитие молодого ученого. Влияние идей П.Л.Капицы прослеживается в работах Б.Войцеховского и его школы по атмосферному электричеству - это разработка новой электромеханической теории шаровой молнии и отрицательного заряда Земли. Создание впервые в лабораторных условиях искусственного грозового облака, исследование огней Св. Эльма, доказавшее, что их природа связана с тейлоровской неустойчивостью на поверхности водяных капель в электрическом поле.

Электромеханика атмосферы - одно из сравнительно недавних "увлечений" Б.В.Войцеховского (наряду с ветроэнергетикой - перспективным и безупречным с точки зрения экологии источником получения энергии; и ветряные мельнички-модули рядом с корпусом его лаборатории наверняка привлекают любопытствующее внимание академгородковских донкихотов). Но... "и это - все о нем": оригинальные научные работы по газовой детонации, экспериментальной гидродинамике, атомному машиностроению, гидроимпульсной технике. Объяснил природу спиновой детонации, детально исследовав и дав полное решение этой классической проблемы газовой динамики, стоявшей "безответно" более тридцати лет.

Открытие Войцеховского - поперечные детонационные волны легло в основу современной теории детонации. Автор получил Ленинскую премию, международное признание и создал научную школу по газодинамике детонационных процессов. Впрочем, эта часть научной биографии Войцеховского высвечена более ярко. До поры до времени оставались в тени блестящие работы, выполняемые "для почтовых ящиков". Работы Войцеховского по гидроимпульсной технике известны достаточно широко, и имя его в сознании научной и технической интеллигенции чаще всего связывается с "гидропушкой" и "гидромолотом". Действительно, гидроимпульсные ударные машины, разработанные и внедренные по идеям ученого в промышленности, получили широкое распространение. Но не менее важен вклад Богдана Вячеславовича в области ядерной энергетики. Ему удалось "расшить" одно из узких мест этой отрасли - решить проблему, связанную с регенерацией ядерного топлива. Автоматизированный гидроимпульсный комплекс для дистанционной механической обработки твэлов, отвечающий жестким требованиям надежности, ресурса работы и биологической защиты, созданный по идеям и при непосредственном участии Войцеховского, помог создать важнейшее звено в технологической цепочке регенерации ядерного топлива. Агрегат резки твэлов - автономный робот, "рвущий"на мелкие куски отработанные твэлы, - работает без устали уже более десяти лет. Этот агрегат не имеет аналогов в мире.

Этим, однако, не ограничивалась работа Б.Войцеховского по "закрытой" тематике.

Известно, что из Арзамаса, где Богдан Вячеславович сразу после окончания МФТИ работал вместе с М.А.Лаврентьевым, Войцеховский вернулся, уже защитив диссертацию, и... с орденом Трудового Красного Знамени. По прошествии многих лет, когда истлевают завесы секретности, можно открыть и этот эпизод из научной биографии Учителя. Диссертант решил задачу, поставленную самим П.С.Королевым, и, таким образом, положил конец затянувшемуся спору между двумя группами корифеев-взрывников.

Работать рядом с требовательным, взыскательным, неординарно мыслящим человеком всегда нелегко. Но трудно переоценить то влияние, которое он оказал на своих учеников. Мы учились, перефразируя классика, любить прежде всего науку, а не себя в науке. Мы перенимали и жизненные принципы Учителя, главный из которых: наука прежде всего, остальные проблемы - решаемы.

Он никогда не искал вознаграждения за свой труд: награды сами находят его. И мы еще раз убеждаемся: в мире бушуют кризисы, но настоящая наука безкризисна. Подобно изобретениям Войцеховского, она всегда пробьет себе дорогу.

От имени многочисленных учеников и последователей Б.В.Войцеховского, поздравляющих его с 70-летием и избранием в действительные члены Российской Академии наук.

Л.ЛУКЬЯНЧИКОВ,
доктор физико-математических наук,
заведующий лабораторией Института гидродинамики
им. М.А.Лаврентьева г.НОВОСИБИРСК


 * Лукьянчиков Л. Открытие Войцеховского // Наука в Сибири. - 1992. - N 3. - С.3.
 

Научные школы ННЦ Б.В.Войцеховский | Литература о жизни и деятельностиПодготовили Клара Елкина и Сергей Канн  
 


[Начало | О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
В 2004-2006 гг. проект поддерживался грантом РФФИ N 04-07-90121
 
© 2004-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен: Wed Feb 27 14:56:24 2019. Размер: 17,060 bytes.
Посещение N 4150 с 08.09.2005