Владиславу Владиславовичу Воеводскому, одному из основателей Сибирского отделения и Института химической кинетики и горения, в этом году 25 июля, исполнилось бы 70 лет. Он ушел из жизни слишком рано, не дожив и до пятидесяти. Но оставил заметный след в науке, традиции, школу.
Советская наука вообще и Сибирское отделение в частности богаты научными школами, имеющими в своей основе немало общих черт. Их формированию в Академгородке, например, способствовал ряд факторов - уникальная атмосфера первых лет, особое научное «братство», демократизм, повышенная потребность в общении. Ну и, конечно же, прежде всего, личность «шефа» - талантливого ученого, с именем, авторитетом, сильным характером, объединяющего вокруг себя учеников, близких не только по научным интересам, но и нравственным идеалам.
Одним из таких ярких людей и был академик В.В.Воеводский. Регулярно, один раз в пять лет, проходят в Москве или Новосибирске (городах, где он работал) научные конференции памяти ученого. Последняя состоялась недавно в Москве, и на нее съехались физико-химики со всего Союза и из-за рубежа. А ей предшествовала неофициальная встреча в Академгородке - вечер, на который собрались в основном те, кто близко знал Владислава Владиславовича - ученики и соратники из Института химической физики АН СССР, Института химической кинетики и горения СО АН СССР, из других учреждений Сибирского отделения, так или иначе попавшие в «орбиту» В.В. Вспоминали о встречах со Слав Славычем (так между собой называли они его), о влиянии, какое он оказал на их судьбы, о замечательных качествах этого человека, оставившего неизгладимый след в памяти, знавших его людей и всего Сибирского отделения. Выступили академики В.А.Коптюг и Ю.Н.Молин, члены-корреспонденты АН СССР Р.И.Салганик, К.И.Замараев, Ф.А.Кузнецов, В.В.Болдырев, доктора наук А.А.Титлянова, А.И.Бурштейн, Н.Н.Бубнов, Л.Б.Володарский, Р.З.Сагдеев, И.Л.Котляревский, заместитель СКБ НП Э.Л.Емельянов.
СМЕЛОСТЬ УЧЕНОГО
«Промчались зимы с веснами, Теперь уж стали взрослыми Твоих учеников ученики...».(Из гимна бывшей лаборатории Воеводского. 1969 г.).
Научная интуиция была его природным даром. Казалось, он чувствовал невидимые связи между явлениями. Многие идеи ученого, высказанные в виде догадок и гипотез, впоследствии обрели конкретные очертания и развиты его последователями. С полным основанием считают, что Воеводский определил развитие ряда направлений современной физико-химии.
Удивительно смело и, казалось бы, легко входил он в новые разделы науки, не боясь оставить на определенной стадии накопленный материал. И учил работающих с ним рядом активно стремиться к лидерству, не оглядываясь, идти вперед, постоянно открывая новое для себя и других. Каждый научный сотрудник знает, как нелегко оставлять область, где что-то достигнуто, в которой есть уже определенный авторитет. Но почти каждый из школы В.В.Воеводского по нескольку раз в своей научной жизни начинал «с нуля». И, может быть, именно это давало известную широту знаний, независимость, умение отбирать проблемы по остроте и значимости.
В.В. неизменно признавал первичность физики и воспитывал соответствующее отношение к ней у своих подчиненных. Именно он начал широко внедрять в химию физические методы и прежде всего радиоспектроскопию, отводя им важную роль. Под его влиянием и при непосредственном участии активно стал входить в исследования институтов Сибирского отделения метод ядерного магнитного резонанса.
«Масштабность - это свойство присуще поистине крупным ученым. В.В.Воеводский видел свою задачу не только в том, чтобы развить интересующие его направления, а в максимальном распространении полученных результатов на смежные области науки».
Установка на кооперацию (в большом и в малом) - тоже один из важнейших принципов школы академика Воеводского. Его ученики и сейчас считают, что самые интересные результаты получаются на стыке наук (и приводят в пример открытие магнитных эффектов!). Он очень ценил содружество ученых и умел на него работать, повторяя, что все мы делаем одно общее дело (знаменитая воронка Воеводского: все, двигаясь с разных сторон и направлений, приходят к единой цели и попадают в эту самую воронку). В.В. инициировал постановку совместных работ с различными НИИ Сибирского отделения (постоянные партнеры - Институт неорганической химии и Новосибирский институт органической химии) и учреждениями АН СССР. Ни одна из ниточек, протянутых Владиславом Владиславовичем в другие научные коллективы, не оборвалась за двадцать лет, сеть эта заметно разветвилась.
Итак, стремление к лидерству, работа на стыке наук, обязательная кооперация, с первых дней провозглашаемые В.В., подводили Институт химической кинетики и горения к необходимости развития новых направлений. И сегодня в ИХКГ широко представлены современные отрасли знаний - магнитные и спиновые эффекты, лазерная фотохимия, биофизика, физика и химия аэрозолей, радиационная химия. Ведь когда-то Воеводский первым заговорил, например, о слабых взаимодействиях (в то время все внимание было приковано к сильным). Теперь это целое направление. В этой области в стенах Института химической кинетики и горения сделано открытие. В ту пору, когда молекулярная биология стала стремительно завоевывать позиции, в коттедже Слав Славыча начался «ликбез» по биологии. И активно работающая теперь в ИХКГ группа биофизики - фактически дитя тех давних ликбезов, хотя ни один из ее молодых сотрудников уже не застал В.В.Воеводского в живых.
«Еще к одной идее, которая первоначально была высказана ученым, сейчас обратилось Сибирское отделение. Не раз говаривал он, что у каждого института должен быть выход на серьезную конструкторскую и опытно-производственную базу.
Владислав Владиславович выступил инициатором развития конструкторских работ в области научного приборостроения. И научное приборостроение СО АН СССР ведет начало от той ячейки, которая была создана по инициативе В.В.Воеводского».
Кто-то из выступавших назвал Владислава Владиславовича «рыцарем науки», приведя его любимые высказывания, что хобби настоящего ученого - тоже наука.
МУДРОСТЬ УЧИТЕЛЯ
«Давно оброс легендами Тот день, когда студентами Вчерашними нас шеф в Сибирь привез...».
Совсем непросто приходилось ученикам В.В.Воеводского. При всей своей мягкости он был строг и взыскателен. Не признавал мелочной опеки, подсказок, считал, что в науку нельзя идти с поводырем. Его ученики сами тропили свой путь, используя метод проб и ошибок, нередко набивая шишки. Учились искать, думать, быть решительными и смелыми. Далеко не все выдерживали. Но те, кто оставался, «мужали в бою», приобретали истинно бойцовские качества. Сами закладывали фундамент, на котором прочно стояли в дальнейшем. Те первые ученики Воеводского, которых он привез с собою в Сибирь, превратились в известных ученых, все защитили докторские диссертации. Есть среди них академик, члены-корреспонденты. Говорят, что и студенты Слав Славыча, ученики второго поколения, в основном, состоялись как ученые.
Ведь это только казалось, что он, давая молодым полную самостоятельность, не вмешивался в процесс их становления. Влияние его было очень сильно. Он постоянно учил молодых - своим отношением к науке, жизни, людям, своими поступками. Владислав Владиславович создавал вокруг себя атмосферу творчества, доброжелательности, уважения, тот особый климат, которому сейчас отводят большую роль в повышении эффективности научных исследований и именуют «человеческим фактором».
Очень заботился он о чистоте нравственного климата в коллективе. Одна из его традиций - «разговор по гамбургскому счету»: в один из дней лаборатория в полном составе приходила к нему в коттедж для откровенного разговора. Любил, когда праздники встречали вместе. Как обиделся однажды, когда традиция была нарушена - сотрудники не захотели, собраться на Новый год (точнее, у каждого нашлась какая-то причина). Заговорил быстро, искренне, взволнованно: «Почему я, человек не менее занятый, чем вы, считаю обязательным ходить на все мероприятия!». А он, и верно, посещал комсомольские собрания, вечера, дискуссии. Владиславу Владиславовичу все было интересно.
Он редко оставался один. Около него всегда находился кто-то - дома, на работе, в университете (Владислав Владиславович был деканом факультета естественных наук, и его любили студенты). В любое время был готов выслушать и умел слушать, был неравнодушен и участлив. Его квартира стала очагом, у которого отогревались многие.
Все неизменно отмечают, Воеводский был чрезвычайно добрым человеком. Причем доброта его заключалась не в и чтобы посочувствовать, утешить - «все будет хорошо!». Он стремился непременно помочь. Знали - если безвыходное положение - иди к Слав Славычу.
А еще он обладал удивительным даром убеждать и любого, когда требуется, мог обратить свою веру. Коли был неправ - не боялся признаться, невзначай обидит - мог при всех извиниться. Его называли «великим мастером компромиссов».
Владислав Владиславович умел радоваться за другого непременно стремился поделиться с другим своей радостью. Каждого крупного ученого, приезжающего в Академгородок, завлекал к себе в дом - чтобы ребята, которые только слышали о знаменитости, пообщались с ним неформально, понабрались «ума-разума». Часто из командировки возвращался (если приезжал утром) сразу в институт.
«Одна из самых характере черт В.В.Воеводского - его совершенно поразительное неравнодушие к людям».
Это и определяло многие дела и поступки.
* * *
Более двух часов на вечере, проходившем в Академгородке звучали теплые и искрение воспоминания. И было видно, что по сей день живет память о В.В. и его делах, живут традиции созданной им школы, самодельных стихах, посвященных Владиславу Владиславовичу, по случаю его семидесятилетия, так и сказано:
«...Подтвердилось: жива Ваша школа И ее приумножена слава. Повторяем сегодня снова - Навсегда Вы с нами, Слав Славыч!»
Л.ЮДИНА, Т.ЛЕШИНА
|