Академик В.В.Струминский (1914-1998) - Биографический очерк
 Навигация
 
 

Струминский В.В.




     *библиография + база данных
     *жизнь и деятельность
     *избранные труды



Научные школы ННЦ
 
АКАДЕМИК В.В.СТРУМИНСКИЙ (1914-1998) (БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК)*
 

Владимир Васильевич Струминский родился 29 апреля 1914 г. в Оренбурге в семье учителя. В 1925 г. семья переехала в Казань. После окончания семилетней школы В.Струминский работал на машиноремонтных заводах Казани сначала слесарем, затем токарем. В 1931 г. он приехал в Москву и был принят токарем на завод «Динамо». После окончания рабфака в 1933 г. Владимир стал студентом физического факультета Московского государственного университета. По окончании университета с отличием в 1938 г. В.Струминский по рекомендации научного руководителя дипломного проекта академика М.А. Леонтовича поступил в аспирантуру Института физики МГУ.

К концу 1940 г. В. Струминский досрочно подготовил кандидатскую диссертацию на тему «Квантовая теория твердых тел», в которой предлагалось решение уравнения Шредингера для кристаллической решетки сплавов. Эта работа была выполнена в рентгеноструктурной лаборатории института, возглавляемой в то время профессором С.Т.Канобеевским. После успешной зашиты диссертации и окончания аспирантуры в мае 1941 г. В.Струминский был направлен на работу в ЦАГИ (г. Жуковский), где стал заниматься новыми для него аэродинамическими исследованиями крыльев конечного размаха.

Довольно скоро В.В.Струминский пришел к выводу, что необходимые свойства надежности и безопасности полета могут быть достигнуты только путем специальной аэродинамической компоновки крыла из набора профилей с безотрывным обтеканием концевых сечений крыльев. Он приступил к теоретическим и экспериментальным исследованиям по обоснованию этого направления. Были разработаны методы расчета максимальной подъемной силы крыла и распределения срывных зон по его размаху. Проведенные исследования серии крыльев конечного размаха в натурной трубе ЦАГИ при больших числах Рейнольдса подтвердили эффективность предложенного метода аэродинамической компоновки крыла. Окончательное признание метод получил после поездки В.В.Струминского в авиационные части на фронт под Оршу для подробного обмена мнениями с летчиками, непосредственно участвовавшими в военных операциях. Позднее, в 1947 г., за разработку и внедрение в серию новых крыльев для скоростных самолетов В.В.Струминскому совместно с другими учеными ЦАГИ была присуждена Государственная премия.

Теоретические работы, выполненные В.В.Струминским в первые годы Великой Отечественной войны, имели исключительно важное значение для дальнейшего развития авиационной техники. Были найдены точные решения трехмерных уравнений пограничного слоя для скользящих крыльев бесконечно большого размаха и стреловидных крыльев большого удлинения. Экспериментальные исследования полностью подтвердили теоретические выводы. Теория обтекания скользящих и стреловидных крыльев составила основу докторской диссертации, которую В.В. Струминский и защитил в 1947 г.

В этом же году в опытно-конструкторских бюро С.А.Лавочкина, А.И.Микояна, А.С.Яковлева были созданы первые опытные истребители со стреловидными крыльями, а в 1948 г. В.В.Струминскому была присуждена вторая Государственная премия за разработку и внедрение в серийное производство скоростных стреловидных крыльев. За лучшую работу по теории авиации В.В.Струминский получил золотую медаль и первую премию им. Н.Е.Жуковского.
В.В.Струминский, 1954 
В.В.Струминский, 1954 г.
 

В последующие годы стреловидные крылья стали широко внедряться сначала в легкую истребительную авиацию, затем при создании тяжелых истребителей-перехватчиков и фронтовых бомбардировщиков и (позднее) бомбардировщиков средней и большой дальности. В начале 50-х гг. В.В.Струминский был назначен заместителем начальника ЦАГИ по аэродинамике и руководителем основной аэродинамической лаборатории N 2.

50-е годы были периодом рождения новой авиационной техники со стреловидными крыльями и реактивными двигателями. Стреловидные крылья стали широко внедряться в пассажирскую авиацию. На специалистов ЦАГИ были возложены большие задачи, поскольку на этом этапе менялись все аэродинамические и прочностные характеристики самолетов, форма элементов и систем управления. В 1958 г. В.В.Струминский был избран членом-корреспондентом АН СССР. В 1961 г. за комплекс исследований по разработке новых аэродинамических форм для аппаратов различного назначения ему совместно с коллегами была присуждена Ленинская премия.

Дальнейшие направления работы В.В.Струминского были связаны с улучшением аэродинамического качества самолета за счет уменьшения его сопротивления, трения (что, в частности, осуществлялось путем искусственного управления пограничным слоем), а также с проблемами создания самолетов сверхзвуковых и гиперзвуковых скоростей. Эти исследования требовали уникальной аэродинамической базы: малых, а затем и больших малотурбулентных аэродинамических труб. В начале 60-х гг. В.В.Струминский, уже будучи в ЦАГИ руководителем отдела, организовал и возглавил работы по выбору геометрических параметров аэродинамической трубы с малой степенью турбулентности потока. Параметры такой трубы были подтверждены расчетами и направлены в ОКБ ЦАГИ для подготовки чертежей.

В отделе была также построена специальная установка для изучения влияния охлаждения поверхности крыла на переход ламинарного режима течения в пограничном слое в турбулентный. Серия опытов на крыле впервые в мире показала, что охлаждение поверхности приводит к смещению точки перехода назад. Разрабатываемые параллельно методы нелинейной теории устойчивости в основном согласовывались с этими экспериментальными данными. Одновременно создавались асимптотические методы нелинейной теории устойчивости.

Исследования методов кинетической теории газов позволили обосновать и развить методы решения кинетического уравнения Больцмана. В дальнейшем был разработан наиболее общий метод решения кинетического уравнения Больцмана, основанный на обобщении метода Пуанкаре для непериодических процессов.

Параллельно с успешной научной работой В.В.Струминский принимает активное участие в других направлениях деятельности АН СССР. В 1963 г. он назначается заместителем академика-секретаря Отделения проблем машиностроения, механики и процессов управления. Владимир Васильевич активно участвует в подготовке научных кадров. Начав свою преподавательскую деятельность в Московском физико-техническом институте в 1947 г., в 60-е гг. В.В.Струминский становится профессором этого вуза.

В июле 1966 г. В.В.Струминский был избран в действительные члены Академии наук по Отделению механики и процессов управления. На выборах его активно поддержали коллеги из ЦАГИ и других научных организаций. Прекрасные отзывы о деятельности Струминского дали генеральные конструкторы А.И.Микоян, А.С.Яковлев, С.В.Ильюшин.

В декабре 1966 г. В.В.Струминский был избран директором Института теоретической и прикладной механики СО АН СССР и членом Президиума Сибирского отделения. В связи с переходом на постоянную работу в СО АН СССР он уволился из МФТИ и ЦАГИ, однако связь с ЦАГИ не прервалась: на общественных началах Струминский оставался руководителем научного отдела.
 Заседание Президиума СО АН СССР
Заседание Президиума СО АН СССР
 

С первых шагов в качестве директора ИТПМ В.В.Струминский детально ознакомился с экспериментальной базой и работой лабораторий института. Естественно, что не все существовавшие научные направления совпадали с устремлениями и научными интересами нового директора. На расширенном заседании НТС Струминский предложил для обсуждения ряд проблем. В результате было принято решение утвердить следующие первостепенные задачи инстшута: 1 - модернизация сверхзвуковой аэродинамической трубы Т-313; 2 - создание малотурбулентной околозвуковой трубы Т-324; 3 - разработка малой сверхзвуковой аэродинамической трубы Т-325; 4 - строительство водородного стенда; 5 - разработка малых гиперзвуковых плазменных установок.

Для ИТПМ приход нового директора означал большие перемены. На основании Постановления Президиума СО АН СССР от 20 октября 1966 г. главным направлением деятельности института стали теоретические и экспериментальные исследования аэродинамического профиля. По предложению М.А.Лаврентьева тематическая направленность института в ноябре 1966 г. была обсуждена на коллегии МАП СССР в присутствии генеральных и главных конструкторов, а также ведущих ученых и руководителей отраслевых институтов. Коллегия одобрила как выбранную тематику, так и инициативу Сибирского отделения по развитию аэродинамических исследований.

В начале 1967 г. М.А.аврентьев обратился в Совет Министров СССР с предложением о дальнейшем развитии тематических планов института и о создании в Сибирском отделении Академии наук современной экспериментальной базы для проведения аэродинамических исследований. В 1968 г. было принято правительственное постановление, согласно которому на ИТПМ возлагалось решение перспективных проблем аэрогазодинамики и создание современной аэродинамической базы для научных исследований в этом направлении.

В институте развернулись работы по теоретическому и экспериментальному изучению устойчивости ламинарных течений, структуры турбулентных потоков, методов кинетической теории газов и решения кинетического уравнения Больцмана; проведены исследования по применению жидкого водорода на космических аппаратах. Для решения этих важных задач под руководством В.В.Струминского был осуществлен ряд мероприятий, направленных на укрепление научных кадров и расширение как экспериментальной, так и производственной базы института.
Обсуждение первых результатов 
Обсуждение первых результатов испытаний на аэродинамической трубе Т-324.
На переднем плане слева: начальник трубы Г.В.Медведев, зав. отделом
Н.Ф.Поляков, В.В.Струминский
 

С этой целью в ИТПМ создавались новые научные подразделения, укреплялись КБ, механические и приборные мастерские. В короткие сроки была построена и вводилась в эксплуатацию серия малых аэродинамических труб и газодинамических установок. Так, начались систематические экспериментальные исследования в аэродинамической трубе Т-313. В 1969 г. были созданы первая малотурбулентная труба Т-324 (раньше, чем в ЦАГИ) и малая сверхзвуковая малотурбулентная труба Т-325.

ИТПМ установил тесные контакты с рядом промышленных ОКБ и институтов. Современная экспериментальная база позволила проводить уникальные испытания: так, первые модели крылатого космического аппарата «Спираль», разрабатываемого в ОКБ А.И.Микояна, прошли испытания в трубе Т-313.

В связи с переходом на новую тематику требовались соответствующие специалисты. С этой целью коренным образом была перестроена работа кафедры газовой динамики Новосибирского государственного университета, для которой Институт теоретической и прикладной механики являлся базовым. В.В. Струминский работал на ней с марта 1967 г. Учебный план кафедры был пополнен новыми курсами: «Динамика вязкого газа» (В.В.Струминский, Н.А.Желтухин); «Аэродинамика разреженного газа» (В.В.Струминский); «Газовая динамика» (В.Г.Дулов). В результате в короткие сроки удалось наладить подготовку специалистов, отвечающих профилю проводимых в институте исследований.

Целевая подготовка кадров со студенческой скамьи дала хорошие результаты. Молодые специалисты уже с первых лет работы в институте участвовали в конференциях, семинарах, готовили научные публикации. Кадровая проблема решалась и иными путями. За короткий срок в ИТПМ были приглашены на постоянную работу 10 квалифицированных аэродинамиков из других городов страны. Одновременно был сделан упор на повышение научного уровня и эрудиции сотрудников основной тематики института. Для этого организовывались лекции как ведущих зарубежных ученых, так и ученых из Москвы, Ленинграда и других городов. В.В.Струминский лично приглашал в Новосибирск профессоров Триллинга, Поттера, Богдонова, Пфеннингера из США; Фавра, Крайна, Дюма из Франции; Гинзбурга, Баранцева, Воскресенского, Бунимовича, Жигулева из Москвы и Ленинграда. В институте регулярно проводились семинары в отделах, на которых обсуждались основные работы по аэродинамике. Этому в немалой степени способствовало то обстоятельство, что в 1967 г. библиотечный фонд ИТПМ был пополнен отечественными и иностранными изданиями по новой тематике.
Во время очередного испытания 
Во время очередного испытания на сверхзвуковой трубе Т-313. У пульта трубы
(слева направо): Дюма, В.В.Струминский, Фавр, Триллинг, A.M.Харитонов,
Л.В.Савельев, А.А.Курдин

Результаты такой работы не заставили себя долго ждать. В 1969 г. ИТПМ организовал и провел I Всесоюзную конференцию по аэродинамике разреженных газов, на которой сотрудники института сделали 20 докладов. В том же году была проведена I Сибирская конференция по аэрогазодинамике с участием как сибирских ученых, так и специалистов из других городов страны. Этот форум показал значительные достижения ИТПМ в области аэродинамики: из 100 докладов 80 были сделаны сотрудниками института.

Таким образом, за короткий срок Струминский добился того, что ИТПМ стал претендовать на роль одного из ведущих институтов в области аэродинамических исследований не только в Сибири, но и в стране. В ИТПМ не только решались фундаментальные проблемы аэромеханики, но в тесном контакте с отраслевыми институтами и ОКБ проводились исследования по созданию новых образцов отечественной авиационной техники. В соответствии с правительственным постановлением в Новосибирске началось сооружение нового газодинамического центра, который должен был стать мощной экспериментальной базой за Уралом.
 I Сибирская конференция по аэродинамике
В.В.Струминский открывает
I Сибирскую конференцию
по аэродинамике
 

Работы, проводимые в научном коллективе под руководством Струминского, вызывали интерес и отечественных, и зарубежных ученых. Свидетельство тому - участие В.В.Струминского в работе ряда международных научных форумов: в 1967 г. - в Канаде на конференции по турбулентности и в Японии на конференции по пограничному слою и турбулентности; в 1968 г. - в США на VI симпозиуме по динамике разреженных газов; в 1969 г. - снова в США на XII конгрессе по теоретической и прикладной механике.

Казалось, ученый находится на «гребне» славы и популярности. В феврале 1969 г. очередной номер газеты «За науку в Сибири» почти полностью был посвящен исследованиям, проводимым в ИТПМ. В этом номере В.В.Струминский опубликовал большую статью о теоретических аспектах развития механики в XX веке и об основных направлениях работ и достижениях института. В декабре 1969 г. Постановлением Президиума СО АН СССР N 495 В.В.Струминский поощряется денежной премией «...за достигнутые успехи в теоретической разработке ряда разделов по кинетической теории газа, за расширение экспериментальной базы института и создание новых уникальных аэродинамических труб, позволяющих начать проведение фундаментальных исследований по аэрогазодинамике». Однако деятельность Владимира Васильевича, так быстро и успешно «стартовавшего» в условиях Сибири, вызвала неоднозначные оценки его новых высокопоставленных коллег. В результате закулисных действий в 1971 г. В.В.Струминский не был избран директором института на новый срок.
Начальник новой аэродинамической трубы Т-325 В.В.Черных 
Начальник новой аэродинамической трубы Т-325 В.В. Черных
знакомит участников I Сибирской конференции по аэродинамике
с характеристиками установки

После возвращения в Москву он становится зав. отделом физической аэромеханики в Институте проблем механики АН СССР. Финал сибирского периода не вызвал пессимизма. В.В.Струминский, как всегда, был полон новых идей и замыслов. В том же 1971 г. он организовал конференцию в Мозжинке, куда были приглашены механики и химики для обсуждения проблем внедрения оборонных технологий в гражданские отрасли промышленности. На конференции развернулись бурные дискуссии по вопросам перехода от малых лабораторных установок к крупномасштабным и о значении исследований проблем турбулентности. Было принято решение о том, что достижения аэродинамики, полученные в институтах оборонной промышленности, имеют прямое отношение к проблемам ряда химико-технологических производств.

Для развития данного цикла работ В.В.Струминскому были выделены немалые средства. Однако реально создание специального органа для решения проблем конверсии - Сектора механики неоднородных сред АН СССР (на базе отдела ИПМ АН СССР) - стало возможным только в 1976 г. С 1977 по 1989 гг. В.В.Струминский был заведующим этим Сектором. В 1974 г. Владимир Васильевич организовал в МФТИ кафедру механики гетерогенных сред, выпускники которой пополнили новый Сектор. Получив самостоятельность, Струминский развернул работы по кинетической теории газов, теории дисперсных средств, аэродинамике летательных аппаратов, проблемам турбулентности и ламинаризации обтекания крыла в целях увеличения дальности полета самолетов.

Сектор механики неоднородных сред установил тесную связь с промышленностью, стал связующим звеном между фундаментальной и отраслевой наукой. Ученые Сектора выполнили ряд важнейших работ по кинетической теории газов и проблемам двухфазных сред. В начале 1989 г. на базе Сектора был создан отдел «Механико-математические методы в технологических и экономических разработках», организационно подчиненный Президиуму СО АН СССР. Его руководителем стал В.В.Струминский. Отдел взял на себя нелегкую задачу, связанную с проведением регулярных конференций по механике технологических процессов.

В середине 80-х гг. В.В.Струминский опубликовал ряд статей о проблемах, существующих на стыке между академической и отраслевой наукой и мешающих внедрению новых технологий в массовое производство. Писал он и о монополизме отдельных научных школ, и о имеющей порой место имитации деятельности вместо напряженного научного поиска и т.п. Видимо, с этими сторонами научной жизни он был знаком не понаслышке.
 Выступление В.В.Струминского
Выступление В.В.Струминского
на юбилейной сессии Ученого
совета ИТПМ, посвященной
40-летию института

Несомненно, сибирская пятилетка в биографии В.В.Струминского стала одной из ярких страниц как в его жизни, так и в деятельности возглавляемого им института. В ИТПМ до сих пор работают многие сотрудники, научная карьера которых начиналась при этом незаурядном человеке, чьи лекции они слушали в Новосибирском университете и под чьим руководством писали свои первые научные труды.

В 1997 г. В.В. Струминский приезжал в Новосибирск для участия в юбилейной сессии Ученого совета ИТПМ, посвященной 40-летию со дня основания института. В своих обзорных докладах его бывшие ученики (а ныне известные ученые) продемонстрировали высокий научный уровень исследований в различных областях аэромеханики, которые стали развиваться в ИТПМ по инициативе В.В.Струминского. Это были его последние знакомства с достижениями института, осмотр экспериментальной базы и встречи со своими бывшими сотрудниками.

ЛИТЕРАТУРА
 
1. Владимир Васильевич Струминский. - Москва, 1993. - 73 с.
2.Седов Л.И., Яненко Н.Н. Академик Владимир Васильевич Струминский // Аэромеханика: cборник статей, посвященных 60-летию со дня рождения В.В. Струминского. - Москва, 1976. - С.1-4.
3.Академия наук СССР. Сибирское отделение. Персональный состав. 1957-1982. - Новосибирск, 1982. - С.55.
4.Личное дело В.В. Струминского. Научный архив Сибирского отделения РАН. Ф.10. Оп.2. Д.492. Л.35, 51-71.
5.Струминский В.В. Механика XX века // За науку в Сибири. - 1969. - 12 февраля. - С.2, 4-7.
6.Струминский В.В. От рычага до межпланетной станции. Современная механика, ее рубежи и горизонты // Советская Сибирь. - 1969. - 9 февраля.
7.Струминский В. Атака на барьеры: о путях развития и резервах НТР // Литературная газета. - 1985. - 18 сентября. - С.10.

 * Академик В.В. Струминский (1914-1998) (биографический очерк) // Институт теоретической и прикладной механики: годы, люди, события / ИТПМ СО РАН; ответственный редактор А.М.Харитонов. - Новосибирск: Издательство СО РАН, 2000. - С.135-141: ил., портр.
 

Научные школы ННЦ В.В.Струминский | Литература о жизни и деятельностиПодготовили Зоя Вахрамеева и Сергей Канн  
 


[Начало | О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
В 2004-2006 гг. проект поддерживался грантом РФФИ N 04-07-90121
 
© 2004-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен: Mon Feb 5 13:36:22 2024. Размер: 43,771 bytes.
Посещение N 4825 с 21.03.2005