Уланов Э.А. Кумиры на все времена (2010)
 Навигация
 
 

Соктоев А.Б.




     *библиография + база данных
     *жизнь и деятельность
     *избранные труды



Научные школы ННЦ
 
УЛАНОВ Э.А. КУМИРЫ НА ВСЕ ВРЕМЕНА*
 

Александр Бадмаевич Соктоев в течение многих лет работал заместителем директора Бурятского института общественных наук, заведовал отделом литературоведения, фольклористики и искусствоведения Бурятского филиала СО АН СССР (ныне БНЦ СО РАН). Именно здесь, на мой взгляд, проявились огромная работоспособность, талант ученого, высочайший научный профессионализм, незаурядная организаторская инициативность, которые затем пригодятся в воссоздании богатейшего духовного, поэтического наследия народов Сибири и Дальнего Востока в многочисленных томах крупномасштабного издания многонациональной общесибирской фольклорной классики.

В частности, как ответственный редактор издал три тома бурятского фольклора, в том числе "Аламжи Мэргэн молодой и его сестрица Агуй Гохон" сказителя Елбона Шалбыкова, одного из наилучших образцов бурятского эпоса, в котором представлен древний эпический мир, полный опасностей, преодолеваемых батором на "восьмидесятисаженном коне". А также как автор участвовал в издании двуязычного героического памятника эпического творчества "Абай Гэсэр Могучий" в академической серии "Эпос народов Евразии" (М., 1995. 526 с).

Как литературовед А.Б.Соктоев написал солидные фундаментальные труды и монографии: "Хода Намсараев. Путь к социалистическому реализму", "Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода", "Мунко Саридак". Также А.Б.Соктоевым написаны и изданы десятки и сотни статей в сборниках и периодической печати на разных языках, в том числе французском, монгольском, английском и японском: "О романе С.Тока "Слово арата"", "Расколдованное место" (о повести М. Мельчакова), "Песни земли" (о сборнике Д.Жалсараева "Земные голоса"), "Развитие эпических традиций бурятской прозы в трилогии Д.Батожабая "Похищенное счастье"", "Очаг духовности нетленной", "Фольклорный край Якутия", "От Чукотки до Хакасии", "На родине Абая Гэсэра Могучего", "Талант, соединяющий поколения" и т.д.

Высоко оценен научный вклад А.Б.Соктоева в изучении важных проблем в становлении бурятской прозы - переход от устного эпоса к эпосу литературному. В его монографии "Хода Намсараев. Путь к социалистическому реализму" освещаются исторические предпосылки зарождения советской эпической прозы, ее связь с фольклорными, восточными повествовательными формами, раскрывается своеобразие становления творчества писателя - основоположника бурятской литературы. В фундаментальной монографии "Становление художественной литературы Бурятии дооктябрьского периода" А.Б.Соктоев аргументировано и подробно исследовал особенности фольклорно-эпического метода изображения, зарождение письменной литературы, представленной в виде ксилографических и рукописных сочинений, рассмотрел проблему переводов и переработок, привлекая малоизвестные источники народов Востока - тибетские, монгольские, индийские, религиозные и светские произведения, особую роль отводил значению русской культуры в зарождении и развитии бурятской просветительской драматургии и своеобразию бурятского просветительского реализма. Несмотря на то, что ряд положений автора, в частности, анализ и оценка с сугубо классовых (в духе 30-40-х гг.) позиций произведений Солбонэ Туя, Б.Барадина, Ж.Батоцыренова вызвали во многом справедливые нарекания научной общественности, данная монография ученого в основном подвела итоги многолетнего изучения сложнейшей проблемы становления и развития бурятской художественной литературы дооктябрьского периода и, безусловно, явилась значительным вкладом в отечественное литературоведение.

Инициатива издания академической двуязычной серии "Памятники фольклора..." в конце 70-х гг. вызвало небывалое оживление и интерес не только в научной, но и в культурно-общественной атмосфере. А.Б.Соктоев вовлек в серийное крупномасштабное издание общесибирской фольклорной классики десятки научных институтов и вузов не только Сибири и Дальнего Востока, Москвы, Санкт-Петербурга, но и международных Центров и организаций по изучению цивилизаций и духовного наследия мира США, Франции, Англии. Были проведены обширные комплексные экспедиции с ведущими высококвалифицированными специалистами - фольклористами, культурологами, музыковедами, этнографами, лингвистами, искусствоведами, которые глубоко и масштабно обследовали все районы Сибири и Дальнего Востока, тем самым впервые ликвидировали, так называемые, "белые пятна", сфокусированные и запечатленные в богатейшем духовном наследии многочисленных народов. Уже опубликованы более 20 томов эпических произведений алтайцев, бурят, русских, тувинцев, хакасов, шорцев, эвенков, якутов, долган, нанайцев, удэгейцев и др., которые получили высочайшую оценку мировой научной общественности, уже признавшей это издание лучшим издательским проектом XX в. Как емко и верно заметил академик, главный редактор редакционной коллегии серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока" А.П.Деревянко, издаваемая серия действительно во многих отношениях не знает адекватных аналогов в мировой практике издания фольклора.

Хакасская фольклористка В.Е.Майногашева в своей статье "Быль о Соктоеве" вспоминает, что благодаря научному подвигу Александра Бадмаевича невиданно мощно всколыхнулась вся гуманитарная наука России. А по определению тувинского ученого З.Б.Самдан, А.Соктоев стал настоящим духовным побратимом тувинского народа.

О яркой и самобытной личности А.Б.Соктоеве написано немало замечательных искренних воспоминаний, которые воздавали должное всему, что он оставил нам в наследство.

В окружении А.Б.Соктоева почти все, во всяком случае, многие, чувствовали себя воистину окрыленными - так высказывались его друзья, соратники и коллеги. Да, он частенько улыбался, каламбурил, постоянно любил шутить, обладая неизмеримой общительностью, глубоким острословием и жизнелюбием. Да, это талантливый незаурядный заводила на почти всех торжествах и юбилеях, в кругу друзей и коллег. И нередко произнесенные афоризмы, благопожелания и мудрые острые мысли (приведу только одно: "Коль с крыльями - летайте счастливыми!"), приносили и до сих пор приносят вдохновение, радость и незамутненную память об этом человеке.

Фольклорный мир - это объемная эпическая народная традиция, запечатленная изустно великими и знаменитыми сказителями, улигершинами, олонхосутами, кайчи от поколения к поколению на протяжении многих веков, тысячелетия и даже двух-трех тысячелетий - это уникальный запас и кладезь духовного мира многих народов Сибири, Дальнего Востока и Крайнего Севера. Бурятский героический эпос "Гэсэр" воистину стал Илиадой Центральной Азии, который сохранил свою первозданность, поэтичность и волшебно-сказовое восприятие мира. Не исчезнувшие, а сохраненные фольклорные творения, красочно и объемно запечатленные в многотомной серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока", передают любому читателю и слушателю удивительное эпическое мироощущение - такой почитатель всерьез и надолго погружается в эту чудесную культурную и огромную духовную Вселенную. Александр Бадмаевич Соктоев как истинный сын бурятского народа своими замыслами и делами, дарованием и талантом воплотился в бесконечного путешественника в безмерном и уникальном духовном пространстве. Такие люди становятся кумирами, память о которых остается на долгие-долгие годы.

Филологические чтения 2010Э.А.УЛАНОВ,
Республиканский институт кадров
управления и образования, Улан-Удэ

 * Уланов Э.А. Кумиры на все времена / Уланов Э.А. // Филологические чтения памяти А.Б.Соктоева: [сб. статей]. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. - С.35-38.

Научные школы ННЦ А.Б.Соктоев | Литература о жизни и деятельностиПодготовили Екатерина Бережная и Сергей Канн  
 


[Начало | О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
В 2004-2006 гг. проект поддерживался грантом РФФИ N 04-07-90121
 
© 2004-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен: Wed Feb 27 14:56:18 2019. Размер: 18,950 bytes.
Посещение N 2221 с 15.12.2011