Рожнова С.П. Александр Бадмаевич Соктоев: феномен научного лидера (2010)
 Навигация
 
 

Соктоев А.Б.




     *библиография + база данных
     *жизнь и деятельность
     *избранные труды



Научные школы ННЦ
 
РОЖНОВА С.П. АЛЕКСАНДР БАДМАЕВИЧ СОКТОЕВ: ФЕНОМЕН НАУЧНОГО ЛИДЕРА*
 

Обращение к памяти члена-корреспондента РАН А.Б.Соктоева побуждает всех нас еще раз задуматься об итогах сделанного им для филологической науки, для возрождения духовных ценностей сибирских народов, для каждого, кто работал и общался с этим замечательным человеком, поднимая " многотомный груз" серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока".

Десять лет это уникальное академическое издание существует без своего основателя. Но, подтверждая верность его стратегического решения, серия, в которой уже 26 томов, оценена в нашем отечестве как фундаментальная работа, обогатившая науку и мировую культуру новым типом публикации и исследования народно-поэтического творчества. Зарубежными коллегами она названа "наиболее впечатляющим из всех издательских проектов XX века" [1, с.82], а ее разработчики и реализаторы удостоены Государственной премии РФ за 2001 г. (А.Б.Соктоев - посмертно).

Годы все более укрупняют масштаб личности А.Б.Соктоева, лидера сибирской фольклористической школы, которую он создал и возглавлял в течение 17 лет, придав ей целевую направленность и тенденцию саморазвития на долгую перспективу.

Выдвижение в лидеры определяется объективными потребностями организации и продвижения любого социально-экономического или научного эксперимента. Но для успеха предприятия, при всех необходимых деловых качествах руководителя, важна субъективная мотивация: считает он свое назначение "избранничеством" или осознает как "призванность", соответствующую его собственным жизненным устремлениям и способности реализовать их в деле.

Личностные черты в первую очередь определяют феномен научно-организаторской деятельности А.Б.Соктоева. Его многогранной натуре были свойственны те деловые и поведенческие качества, которые необходимы, чтобы завоевать приоритет и авторитет: высокий профессионализм, безупречная организованность и ответственность, умение учиться (на ошибках в том числе), уважение к национально-культурным традициям и человеческой личности без ранжирования людей по их положению в обществе.

Эти достоинства в большей или меньшей степени могут быть присущи многим, однако для Александра Бадмаевича они были первоосновой его жизненного самоопределения, стилем поведения, безусловными "нравственными добродетелями", которыми он руководствовался и при подборе членов своей команды.

Необходимо также отметить одну из главных характеристических особенностей А.Б.Соктоева: возвышенно-оптимистическое мировосприятие, которое питало его вкус и интерес к жизни, побуждало привносить в нее поэзию и красоту. Вот почему Александру Бадмаевичу с его творческой одержимостью всегда удавалось увлекать своими идеями окружающих, быть центром внимания в любом обществе, наполнять даже рутинную работу одухотворенностью.

Французский социолог Ж.Блондель заметил, что лидеры почти всегда "пленники той среды, в которой они могут сделать то, что она позволяет им сделать" [2, с.562]. А.Б.Соктоев опровергал этот постулат постоянным преодолением в своей деятельности "непреодолимых" обстоятельств, никогда не становясь их пленником. Чем очевиднее было противодействие, чем "безнадежнее дело", как он любил повторять, тем сильнее проявлялся азарт, подкрепленный продуманным стратегическим расчетом. А это характеризует высший квалификационный разряд лидерства - умение влиять на ускорение и изменение хода событий. Честолюбие не всегда играет здесь первенствующую роль, скорее главенствуют самоотречение и подвижничество.

Успех Соктоева-руководителя был обеспечен не только многогранностью его дарований, но и ярким человеческим талантом.

Научно-организаторскую деятельность Александра Бадмаевича можно рассматривать в широком общественном контексте. Не случайно поворотным этапом в его судьбе стало учреждение сектора фольклора именно в новосибирском Академгородке, где в 60-е гг. была подготовлена почва для преодоления консервативных тенденций предыдущих десятилетий.

Создание Сибирского отделения Академии наук в 1957 г. диктовалось государственной необходимостью ускорения научно- технического прогресса в СССР за счет азиатской части России: "опережающее развитие Сибири" по темпам должно было стать в три раза выше, чем в целом по стране, и способствовать реформаторскому обновлению экономической и социальной жизни.

В 80-е гг. А.Б.Соктоев по сути возглавил новую "сибирскую альтернативу", которая приобретала значимость не только научную, но и культурно-объединительную. Он напишет: "Кроме задачи превращения Сибири в экономически развитую зону, не менее важная задача - гармоничное развитие духовного потенциала всех наций и народностей, населяющих этот край", - и, перефразируя Ломоносова, определит сверхзадачу нового гуманитарного начинания: "Культура нашей страны прирастать будет Сибирью" [3, с.З].

После решения Президиума СО АН СССР в марте 1981 г. о назначении А.Б.Соктоева заведующим сектором фольклора народов Сибири в Институте истории, филологии и философии появились реальные предпосылки для разработки научно-исследовательских программ теоретического осмысления проблем устного народного творчества и создания академической серии фольклорной классики сибирско-дальневосточного региона. Идея эта была выдвинута сибирскими фольклористами как насущная необходимость еще в конце 70-х гг. А.Б.Соктоев представил руководителям Сибирского отделения план научного проекта подготовки и издания 60-томной двуязычной серии "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока". И убедил их в реальности его осуществления.

А.Б.Соктоев оказался именно тем лидером, который, бросив свой "вызов Сибири", объединил для исполнения беспрецедентного издательского начинания не только сибирских фольклористов, но и лучших специалистов-гуманитариев всей страны - от Балтики до Камчатки. Этот разделенный большими расстояниями, но спаянный общей целью и продуманной системой регулярных научно-методологических конференций и практических семинаров коллектив стали потом называть "школой Соктоева". Совместно с Главной редколлегией было выбрано направление инновационного курса, соответствующего запросам времени и филологической науки: создана научно-обоснованная концепция первого издания лучших произведений устного творчества народов Сибири (включая фольклор переселенцев-славян), определены методологическиепринципы комплектования, полиграфического оснащения, редакционной подготовки и публикации томов. Издание фольклорной серии в единстве филологического, историко-культурного, этнографического аспектов с анализом музыкальной стилистики народных произведений разных жанров и звуковым приложением их образцов в сказительском исполнении должно было стать (и стало!) прорывом не только в отечественной, но и в мировой фольклористике.

А.Б.Соктоев был, безусловно, лидером пассионарным: его вдохновляющая целеустремленность, "заряженность" делом, энергетическая сила создавали поле притяжения и привлекали к нему всех, кто так или иначе вовлекался в орбиту его деятельности. Умение завоевывать сторонников, сплачивать вокруг себя единомышленников позволяло Александру Бадмаевичу успешно осуществлять основную функцию лидера - интеграционную, которая предполагает согласованность интересов людей в общем предприятии. Подготовка издания должна была осуществляться в комплексе гуманитарных наук, и А.Б.Соктоев вовлек в работу специалистов разного профиля: фольклористов и филологов, этнографов, лингвистов, этномузыковедов, работников музейного дела, культурологов, установил с ними отношения делового взаимодействия и доверия. Продумывая систему деятельности Главной редколлегии и сотрудников сектора в апробации томов и методико-консультативной работе с их составителями, А.Б.Соктоев предусматривал и нравственно-педагогические параметры взаимоотношений: глубокий такт, профессиональную компетентность в подаче рекомендаций и принятии итоговых решений, что позволяло избегать конфликтных ситуаций. В результате научно-объединительной стратегии Соктоева сектор фольклора народов Сибири стал координационным центром фольклористических исследований в регионе, а затем и за его пределами. Под его руководством сформировалось творческое содружество ученых, которое З.Б.Самдан, тувинский филолог, назвала "минимоделью созидающего человеческого общежития": "Работа в этой своеобразной семье больших ученых во главе с А.Б.Соктоевым и В.М.Гацаком, с четко определившимся стилем, духом поиска, высотой интеллектуального напряжения, стала для нас целой жизнью, не только научной, но и нравственной" [4, с.82].

Руководитель-тактик, А.Б.Соктоев старался сконцентрировать силы коллектива на главном направлении деятельности сектора, дальновидный стратег, он оказывал целенаправленную помощь тем, кто был необходим для осуществления перспективных задач. Потому активно способствовал научному росту и профессиональной квалификации молодых фольклористов, был их "жизненным наставником": вникал в творческие планы, умел разделить с ними радость успеха. Но мог и отстранить от должности квалифицированного сотрудника, если тот не соответствовал ей по своим человеческим параметрам.

Обладая харизматическим воздействием на окружающих, А.Б.Соктоев никогда не пользовался своим положением, не выделял себя среди остальных. Демократический стиль руководства, искренняя расположенность к человеческому общению давали ему возможность легко устанавливать контакты с организациями и людьми, которых он привлекал к проекту, завоевывать авторитет в любом коллективе. Он всегда считался с мнением коллег и доверял им, но самое трудное брал на себя, первым прокладывал путь. В своей научно-организационной деятельности А.Б.Соктоев умел сочетать качества лидера, вдохновителя и исполнителя, и за ним признавалось право принятия окончательного решения с позиции ценностных интересов общего дела.

Масштабность этого дела требовала от Соктоева и Главной редколлегии инициирования действий, от которых бы зависело стабильное функционирование серийного издания. Прежде всего, обеспечение текстовой и музыковедческой части томов разножанровыми устно-поэтическими произведениями, еще бытовавшими в народе. Для этого им были организованы комплексные фольклорные экспедиции в регионы Сибири и Дальнего Востока. А.Б.Соктоев считал необходимым зафиксировать на современных звуконосителях репертуар знатоков фольклора и успеть сохранить голоса выдающихся сказителей, саму сказительскую традицию. По широте территориального охвата (от Новосибирской области до Чукотки), регулярности проведения (при всех материальных трудностях перестроечных времен), по количеству участников (сотрудников сектора, фольклористов национальных регионов, этномузыкологов, специалиста-звукорежиссера, фотографа, а позже и видеооператора), по научно-культурной значимости для этносов Сибири и фольклористики - целевые комплексные фольклорные экспедиции (они продолжаются и сейчас) приобрели глобальный характер. В.М.Гацак, заместитель главного редактора серии "Памятников", назвал их выдающимся фольклористическим экспериментом современности.

Семь из десяти проведенных при жизни А.Б.Соктоева полевых экспедиций он возглавлял сам. Побуждало его к этому не в последнюю очередь чувство личной ответственности за судьбы языков малочисленных народов, да и самого фольклора, перед угрозой бесследного их исчезновения, в условиях ассимиляционных процессов индустриального общества. Вместе с тем создаваемый для томов серии уникальный фонд звукозаписей должен был, по замыслу Соктоева, работать на будущие поколения: стать источниковой базой для фольклористических, лингвистических, историко-этнографических, культурологических исследований.

Одно из немаловажных качеств настоящего лидера - умение добиваться в деле поддержки властных структур и доверия участников самого дела. А.Б. Скотоеву всегда удавалось убеждать в высокой миссии фольклорных экспедиций местное начальство и располагать к сотрудничеству исполнителей фольклора - людей разных национальностей. Он умел войти с ними в доверительный контакт, развеселить шуткой, снять напряжение перед записью, после чего работа шла успешнее.

А.Б.Соктоев никогда не оставался равнодушным к судьбам носителей устной народной культуры, в большинстве своем людей пожилых, и принимал как личное оскорбление пренебрежение чиновников к их таланту и материальным затруднениям. Он привлекал к этому внимание руководителей республик и национальных округов, выражая свою озабоченность в статьях и выступлениях, пытаясь противостоять подобной "немудрой политике", в результате которой, по словам А.Б.Соктоева, утрата малочисленными народами своих духовных ценностей и людей, их олицетворяющих, может привести этнос к этическому краху, к потере им своей идентификации. Он торопился собрать, сохранить, увековечить фольклор и голоса "сибирских Гомеров" для науки, для будущего народов Сибири, для мировой культуры. И то, что экспедиции успели вовремя это сделать, - личный подвиг А.Б.Соктоева.

Наряду с отчетами о собранных материалах, А.Б.Соктоев привозил из каждой экспедиции фольклорно-этнографические очерки, которые публиковал в газете СО АН "За науку в Сибири" в рубрике "К родникам творчества". Содержательные, публицистически-страстные и одновременно лиричные, они привлекали к себе внимание новизной материала, доверительной интонацией, незаурядным литературным мастерством их автора. Он умел запечатлеть, например, специфику древнейших форм песен сибирских народов в наглядно-чувственном образе: "Как донести до читателя живое звучание, скажем, фольклора чукчей, коряков, эскимосов, юкагиров, воспроизводящих в мифических и обрядовых песнях не только разгоряченное дыхание бегущих оленей, но и ритмы танцующих чаек, умеющих передать даже слышимые образы плывущей нерпы, или песни эвенов с их вторами, движениями, имитирующими колыхание трав, покачивание деревьев?" [5, с.64] Эти очерки имели и большое научное значение: их идеи вошли в методологические разработки по проблемам издания серии. Приведенная цитата художественно интерпретирует один из музыковедческих принципов - "передать интонационно-мелодическое искусство каждого народа, познакомить со специфическими музыкальными явлениями, практически не передаваемыми в письменной и нотной записях".

Талант лидера-агитатора реализовался и в выступлениях, и в статьях, и в многочисленных интервью А.Б.Соктоева, которые еще ждут своего осмысления.

В 90-е гг., время острого социально-экономического и политического кризиса в России, когда научное сообщество и сама наука испытали разрушительное воздействие перестройки, А.Б.Соктоеву, тогда уже директору Института филологии СО РАН, пришлось решать научно-организационные, материальные и нравственно-психологические проблемы, искать формы результативной научной работы в изменившихся обстоятельствах.

Все это требовало от него нестандартных действий и большой затраты душевных сил. Вынужденный из-за перебоев финансирования отправлять часть сотрудников в отпуск без содержания и временно увольнять ученых пенсионного возраста, он в первую очередь уволил самого себя (отказавшись от зарплаты) и принес извинения каждому. Личным примером А.Б.Соктоев утверждал чувство справедливости, поддерживал в коллективе психологическое равновесие, разряжал стрессовые ситуации, что не могло не впечатлять. "Подготовка серии - это "школа" преодоления ожидавшихся и внезапно возникающих трудностей в экстремальных условиях Сибирского региона и социальных перестроек. И то, как достойно и результативно "проходил" Александр Бадмаевич эту "школу", вызывало и вызывает у меня чувство глубокого уважения и доверия. Он был и лицом, и душой серии, и ее движущей силой", - вспоминала музыковед Н.В.Леонова [6, с.88].

Когда во многих институтах СО АН шел распад научных школ и структурных подразделений, Институт филологии под руководством А.Б.Соктоева оказался способным противостоять деструктивным процессам. Основные направления работы Института филологии не претерпели переоценки ценностей. Несмотря на материальные трудности, практически никто из специалистов не ушел в другие сферы деятельности.

Особой заботой руководителя было сохранение серии "Памятников фольклора". В условиях тотальной дестабилизации, разрыва налаженной системы связей с коллегами в регионах, отсутствия средств на издание подготовленных томов создавалась система рисков, ставящих под угрозу само существование долговременного научного проекта. Разрешение кризисной ситуации можно считать особой заслугой А.Б.Соктоева, умеющего находить действенные решения, когда требовалось преодоление обстоятельств. Дезинтеграции и социальному пессимизму он противопоставил универсификацию деятельности и общения, используя конструктивные объединительные тенденции, заложенные в самой идее Серии. Ориентация на осознанную целенаправленную деятельность сформировала у членов его команды навыки взаимодействия, преданности делу, что помогло действовать согласованно и в новых экономических условиях. Продуманность и выверенность соктоевской стратегии, его оптимизм плодотворно влияли на нравственное самочувствие членов сектора фольклора.

Все это создало тот запас прочности, благодаря которому Серия продолжала функционировать. При всех издержках, и немалых: тормозилась публикация томов, сократился тираж - с 10000 до 3000, возникали трудности с полиграфическим обеспечением издания, - тем не менее был сохранен ресурсный и человеческий его потенциал.

А.Б.Соктоев не терял из поля зрения специалистов, связанных с подготовкой Серии, отстаивая их интересы перед дирекцией региональных НИИ и вузов в случаях сокращения сотрудника или изменения его научной темы; находил средства на проведение экспедиций и научно-практических семинаров с приглашением составителей томов.

Нужно сказать, что в зарубежных откликах на вышедшие книги "Памятников фольклора народов Сибири и Дальнего Востока", наряду с признанием успеха и значимости издания не только для русской, но и мировой фольклористики, была отмечена и ее социально-злободневная компонента: по словам Марджори Балзер, "это один из подходов к срочной необходимости возрождения национальных традиций и обычаев в хаотичном постсоветском государстве" [7, с.21].

В середине 90-х гг. А.Б.Соктоев заставил заговорить о сибирской фольклористике за пределами России и получил известность в мировом гуманитарном сообществе: он выступал с докладами на форуме фольклористов в Сорбонне, на конгрессе славистов в Польше, публиковал статьи в международных научных сборниках, переписывался и поддерживал дружеские отношения с известным американским фольклористом Джоном Дауэнхауэром, который раньше, чем отечественная критика, дал аналитический обзор девяти вышедшим фольклорным томам первого цикла Серии. Отзывы на "Памятники фольклора" появились в гуманитарных журналах США, Англии, Японии, Турции.

А.Б.Соктоеву была свойственна открытость к обмену научными идеями и концепциями, которые бы соответствовали потребностям времени. Научно-стратегический проект А.Б.Соктоева по спасению, сохранению и дальнейшему развитию национальных культур народов Сибири и Дальнего Востока органично вписывался в общемировой контекст программы устойчивого развития - наиболее оптимальной интеграционной модели существования человечества, представленной на конференции ООН в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. "Конференция по окружающей среде и развитию большое внимание уделила сохранению биологического разнообразия Земли... но не менее важным является спасение культурного "генофонда" человечества, ставящее целью поддержание разнообразия культур и языков. Исчезновение любой национальной культуры - трагедия для всего человечества", - писал он в статье "Национальные культурные ценности как фактор устойчивого развития" [8, с.5]. Александр Бадмаевич считал, что судьбы малочисленных народов и их культур - "на совести человеческой", "на ответственности мира".

Гражданский пафос А.Б.Соктоев привносил во все сферы своей деятельности. Исследования ученых Института филологии в области лингвистики и экспериментальной фонетики, создание словарей и грамматик национальных языков, издание "Памятников фольклора народов Сибири и Дальнего Востока", подготовку специалистов-гуманитариев из числа коренных народов - все это А.Б.Соктоев считал "конструктивной гражданской деятельностью" академической филологии.

Ученый государственного уровня мышления и научного предвидения, он предостерегал, что игнорирование неравномерности развития этносов, равнодушие к разрушению уклада, языков и культур малочисленных народностей могут привести к нестабильности, отчуждению, вражде и иметь "губительные последствия для мировой цивилизации" [8, с.4]. Его понимание культуры как единой коммуникативной системы, соединяющей, а не разъединяющей людей, стало посылом в 21-й век, когда национальные проблемы действительно приобрели взрывоопасный характер.

А.Б.Соктоев был ученым-организатором, умеющим выдвигать и успешно решать значимые для науки проблемы. Запущенный им "интеграционный механизм" оказался способным соответствовать вызовам общества в переломный момент его развития и не дать распасться цепи времен: он аккумулировал культурные ценности прошлого в настоящее, проецируя значимость их для будущего.

Определив и возглавив инновационное научное направление, А.Б.Соктоев вместе со своими соратниками разрабатывал новые принципы управления, методику действий, нацеленных на результат, что обеспечило продвижение проекта в условиях социальной неустойчивости.

Интегративная политика А.Б.Соктоева, обладавшего талантом привлекать к изданию серии представителей междисциплинарных наук, стимулировать претворение в жизнь перспективных научных направлений, в значительной степени формировала профессиональный и нравственный облик научных сотрудников, работавших под его руководством. Их лидер считал, что только ученые, внутренне мотивированные на выдающиеся научные достижения, а не на корыстные, эгоистичные цели, достигают вершинных успехов в науке.

Гармоничное сочетание личных ценностных ориентиров с насущными потребностями времени обеспечило А.Б.Соктоеву победу в том деле, которому он посвятил свою жизнь и в котором реализовался пафос его "гуманистических мечтаний" (самоидентификация Александра Бадмаевича). Признание он получил уже при жизни.

Значимость личности А.Б.Соктоева, выдающегося ученого и уникального лидера в науке, заслуживает специального изучения и будет в полной мере оценена потомками, унаследующими результаты его трудов, которые переживут своего создателя.

С.П.РОЖНОВА,
Институт филологии СО РАН,
Новосибирск
Литература
1. Dauenhauer, Richard. Book reviews // Canadian-American Slavic Studies. - 1996. - N 1 (30).
2.Социологическая энциклопедия. - M.: Мысль, 2003. - Т.1.
3.Соктоев А.Б. Актуальные вопросы научного издания серии фольклорных памятников народов Сибири и дальнего Востока // Социально-культурные процессы в Советской Сибири. - Омск: Изд-во ОмГУ, 1986.
4.Самдан З.Б. Тувиниада А.Б.Соктоева // Фольклор и литература Сибири: памяти Александра Бадмаевича Соктоева. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001.
5.Соктоев А.Б. Академическая серия "Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока". Принципы издания // Изв. СО АН СССР, сер. ист., филол. и филос. - Новосибирск: Наука, 1989. - Вып.3.
6.Леонова Н.В. Воспоминания и раздумья // Фольклор и литература Сибири: памяти Александра Бадмаевича Соктоева. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001.
7.Balzer M.M. Introduction // Culture Incarnate. Native Anthropology from Russia. Edited by M.M.Balzer. - N.-Y.; L.: M.E. Sharpe Armonk, 1995.
8.Соктоев А.Б. Национальные культурные ценности как фактор устойчивого развития // Национальные духовные ценности в контексте устойчивого развития. - Новосибирск: Изд-во СО РАН, 1994.
 
Филологические чтения 2010

 * Рожнова С.П. Александр Бадмаевич Соктоев: феномен научного лидера / Рожнова С.П. // Филологические чтения памяти А.Б.Соктоева: [сб. статей]. - Улан-Удэ: Изд-во Бурят. гос. ун-та, 2010. - С.3-13.

Научные школы ННЦ А.Б.Соктоев | Литература о жизни и деятельностиПодготовили Екатерина Бережная и Сергей Канн  
 


[Начало | О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
В 2004-2006 гг. проект поддерживался грантом РФФИ N 04-07-90121
 
© 2004-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН

Документ изменен: Wed Feb 27 14:56:18 2019. Размер: 50,274 bytes.
Посещение N 2390 с 15.12.2011