Коптюг В.А. Наука спасет человечество (Новосибирск, 1997) - О дальнейшем развитии СO АН СССР

Rambler's Top100
Наука спасет человечество - Содержание
 
 

О ДАЛЬНЕЙШЕМ РАЗВИТИИ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ АН СССР

Выступление на заседании Совета Министров СССР, март 1990 г.

Созданием в 1957 г. Сибирского отделения АН СССР была резко интенсифицирована линия развития академической науки, направленная на ее территориальную децентрализацию. В дальнейшем она была продолжена организацией Уральского и Дальневосточного отделений.

За прошедшее время Отделение сформировалось в достаточно мощную научную силу на Востоке нашей страны. В шести научных центрах - в Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске, Улан-Удэ и Якутске - действуют 63 научно-исследовательские и конструкторско-технологические организации, в которых работают 85 членов АН СССР, 800 докторов и 5300 кандидатов наук, 11 тыс. научных сотрудников. На их счету большое число открытий фундаментального значения, технических и технологических решений мирового уровня, прикладных разработок в интересах региона. Для реализации в народном хозяйстве только в этой пятилетке было предложено более 600 крупных разработок.

Итоги деятельности и стратегия дальнейшего развития Сибирского отделения АН СССР были обсуждены в ноябре 1989 г. на заседании Политбюро ЦК КПСС. Мне представляется, что такое внимание к науке Сибири не случайно. Оно отражает ту роль, которую играет этот огромный регион в народном хозяйстве страны сегодня, и в еще большей степени его будущую роль. В целом для развития научного и сопряженного с ним образовательного потенциала Сибири сделано за прошедшие годы немало. Мы гордимся тем, что вклад ученых Сибирского отделения АН СССР в их формирование оценивается достаточно высоко. Вместе с тем ни правительство страны, ни правительство Российской Федерации, ни мы сами не удовлетворены положением дел в части влияния науки на развитие производительных сил, на социально-экономическое развитие в целом областей, краев и автономных республик Сибири.

Именно этот аспект находился в центре внимания работы комиссии Академии наук СССР, Гособразования СССР, ГКНТ СССР, Госплана СССР и Совета Министров РСФСР, прорабатывавшей концепцию долгосрочного развития Отделения. Хочу с удовлетворением отметить, что разработанная концепция по основным своим положениям хорошо согласуется с обсуждавшейся в феврале этого года на Всесоюзной научно-практической конференции концепцией совершенствования управления научно-техническим прогрессом в условиях радикальной экономической реформы.

Реализуемая в проекте рассматриваемого сегодня постановления Совета Министров СССР концепция развития Сибирского отделения АН СССР ориентирована на преимущественно интенсивный путь, хотя ограничиться только им невозможно. Начну с вопросов, касающихся повышения эффективности работы существующих коллективов.

1. Один из важных резервов повышения эффективности работы лежит на пути сопряженного повышения самостоятельности и ответственности научных коллективов, реализуемом через развитие конкурсной системы финансирования, с гибкой централизованной системой интегрированного использования этих коллективов в разной комбинации для решения долгосрочных и краткосрочных задач.

Для решения крупных междисциплинарных проблем мы уже начали использовать структурированные программы фундаментальных и прикладных исследований Отделения, сопряженные с программами Академии наук СССР и государственными научно-техническими программами. В случае оперативных краткосрочных задач, таких как доведение новых разработок до уровня, удовлетворяющего требованиям промышленности, экспертиза крупных народнохозяйственных проектов и т.п., весьма эффективным оказалось формирование временных целевых межинститутских коллективов, участники которых поощряются после завершения работы. Эти две формы при наличии базового госбюджетного финансирования позволяют сочетать эффективное централизованное управление всеми научно-исследовательскими и конструкторско-технологическими звеньями Отделения с ростом их самостоятельности.

Самостоятельность ни в коем случае не должна рассматриваться как самоцель. Мы должны найти формы, обеспечивающие оптимальное сочетание возможностей творческого самовыражения ученого и коллектива с целевой направленностью работ. Отработка этих форм ведется Отделением в рамках делегированных ему прав. Но один вопрос требует решения правительства. Речь идет о предоставлении Отделению права преобразовывать в рамках имеющихся финансовых возможностей крупные многопрофильные институты в объединенные научно-исследовательские институты, состоящие из ассоциированных тематически более однородных учреждений, имеющих юридическую самостоятельность при сохранении общих служб управления. Этот шаг закладывается как основной при структурной реорганизации и развитии институтов сложившихся научных центров Отделения.

Второй аспект структурной перестройки организации сложившихся научных центров ориентирован на повышение эффективности работы по конечному результату, т.е. по темпам и масштабам передачи научных достижений в народное хозяйство. Отделение, развивая самые разнообразные сложившиеся и новые формы взаимодействия с народным хозяйством, считает все же стержневым моментом наращивание собственной конструкторской и опытно-производственной базы. Это магистральный путь ускорения использования наших научных результатов в народном хозяйстве.

Сегодня в Отделении уже работает девять конструкторско-технологических организаций, три опытных завода, ряд инженерно-технических центров. За 10 лет, с 1979 по 1989 г., объем конструкторско-технологических работ вырос в 5 раз - с 8 до 40 млн руб., общий объем хоздоговорных работ достиг 105 млн руб., - но это позволяет обеспечить конструкторско-технологической проработкой лишь часть создаваемого научного задела Отделения.

Нам необходима помощь в развитии конструкторской и опытно-производственной базы. В условиях отлаженной экономической системы Отделение, видимо, смогло бы в значительной степени само профинансировать эти стройки. Однако сегодня и на ближайшую перспективу это нереально, поскольку прибыль от реализации научных разработок в народном хозяйстве практически в институты не попадает. А она во многих случаях весьма значительна. Например, в 1989 г. НПО "Алтай" начало впервые в мире производство по технологии, в основе которой лежат научные разработки Института гидродинамики им. М.А.Лаврентьева, ультрадисперсных алмазов, имеющих широкие перспективы применения в инструментальной промышленности и машиностроении. Себестоимость 1 кг таких алмазов составляет 3,5 тыс. руб., а зарубежные фирмы платят по 10 тыс. дол.

Напрашивается естественное предложение - создавать совместные предприятия с зарубежными фирмами и решать финансовые проблемы на этом пути. Мы, естественно, используем этот путь. Могу назвать советско-западногерманский томографический центр, советско-югославскую фирму "Цета", советско-болгарское объединение "Зонд" и т.д. Но ключевые разработки, революционизирующие производство, мы предполагаем, пусть и с ущербом для себя, передавать нашей промышленности, прежде всего конвертируемой ее части, помня о том, что в них вложены государственные средства.

Курс на частичное превращение Отделения в реальную производительную силу в части наукоемкой продукции, связанный с наращиванием конструкторско-технологической и опытно-производственной базы, обусловливает необходимость еще одного направления структурно-организационной перестройки наших научных центров. Основными структурными единицами центров вместо научно-исследовательских институтов должны стать научно-технические комплексы, включающие в себя наряду с институтом конструкторско-технологическую организацию и опытное производство.

Сегодня в Отделении уже работает 10 таких НТК. А прообразом их в Сибири является Институт ядерной физики СО АН СССР, разработки и изделия которого, используемые промышленностью, дают сотни миллионов рублей экономического эффекта за пятилетку.

Создание НТК наталкивается на определенные трудности, связанные с тем, что на хозрасчетные конструкторско-технологические и опытно-производственные организации распространяется закон о государственном предприятии. Наш опыт показывает, что между интересами коллективов таких организаций и задачами, для решения которых они создаются, могут возникать серьезные расхождения.

Должен заметить, что НТК могут рассматриваться как предшественники более интегрированной формы - МНТК. Опыт работы МНТК "Катализатор", головной организацией которого является Институт катализа СО АН СССР, показывает, что эта организационная форма, несмотря на все трудности ее становления, является перспективной. Приведу следующие данные. В конце 1985 г. в СССР выпускалось 230 марок промышленных катализаторов. За прошедшие 4 года организациями МНТК "Катализатор" разработано 174 новых образца катализаторов и каталитических процессов. Из них 41 уже реализован в промышленности, 53 полностью подготовлено к внедрению, 42 находятся в стадии опытных работ и по 24 завершена лабораторная разработка. Внедрено 8 и готово к внедрению еще 18 катализаторов для замены закупаемых по импорту. Разработано 30 катализаторов и процессов для решения экологических проблем. Построено и запущено 20 установок для очистки промышленных выбросов от диоксида серы, оксидов азота, оксида углерода, вредных органических веществ. С помощью катализаторов, разработанных МНТК, произведено продукции на сумму более 10 млрд руб.

Серьезный вклад вносит МНТК "Катализатор" в реализацию программы конверсии ряда оборонных предприятий Сибири.

В рамках конверсионных процессов Сибирское отделение АН СССР и Минатомэнергопром СССР договорились о еще более высоком и широком уровне интеграции - создании на основе научных и промышленных организаций двух ведомств, расположенных в сибирском регионе, Восточного научно-производственного комплекса "Микроэлектроника".

2. Важной задачей в стратегии развития Отделения является существенное расширение фронта работ по научному обеспечению прогнозов и планов регионального развития производительных сил, опирающегося на ускорение НТП. Необходимость этого с особой остротой обозначилась в последние два-три года в связи со следующими обстоятельствами:
- повышением самостоятельности и введением элементов самофинансирования и хозяйственного расчета по отношению к административно-территориальным образованиям и республикам;
- обнажившимися в ходе перестроечных процессов крупными научно-техническими, экономическими, экологическими и социальными просчетами в размещении и строительстве крупных народнохозяйственных объектов.

Сейчас фактически идет ревизия всего хозяйственного потенциала Сибири. Несмотря на то, что у Отделения имелся довольно серьезный задел проработок концептуального плана, работы в соответствии с обращениями местных органов власти и поручениями правительств СССР и РСФСР приходится вести сегодня в значительной степени в "пожарном" порядке. Объясняется это тем, что если раньше мы ограничивались рассмотрением развития отраслей промышленности, краев, областей и т.д., то сегодня под давлением новых факторов центр тяжести переносится на конкретные предприятия, конкретные районы, конкретные ситуации. На это налагается пересмотр концептуальных основ инвестиционной политики, структуры народного хозяйства, экономических основ хозяйствования. Требования к науке стремительно возросли.

Хотя работать приходится в "пожарном" порядке и с большим напряжением, но в основном Отделение пока еще, хотя и с большим трудом, справляется с лавинообразным потоком заданий по этому кругу проблем. Чтобы вырваться из "пожарного" режима, мы стремимся заложить организационные основы системного обеспечения потребностей региона в анализе и прогнозе. Например, чтобы перевести экологический "пожар" в русло обоснованных конструктивных решений, приняты следующие системообразующие решения:
- развернута экологическая паспортизация крупных предприятий различных отраслей промышленности;
- в научных центрах создаются подразделения, ориентированные на проблемы промышленной экологии;
- выделяются базовые лаборатории, ответственные за методическое и методологическое обеспечение определения содержания различных типов веществ в различных компонентах окружающей среды;
- часть конструкторской и производственной базы переориентирована на задачи экологического приборостроения;
- создана система стимулирования написания обзоров по разным аспектам экологических проблем;
- создана специальная библиотека по химическим аспектам природоохранной деятельности, создаются специализированные машиночитаемые базы данных;
- отработана система экспертирования проектов крупных народнохозяйственных объектов.

Кстати говоря, в настоящее время мы сдаем вторую, завершающую, часть экологической экспертизы проекта строительства Катунской ГЭС. К этой чрезвычайно сложной и ответственной работе в рамках временного целевого коллектива были привлечены специалисты разного профиля из большого числа институтов Отделения, расположенных в различных городах региона. Были проведены обстоятельные экспедиционные и расчетные работы, сделаны тысячи анализов коренных пород, почв, донных отложении, воды, живых организмов, прежде чем были сформулированы итоговые заключения по проблеме ртутной опасности.

В ходе подобных междисциплинарных работ по анализу и прогнозу экологических, экономических и социальных следствий подготавливаемых решений отчетливо обозначились преимущества комплексности и территориальной распределенности организаций Сибирского отделения АН СССР. Одновременно сказались и "белые пятна" в его структуре. Мы давно ощущаем недостаточность научного обеспечения со стороны Отделения ряда крупных народнохозяйственных комплексов, приуроченных к конкретным регионам Сибири - нефте-газохимического комплекса Западной Сибири, угольного и углехимического - в Кузбассе и машиностроительного. Сегодня эта недостаточность проявляется особенно остро. Именно поэтому в проекте постановления поставлен вопрос о создании трех новых научных центров Отделения - в Тюмени, Кемерове и Омске. Соответствующая опорная кадровая и некоторая материальная база в этих городах заложена в предшествующие годы. Но для ее развития потребуются дополнительные капиталовложения и средства на научно-исследовательские работы.

В сложившихся научных центрах перспективное развитие предусматривает расширение научных исследований по:
- экологическим проблемам;
- лесохимии и переработке растительного сырья;
- новым материалам и ряду направлений, сопряженных с машиностроением.

Особое внимание предполагается уделить комплексу общественных и гуманитарных наук.

Должен заметить, что важным инструментом организации работ по научному обеспечению перспектив экономического и социального развития региона, опирающегося на ускорение научно-технического прогресса, является комплексная региональная научно-исследовательская программа "Сибирь", в рамках которой интегрированы усилия более 700 организаций различных министерств и ведомств.

Одной из важных задач этой программы является развитие фундаментальных и прикладных исследований на стыках наук с целью обеспечения объединенными усилиями ученых Отделения, вузов союзных и республиканских министерств и ведомств научных основ предплановой проработки развития производительных сил одного из важнейших регионов страны. Итоги и задачи работ по этой программе обсуждаются каждые пять лет на всесоюзных конференциях по развитию производительных сил Сибири, принимающих важные для региона рекомендации на перспективу.

Эффективность координации усилий в рамках этой программы весьма высока. Приведу в качестве примера результаты двух совместных работ с учеными и производственниками Министерства геологии СССР, которые в 1989 г. на 28-м Международном геологическом конгрессе были отмечены в числе важнейших достижений геологии последних лет. Одна из этих работ - научное обоснование перспектив нефтегазоносности древних до-кембрийских отложений Сибирской платформы, которое воплотилось в открытии свыше 30 месторождений нефти и газа, в том числе таких, которые обещают быть особо крупными (Юрубчено-Тахомского, Верхнечонского, Среднеботуобинского). Тем самым заложены основы надежной сырьевой базы химической промышленности и энергетики в Восточной Сибири и Якутии.

Вторая работа - открытие и исследование в Северном Казахстане включений алмазов в породах метаморфического типа, не связанных с трубками взрыва.

К сожалению, с переходом на новый хозяйственный механизм стали быстро нарастать трудности в привлечении средств министерств и предприятий на финансирование этой программы. Фактически сейчас находится под угрозой само существование этой комплексной региональной программы.

3. Уделяя большое внимание работам прикладной и региональной направленности, мы не должны забывать, что основой их успеха и деятельности Отделения в целом являются уровень и масштабы фундаментальных исследований. На только что прошедшем Годичном общем собрании Академии наук СССР этой проблеме было уделено много внимания. Поэтому я не буду повторяться. Отмечу лишь, что региональные отделения в части обеспечения фундаментальных исследований бюджетным финансированием, материальными ресурсами и приборами находятся в значительно более трудном положении, чем академические организации европейской части страны.

Нас очень беспокоит сократившийся приток' в науку молодежи, переток квалифицированных научных кадров в другие сферы деятельности и начинающаяся "утечка умов" за рубеж. Необходим комплекс мер, ориентированных на повышение продуктивности и престижности работы ученых в региональных научных центрах. В качестве одной из таких мер мы считаем целесообразным создание на базе ряда институтов, занимающих передовые позиции в мировой науке, международных исследовательских центров.

Наиболее продвинута организация Байкальского международного центра экологических исследований. Хотя его статус еще не получил официального оформления, совместные работы с учеными многих стран идут уже полным ходом.

Нам представляется, что перевод международного сотрудничества на такую основу позволяет создать предпосылки для минимизации "утечки умов", если, конечно, одновременно удастся решить острые социальные проблемы наших научных центров.

Отделению нужна серьезная помощь в расширении строительства жилья, развитии базы соцкультбыта и обеспечении инженерной инфраструктуры научных центров. Специфика наших научных центров состоит в том, что они по всем аспектам жизнеобеспечения поддерживаются и развиваются Отделением. На это уходит значительная часть выделяемых нам капиталовложений. Так, в двенадцатой пятилетке плановый объем строительно-монтажных работ в целом по Отделению составлял 35 млн руб. в год, из них 20-22 млн руб. (т.е. в среднем 3,5 млн руб. на каждый центр) направлялось на развитие инфраструктуры и социальной базы, включая жилье. Это слишком мало. В итоге очередь нуждающихся в жилье в Сибирском отделении АН СССР достигла 12 тыс. человек (20% работающих) и не сокращается, хотя план по строительству жилья Отделение не только выполняет, но и перевыполняет.

Решить эту и другие быстро нарастающие в научных центрах социальные проблемы в рамках выделяемых капиталовложений не представляется возможным. Здесь Отделению нужна серьезная помощь.

 СО РАН 
  
 
О дальнейшем развитии Сибирского отделения АН СССР // Коптюг В.А. Наука спасет человечество. - Новосибирск: Издательство СО РАН НИЦ ОИГГМ, 1997. - С.46-50.
 
НазадСОДЕРЖАНИЕФАЙЛ PDFПродолжение

В.А.К. | О Коптюге | Новости | Труды | Идеи | Библиотека | Каталог | Интернет | Альбом | Поиск

  © 1997-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирский Академгородок)  

Модификация: Wed Feb 27 14:49:10 2019 (41,423 bytes)
Посещение 2482 с 11.04.2011