ИЗ ВСТУПИТЕЛЬНОГО СЛОВА НА ГОДИЧНОМ ОБЩЕМ СОБРАНИИ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ АН СССР (Дается по тексту в газете «Наука в Сибири», 1984, N 10, 8 марта) Москва, 3 марта 1983 г.
Сибирское отделение АН СССР на всех этапах своего развития уделяло серьезное внимание развитию тесных связей с народным хозяйством, поиску путей ускоренной реализации достижений науки в практике.
Все это получило должную оценку партии и правительства, когда в 1982 году Сибирское отделение АН СССР было награждено орденом Ленина.
Однако выдвигаемые партией и правительством новые задачи столь глобальны, что сегодня мы не вправе считать, что наша деятельность в полной мере удовлетворяет новому уровню требований. Серьезные недоработки академической науки отмечены в Постановлении ЦК КПСС о работе Уральского научного центра. Коллективы наших организаций, Президиум СО АН СССР в течение 1983 года внимательно проанализировали возможности дальнейшего повышения эффективности научных исследований и ускорения реализации достижений науки в народном хозяйстве. Активы, прошедшие во всех наших научных центрах, серия расширенных заседаний Президиума Отделения позволили приступить к реализации ряда дополнительных мероприятий, ориентированных на решение указанных вопросов.
Мне бы хотелось еще раз остановиться на тех направлениях работы, которые в свете решений партии и правительства должны постоянно находиться в центре нашего внимания.
Начну с вопроса об усилении роли и ответственности АН СССР в деле объединения научных сил страны независимо от их ведомственной принадлежности. Для Сибирского отделения АН СССР основным путем решения этого вопроса является развитие работ по координируемым программам с министерствами, а в региональном плане - по программе «Сибирь».
Объем договорных работ в интересах министерств и ведомств достиг внушительных размеров. При институтах Отделения функционируют 34 отраслевых отдела и лаборатории, 16 из которых созданы за последние три года. Особое внимание на нынешнем этапе должно уделяться эффективности наших совместных работ с министерствами. Это требует, в частности, повышения удельного веса крупных комплексных работ и усиления контроля за реализацией совместных планов внедрения. Следует активнее добиваться включения крупных разработок, выполненных в интересах министерств или совместно с министерствами, в государственные планы по новой технике.
Растут эффективность и целевая направленность работ по программе «Сибирь», отдельные блоки которой утверждены в начавшемся году ГКНТ.
| Программа «Сибирь» была утвержденна Госкомитетом по науке и технике СССР и Президиумом АН СССР как региональная программа государственного значения |
На повестке дня - создание системы ее организационного сопровождения. Руководствуясь необходимостью дальнейшего повышения роли программно-целевого планирования развития науки и техники, мы усилим контроль за ходом работ по целевым комплексным программам ГКНТ, Госплана СССР и АН СССР.
Большая работа должна быть проведена Президиумом СО АН СССР по развитию форм программно-целевой работы в рамках самого Отделения. В этой области мы имеем неплохой опыт работы. Сошлюсь в качестве примера на проводившиеся в течение почти 10 лет под эгидой Научного совета по автоматизации и Президиума СО АН СССР работы по автоматизации научных исследований и производства. Опираясь на методологические разработки Института автоматики и электрометрии, СКВ научного приборостроения и Института ядерной физики, институты и КБ Отделения выполнили значительный объем работ в интересах промышленности и самой науки.
Я выбрал этот пример потому, что в решениях пленумов ЦК КПСС, в Постановлении ЦК КПСС и СМ СССР «О мерах по ускорению научно-технического прогресса в народном хозяйстве» подчеркивается, что автоматизация - это стержневая линия ускорения научно-технического прогресса.
Ориентируясь на эти задачи, Президиум СО АН СССР принял решение о реорганизации выполнившего свои задачи Совета по автоматизации научных исследований в Проблемный совет по автоматизации, вычислительной технике и приборостроению в составе трех секций и о создании Сибирского центра развития вычислительных систем сбора, обработки, отображения информации и управления - своеобразного объединения институтов для работы по целевым проектам в рассматриваемой области. Для усиления уровня организационной работы Центр возглавляется административным Советом директоров, призванным обеспечить проведение в жизнь коллективно выработанной специалистами и одобренной Президиумом Отделения линии. Сейчас секции Проблемного совета завершают подготовку предложений по целевым проектам. <...>
...Развитие и использование опытно-конструкторской базы у нас шло преимущественно на централизованной основе, что сыграло положительную роль на стадии организации опытно-конструкторской базы, как в области централизации средств, так и для удовлетворения интересов разных институтов. Однако сегодня, когда наши институты располагают мощным научным заделом по ряду важных направлений, целесообразность дробления потенциала каждого СКВ на квоты для разнородных работ многих институтов стала вызывать сомнение.
Этот вопрос очень остро обсуждался на ряде расширенных заседаний Президиума СО АН СССР, и в результате было принято постановление о целесообразности создания в ряде случаев под решение особо крупных задач на оговариваемый срок НТО в составе головного института и соответствующего СКВ (СКТБ), резервируя для решения других проблем институтов до 25% потенциала СКВ. В настоящее время готовится проработка конкретных предложений по этому вопросу.
Особого внимания заслуживает вопрос о развитии опытно-конструкторской базы в Иркутске, Красноярске и Якутске; по Томску перспективы у нас неплохие.
Президиумом разработаны мероприятия и принято специальное постановление о дальнейшем совершенствовании взаимодействия наших институтов и отраслевых НИИ и СКТБ, расположенных в зоне новосибирского Академгородка.
Ряд специфических особенностей организации выхода в народное хозяйство имеет биологическая наука. Конечно, и в этой области мы должны развивать нашу опытно-производственную базу. Одно из исключительно важных направлений - формирование научного, экспериментального и производственного комплексов в Черге. К сожалению, дела там идут медленнее, чем требуется. Активизируя работу по Чергинскому центру, не забывая об экспериментальном хозяйстве в Новосибирске и нашем взаимодействии с совхозами «Искитимский» и «Медведский», мы должны расширять и укреплять наше сотрудничество с СО ВАСХНИЛ.
Дальнейшего расширения требуют и наши связи с СО АМН СССР. Представляется, в частности, необходимым расширить наши совместные работы в направлении развития методов и технических средств массовой диспансеризации населения.
Серьезнейшие новые задачи поставлены и в сфере подготовки и переподготовки кадров. Наши совместные усилия с Минвузом РСФСР по широкому внедрению ЭВМ в учебный процесс, по формированию молодых специалистов, свободно владеющих вычислительной техникой и основами программирования, по широкому распространению в производственной сфере знаний о современных средствах автоматизации, включая микропроцессорную технику, получают сейчас новое звучание в связи с той ролью, которая отводится сегодня автоматизации в ускорении научно-технического прогресса...
Под постоянным вниманием партийных органов находится создание материальной базы, кадрового потенциала и эффективности сибирской академической науки в городах, в которых расположены наши основные научные центры - в Новосибирске, Иркутске, Красноярске, Томске, Улан-Удэ и Якутске. Активную позицию в развитии сети научных учреждений Сибирского отделения АН СССР занимают и другие крайкомы и обкомы Сибири.
Благодаря постоянной помощи Алтайского крайкома КПСС планомерно развиваются и в целом успешно выполняют возложенные на них задачи подразделения Отделения в г. Барнауле. Будем надеяться, что наши объединенные усилия обеспечат и должное развитие Генетического центра в Черге.
Сибирское отделение АН СССР признательно Кемеровскому обкому КПСС за проявленную инициативу по созданию и активную помощь по формированию научного коллектива и материальной базы Института угля, перед которым поставлены очень серьезные задачи.
По согласованию с Омским обкомом КПСС в 1983 году проведено объединение наших механике-математических подразделений в Омске и разработан план развития в XI пятилетке отделов Института катализа и Вычислительного центра Отделения. Мы надеемся, что эти шаги будут содействовать более целенаправленной работе в интересах фундаментальной науки и промышленности г. Омска.
Вместе с Тувинским обкомом КПСС и Советом Министров Тувы прорабатывается вопрос о расширении стационарной базы академической науки в Кызыле.
Совместным решением Президиума СО АН СССР и Тюменского обкома КПСС создан и развернул работу Научный совет СО АН СССР по проблемам Тюменского нефтегазового комплекса. При активной помощи обкома в настоящее время формируются в Тюмени отдел Сибирского энергетического института и отделение инженерной геокриологии Института геологии и геофи-зики СО АН СССР.
Благодаря инициативе и поддержке Читинского обкома КПСС создан Институт природных ресурсов СО АН СССР, исследования которого ориентированы на освоение Удоканского месторождения меди.
Сказанное не означает, что к настоящему времени решены все вопросы формирования региональной сети научных подразделений академической науки по территории Сибири. Здесь предстоит еще очень большая работа.
В заключение хочу отметить, что, концентрируя сегодня наше внимание на вопросах взаимодействия науки и народного хозяйства, мы не имеем права забывать, что это лишь одна сторона нашей ответственности за ускорение научно-технического прогресса в стране, вторая сторона - это фундаментальные исследования - животворный родник, питающий научно-технический прогресс принципиально новыми решениями.
Представляется целесообразным провести в середине этого года специальную научную сессию, посвященную смотру новых достижений Отделения в области фундаментальных исследований.
СООБЩЕНИЕ О ВЫБОРАХ СОТРУДНИКОВ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН ДЕПУТАТАМИ ВЕРХОВНОГО СОВЕТА СССР Газета «Наука в Сибири», 1984, N 10, 8 марта
4 марта с. г. состоялись выборы в Верховный Совет СССР. В результате голосования депутатами высшего органа государственной власти страны избраны работники Сибирского отделения АН СССР:
ИСАЕВ Александр Сергеевич - депутат Совета Национальностей Веpховного Совета СССР по Ширинскому избирательному округу N 735 Красноярского края.
КОПТЮГ Валентин Афанасьевич - депутат Совета Национальностей Веpховного Совета СССР по Новосибирскому избирательному округу N 21.
ЛОГАЧЕВ Николай Алексеевич - депутат Совета Союза Веpховного Совета СССР по Иркутскому избирательному округу N 165.
ЧЕРСКИЙ Николай Васильевич - депутат Совета Национальностей Веpховного Совета СССР по Ленинскому избирательному округу N 692 Якутской АССР.
А также ЛЫКОВ Геннадий Дмитриевич (Управление строительства «Сибакадемстрой») - депутат Совета Союза Верховного Совета СССР по Кировскому избирательному округу N 229 Новосибирской области.
ПИСЬМО ВИЦЕ-ПРЕЗИДЕНТУ АН СССР АКАДЕМИКУ Е.П.ВЕЛИХОВУ ПО ПОВОДУ ОБРАЩЕНИЯ АКАДЕМИКА Ю.Е.НЕСТЕРИХИНА В ПРЕЗИДИУМ РАН 13 апреля 1984 г., Москва
Глубокоуважаемый Евгений Павлович!
Институтом автоматики и электрометрии Сибирского отделения АН СССР действительно выполнен большой объем работ по созданию новых типов приборов, систем и средств автоматизации (по ряду позиций совместно с СКВ научного приборостроения). Постановка вопроса об ускорении тиражирования или организации серийного производства (например, лазерных измерителей) по многим разработкам Института заслуживает всемерной поддержки. В этом плане было бы полезным, если бы комиссия, возглавляемая Л.В.Смирновым, дала поручения соответствующим министерствам рассмотреть конкретные предложения ИАиЭ. Это, очевидно, необходимо и для решения вопроса о возможности выделения квот по производству на заводах «Коминтерн», НПЗ им. В.И.Ленина, ПО «Электроника» и НПО «Восток».
По организационным вопросам, поднимаемым академиком Ю.Е.Нестерихиным, хочу сообщить следующее:
1) Вопрос о переводе ИАиЭ в специальную категорию финансирования поставлен СО АН СССР перед соответствующими инстанциями в 1983 году, и по нему, насколько нам известно, готовится положительное решение.
| Беседа с академиком Ю.Е.Нестерихиным. Поиск компромисса |
2) Возможность интеграции ИАЭ и СКВ НП вполне реальна. Президиум СО АН СССР принял в конце прошлого года постановление (N 553 от 16.12.83 г.), в котором специально отмечено (п. 3), что с целью ускоренной разработки важнейших научно-технических проблем Президиум СО АН СССР считает возможным передавать СКВ Отделения на оговариваемый срок (на пятилетку с последующим пролонгированием, если это окажется необходимым) в состав научно-технических объединений во главе с соответствующими институтами. Для принятия такого решения Президиум СО АН СССР должен получить программу работы предполагаемого объединения, содержащую сформулированные цели и этапы. Этот путь Юрию Ефремовичу известен.
3) Предложение о переводе СКВ НП с хозяйственного расчета на систему работы по специальной деятельности представляется мне преждевременным. Для решения этого вопроса необходимо специальное правительственное решение (как это было по ИЯФ), и поэтому он требует более обстоятельного обоснования. Последнее требует внесения полноты ясности в задачи, структуру и пути формирования объединения.
4) Вопрос о строительстве опытного производства для ИАиЭ наиболее сложен. Развитие опытно-конструкторской и опытно- производственной базы Отделения в Новосибирске требует решения целого комплекса проблем. Например, сейчас мы вкладываем значительные средства в строительство второй очереди опытного производства ИЯФ. Завершение этого строительства планируется на 1985 год, но пока не ясно, как мы сумеем обеспечить набор рабочих при том ограниченном объеме строительства жилья, который нам выделен на 1984 и 1985 годы.
Понимая всю важность ускоренного развития конструкторского и опытно-производственного звеньев, сдерживающих передачу в народное хозяйство многих наших разработок, Президиум СО АН СССР обратился в Госплан СССР с настоятельной просьбой предусмотреть выделение Сибирскому отделению АН СССР на XII пятилетку капиталовложений в объемах, которые позволили бы преодолеть накопившиеся трудности развития территориально обособленных научных центров Отделения, и в первую очередь Новосибирского. Наше обращение было поддержано СМ РСФСР, АН СССР и ГКНТ. Имеется специальное поручение Секретариата ЦК Госплану СССР внимательно рассмотреть просьбу СО АН СССР и принять меры к исправлению положения с планом на XII пятилетку. Однако пока цифры, называемые отделами Госплана СССР, ниже того, что вошло в план XI пятилетки.
Суммируя все изложенное выше, представляется целесообразным просить по записке академика Ю.Е.Нестерихина принять следующее решение:
1) поручить соответствующим министерствам рассмотреть возможность реализации разработок ИАиЭ и выделения квот на предприятиях, упомянутых в записке;
2) принять к сведению согласие Президиума СО АН СССР на организацию научно-технического объединения на базе ИАЭ и СКВ НП;
3) предложить Госплану СССР ускорить исполнение поручения Секретариата ЦК КПСС по вопросам развития Сибирского отделения АН СССР. Академик Коптюг
ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО НА IV СЕССИИ НАУЧНОГО СОВЕТА СО АН СССР ПО ПРОБЛЕМЕ РАЗВИТИЕЯ НЕФТЕГАЗОВОГО КОМПЛЕКСА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ Новосибирск, 14 мая 1984 г.
Президиум СО АН СССР придает большое значение развитию Западно-Сибирского нефтегазового комплекса (ЗСНГК). Думается, что теперь из Тюмени к ученым будут обращаться чаще. Объясняется это тем, что проходят времена преимущественно фонтанного способа добычи. На практике все чаще и чаще приходится сталкиваться с новыми проблемами, трудностями. Растет необходимость в серьезных научных проработках. Средства на развитие ЗСНГК выделяются и будут выделяться, но направления их использования растут: это и сырьевая база, и обустройство, и развитие переработки сырья на месте. Последние два года налаживается взаимодействие с тюменцами: создан Научный совет, включающий широкий круг специалистов, решен ряд важных вопросов. Все это актуально именно сейчас, когда приходится просматривать различные варианты развития и капиталовложений.
Очень важен вопрос сбалансированности всех отраслей, добывающих и перерабатывающих. Наука оказывает конкретную помощь, в институтах Катализа, Теплофизики, Мерзлотоведения ведутся серьезные исследования. Но, исходя из их размаха, из того значения, которое имеет Тюмень для страны, необходимо эти работы наращивать и развивать взаимодействие.
Надо сказать, что это не так просто. Дополнительные обязательства брать очень трудно, так как предел финансирования разработок уже достигнут. Нужно, чтобы результаты достигнутого между нами взаимодействия приняли форму определенного плана со сроками и обязательствами. Новые предложения следует подавать в виде технических заданий с отражением существующего уровня новой разработки, экономического эффекта. Важно, чтобы институт, которому предлагается заявка, видел значимость этой работы и мог определить возможность своего подключения к этой работе. Кроме Научного совета есть Президиум СО АН, который может направлять заявки разным институтам. Дело в том, что существует ряд проблем, некогда решенных, но забытых. Например, сейчас «всплывает» проблема транспортировки парафинистых нефтей в условиях низких температур, хотя она уже была решена: разработаны присадки для парафинистых нефтей, снижающие их вязкость и облегчающие транспортировку. Эту работу нужно поднять и посмотреть. При составлении плана совместных действий следует выделить приоритетные направления, по которым требуются немедленные решения, и вопросы, выходящие за рамки нашей компетенции. Президиум рассмотрит полный перечень необходимых мероприятий для решения проблемы.
Расчленение плана на мероприятия, находящиеся в стадии совместной проработки, и мероприятия, требующие немедленного решения, облегчит нашу работу.
| Два депутата. Беседа на тюменских дорогах |
Еще одним очень серьезным обстоятельством является развитие научных подразделений в г. Тюмени. Они укрепят взаимосвязь с различными лениями Сибирского отделения, станут в значительной степени проводниками деятельности институтов СО АН СССР. Сейчас уже созданы отдел инженерной геокриологии Института геологии и геофизики, филиал Сибирского энергетического института. Однако этот вопрос решается медленно. Очень важная сейчас здесь проблема - кадры высокой квалификации.
В заключение хочется выразить признательность всем товарищам, которые приехали к нам, и Научному совету за большую работу, проделанную им, и пожелать в дальнейшем наращивать усилия и темпы.
ИЗ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА КОЛЛЕГИИ ГОСПЛАНА СССР, ПОСВЯЩЕННОЙ РЕАЛИЗАЦИИ РАЗРАБОТОК ИНСТИТУТОВ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ В НАРОДНОМ ХОЗЯЙСТВЕ Москва, 4 сентября 1984 г.
...Конкретизируя задачи, стоящие перед сибирской академической наукой в связи с постановлениями партии и правительства по ускорению научно-технического прогресса, Президиум СО АН СССР отметил, что развитая в Отделении в предшествующие годы организационная система координации и обеспечения работ, проводимых в интересах народного хозяйства, должна быть дополнена звеном сопровождения перспективных разработок на этапе от опытно-промышленных испытаний до их широкого внедрения в народное хозяйство. Функционирование этого звена предполагает совершенствование форм взаимодействия Отделения с министерствами и ведомствами, Советом Министров и Госпланом РСФСР, ГКНТ и Госпланом СССР на стадии формирования отраслевых и государственных планов развития народного хозяйства, а также целевых комплексных научно-технических программ.
Президиум Отделения полагает, что на нынешнем этапе необходима максимальная конкретизация работ по продвижению каждой потенциально важной разработки в народное хозяйство. Это требует определенной перестройки нашей работы.
В соответствии с этим в Отделении проведена своеобразная «инвентаризация» разработок, в результате которой отобрано 186 крупных работ, которые представлены в Госплан СССР, Государственный комитет СССР по науке и технике, Совет Министров РСФСР и Госплан РСФСР, а также в 62 союзных министерства и ведомства для рассмотрения с целью широкого использования этих разработок в народном хозяйстве в XII пятилетке. Описания всех разработок оформлены в единообразной аннотированной форме.
По «степени готовности» представленные разработки можно разделить на три основные группы. Первая, в соответствии с рекомендациями Госплана СССР, включает разработки, уже освоенные одним или несколькими предприятиями, но реальные возможности использования которых в народном хозяйстве значительно шире. В этом случае речь идет о расширении сферы внедрения. Вторая группа состоит из разработок, прошедших достаточную предпроизводственную проверку и требующих ускорения первичного внедрения. К третьей группе относятся разработки, рекомендуемые для ускоренной конструкторской или опытно-промышленной проверки, которую не может по тем или иным причинам организовать СО АН СССР. В эту группу включены только те разработки, которые могут быть доведены до стадии производства уже в XII пятилетке. Их целесообразно было бы учесть при корректировке существующих и формировании новых целевых научно-технических программ.
Значительную часть предложений СО АН СССР составляют новые технологические и технические решения, внедрение которых может обеспечить значительную экономию трудо-, ресурсе- или энергозатрат, существенное повышение качества продукции, расширение ее ассортимента, отказ от импорта. <...>
Рассмотрение представленных Сибирским отделением разработок еще не завершено. Из 57 министерств и ведомств, в которые были направлены материалы, ответы пока поступили от 27 министерств, т.е. от половины. Предварительный итог таков:
7 работ рекомендовано включить в государственный план;
36 работ рекомендовано включить в отраслевые планы;
11 - в целевые комплексные программы ГКНТ.
Итого: 54.
Если по второй половине министерств результаты будут аналогичными, то по примерно 60% представленных разработок будут определены пути их продвижения в народное хозяйство.
Как Сибирское отделение, так и отраслевые отделы Госплана не вполне готовы в организационном плане к массовому продвижению достижений НТП в народное хозяйство.
B частности, институты и КБ СО АН должны усилить подготовительную работу с министерствами и работу по обоснованию экономической эффективности новых разработок.
В то же время Отделение не может взять на себя определение объемов потребления, наблюдение за своевременным выставлением заявок потребителями министерству-производителю, сопряжение ряда министерств при межотраслевом характере разработок.
В ряде случаев неоправданно сужен перечень рассматриваемых работ. Например, отдел Госплана СССР направил на рассмотрение в Минэлектропром (МЭП) всего две работы, хотя СО АН рекомендовало этому министерству 31 разработку.
Не по всем министерствам ощущается поворот к поиску новых технических и технологических решений. Например, в то же МЭП наряду с двумя работами, направленными Госпланом, СО АН само направило все 186 разработок. Но ответ пришел только по двум работам, а по другим 184 представленным разработкам ответили коротко - «Возражений против представленных СО АН разработок не имеем».
В то же время многие министерства рассмотрели не только те разработки, которые мы предлагаем реализовать на их предприятиях, но и разработки, интересующие их как потребителей, и выдвинули свои соображения.
Анализ, который будет проведен после получения ответов от всех министерств и дополнительных обсуждений, представит интерес не только для СО АН, так как на таком большом массиве новых разработок выявляются все трудности и подводные камни «внедрения». Это предмет для отдельного обсуждения. | Выставка «Сибирское отделение АН СССР - народному хозяйству» в Госплане СССР. Детали, отштампованные, с помощью взрыва, председателю Госплана Н.К. Байбакову демонстрирует профессор А.А.Дерибас (Институт гидродинамики им. М.А.Лаврентьева). Август 1984 г. |
Замечу лишь, что особенно трудно идет обсуждение работ, по которым СО АН закончило НИР, но по тем или иным причинам не может организовать ОКР. Здесь часто сказывается негативное отношение головных отраслевых НИИ к чужим разработкам. А Отделение, не выпустив малой серии приборов или установок, не имеет достаточных аргументов, чтобы сломить эту позицию.
Здесь уместно перейти ко второй части моего доклада - вопросу о дальнейшем развитии СО АН СССР.
Одним из важнейших вопросов при планировании развития Сибирского отделения АН СССР на XII и последующие пятилетки является:
1. Расширение конструкторской и опытно-производственной базы. Опыт работы показывает, что наиболее крупный экономический эффект дают принципиально новые технические и технологические решения и именно по ним труднее всего организовать взаимодействие академической науки с отраслями. Продвижение таких разработок в народное хозяйство требует доведения их институтами до особо высокой степени готовности к промышленной реализации.
За период с 1978 по 1983 г. Отделением в дополнение к трем уже существовавшим конструкторским бюро организованы еще четыре. Эти организации вместе с ранее созданными СКВ уже вносят весомый вклад в доведение разработок институтов Отделения до народного хозяйства. К сожалению, лишь одному из четырех новых СКВ Отделение смогло построить производственную базу, да и по двум ранее созданным СКВ (СКВ гидроимпульсной техники и СКВ научного приборостроения) она очень ограничена и не позволяет обеспечить требуемый объем работ.
Замечу, что при этом нам снизили объем капитальных вложений с 15 млн руб. в 1984 г. до 30-40 млн руб. в XII пятилетке.
Необходимо в связи с этим в XII и следующих пятилетках обеспечить рабочими площадями и производственной базой конструкторские организации Отделения, расположенные в Новосибирском научном центре, и формированию опытно-конструкторских подразделений в научных центрах Иркутска, Красноярска, Якутска и Улан-Удэ.
2. В отношении научно-исследовательских учреждений Отделения. Основной упор в XII и XIII пятилетках будет сделан на обеспечение условий эффективной работы существующей сети институтов и развитие их базы, предусмотренное директивными постановлениями по целевым направлениям научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. В то же время необходимо решить ряд важнейших вопросов достройки этой сети в таких крупных промышленных и хозяйственных центрах, как Барнаул, Кемерово, Кызыл, Омск, Тюмень, Чита, где функционируют подразделения институтов Сибирского отделения АН СССР. Вопрос об усилении этих подразделений очень остро ставится краевыми и областными партийными и советскими органами.
3. Третья задача состоит в преодолении отставания в развитии инфраструктуры научных центров Сибирского отделения.
Отделение развивается в основном в виде обособленных научных и жилых образований - академических городков - на не освоенных площадках, что требует крупных вложений в создание и поддержание систем тепло-, электро- и водоснабжения, канализации, дорог, жилья, объектов торговли, медицины, народного образования и т.д.
Недостаточное выделение капитальных вложений на развитие инфраструктуры академгородков Отделения в предшествующие две пятилетки, а также резкое возрастание расходов на капитальный ремонт и реконструкцию существующих зданий и сооружений Отделения, построенных в основном в 60-х годах, создали напряженную обстановку в научных центрах Отделения, особенно в Новосибирском, где практически исчерпаны ресурсы по всем системам жизнеобеспечения. Критическое положение сложилось и по жилью. Институты не имеют возможности приглашать на работу молодых перспективных специалистов. Ситуация усугубляется тем, что в XII пятилетке начнется массовый уход на пенсию очень большого контингента специалистов всех уровней, пришедших на работу в организации Отделения в первые годы его создания.
4. Остро стоит вопрос об усилении бюджетного финансирования институтов Сибирского отделения АН СССР. В настоящее время фактическая доля финансирования через хоздоговоры достигла по Сибирскому отделению АН СССР 38 %, тогда как по Академии наук СССР в целом эта доля составляет около 25 %. Эта тенденция изменения пропорций финансирования институтов Отделения является исключительно опасной, так как может нанести труднопоправимый ущерб фундаментальным исследованиям - важнейшему источнику, питающему научно-технический прогресс. * * *
Президиум СО АН СССР информировал ЦК КПСС о трудностях развития Отделения на нынешнем этапе. В решении Секретариата ЦК КПСС содержится поручение Госплану СССР содействовать Сибирскому отделению АН СССР в преодолении указанных трудностей при формировании плана XII пятилетки. В ходе подготовки данного заседания руководством Госплана на основании анализа представленных СО АН материалов принято решение - соответствующим образом скорректировать контрольные цифры к проекту плана на XII пятилетку, за что я хочу выразить искреннюю признательность от всего коллектива Отделения.
Это, несомненно, будет содействовать повышению эффективности работы Отделения. Академик Коптюг
СТРАТЕГИЯ ВЫБОРОВ В АН СССР ТЕЗИСЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ НА ЗАСЕДАНИИ ПРЕЗИДИУМА СО АН СССР ПЕРЕД ОБЩИМ СОБРАНИЕМ АН СССР Москва, декабрь 1984 г.
1. Набор специальностей задан. Он, конечно, не решает всех наших проблем по выборам в АН ведущих ученых, работающих в Сибири. На наборе специальностей сказались наряду с нашими интересами многие привходящие обстоятельства, отражающие тенденции в АН в целом и в установках правительства по усилению ряда направлений науки.
В рамках этих тенденций необходимо было добиться максимального удовлетворения интересов СО АН. В значительной степени это удалось. Начинали с 0/2; имеем 7/9, Δ = 7/7 (Цифра - число вакансий на выборах, выделенных для СО АН (числитель - академиков, знаменатель - членов-корреспондентов), Δ - приращение (прим. составителей).).
На этих выборах мы не имеем возможности решить вопросы по таким важным направлениям, как математика, механика, химия, энергетика. Если мы полностью используем предоставленные возможности по этим выборам, то тем самым облегчим решение вопроса по этим специальностям на следующих выборах.
Таким образом, прежде всего надо использовать все выделенные вакансии.
2. При обсуждении в Президиуме АН СССР и директивных инстанциях вопроса о выделении СО АН вакансий нашла полное понимание и поддержку наша линия на укрепление филиалов Отделения. Высоко было оценено избрание в прошлые выборы ученых филиалов академиками и членами-корреспондентами. Половина потенциала СО АН сейчас сосредоточена в филиалах, и было бы логично, если бы мы примерно в такой же пропорции разделили предоставленные нам вакансии.
3. СМ РСФСР и ЦК КПСС выражали по прошлым выборам неудовлетворенность тем, что мы не уделяли должного внимания ученым, работающим в системе высшего образования. При обсуждении выделения вакансий на эти выборы было высказано настойчивое пожелание обратить на это обстоятельство самое серьезное внимание.
4. При принятии решения о том, сколько кандидатов нам следует представить в специализированные отделения на каждую вакансию, надо учитывать два важных фактора:
а) пытаться, где возможно, избрать больше действительных членов и членов-корреспондентов, чем имеется вакансий;
б) если есть опасность разбиения голосов в специализированных отделениях, отказываться от такой попытки и рекомендовать лишь одного кандидата.
Товарищи! Успех прошлых выборов был, конечно, обусловлен тем, что мы выдвигали очень достойных ученых. Но немаловажную роль сыграло и то, что члены Отделения смогли поставить интересы Отделения в целом выше интересов каждого отдельного направления и личных симпатий и антипатий. Если мы сможем продемонстрировать аналогичное единство интересов и в этот раз, то сумеем решить многие проблемы на этих выборах и заложить хорошую основу для получения вакансий и на следующих выборах.
Руководствуясь изложенным, целесообразно по выборам действительных членов избрать следующую стратегию:
1) специальность «геология, геофизика, горное дело»: вакансий - 2.
Надо поставить задачу - избрать 3, шансы есть; но если мы выпустим 4, то есть опасность отвлечения части голосов;
2) специальность «общая биология» - 1.
Очень рискованно пытаться проводить 2, так как в Отделении всего 8 академиков (надо набрать 6 голосов).
3) специальность «элементная база» - 1. Предложение: всемерно поддержать единую кандидатуру.
4) специальность «информатика» - 1, есть шансы избрать двоих.
5) специальность «физика» по Отделению ядерной физики - 1.
Ситуация сложная; Отделение не получило вакансий действительных членов, чем сильно раздражено. ОЯФ считает, что у них есть кандидатуры сильнее, чем наши, и поэтому будут трудности в проведении наших кандидатов. Если мы представим 2, то сильно осложним свою работу в ОЯФ, так как дадим возможность ссылаться на разделение голосов. Надо рекомендовать 1.
6) специальность «физика» по Отделению общей физики и астрономии - 1.
Из рассмотренных ранее вакансий мы хотим избрать на 6 вакансий 6 новосибирцев и 2 представителей филиалов. Очевидно поэтому, что эту вакансию нам следует отдать представителям филиалов, тем более, что она в самый последний момент утверждения вакансий и была нам выделена целевым образом для решения проблем филиалов!!!
7) специальность «машиностроение» - не наша вакансия. Надо рекомендовать.
Члены-корреспонденты:
1) специальность «физика» - 1.
Целесообразно по этой специальности попробовать шансы представителей высшей школы. Поскольку по нашим институтам мы решаем выборные проблемы по другим отделениям, целесообразно также отвести кандидатуру от СО АН в пользу томичей из вузов.
2) информатика - 1. Зондаж Отделения показывает, что наибольшие шансы имеют два кандидата, их и надо проводить.
3) элементная база - 1.
Можно попытаться избрать 2.
4) математика
Определять самим математикам, так как настроения Отделения трудно понять.
5) физическая химия - 1. В ООТХ нет своих выборов, поэтому не следует пускать одного.
6) физиология растений - 1.
2 или 1.
7) минералогия, петрография, геохимия - 2.
Надо рассчитаться с долгами, ранее ИГиГ пожертвовал своими интересами:
надо избирать 3.
8) экономика - 1.
Нет выбора, только один, хотя следовало бы взвесить шансы на будущее и других.
|