| из книги: НОВОСИБИРСК. 100 ЛЕТ. СОБЫТИЯ. ЛЮДИ: 1893-1993* |
ПОСЕЛОК НОВОНИКОЛАЕВСКИЙ. 1894-1896(продолжение)
|
20 МАРТА. На территории первой базарной площади в устье Каменки (в районе нынешнего автовокзала) открыт магазин «универсальной торговли» купца Е.А.Жернакова. Купцы Новониколаевска считали эту дату днем рождения города, подчеркивая этим, что своим возникновением он обязан им, торговцам.
«...В недалеком будущем с открытием Сибирского железнодорожного пути пункт пересечения... главного водного пути Сибири Оби будет иметь большое значение в торгово-промышленном отношении, и почти безошибочно можно сказать, что на месте ныне существующих села Кривощековского и выселка на правом берегу Оби не более как через 10-12 лет образуется один из лучших городов Сибири в торговом отношении». (Из доклада помощника начальника Алтайского округа по земельной части от 23 июня 1894 г.). |
|
| | | Мельница на р. Каменке |
ИЮНЬ. Чиновником разных поручений Главного управления Алтайского округа М.Сергеевым составлен «Список разного звания лиц, самовольно заселившихся на боровом месте, по обеим сторонам Каменки, впадающей справа в р. Обь, против села Кривощековского». В нем названо 347 первых жителей города, из них 47 крестьян из Кривощековской волости и 300 «разночинцев», в том числе 213 рабочих - строителей моста через Обь. Все они прибыли из 26 губерний России, около половины составляли выходцы из Тобольской и Томской губерний и примерно одну треть - из Вятской и Пермской губерний. Среди первых жителей - И.Д.Шамшин, глава героической семьи революционеров Шамшиных, «обыватель» с. Сузун Д.Налимов, колыванский мещанин Евлампий Белозерцев, крестьянин Саратовской губернии Парфений Коробов, крестьянин Пермской губернии Никита Шебалин и др.
«Первыми обитателями города явились строители и рабочие по постройке железнодорожного моста». (Из предисловия к альбому «Виды города Новониколаевска в 1895-1913 гг.», СПб., 1913). |
|
20 ИЮЛЯ. Состоялась закладка первого камня в крайний правобережный кессон железнодорожного моста. Был отслужен торжественный молебен, на котором присутствовали томский губернатор Г.А.Тобизен, начальник строительства Среднесибирского участка железной дороги Н.П.Меженинов и др. После закладки началось возведение с больших плотов-барж каменных опор моста. В работах по его сооружению участвовало более 330 рабочих - 120 мастеровых и рабочих по металлу, 110 каменотесов и каменщиков, 40 плотников и др. Мост сооружали по проекту проф. Н.А.Белелюбского.
| | | Николай Аполлонович Белелюбский |
Николай Аполлонович Белелюбский (1845-1922) - выдающийся ученый, крупный теоретик строительной механики, талантливый инженер-проектировщик, глава отечественного мостостроения в последней четверти XIX - начале XX в. Закончил Таганрогскую гимназию с золотой медалью и Петербургский институт инженеров путей сообщения с занесением на мраморную доску. Автор более 50 крупных проектов, в том числе железнодорожных мостов через Волгу, Днепр, Оку, Десну, Неман, Обь и др. Разработал способ быстрой замены деревянных конструкций мостов металлическими без остановки движения, сконструировал свободно опирающиеся поперечные балки с устройством при них в горизонтальных связях особых распорок («русский способ»), создал методику расчета загруженности мостов поездами и т.д. Железнодорожный мост через Обь - один из первых в России консольных мостов, пролеты которого были перекрыты металлическими конструкциями консольно-балочного типа, изготовленными на Воткинском заводе.
17 АВГУСТА. М.П.Чепурнов, начальник мастерских генерального подрядчика строительства железнодорожного моста через р. Обь Л.И.Березина, обратился в управление Алтайского округа с просьбой сдать ему в аренду участок земли «на предмет постройки на оной механического завода для производства дешевых земледельческих орудий и прочих принадлежностей сельского хозяйства».
| | | Владимир Ильич Березин, инженер, подрядчик на строительстве железнодорожного моста через Обь |
АВГУСТ. В связи с сооружением железнодорожной линии и насыпи моста начался перенос с. Кривощеково, которое располагалось на самом берегу Оби (там, где теперь находится блокпост Мостовой). Большинство жителей переселилось в д. Бугры, куда перенесли церковь и здание волостного правления, меньшая часть перебралась на гору, расположенную в двух верстах от реки. «Торговые люди» переехали на правый берег в поселок строителей.
Заселение территории в устье р. Каменки предприимчивые крестьяне и торговцы использовали в целях наживы. Петр Кондратьев, имея усадьбу в с. Кривощеково, захватил земельный участок под усадьбу еще и в поселке строителей моста, в боровом месте. Эту землю сдал в аренду. |
Большинство усадеб «разного звания лиц» «представляют из себя или землянки, или же очень убогие домики». (Из доклада помощника начальника Алтайского округа по земельной части от 11 августа 1894 г.). |
|
ОСЕНЬ. При школе, открытой Г.М.Будаговым, организована библиотека-читальня, насчитывающая 127 книг.
18 НОЯБРЯ. В «Записках Западно-Сибирского отдела Российского географического общества» появилось первое в печати упоминание о новом поселке. Ю.А.Шмидт, отец знаменитого исследователя Арктики академика О.Ю.Шмидта, сообщил на заседании Русского географического общества о возникновении в районе строительства моста через Обь населенного пункта, выросшего «с американской быстротой». Этот пункт, «по-видимому, должен иметь солидное будущее как крупный торговый центр», а пока «представляет кучу безобразных наживо сколоченных построек, занятых пришлым на железную дорогу рабочим людом и различными торговцами».
1 ДЕКАБРЯ. Открылось временное движение между станциями Обь и Болотной.
ЯНВАРЬ. В школе Г.М.Будагова начались народные чтения и спектакли членов кружка любителей сценического искусства.
| | | Вид на строящийся железнодорожный мост |
10-16 АПРЕЛЯ. Значительные трудности для строителей железнодорожного моста создал небывалый весенний паводок с большим ледоходом. Прорывы ледяных заторов в верховьях Оби сопровождались резкими колебаниями уровня воды, достигавшими четверти сажени в течение нескольких минут. Затор, возникший в 25 верстах выше моста, продержался более суток, в результате чего вода в районе моста поднялась на 0,40 сажени и залила всю пойму в районе Кривощеково. Паводок и ледоход нанесли стройке значительный урон: разрушили или повредили ледорезные камни в одной из русловых опор и в щековых гранях ледореза, вывели из строя подъездной железнодорожный путь к мосту. Несмотря на это, сооружение моста благодаря подрядному методу круглосуточных работ, квалифицированному руководству, мастерству рабочих и сравнительно высокой оплате их труда (до 3-4 руб. в день) продолжалось высокими темпами.
11 МАЯ. Вступил в строй действующих кабинетский лесопильный завод, построенный в поселке на берегу Оби.
Весной 1895 г. на торгах арендная плата за участок под усадьбу около базарной площади колебалась от 30 до 193 руб. |
|
КОНЕЦ МАЯ. Г.М.Будагов, назначенный помощником начальника строительства Среднесибирского участка Сибирской железной дороги, переведен в Томск.
Летом 1895 г. проезжавший через Кривощеково управляющий Кабинетом е.и.в. генерал-лейтенант Гудима выразил начальнику Алтайского округа Болдареву пожелание назвать новый поселок в честь царя Николаевским. Болдарев передал пожелание томскому губернатору и начальнику строительства Среднесибирского участка железной дороги Н.П.Меженинову. 3 декабря 1895 г. на сходе жителей поселок решено было переименовать в Новониколаевский. |
|
6 АВГУСТА. На строительство железнодорожного моста через Обь прибыли 140 итальянских рабочих-каменотесов, завербованных для облицовки мостовых устоев. Газета «Степной край» сообщала, что русские каменщики, получая меньше, чем итальянские, выполняли те же работы «легко и нисколько не хуже». Мастерством и высоким качеством работ славились петербургские, московские и уральские металлисты, тульские плотники, специалисты каменной кладки опор моста из Владимирской губернии, укладчики насыпей из Тамбовщины.
1 СЕНТЯБРЯ. Открыто временное движение пассажирских и товарных поездов от Омска до ст. Кривощеково.
| | Базарная площадь |
СЕНТЯБРЬ. В связи с ростом населения и расширением торговли базар переведен с участка, расположенного между устьем Каменки и железнодорожной насыпью, на Новобазарную площадь, расчищенную от леса и усеянную многочисленными пнями (ныне площадь Свердлова).
1 ОКТЯБРЯ. На станции Кривощеково бастовали 150 рабочих, строителей Сибирской железной дороги, протестовавших против тяжелых условий и плохого питания. Забастовка закончилась поражением.
10 ОКТЯБРЯ. Группа жителей поселка в устье Каменки (строители моста, купцы, мещане, чиновники - всего 21 чел.) решила ходатайствовать перед томским епископом Макарием о том, чтобы «закрыть кабаки и притоны, взамен построить церковь во имя Александра Невского», а пока возвести временный молитвенный дом. Для этого при участии строителей, в том числе итальянских рабочих-каменотесов, образован комитет во главе с Н.П.Межениновым, в который вошли инженеры М.В.Березин, B.C.Королев, А.А.Ливенцов, В.А.Линк, крестьянин А.Н.Вагин, купец Е.А.Жернаков, лесничий Б.В.Имшенецкий, мещанин М.В.Можаров и др.
Комитет организовал сбор пожертвований на сооружение собора, выбрал для него площадку, поручил архитекторам В.Косякову и Д.Пруссаку разработать проект храма вместимостью 500 чел. и назначил попечителем стройки инженера В.А.Линка.
| | | Собор Александра Невского |
ОКТЯБРЬ. Общий сход населения решил: «Поселок Кривощековский, ввиду постройки церкви во имя святого благоверного князя Александра Невского, переименовать в Александровский». Это наименование, нигде в документах, за исключением газеты «Томский справочный листок», не упоминавшееся, просуществовало недолго.
24 НОЯБРЯ. Открыт временный молитвенный дом, построенный в течение месяца на благотворительные средства. Он представлял собой деревянное здание с небольшой колокольней, отдельно стоявшей на столбах. Действовал до открытия храма Александра Невского.
3 ДЕКАБРЯ. Сход жителей поселка, впервые названного в приговоре Новониколаевским, ходатайствовал о преобразовании его «в посад или город». Поселок, не имевший определенного статуса, был лишен административного управления, возможности прописки новых жителей и других прав. Сход избрал ходаков - крестьянина из Пермской губернии М.В.Попова, колыванского купца С.М.Яренского и мещанина из Барнаула Е.Г.Шапкина, которым поручил «явиться пред всеми должностными лицами и правительственными учреждениями, где то потребуется».
| | | Железнодорожный вокзал |
6 ДЕКАБРЯ. Первый поезд прибыл со ст. Обь в Красноярск.
8 ДЕКАБРЯ. Томский губернатор представил в МВД ходатайство жителей о переименовании пос. Александровского Томской губернии в пос. Новониколаевский «в честь Его Императорского Величества, благополучно ныне царствующего Государя императора».
1895 г. На правом берегу Оби закончено строительство пристани со складами товарного двора железной дороги.
Большую роль в возникновении нового для Сибири железнодорожного транспорта и рождении города на Оби сыграл речной транспорт. С началом строительства железнодорожного моста из центра страны в район Кривощекова по рекам Обской системы хлынул поток грузов. Следом за мостостроителями летом 1893 г. на пароходах были доставлены рельсы, оборудование и различные строительные материалы, а также паровозы и вагоны для использования на подъездных путях. Уже через год-два сотни пароходов и барж доставляли грузы для сооружения моста через Обь и линий Среднесибирского и Уссурийского участков железной дороги. Под руководством Н.П.Меженинова на правобережье Оби началось быстрое сооружение пристани и причалов, товарных складов, жилья для речников и т.д. Поселок Новониколаевский, оказавшийся на стыке строившихся Западно- и Среднесибирского участков железной дороги, с первых шагов своего развития стал крупнейшим перевалочным пунктом для грузов и пассажиров, которые по рекам, Сибирскому тракту и возведенным железнодорожным линиям направлялись в Восточную Сибирь и на Дальний Восток.
1895 г. Опубликован «Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь на 1895 г.», который сообщил о возникновении поселка в районе строительства железнодорожного моста.
1895 г. В Санкт-Петербурге вышла из печати книга Н.А.Белелюбского и Н.Б.Богуславского «Мост через реку Обь».
ЯНВАРЬ. По инициативе инженера В.К.Жандра, модельщика Ф.А.Белорукова и техника железнодорожных мастерских А.П.Комлева на средства рабочих и служащих при ст. Обь, по ул. Владимирской, открылась еще одна школа - для детей железнодорожников, на 50 чел. Вначале она располагалась в казенном бараке жилого типа, а затем переехала в специально выстроенное здание. В школе имелись учебные пособия, в том числе «волшебный фонарь» для показа диапозитивов, сцена для любительских спектаклей и фисгармония.
1 ФЕВРАЛЯ. Открылось Кривощековское почтовое отделение с приемом и выдачей корреспонденции. Оно обслуживало селения Кривощековской волости и пос. Новониколаевский. В поселке имелся один почтовый ящик, жители выписывали 242 периодических издания.
11 ФЕВРАЛЯ. «Томский справочный листок» опубликовал первую в истории города театральную рецензию на любительский спектакль, поставленный 28 января на сцене будаговской школы. В рецензии отмечено, что спектакль прошел «весьма удачно», в игре исполнителей «чувствовалось умение и опытность».
21 МАЯ. Во время коронации Николая II в поселке произошел бунт. Его участники разгромили палатки со столами для угощения народа и ренсковый погреб, напились допьяна. Избитые присутствовавшими на празднике, бунтовщики были арестованы, из них два человека убиты, имелись раненые.
ВЕСНА. Межевщик Кабинета Кузнецов на основе материалов землемеров Пеньковского и Хребтова составил первый в истории города план отвода земли под усадьбы. В нем намечались улицы с прямоугольными кварталами, площадь в центре поселка и в Закаменском районе.
6 ИЮЛЯ. Начало действовать добровольное пожарное общество, имевшее два пожарных насоса.
12 АВГУСТА. Сход жителей поселка, на котором присутствовало более 1,5 тыс. чел., избрал старостой крестьянина из Бердской волости И.Г.Титлянова, человека «всем весьма доступного», а его помощником - Дм.Налимова, крестьянина из Сузунской волости. 2 сентября Томское уездное полицейское управление утвердило избрание старосты и представило свое решение на рассмотрение губернского управления.
ЛЕТО. Проведены испытания железнодорожного моста через Обь с нагрузкой в четыре паровоза.
В 1896 г. группа межевщиков, руководимая начальником чертежной мастерской Алтайского округа (Барнаул) А.А.Лесневским, разработала план основных магистралей будущего города. В нем обозначено направление будущего Николаевского (ныне Красного) проспекта, а также улиц Михайловской (ул. Ленина), Межениновской (ул. Вокзальная), Кривощековской, Колыванской, Александровской (ул. Серебренниковская), Трактовой (позже Будагова, теперь Большевистская) и др. Для прокладки проспекта в сосновом бору прорубили просеку, которая начиналась от первой Базарной площади (теперь район автовокзала). По краям просеки среди пней и деревьев стали появляться первые здания. Проспект открыл собор Александра Невского, первое (не считая паровозного депо) каменное здание, построенное в 1896-1899 гг.
Улица Большевистская, ровесница города, начиналась как трактовая застава от Старобазарной площади и карьера Каменки, по склонам которого лепились бараки первостроителей, и тянулась в сторону с. Бердского. Отсюда дорога вела на Барнаул и Омск, здесь проходил знаменитый Московский тракт. По улице селились мельничные рабочие и ремесленники, извозчики и нелегальные торговцы картофельной водкой. Поначалу она не имела названия, сами жители называли ее по-разному: Извозной, Мукомольной, Пьяной. Затем за улицей закрепилось название Трактовой, а позже по предложению жителей городская управа присвоила ей имя инженера Г.М.Будагова.
АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ. Староста И.Г.Титлянов приступил к реализации планов межевщика Кузнецова, организовал прорубку в густом лесу просеки шириной 58 м для будущего Николаевского проспекта. Работа велась по схеме и под личным наблюдением А.А.Лесневского. Началась застройка проспекта. Одним из первых на углу проспекта и ул. Воронцовской (теперь ул. Свердлова) купец Ф.Д.Маштаков открыл магазин.
В 1896 г. из двух киноаппаратов Люмьера, выставленных для демонстрации и продажи на Всероссийской Нижегородской выставке, один аппарат и несколько фильмов купил Ф.Ф.Махотин, купец из поселка Новониколаевского. Он приспособил под первый «синематограф» деревянный барак на Ярмарочной площади. Кинотеатр обслуживали московские фирмы Пате, Либкенс и Ханжонкова. |
|
| | | Пророко-Даниловская церковь при станции Обь |
АВГУСТ-СЕНТЯБРЬ. На ст. Обь вступили в строй паровозное депо (первое каменное здание поселка) и малые железнодорожные мастерские: сборочная, вагонная, кузнечно-литейная, слесарно-токарная. В депо и мастерских работало свыше 400 рабочих.
Станцию Обь строили транспортные рабочие, руководимые инженером В.К.Жандром.
Владимир Константинович Жандр родился 25 апреля 1863 г. в Виленской губернии в дворянской семье. В 1882 г. успешно закончил Николаевское инженерное училище, а в 1889 г. - Николаевскую инженерную академию и был зачислен в инженерные войска (командовал ротой в железнодорожном батальоне, был адъютантом в штабе железнодорожной бригады и т.д.). Затем служил в управлениях Полесских железных дорог (г. Вильно) и Юго-Западных железных дорог (г. Киев). В числе лучших инженеров штабс-капитан запаса В.К.Жандр был приглашен управлением Сибирской железной дороги в Сибирь и приказом министра путей сообщения от 15 августа 1893 г. назначен начальником дистанции первого разряда на Среднесибирский участок железной дороги.
Участвовал в строительстве обского железнодорожного моста, много занимался переправой подвижного состава и грузов с левого берега Оби на правый и, в частности, в зимнее время руководил укладкой рельсов на льду на расстоянии примерно 400 сажен ниже возводимого моста для прохождения паровозов и вагонов на правый берег. Руководил сооружением первого деревянного здания вокзала на ст. Обь, депо и мастерских, водонапорной башни, проведением железнодорожных линий на станции и к складам-пакгаузам. По его инициативе при ст. Обь открылась первая в Сибири железнодорожная школа. Он был ее организатором и председателем школьного комитета.
1 ОКТЯБРЯ. Открылось регулярное движение на Западно-Сибирской железной дороге (Челябинск - ст. Обь).
1 ДЕКАБРЯ. Купцы и зажиточные домовладельцы подали томскому губернатору жалобу на старосту И.Г.Титлянова, обложившего их денежными сборами на нужды управления.
24 ДЕКАБРЯ. Из Томского губернского управления в Новониколаевский поступила телеграмма с уведомлением, что И.Г.Титлянов не утвержден в должности старосты, так как избран «самочинно», ему было предложено сдать дела полицейскому чиновнику Ржевскому. Управление предписало впредь сходы в поселке не проводить и старост не избирать. И.Г.Титлянов пытался апеллировать к сходу, но полиция пригрозила поступить с ним как «с бунтовщиком и подстрекателем».
КОНЕЦ ДЕКАБРЯ. Во время проезда через пос. Новониколаевский царя Николая II (он направлялся в Японию) полиция арестовала недовольных и «подозрительных» во избежание возможных беспорядков. И.Г.Титлянов, отстраненный в это время от должности старосты, освободил их ночью, за что полицейские расправились с ним, причинив ему увечье.
Работы по сооружению Западно-Сибирской железной дороги, начатые в июне 1893 г., имевшие плановый срок окончания - 1 января 1897 г., «выполнялись настолько успешно, что временное движение поездов с перевозкой пассажиров, частных и казенных грузов было возможно открыть: 1) от Челябинска до Кургана на протяжении 241 версты с 24 октября 1893 г.; 2) от Кургана до Омска на протяжении 241 версты с 24 октября 1893 г.; 2) от Кургана до Омска на протяжении 550 верст с 1 сентября 1894 г. и 3) от Омска до реки Оби на протяжении 582 верст с 1 сентября 1895 г.». (Из материалов к отчету по сооружению Западно-Сибирской железной дороги). |
|
|