Академик Н.Л.Добрецов НАКАНУНЕ НОВОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ* Из доклада на Общем собрании Сибирского отделения РАН 4 мая 2006 года |
Год назад, на таком же Общем собрании Отделения в мае 2005 года, мы подробно обсуждали основные итоги первого этапа реализации Программы СО РАН по повышению эффективности научных исследований и реструктуризации сети научных учреждений, а также связанные с этим вопросы социальной политики Отделения.
2005 год в этом плане оказался подготовительным к новому этапу развития Сибирского отделения РАН и Российской академии наук в целом, который в основном определяется решениями властных структур Российской Федерации, но в значительной степени с учетом мнения РАН. Была подготовлена и подписана министром образования и науки РФ А.А.Фурсенко и президентом Российской академии наук Ю.С.Осиповым «Программа модернизации структуры, функций и механизмов финансирования академического сектора науки», Правительством России одобрена «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации», принято постановление «О реализации в 2006-2008 годах пилотного проекта по совершенствованию системы оплаты труда научных работников и руководителей в научных учреждениях и научных работников в научных центрах Российской академии наук». Одновременно на таком же уровне были приняты решения о создании особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г. Томске (на двух площадках, одна из которых находится рядом с Томским научным центром СО РАН) и Технопарка в Новосибирском научном центре СО РАН. Эти решения, даже каждое само по себе, могут оказаться для нас очень важными, и то, как мы будем развиваться в новых условиях, во многом зависит от нашей готовности к переменам и степени успешности проводимых мероприятий.
Поэтому в первой части доклада я хотел бы остановиться на том, с чем мы пришли к этому рубежу, насколько готовы, как любят теперь говорить, к предложенным «вызовам».
В 2005 году мы в основном завершили программу реструктуризации сети научных организаций Отделения. Хотел бы напомнить, что на 1 января 2003 года в составе СО РАН было более 100 юридических лиц - научно-исследовательских и конструкторско-технологических учреждений. В результате проведенной работы этот список к январю 2006 года сокращен до 76 организаций. По разным причинам не все запланированное было реализовано - остались вопросы по КТИ и СКТБ «Наука» и, думаю, мы вернемся к ним в ближайшее время.
Здесь хотел бы добавить, что если реструктуризация сети НИИ СО РАН в основном завершена, и, думаю, в ближайшие десять лет она существенно меняться не будет, то реструктуризация сети организаций, обеспечивающих деятельность институтов и функционирование научных центров, только начинается, и на этом пути много неясного и остро не хватает законодательной и нормативной базы.
Кадры. Уменьшение общей численности Отделения идет в основном за счет организаций научного обслуживания и социальной сферы (в результате начавшейся реструктуризации), но мы практически стабилизировали кадровый состав институтов, который составляет на 01.01.2006 г. 77,7% от общей численности. Несмотря на то, что Отделение в 2005 году по разным причинам покинули 67 докторов и 225 кандидатов наук, их количество увеличилось соответственно на 43 и 20 человек. Увеличилось и количество аспирантов, число которых на 01.01.2006 г. составляет 26,7% от штатных научных сотрудников (на 01.01.2005 г. было 25,1%). Для дальнейшей работы в Отделении оставлены 257 выпускников аспирантуры. В целом целенаправленная молодежная политика позволила довести число научных сотрудников Отделения в возрасте до 39 лет до 29,2%.
Вместе с тем этого явно недостаточно, так как средний возраст научных сотрудников СО РАН продолжает расти и составил 48,8 года (на 01.01.2005 г. - 48,1 года). Если же мы посмотрим на возрастной состав докторов и кандидатов наук, то картина будет еще более сложной. У нас только 13 докторов наук до 40 лет, но 105 - в возрасте 75 лет и старше. С кандидатами наук картина немногим лучше: 461 человек - 30 лет и младше, но 639 - 65 лет и старше. Будет над чем подумать в ходе сокращения и внеочередной аттестации!
Финансы. 2005 год в этом плане оказался достаточно благополучным. Мы получили из бюджета по разделу «Фундаментальные исследования» на 24,7% выше уровня предыдущего года (при официальном уровне инфляции в 2005 году - 10,9%), плюс традиционные поступления по грантам, хозяйственным договорам, контрактам и др. По СО РАН выросла на 25,7% среднемесячная заработная плата, которая за счет всех источников финансирования достигла 9 тыс. руб. с районным коэффициентом. Размер бюджетной части зарплаты около 7 тыс. руб. Главной проблемой по-прежнему была высокая доля заработной платы в бюджете (около 62%). Ситуация еще более обострилась в году в связи с переходом на новую систему оплаты труда.
Программа обновления научных приборов и оборудования. Здесь хотелось бы поблагодарить членов Приборной комиссии СО РАН и ее руководителя академика Р.З. Сагдеева за плодотворную работу. Наблюдается значительный поступательный рост средств, вкладываемых в эту важнейшую для науки программу. Напомню, что по нашим расчетам, сделанным в 2002 году, для того чтобы полностью обновить научное оборудование за 5-7 лет, нужно было найти на эти цели около 140 млн дол. США. В 2005 году мы потратили более 30 млн дол. США и за 3 года - около 70 млн, и это означает, что мы сможем завершить первый цикл обновления в ближайшие 2-3 года.
Капитальное строительство и капремонт. Затраты на эти цели также растут, хотя не так быстро, как хотелось бы. Мы наконец начали вводить в эксплуатацию объекты науки (лабораторно-экспериментальный корпус ИВЭП в Барнауле и первая очередь наземного астрономического комплекса Саянской обсерватории ИСЗФ в пос. Монды, Бурятия). В текущем году должны быть введены в строй корпус Института лазерной физики и Выставочный центр (после реконструкции). Ведутся работы по сокращению объектов незавершенного строительства, возведению жилых домов (с участием федерального бюджета).
Достаточно успешно выполняется программа капитального ремонта основных фондов. Вместе с тем, как показывает анализ, проводимый во время комплексных проверок, многие институты СО РАН не соблюдают установленные правила о направлении на капитальный ремонт собственных средств в объемах не менее 25% от выделяемого бюджетного финансирования. Думаю, в будущем для таких институтов мы введем соответствующие ограничения на централизованные субсидии.
Наука. В 2005 году закончен очередной трехлетний цикл исследований по интеграционным проектам СО РАН и продолжена работа по базовым приоритетным направлениям и программам фундаментальных исследований СО РАН. Получен ряд важных результатов, в том числе на стыках наук. Основные из них (по выбору научных координаторов программ и проектов) изложены в опубликованном отчете Сибирского отделения РАН.
Упомянутые в отчете результаты показывают, что академическая наука в Сибири «не даром ест хлеб», а Технопарк в Новосибирске и Особая зона в Томске «произрастают на удобренной почве». В дальнейшем, я надеюсь, подобные процессы станут реальными и масштабными в Бурятском, Красноярском, Иркутском, Омском, Тюменском, Якутском НЦ, соответственно будет больше впечатляющих результатов, полученных институтами этих центров.
| Уникальный объект для исследования глобальной роли бореальных лесов, обсерватория ZОТТО - станция высотной мачты, созданная Институтом леса им. В.Н.Сукачева СО РАН и Институтом биогеохимии Общества Макса Планка (Германия) в Енисейской тайге. Открыта в сентябре 2006 года. |
Для того чтобы сделать инновационный процесс устойчивым в перспективе и реальным в названных центрах, в соответствии с поручением Президента России В.В.Путина в Президиуме СО РАН был подготовлен и направлен в Минобрнауки РФ проект отраслевой программы «Устойчивое инновационное развитие высотехнологичных производств на базе научного потенциала Сибирского отделения РАН на 2006-2010 годы». Система мероприятий для реализации Программы включала три направления:
1. Развитие ориентированных фундаментальных исследований и укрепление экспериментальной базы науки и образования.
2. Создание инновационных научно-образовательно-производственных комплексов.
3. Реализация эффективных инновационных высокотехнологических проектов.
К сожалению, наши предложения не были поддержаны. Но вкладом в решение названных проблем может стать оптимальное «наполнение» нашими проектами Технопарка в Новосибирске и Технико-внедренческой зоны в Томске и создание (по конкурсу) инновационных университетов. Министерство рекомендовало также активно участвовать в конкурсах по ФЦНТП «Исследования и разработки...», что мы и сделали. В результате достигли определенного прогресса. Один из 16 направленных на конкурс проектов - это проект Института катализа по производству сверхвысокомолекулярного полиэтилена на ОАО «Томскнефтехим» - стал пилотным для Томской технико-внедренческой зоны. Серьезную финансовую поддержку (более 300 млн руб.) получили наши центры коллективного пользования для пополнения дорогостоящим научным оборудованием. Поддержан еще ряд менее значительных проектов в области биоинформатики, теплофизики, электроники и др. В целом же наше участие в этой программе явно недостаточно, доля СО РАН пока составляет 6,4%.
Думается, в будущем нам нужно внимательно отслеживать предполагаемые и объявленные конкурсы по программам Минобрнауки «Научно-технологическая база», «Инновационные университеты» (совместно с НГУ, ИрГУ и др.), другим программам, активно в них участвовать и по возможности лоббировать наши заявки.
Очень важно начиная с 2007 года найти возможность поддержать сформулированные объединенными учеными советами актуальные проекты ориентированных фундаментальных исследований Отделения. Необходимо найти формы и различные источники поддержки исследований, которые могут в ближайшем будущем обеспечить новые технологические «прорывы».
Мы заслуженно гордимся результатами по нашим интеграционным проектам, по ним издается серия монографий. Этот конкурс хорошо воспринят научными сотрудниками институтов. В последнем цикле (осенью 2005 года) в нем участвовало 413 заявок только на междисциплинарные исследования. Конкурсная комиссия была вынуждена ужесточить требования. В итоге финансовую поддержку получил в среднем один междисциплинарный проект из четырех заявленных. Менее строгим был конкурс в ОУС комплексных проектов (277 заявок) и проектов для участия в программах РАН. Но и там финансовую поддержку получила в среднем одна из трех заявок.
Вместе с тем анализ отчетов по завершенным интеграционным проектам и заявок нового конкурса показывает, что и здесь у нас есть резервы для совершенствования. Особенно это касается комплексных проектов. Если посмотреть списки публикаций, приложенные к отчетам по проектам, то видно, что все публикации по такому проекту идут по отдельности, хотя работа заявлялась как совместная. Часто среди авторов итоговых публикаций не числится фамилия научного координатора проекта.
| Ученый и «Наука в Сибири». |
Отчетливо выявились проекты, которые, несмотря на проведенные шести-, девятилетние циклы исследований, не дали значимых результатов, обогативших науку новыми знаниями. Возможно, следующий конкурс нам нужно проводить немного по-иному - не полностью открытым, как сейчас, а в рамках предварительно сформулированных приоритетных тематических направлений. Так проводятся многие конкурсы, в том числе недавно объявленный совместный конкурс ИНТАС - СО РАН.
Нам необходимо многое менять и в организации базовых фундаментальных исследований. При анализе отчета и утвержденных планов работ на 2006 год отчетливо видно, что в заявленном нами переходе на программно-целевые методы планирования НИР сделан только первый шаг. Нам удалось более чем в 5 раз сократить количество тем, однако, утверждая как вице-президент ежегодные планы работ институтов Отделения, я, к своему сожалению, заметил, что все мелкотемье перешло в задания - по многим проектам количество годовых заданий достигает десяти и даже более. Думаю, что невозможно эффективно контролировать и координировать такое количество заданий. Это отчетливо видно и по нашему отчету. Достаточно много хороших, но частных результатов, зачастую никак не связанных между собой, не вытекающих один из другого в рамках единой программы.
Следует отметить также, что заявленные программы оказались очень разномасштабными и разными по эффективности.
Как вы знаете, срок первого цикла конкурса базовых проектов завершается в 2006 году. В это же время заканчивается и очередная серия комплексных проверок институтов, в результате которых комиссии указывают нам на многие требующие решения вопросы, в том числе по приоритетности и направленности фундаментальных исследований в институтах. У нас выявился целый ряд институтов с неоднородным составом научных сотрудников, где количество публикаций в рецензируемых изданиях и индексы цитируемости невысокие и даже снижаются в последние годы.
Не называя сегодня эти коллективы, хотел бы напомнить, что руководство Минобрнауки и Минфина России настойчиво проводит линию на серьезное изменение финансирования фундаментальных исследований: ориентация не на затраты, а на результаты. Мы эту линию пока проводим «мягко», через возврат неудовлетворительных проектов на доработку (без особых финансовых последствий для коллективов) и через рейтинговую систему, где лучшим институтам выделяется определенный призовой фонд.
Думаю, в конце 2006 года мы должны провести серьезный анализ результативности наших исследований по базовым программам, переформировать список приоритетов и проектов. Нам надо иметь в виду, что сегодня для достижения значительных научных результатов мирового уровня мало одного желания отдельных ученых исследовать какие-то явления, необходимы сформировавшаяся научная школа, хорошее обеспечение современными научными приборами и установками и значительная концентрация финансовых и кадровых ресурсов на «прорывном направлении». Обеспечением этих условий нам и придется заняться в конце 2006 года.
Это важно и в связи с реализацией проекта по совершенствованию оплаты труда в РАН, который также предусматривает серьезные изменения в этой области. Вы, наверное, заметили по разосланным в институты квалификационным характеристикам, что для занятия научной должности и получения соответствующего оклада сотрудник должен по совокупности соответствовать целому комплексу серьезных критериев. При этом расчетно оклад составляет только 60% заработной платы, остальное - стимулирующие выплаты, которые научный сотрудник может получить (а может и не получить) по результатам своего труда.
Поэтому я призываю аттестационные комиссии ответственно подойти к своей миссии. От того, насколько строга и объективна будет наша самооценка, зависит то, как нас оценят со стороны. Такие оценки не за горами. Комиссия Президиума РАН будет проверять Сибирское отделение с 1 июня с.г. Проверка Счетной палаты - в августе 2006 года.
Тем не менее реализация зарплатного проекта не только обеспечит повышение заработной платы, но и создаст экономическую основу для участия молодых ученых в ипотечном кредитовании жилья. Наряду с этим открываются большие перспективы в приобретении оборудования и создании собственных уникальных установок, в развитии Новосибирского технопарка и Томской технико-внедренческой зоны, строительства НГУ и перехода его на новый качественный уровень.
Так что есть на что надеяться! И за что бороться!
И достойно встретить 50-летие СО РАН и НГУ!
* | Наука в Сибири. 2006. N 19 (дается в сокращении). |
| | |
| |
| Добрецов Н.Л. Накануне нового этапа развития: из доклада на Общем собрании Сибирского отделения РАН 4 мая 2006 года // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.484-491. |
|
|