Стратегия лидеров 1957-2007 - Добрецов Н.Л. Накануне нового этапа развития (2006)
Навигация
УголУгол
 
 1957-2007 
ПЕРЕГОНЯТЬ, НЕ ДОГОНЯЯ
 
  
Академик Н.Л.Добрецов
НАКАНУНЕ НОВОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ*
 
Из доклада на Общем собрании
Сибирского отделения РАН 4 мая 2006 года

Год назад, на таком же Общем собрании Отделения в мае 2005 года, мы подробно обсуждали основные итоги первого этапа реализации Программы СО РАН по повышению эффективности научных исследований и реструктуризации сети научных учреждений, а также связанные с этим вопросы социальной политики Отделения.

2005 год в этом плане оказался подготовительным к новому этапу развития Сибирского отделения РАН и Российской академии наук в целом, который в основном определяется решениями властных структур Российской Федерации, но в значительной степени с учетом мнения РАН. Была подготовлена и подписана министром образования и науки РФ А.А.Фурсенко и президентом Российской академии наук Ю.С.Осиповым «Программа модернизации структуры, функций и механизмов финансирования академического сектора науки», Правительством России одобрена «Стратегия развития науки и инноваций в Российской Федерации», принято постановление «О реализации в 2006-2008 годах пилотного проекта по совершенствованию системы оплаты труда научных работников и руководителей в научных учреждениях и научных работников в научных центрах Российской академии наук». Одновременно на таком же уровне были приняты решения о создании особой экономической зоны технико-внедренческого типа в г. Томске (на двух площадках, одна из которых находится рядом с Томским научным центром СО РАН) и Технопарка в Новосибирском научном центре СО РАН. Эти решения, даже каждое само по себе, могут оказаться для нас очень важными, и то, как мы будем развиваться в новых условиях, во многом зависит от нашей готовности к переменам и степени успешности проводимых мероприятий.

Поэтому в первой части доклада я хотел бы остановиться на том, с чем мы пришли к этому рубежу, насколько готовы, как любят теперь говорить, к предложенным «вызовам».

В 2005 году мы в основном завершили программу реструктуризации сети научных организаций Отделения. Хотел бы напомнить, что на 1 января 2003 года в составе СО РАН было более 100 юридических лиц - научно-исследовательских и конструкторско-технологических учреждений. В результате проведенной работы этот список к январю 2006 года сокращен до 76 организаций. По разным причинам не все запланированное было реализовано - остались вопросы по КТИ и СКТБ «Наука» и, думаю, мы вернемся к ним в ближайшее время.

Здесь хотел бы добавить, что если реструктуризация сети НИИ СО РАН в основном завершена, и, думаю, в ближайшие десять лет она существенно меняться не будет, то реструктуризация сети организаций, обеспечивающих деятельность институтов и функционирование научных центров, только начинается, и на этом пути много неясного и остро не хватает законодательной и нормативной базы.

Кадры. Уменьшение общей численности Отделения идет в основном за счет организаций научного обслуживания и социальной сферы (в результате начавшейся реструктуризации), но мы практически стабилизировали кадровый состав институтов, который составляет на 01.01.2006 г. 77,7% от общей численности. Несмотря на то, что Отделение в 2005 году по разным причинам покинули 67 докторов и 225 кандидатов наук, их количество увеличилось соответственно на 43 и 20 человек. Увеличилось и количество аспирантов, число которых на 01.01.2006 г. составляет 26,7% от штатных научных сотрудников (на 01.01.2005 г. было 25,1%). Для дальнейшей работы в Отделении оставлены 257 выпускников аспирантуры. В целом целенаправленная молодежная политика позволила довести число научных сотрудников Отделения в возрасте до 39 лет до 29,2%.

Вместе с тем этого явно недостаточно, так как средний возраст научных сотрудников СО РАН продолжает расти и составил 48,8 года (на 01.01.2005 г. - 48,1 года). Если же мы посмотрим на возрастной состав докторов и кандидатов наук, то картина будет еще более сложной. У нас только 13 докторов наук до 40 лет, но 105 - в возрасте 75 лет и старше. С кандидатами наук картина немногим лучше: 461 человек - 30 лет и младше, но 639 - 65 лет и старше. Будет над чем подумать в ходе сокращения и внеочередной аттестации!

Финансы. 2005 год в этом плане оказался достаточно благополучным. Мы получили из бюджета по разделу «Фундаментальные исследования» на 24,7% выше уровня предыдущего года (при официальном уровне инфляции в 2005 году - 10,9%), плюс традиционные поступления по грантам, хозяйственным договорам, контрактам и др. По СО РАН выросла на 25,7% среднемесячная заработная плата, которая за счет всех источников финансирования достигла 9 тыс. руб. с районным коэффициентом. Размер бюджетной части зарплаты около 7 тыс. руб. Главной проблемой по-прежнему была высокая доля заработной платы в бюджете (около 62%). Ситуация еще более обострилась в году в связи с переходом на новую систему оплаты труда.

Программа обновления научных приборов и оборудования. Здесь хотелось бы поблагодарить членов Приборной комиссии СО РАН и ее руководителя академика Р.З. Сагдеева за плодотворную работу. Наблюдается значительный поступательный рост средств, вкладываемых в эту важнейшую для науки программу. Напомню, что по нашим расчетам, сделанным в 2002 году, для того чтобы полностью обновить научное оборудование за 5-7 лет, нужно было найти на эти цели около 140 млн дол. США. В 2005 году мы потратили более 30 млн дол. США и за 3 года - около 70 млн, и это означает, что мы сможем завершить первый цикл обновления в ближайшие 2-3 года.

Капитальное строительство и капремонт. Затраты на эти цели также растут, хотя не так быстро, как хотелось бы. Мы наконец начали вводить в эксплуатацию объекты науки (лабораторно-экспериментальный корпус ИВЭП в Барнауле и первая очередь наземного астрономического комплекса Саянской обсерватории ИСЗФ в пос. Монды, Бурятия). В текущем году должны быть введены в строй корпус Института лазерной физики и Выставочный центр (после реконструкции). Ведутся работы по сокращению объектов незавершенного строительства, возведению жилых домов (с участием федерального бюджета).

Достаточно успешно выполняется программа капитального ремонта основных фондов. Вместе с тем, как показывает анализ, проводимый во время комплексных проверок, многие институты СО РАН не соблюдают установленные правила о направлении на капитальный ремонт собственных средств в объемах не менее 25% от выделяемого бюджетного финансирования. Думаю, в будущем для таких институтов мы введем соответствующие ограничения на централизованные субсидии.

Наука. В 2005 году закончен очередной трехлетний цикл исследований по интеграционным проектам СО РАН и продолжена работа по базовым приоритетным направлениям и программам фундаментальных исследований СО РАН. Получен ряд важных результатов, в том числе на стыках наук. Основные из них (по выбору научных координаторов программ и проектов) изложены в опубликованном отчете Сибирского отделения РАН.

Упомянутые в отчете результаты показывают, что академическая наука в Сибири «не даром ест хлеб», а Технопарк в Новосибирске и Особая зона в Томске «произрастают на удобренной почве». В дальнейшем, я надеюсь, подобные процессы станут реальными и масштабными в Бурятском, Красноярском, Иркутском, Омском, Тюменском, Якутском НЦ, соответственно будет больше впечатляющих результатов, полученных институтами этих центров.

Обсерватория ZОТТО
Уникальный объект для исследования глобальной роли бореальных лесов,
обсерватория ZОТТО - станция высотной мачты, созданная Институтом леса
им. В.Н.Сукачева СО РАН и Институтом биогеохимии Общества Макса Планка
(Германия) в Енисейской тайге. Открыта в сентябре 2006 года.

Для того чтобы сделать инновационный процесс устойчивым в перспективе и реальным в названных центрах, в соответствии с поручением Президента России В.В.Путина в Президиуме СО РАН был подготовлен и направлен в Минобрнауки РФ проект отраслевой программы «Устойчивое инновационное развитие высотехнологичных производств на базе научного потенциала Сибирского отделения РАН на 2006-2010 годы». Система мероприятий для реализации Программы включала три направления:

1. Развитие ориентированных фундаментальных исследований и укрепление экспериментальной базы науки и образования.

2. Создание инновационных научно-образовательно-производственных комплексов.

3. Реализация эффективных инновационных высокотехнологических проектов.

К сожалению, наши предложения не были поддержаны. Но вкладом в решение названных проблем может стать оптимальное «наполнение» нашими проектами Технопарка в Новосибирске и Технико-внедренческой зоны в Томске и создание (по конкурсу) инновационных университетов. Министерство рекомендовало также активно участвовать в конкурсах по ФЦНТП «Исследования и разработки...», что мы и сделали. В результате достигли определенного прогресса. Один из 16 направленных на конкурс проектов - это проект Института катализа по производству сверхвысокомолекулярного полиэтилена на ОАО «Томскнефтехим» - стал пилотным для Томской технико-внедренческой зоны. Серьезную финансовую поддержку (более 300 млн руб.) получили наши центры коллективного пользования для пополнения дорогостоящим научным оборудованием. Поддержан еще ряд менее значительных проектов в области биоинформатики, теплофизики, электроники и др. В целом же наше участие в этой программе явно недостаточно, доля СО РАН пока составляет 6,4%.

Думается, в будущем нам нужно внимательно отслеживать предполагаемые и объявленные конкурсы по программам Минобрнауки «Научно-технологическая база», «Инновационные университеты» (совместно с НГУ, ИрГУ и др.), другим программам, активно в них участвовать и по возможности лоббировать наши заявки.

Очень важно начиная с 2007 года найти возможность поддержать сформулированные объединенными учеными советами актуальные проекты ориентированных фундаментальных исследований Отделения. Необходимо найти формы и различные источники поддержки исследований, которые могут в ближайшем будущем обеспечить новые технологические «прорывы».

Мы заслуженно гордимся результатами по нашим интеграционным проектам, по ним издается серия монографий. Этот конкурс хорошо воспринят научными сотрудниками институтов. В последнем цикле (осенью 2005 года) в нем участвовало 413 заявок только на междисциплинарные исследования. Конкурсная комиссия была вынуждена ужесточить требования. В итоге финансовую поддержку получил в среднем один междисциплинарный проект из четырех заявленных. Менее строгим был конкурс в ОУС комплексных проектов (277 заявок) и проектов для участия в программах РАН. Но и там финансовую поддержку получила в среднем одна из трех заявок.

Вместе с тем анализ отчетов по завершенным интеграционным проектам и заявок нового конкурса показывает, что и здесь у нас есть резервы для совершенствования. Особенно это касается комплексных проектов. Если посмотреть списки публикаций, приложенные к отчетам по проектам, то видно, что все публикации по такому проекту идут по отдельности, хотя работа заявлялась как совместная. Часто среди авторов итоговых публикаций не числится фамилия научного координатора проекта.

Академик Н.Л.Добрецов
Ученый и «Наука в Сибири».

Отчетливо выявились проекты, которые, несмотря на проведенные шести-, девятилетние циклы исследований, не дали значимых результатов, обогативших науку новыми знаниями. Возможно, следующий конкурс нам нужно проводить немного по-иному - не полностью открытым, как сейчас, а в рамках предварительно сформулированных приоритетных тематических направлений. Так проводятся многие конкурсы, в том числе недавно объявленный совместный конкурс ИНТАС - СО РАН.

Нам необходимо многое менять и в организации базовых фундаментальных исследований. При анализе отчета и утвержденных планов работ на 2006 год отчетливо видно, что в заявленном нами переходе на программно-целевые методы планирования НИР сделан только первый шаг. Нам удалось более чем в 5 раз сократить количество тем, однако, утверждая как вице-президент ежегодные планы работ институтов Отделения, я, к своему сожалению, заметил, что все мелкотемье перешло в задания - по многим проектам количество годовых заданий достигает десяти и даже более. Думаю, что невозможно эффективно контролировать и координировать такое количество заданий. Это отчетливо видно и по нашему отчету. Достаточно много хороших, но частных результатов, зачастую никак не связанных между собой, не вытекающих один из другого в рамках единой программы.

Следует отметить также, что заявленные программы оказались очень разномасштабными и разными по эффективности.

Как вы знаете, срок первого цикла конкурса базовых проектов завершается в 2006 году. В это же время заканчивается и очередная серия комплексных проверок институтов, в результате которых комиссии указывают нам на многие требующие решения вопросы, в том числе по приоритетности и направленности фундаментальных исследований в институтах. У нас выявился целый ряд институтов с неоднородным составом научных сотрудников, где количество публикаций в рецензируемых изданиях и индексы цитируемости невысокие и даже снижаются в последние годы.

Не называя сегодня эти коллективы, хотел бы напомнить, что руководство Минобрнауки и Минфина России настойчиво проводит линию на серьезное изменение финансирования фундаментальных исследований: ориентация не на затраты, а на результаты. Мы эту линию пока проводим «мягко», через возврат неудовлетворительных проектов на доработку (без особых финансовых последствий для коллективов) и через рейтинговую систему, где лучшим институтам выделяется определенный призовой фонд.

Думаю, в конце 2006 года мы должны провести серьезный анализ результативности наших исследований по базовым программам, переформировать список приоритетов и проектов. Нам надо иметь в виду, что сегодня для достижения значительных научных результатов мирового уровня мало одного желания отдельных ученых исследовать какие-то явления, необходимы сформировавшаяся научная школа, хорошее обеспечение современными научными приборами и установками и значительная концентрация финансовых и кадровых ресурсов на «прорывном направлении». Обеспечением этих условий нам и придется заняться в конце 2006 года.

Это важно и в связи с реализацией проекта по совершенствованию оплаты труда в РАН, который также предусматривает серьезные изменения в этой области. Вы, наверное, заметили по разосланным в институты квалификационным характеристикам, что для занятия научной должности и получения соответствующего оклада сотрудник должен по совокупности соответствовать целому комплексу серьезных критериев. При этом расчетно оклад составляет только 60% заработной платы, остальное - стимулирующие выплаты, которые научный сотрудник может получить (а может и не получить) по результатам своего труда.

Поэтому я призываю аттестационные комиссии ответственно подойти к своей миссии. От того, насколько строга и объективна будет наша самооценка, зависит то, как нас оценят со стороны. Такие оценки не за горами. Комиссия Президиума РАН будет проверять Сибирское отделение с 1 июня с.г. Проверка Счетной палаты - в августе 2006 года.

Тем не менее реализация зарплатного проекта не только обеспечит повышение заработной платы, но и создаст экономическую основу для участия молодых ученых в ипотечном кредитовании жилья. Наряду с этим открываются большие перспективы в приобретении оборудования и создании собственных уникальных установок, в развитии Новосибирского технопарка и Томской технико-внедренческой зоны, строительства НГУ и перехода его на новый качественный уровень.

Так что есть на что надеяться! И за что бороться!

И достойно встретить 50-летие СО РАН и НГУ!


* Наука в Сибири. 2006. N 19 (дается в сокращении).
 СО РАН 
  
 
Добрецов Н.Л. Накануне нового этапа развития: из доклада на Общем собрании Сибирского отделения РАН 4 мая 2006 года // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.484-491.
 

Назад ОГЛАВЛЕНИЕФАЙЛ PDF  Продолжение
  
  
 
УголУгол
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Отредактировано: Wed Feb 27 14:35:14 2019 (36,727 bytes)
Посещение 3614 с 25.01.2010