Стратегия лидеров 1957-2007 - Добрецов Н.Л. Сибирский центр информационных технологий (2005)
Навигация
УголУгол
 
 1957-2007 
ПЕРЕГОНЯТЬ, НЕ ДОГОНЯЯ
 
  
Академик Н.Л.Добрецов
 
СИБИРСКИЙ ЦЕНТР ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ КАК ПЕРВЫЙ ШАГ
СОЗДАНИЯ ОСОБОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗОНЫ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ
В НОВОСИБИРСКОМ АКАДЕМГОРОДКЕ
*
 
Доклад от имени Сибирского отделения РАН,
администрации Новосибирской области, НП «Сибакадемсофт»,
НП «Информация и технологии»

На Сибирское отделение Академии наук с момента его создания в 1957 году были возложены две главные миссии:

1. Развитие широкого фронта фундаментальных исследований по важнейшим научным проблемам.

2. Научное содействие решению проблем развития производительных сил Сибири и Дальнего Востока, включая создание минерально-сырьевой базы (нефть, газ, алмазы, где вклад ученых СО АН был решающим).

В преддверии 50-летия создания Сибирского отделения АН можно сказать, что с обеими миссиями Отделение успешно справилось.

Вместе с тем мы понимаем, что наша страна не может быть сырьевым придатком развитых государств, и ясно осознаем задачи, поставленные Президентом Российской Федерации В.В.Путиным: перевод экономики на инновационный путь развития и удвоение на этой основе ВВП страны к 2010 году.

Инновационная политика впервые обсуждалась на Совете по науке и высоким технологиям при Президенте РФ в связи с рассмотрением проблем наукоградов. Тогда же - два года назад - было озвучено предложение по созданию особых экономических зон. К сожалению, это предложение до сих пор не реализовано. Представленный сегодня МЭРТ РФ проект Федерального закона незначительно отличается от предшествующих предложений и не очень понятно, почему было потеряно столько времени, тем более что этот закон не требует значительных затрат государственного бюджета 2006 года, а в 2005 надо уже создать Сибирский ИТ-центр, так что времени не остается.

В.В.Путин на совещании в Академгородке (2005)
Президент России В.В.Путин провел 11 января 2005 года в Новосибирском академгородке
совещание по вопросам создания парка информационных технологий.

По поручению В.В.Путина, при активном участии ученых СО РАН была разработана «Стратегия экономического развития Сибири», принятая Правительством РФ 7 июня 2002 года, постановление N 765-р. Для реализации «Стратегии...» по инициативе президента РАН академика Ю.С.Осипова и тогдашнего полпреда Президента РФ в Сибирском федеральном округе Л.В.Драчевского межведомственной комиссией при Минобрнауки РФ подготовлен и направлен в Правительство РФ проект концепции программы, обеспечивающей инновационное развитие Сибирского научно-производственного комплекса. Согласно концепции система программных мероприятий включает три основных направления:

1. Развитие фундаментальной науки и образования.

2. Реализация крупных инновационных проектов национального масштаба.

3. Создание элементов региональной инновационной инфраструктуры.

Я коснусь только второго и третьего направлений (т.е. создания ОЭЗ на территории Сибири).

Сибирское отделение РАН имеет опыт реализации крупных государственных проектов. Объединенный институт катализа СО РАН в 2002 году выиграл в Минпромнауки РФ грант на реализацию мегапроекта «Разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив», участниками которого являются 5 институтов РАН, 6 вузов, 7 проектных организаций и 8 производственных компаний. При бюджетных вложениях в этот мегапроект в 350 млн руб., уже к 2004 году реализовано дополнительной продукции более чем на 1,5 млрд руб. Ожидаемые общие результаты проекта к моменту его окончания в 2006 году составят порядка 5 млрд руб.

Пример с проектом по катализаторам показывает, что по тем направлениям, где мы имеем неоспоримое преимущество в мире, можно применять тактику «перегонять не догоняя». Ряд институтов СО РАН уже сегодня выполнил большой объем работы по созданию наукоемких технологий и выпуску продукции. Крупнейшие из 300 законченных разработок СО РАН могут быть реализованы в рамках государственных мегапроектов начиная с 2005-2006 годов. Среди них, например, новые узлы автомобиля ВАЗ, изготавливаемые в рамках действующей межотраслевой программы «Силовая электроника», участок лазерной резки металлов на НЗХК, изготовленный и запущенный Институтом теоретической и прикладной механики СО РАН. Такой же работает в ОАО «ЭлСиб».

Другие разработки, включающие электронно-лучевые, импульсные, био- и фармацевтические технологии, новые прогрессивные материалы, могут быть реализованы в рамках предполагаемых технико-внедренческих и промышленно-производственных зон, создаваемых в Новосибирске и других крупных городах Сибири. При необходимой государственной поддержке имеющийся задел позволит нам и здесь добиться быстрого успеха. Пока же мы регулярно слышим от Минфина РФ, что инновационная деятельность - это не дело Академии наук. А чье это дело? Кто кроме РАН может быть реальной инновационной силой?

Ускорить процесс должна имеющаяся договоренность с Китайской академией науки и региональными правительствами провинций о создании совместных технопарков в Китае (в городах Шеньян и Чанчунь) и России (в городах Новосибирске и Иркутске) для производства наукоемкой продукции гражданского назначения. Во-первых, через Китай мы выходим на громадный рынок Юго-Восточной Азии, с которым у Китая многосторонние связи; во-вторых, китайцы готовы инвестировать совместное производство в России. Сотрудничество с Китаем, естественно, должно развиваться с учетом национальных интересов и безопасности России.

Первым этапом реализации инновационной программы уже в 2005 году должно стать создание Сибирского центра информационных технологий в рамках пилотного проекта о технопарках и центрах в сфере информационных технологий, доложенного министром Л.Д.Рейманом.

Развитие ИТ-индустрии вошло в качестве одного из приоритетных направлений в принятую Правительством РФ «Стратегию экономического развития Сибири». Движение России (и Сибири в частности) в направлении мирового лидерства в области информационных технологий и программного обеспечения обосновывается такими факторами, как:

- значительный опыт работы со сложными и крупномасштабными проектами (в том числе создание ТЭК Сибири);

- высокий научный и образовательный потенциал;

- накопленный опыт интеграции научного сообщества (СО РАН), вузов и производственных структур (в том числе ИТ-компаний);

- наличие признанных на мировом уровне специалистов, неадекватно оплачиваемых на родине, особенно в Сибири, и вместе с тем высокая производительность и качество их труда, способность создавать высокоинтеллектуальные ИТ-продукты.

Новосибирск вместе с Москвой и Санкт-Петербургом входит в число основных российских центров программирования. В Новосибирске к настоящему моменту успешно работают более 200 средних и малых ИТ-компаний, действующих во всех сегментах ИТ-рынка. Более 40 из них объединились в некоммерческие партнерства «Сибакадемсофт» в Академгородке и «Информация и технологии» в г. Новосибирске. Только в указанных двух объединениях трудятся более 2,5 тыс. ИТ-специалистов. Компании «Сибакадемсофта» при численности 1500 человек произвели в 2004 году программного продукта более чем на 50 млн дол. США. В 7 вузах Новосибирска готовят ИТ-специалистов по 22 специальностям с ежегодным выпуском 1500-1700 человек.

Новосибирск, особенно Академгородок, имеет ряд преимуществ по сравнению с другими известными центрами. Здесь традиционно действуют мощные научные школы, обеспечивающие теоретическую базу ИТ-технологий и их применения в различных областях науки и экономики. Во главе этих школ стояли и стоят всемирно известные ученые, среди которых Нобелевский лауреат в области математической экономики академик Л.В.Канторович, его ученики академики А.Г.Аганбегян и В.В.Кулешов, в области «чистой» математики - А.И.Мальцев и Ю.Л.Ершов, С.Л.Соболев и С.К.Годунов и др. В этой области успешно работают 23 института Сибирского отделения РАН, 6 из которых специализированные.

На базе Новосибирского госуниверситета более 45 лет действует система непрерывного образования с математическим уклоном: ежегодные Всесибирские школьные олимпиады - физико-математическая школа (сегодня - СУНЦ) - Высший колледж информатики - НГУ - магистратура и аспирантура в НГУ и институтах СО РАН. При НГУ успешно действуют также специализированные центры дополнительного образования, например Международный центр молекулярного дизайна. Институты СО РАН интегрированы не только с НГУ, но и с другими вузами как г. Новосибирска, так и Сибирского региона в целом и связаны с ними единой развитой телекоммуникационной инфраструктурой. На базе НГУ необходимо развернуть подготовку госслужащих и научно-управляющих (менеджерских) кадров в области новых наукоемких технологий.

Специфической особенностью создаваемого Сибирского ИТ-центра является возможность создания сложных, высокоинтеллектуальных продуктов на основе уникальных алгоритмов и высокого уровня математики.

Основной целью образования Сибирского ИТ-центра является формирование системообразующей инфраструктуры для развития производства ИТ-продукции и ИТ-услуг Сибири в составе высокотехнологических территории, существенное увеличение на этой основе экспорта ИТ-продукции из России.

Предметная деятельность Сибирского ИТ-центра планируется по следующим направлениям:

- инициативное производство собственного высокоинтеллектуальногопродукта;

- контрактное (заказное, оффшорное) программирование;

- аутсорсинг или выполнение субконтрактных работ по заказу генерального подрядчика или фирмы производителя и т.д.;

- консалтинг, системная интеграция и техническая поддержка ИТ-продуктов;

- производство компьютерного оборудования и сервисные услуги по его обслуживанию;

- организация и поддержка постоянно действующей выставки ИТ-техники и ИТ-продуктов отечественных и зарубежных компаний;

- организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации ИТ-специалистов.

В процессе создания в 2005 году Сибирского ИТ-центра и далее предполагается решение следующих основных задач:

- отработка механизмов эффективного взаимодействия ИТ-компанийСибири с вузами округа, институтами СО РАН, органами власти всех уровнейс учетом профпереориентации для новых условий;

- создание к концу 2006 года, с учетом принятия закона об ОЭЗ, двух производственных высокотехнологических площадок (в Академгородке и Новосибирске) с производственными площадями и технологической инфраструктурой, позволяющей обеспечить механизмы роста малых и средних компаний, заложить предпосылки для возникновения и успешной деятельности крупных конкурентоспособных ИТ-компаний;

- развитие консалтингового и маркетингового сервиса, эффективной системы представительств в регионах России и за рубежом (для экспертной составляющей);

- развитие финансово-инвестиционных «институтов» ИТ-отрасли и других высокотехнологичных отраслей;

- формирование государственной поддержки обеспечения надлежащего качества жизни для высококвалифицированных специалистов ИТ-отрасли.

Сибирский ИТ-центр может быть создан либо как федеральное государственное учреждение, при котором планируется управляющая компания по реализации всего проекта, либо как ОАО с государственным блокирующим пакетом акций. При этом в качестве управляющей компании или представителя государства должно выступить, по моему мнению, Сибирское отделение РАН или один из его специализированных институтов.

Комплекс мероприятий по созданию Сибирского ИТ-центра предусматривает подготовительный период (первая половина 2005 года, включая принятие закона об ОЭЗ и подготовку проектно-сметной документации) и два этапа по реализации, соответственно в 2005-2006 и 2007-2010 годах. На первом этапе (2005-2006 годы) предусматривается создание ИТ-центра и завершение формирования в 2006 году двух площадок в Академгородке и г. Новосибирске с формированием коллектива специалистов численностью до 5000 человек и решением первоочередных социальных вопросов. На втором этапе (в период 2007-2010 годов) предусматривается расширение Сибирского ИТ-центра до 15-20 тыс. специалистов с адекватным развитием производственно-технологической и социальной инфраструктуры и создание региональных филиалов (отделений) в Томске, Красноярске, Иркутске, Омске, Барнауле и других городах Сибири.

Коротко о двух производственных площадках в Новосибирске.

Первая и главная площадка в Академгородке, включающая производственно-офисный корпус (бизнес-центр) на 10-15 тыс. м², интеллектуализированную гостиницу на 500-700 мест, конгресс-центр и площадку для парковки автомобилей (100-150 единиц). Для реализации этой части проекта выделен земельный участок 1-1,5 га между НГУ и границей Академгородка. При отводе земли учтена перспектива расширения площадки на втором этапе еще на 10-15 тыс. м², прежде всего за счет самих ИТ-компаний. При создании территорий предусмотрено строительство объектов инженерной инфраструктуры на двух участках - вокруг НГУ (западнее ул. Пирогова) и вдоль проспекта Коптюга.

Вторая площадка в г. Новосибирске включает производственно-офисный корпус (бизнес-инкубатор, бизнес-центр) на 10-15 тыс. м², конгресс-центр и место для парковки автомобилей (100-150 единиц) вокруг ГПНТБ СО РАН и вблизи СибГУТИ и Химико-технологического колледжа им. Д.И.Менделеева.

Вновь привлекаемым к участию в проекте организациям вначале (на срок до пяти лет) планируется предоставлять имеющиеся площади на льготных условиях. Постоянные производственные площади должны строиться за счет инвестиционных компаний и собственных средств ИТ-компаний - участников проекта. Решению жилищной проблемы молодых ИТ-специалистов послужит приоритетное выделение под строительство площадок вокруг НГУ, что проработано с администрацией, в частности, как и продолжение ипотечной программы строительства жилья совместно с администрацией области.

Наряду с технико-внедренческой зоной, включающей ИТ-центр и подзону НИИ, в соответствии с концепцией программы развития Сибирского НПК планируется создание более крупной научно-производственной зоны высоких технологий.

Объем средств, необходимых для реализации проекта создания Сибирского ИТ-центра в Новосибирске и указанных выше регионах на двух этапах реализации, в текущих ценах оценивается в 6,3 млрд руб., в том числе необходимое бюджетное финансирование - в 2,6 млрд руб.

 

Бизнес-план по созданию Сибирского ИТ-центра

Финансирование
(млн руб. по годам)
200520062007200820092010Всего
Бюджетные средства300*4005505005003502600
Внебюджетные средства501005001000105010003700
Итого...5050010501500155013506300
* Возможно, за счет Стабилизационного фонда.

Внебюджетное финансирование в рамках проекта будет осуществляться за счет собственных и привлеченных средств участников проекта, кредитов банков и ипотечных агентств, средств иных заинтересованных инвесторов.

Бюджетное финансирование проекта может осуществляться за счет специальных федеральных средств или по ФЦП «Электронная Россия», а также из бюджетов Новосибирской области, СО РАН и средств г. Новосибирска. Возможна поддержка проекта создания Сибирского ИТ-центра государственными внебюджетными фондами, в частности «Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере».

С целью стимулирования перехода российских предпринимателей и компаний-разработчиков ИТ-продуктов на официально декларируемые сделки было бы желательным на законодательном уровне для ИТ-компаний поднять порог для перехода на упрощенную схему налогообложения до 150 млн руб. Важным является вопрос об использовании интеллектуальной собственности. Мы полностью согласны с Президентом, что решение его явно затянулось.

Ожидаемые результаты по программе развития Сибирского научно-производственного комплекса: на первом этапе (до 2007 года) можно получить дополнительной продукции на сумму до 1,5 млрд дол. США только в г. Новосибирске и до 4,5-5,0 млрд дол. США до 2010 года в целом по Сибири. Чтобы обеспечить 20-25% роста ВВП за счет наукоемкой продукции, нужно организовать 5-10 таких зон и комплексов.

В том числе по Сибирскому ИТ-центру с учетом возможной годовой выработки 25-30 тыс. дол. США в год в расчете на одного ИТ-специалиста, объем собственных работ в Сибирском ИТ-центре может составить 120-150 млн дол. США к концу первого этапа (2006 год) и до 500 млн дол. США в год к концу второго этапа (2010 год). С учетом работ организаций-контрагентов и отдельных предпринимателей при сложившемся соотношении собственных и выполняемых по кооперации работ общий объем выработки в год может быть увеличен на 20-25% от указанных цифр.

Заключение

Почему на фоне большой и амбициозной Программы инновационной поддержки Сибирского научно-производственного комплекса мы выступаем за то, чтобы проект создания Сибирского ИТ-центра был реализован в первую очередь? Это нужно и можно сделать потому, что:

- создана теоретическая база (в институтах СО РАН);

- в мире широко известен брэнд «СО РАН»;

- есть большой «задел» разработок и развитая телекоммуникационная инфраструктура;

- имеется положительный опыт интеграции ИТ-специалистов в различные области науки и сферы бизнеса;

- требуются относительно небольшие капвложения;

- легко наращиваются мощности, в том числе за счет других региональных научных центров.

Вместе с тем, наряду с этим «первым шагом» при соответствующей государственной поддержке, Сибирское отделение РАН готово взять на себя ответственность, в том числе персональную, за скорейшее выполнение всей программы инновационного развития Сибирского научно-производственного комплекса, ибо понимаем, что мы опаздываем и время работает против нас.


* 
 
Сделан на заседании с участием Президента Российской Федерации В.В.Путина в Новосибирском академгородке 11 января 2005 года
(Наука в Сибири. 2005. N 1).
 СО РАН 
  
 
Добрецов Н.Л. Сибирский центр информационных технологий как первый шаг создания особой экономической зоны инновационного развития в Новосибирском академгородке: Доклад от имени Сибирского отделения РАН, администрации Новосибирской области, НП «Сибакадемсофт», НП «Информация и технологии» // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.477-484.
 

Назад ОГЛАВЛЕНИЕФАЙЛ PDF  Продолжение
  
  
 
УголУгол
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Отредактировано: Wed Feb 27 14:35:14 2019 (43,009 bytes)
Посещение 3897 с 25.01.2010