Стратегия лидеров 1957-2007 - Добрецов Н.Л. Роль Сибирского отделения РАН в социально-экономическом развитии Сибири (2003)
Навигация
УголУгол
 
 1957-2007 
ПЕРЕГОНЯТЬ, НЕ ДОГОНЯЯ
 
  
Академик Н.Л.Добрецов
 
РОЛЬ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН В СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ
СИБИРИ И ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ НАУКИ В РЕГИОНЕ
*
 
Выступление на выездном заседании Совета Федерации России
в Новосибирске 23 октября 2003 года

СО РАН накоплен значительный опыт и отработаны эффективные организационные формы, обеспечившие широкое участие институтов в решении государственных и региональных проблем. Примеры:

1. Комплексная региональная научно-техническая программа «Сибирь». С момента своего формирования в 1978 году она является объединяющим началом в координации работ академических, вузовских, отраслевых и производственных организаций и предприятий, направленных на решение важнейших задач региона и реализацию новых технических и технологических решений. Это давало возможность проводить экспертизы крупных хозяйственных проектов, рассматривать вопросы конверсии и диверсификации военно-промышленного комплекса Сибири, активизировать инновационную деятельность.

Тем не менее в соответствии с приказом N 168 от 14 июля 2003 года Минпромнауки России «Об организации в Минпромнауке России работы по участию в развитии научно-технического и инновационного потенциала регионов России» программа «Сибирь» лишилась возможности получения финансовой поддержки со стороны федерального бюджета. Считаем необходимым разработать для федеральных округов положение о комплексных научно-технических программах типа «Сибирь», «Урал», имеющих общегосударственное значение, предусмотрев долевое финансирование из средств федерального бюджета.

2. Аналитическая и прогнозная деятельность. Регулярное (до 1993 года)проведение конференций по развитию производительных сил Сибири с участием руководителей властных структур федерального и регионального уровней давало возможность использовать рекомендации этих конференций в качестве отправных моментов при разработке государственных пятилетних планов,касающихся как страны в целом, так и Сибири. С 1992 года - активное участиев работе Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», подготовкамногих концептуальных записок в Правительство РФ по развитию отраслей итерриторий. Среди них: разработанная по поручению Президента РФ В.В.Путина «Стратегия экономического развития Сибири»; активное участие в энергетической стратегии (I и II вариант); восемь докладных (экспертных) записок,из них лишь две заказные, остальные инициативные.

3. Выполнение по заданиям Правительства РФ эколого-экономических экспертиз крупных народно-хозяйственных проектов, таких как проблема переброски стока сибирских рек в Среднюю Азию, строительство пяти нефтеперерабатывающих заводов в Западной Сибири, обоснование возможного количестваГРЭС на территории Канско-Ачинского угольного бассейна, строительство Туруханской и Катунской ГЭС, проблемы загрязнения Байкала Байкальским целлюлозно-бумажным комбинатом.

К сожалению, в последние годы спрос со стороны государства на этот вид деятельности сильно сократился. Из важнейших решений последних лет - федеральный закон «Об охране озера Байкал», разработанный с участием СО РАН и принятый Государственной Думой в мае 1999 года и мероприятия по его реализации. К сожалению, и здесь прекратила деятельность Правительственная комиссия по Байкалу (в составе которой работали три представителя СО РАН), и многие конкретные вопросы, связанные с реализацией Закона, не решаются и не контролируются, что вызывает законную тревогу ЮНЕСКО, которая объявила Байкал Участком Мирового Природного Наследия.

4. Реализация законченных научно-технических разработок в практике.Условия экономического кризиса в стране и резкое сокращение бюджетногофинансирования науки ускорили эволюцию институтов на пути их превращения в научно-технологические фирмы. Комплексные проверки, проведенные вСО РАН, наглядно показали, что многие такие институты не только сохранилисвой кадровый потенциал и высокий уровень фундаментальных исследований,но и начали успешно развиваться в новых условиях за счет реализации наукоемкой продукции, пользующейся спросом на мировом рынке. Только по официальной статистике, в структуре экспорта Новосибирской области стоимостьнаучных разработок и услуг, приборов и установок, новых материалов, химической и микробиологической продукции, произведенной институтами и фирмами Новосибирского научного центра, превышала в 2001 году 15 млн дол. в год,всего по Сибирскому отделению - более 30 млн дол. В 2002 году эти цифры как минимум в 2 раза выше, а всего в Новосибирском академгородке институты + фирмы и мелкие предприятия + софткомпании произвели наукоемкой продукции и софта на сумму около 100 млн дол.

Академик Н.Л.Добрецов
Очередное интервью.

Оживление рынка отечественного производителя в последние годы позволяет реализовать различные формы сотрудничества с предприятиями. Приведем некоторые примеры:

1. Разработка, изготовление и поставка уникальных технических комплексов и технологических установок по заказам предприятий (источник синхротронного излучения «Сибирь-II», электронные промышленные ускорители, агрегат резки ТВЭЛов, лазерное технологическое оборудование по раскрою листового металла и др.).

2. Передача законченных наукоемких разработок для организации производства на предприятиях ВПК (малодозная рентгеновская установка «Сибирь», Система рентгеновского контроля - БЭМЗ, г. Новосибирск, «Медтехника», г. Орел; портативный жидкостный микроколоночный хроматограф «Милихром» - БЭМЗ; автономные бытовые отопительные и водогрейные системы малой мощности на основе каталитических технологий - ПО «Комета», г. Новосибирск, ПО «Измеритель», г. Смоленск).

3. Проведение заказных НИОКР в интересах министерств, крупных компаний, отраслей ВПК (ночные прицелы «Аргус-8» и «Аргус-21», мобильный хромато-масс-спектрометр для обнаружения и анализа микроконцентраций отравляющих, наркотических и взрывчатых веществ, принятые на вооружение Минобороной РФ, автоматизированный диагностический комплекс для контроля дефектов и износа колесных пар вагонов по ходу поезда, поддерживаемый МПС для распространения на всю отрасль).

Монтаж лазера на свободных электронах
Идет монтаж первой очереди лазера на свободных электронах - базовой установки Центра
фотохимических исследований Института ядерной физики им. Г.И.Будкера и Института
химической кинетики и горения СО РАН. 2002 год.

4. Научно-технологическое сопровождение новых высокотехнологическихпроизводств, создаваемых на предприятиях: производство катализаторов типа«палладий на углероде», организованное на ПО «Алтай», производство высококремнеземных цеолитных катализаторов на НЗХК с помощью Института катализа им. Г.К.Борескова.

5. Использование вузами, отраслевыми институтами и организациямиВПК уникального оборудования, установок и научно-исследовательских комплексов Сибирского отделения, которые не только сохранены и развиваются,но и дополняются новыми уникальными установками (Центр синхротронногоизлучения, комплекс астрофизических установок, аэродинамические трубы игазодинамические установки, Центр фотохимии на базе лазера на свободныхэлектронах и др.).

Однако потенциал Сибирского отделения используется предприятиями России в настоящее время явно недостаточно. Причин тому несколько:

- нарушен существовавший ранее информационный и экономическиймеханизм взаимодействия институтов и промышленности;

- отсутствует платежеспособный спрос на научные и технологические разработки в большинстве отечественных предприятий;

- отсутствует государственная политика поддержки собственного производителя, как и политика импортозамещения;

- отсутствует государственная налоговая политика поддержки разработчиков прогрессивных технологий.

Для территории Сибири в начале первого десятилетия XXI века и до 2025 года предлагается реализация ряда крупных и суперкрупных народно-хозяйственных проектов. Большинство из них сырьевые. Это понятно, так как состояние экономики России еще долго будет определяться масштабами вовлечения в хозяйственный оборот природных ресурсов Сибири, а следовательно, и темпами ее опережающего социально-экономического развития.

Это хорошо видно на примере ключевого для Сибири топливно-энергетического комплекса. В разработанной с участием СО РАН «Стратегии экономического развития Сибири», поддержанной Правительством РФ, указаны следующие приоритеты:

- стабилизация и обоснованное наращивание добычи нефти и газа в Западной Сибири (развитие ресурсной базы, технологическое перевооружение и др.);

- освоение гигантских месторождений нефти и газа в Восточной Сибири, Республике Саха (Якутия), на шельфе арктических и дальневосточных морей, создание единой трубопроводной системы с выходом в Северный Китай, Корею, Японию;

- разработка и освоение принципиально новых методов транспортировки энергетических ресурсов (углетрубопроводов, сжиженного газа и т.п.);

- развитие угольных карьеров и шахт нового поколения, углубленной переработки угля;

- углубление нефтепереработки, развитие нефте- и газохимии, гелиевой промышленности, углехимии;

- обеспечение расширенного воспроизводства сырьевой базы нефтяной, газовой и угольной промышленности, в том числе разработка технологий использования новых типов энергетического сырья (газогидраты, природные битумы).

С проблемами топливно-энергетического развития тесно смыкается развитие электроэнергетики Сибири, обладающей крупнейшими в стране тепловыми и гидроэлектрическими станциями.

Развитие этих направлений возможно только путем решения проблем создания или адаптации высоких технологий и решения ряда конкретных задач, базирующихся на достижениях современной науки. Только такой подход может дать необходимый экономический эффект и значительный прирост ВВП.

В качестве примера можно указать, что новое поколение отечественных катализаторов и каталитические процессы, разработанные в СО РАН, только в нефтеперерабатывающей промышленности России обеспечивают в настоящий момент производство около 2 млн т высококачественного бензина в год дополнительно.

Помимо конкретных технических и технологических решений, потенциал СО РАН позволяет выполнять для ТЭКа многие сопутствующие исследования от математического моделирования разработки региональных энергетических программ до эколого-экономической экспертизы конкретных проектов.

Вместе с тем масштабы территории и природно-климатические условия Сибири обусловливают высокую капиталоемкость любого развивающегося здесь производства. Помимо сырьевых областей, которые до определенного времени обеспечивают высокий хозяйственный потенциал Сибири, рентабельными здесь могут быть только высокотехнологические наукоемкие отрасли, что требует коренного изменения подхода к экономическому развитию Сибири, а именно на основе прибыли от ТЭК направить налоговые средства и инвестиции в наукоемкое производство.

Для качественного преобразования экономики Сибири в начале нового века нужна целенаправленная система мер по мобилизации точек экономического роста сибирских городов, что даст возможность увеличить валовой региональный продукт, количество рабочих мест, доходы бюджета и т.д. Реально оценивая сегодняшнюю ситуацию, необходимо отметить, что основной базой такого роста сибирских городов могут стать наукоемкие предприятия, опирающиеся на науку.

В связи с работой по подготовке упомянутой «Стратегии экономического развития Сибири» Сибирское отделение РАН наметило создание на базе разработок ряда своих институтов нескольких крупных программ национального масштаба, объединяющих научные институты и предприятия-производители. Для реализации в крупных инновационных центрах (Новосибирск, Томск, Красноярск и др.) предлагаются программы, имеющие серьезные перспективы на рынке. Среди них:

- «Силовая электроника», реализуемая в рамках программы сотрудничества Минатома РФ и Сибирского отделения РАН;

- разработка и промышленное освоение катализаторов и каталитических технологий нового поколения для производства моторных топлив (мегапроект совместно с Тюменской нефтяной компанией поддержан на тендере в Минпромнауки в феврале 2003 г.);

- производство промышленных лазерных установок и лазерных технологий на их основе, а также лазерного медицинского оборудования (рынок сбыта оценивается примерно в 150 млн дол. в год);

- создание информационных продуктов и технологий на базе софтовых центров в Новосибирске и других городах (может быть обеспечена продукция стоимостью до 1 млрд дол. в год).

Другая важная функция сибирской науки - ее участие в образовании. Новосибирский государственный университет, созданный практически одновременно с формированием Сибирского отделения РАН, стал основой системы подготовки кадров не только для науки, но и для многих предприятий, управленческих структур и бизнеса региона. НГУ создавался по новым принципам, с учетом передового отечественного опыта (Московский физико-технический институт), где обучение с первых курсов ведется с участием сотрудников и на базе научного оборудования академических институтов. Таким образом, НГУ стал не только самым малозатратным университетом страны, но и с первых дней - одним из лучших по уровню подготовки специалистов. Позднее на основе филиалов НГУ были созданы университеты в Красноярске и Улан-Удэ.

При этом университетское образование в СО РАН было достроено и снизу - физико-математической школой, колледжем информатики и системой всесибирских олимпиад, что позволило привлекать для обучения в НГУ талантливых ребят из глубинных районов Сибири, и сверху - аспирантурой и докторантурой в институтах СО РАН.

Прошедшие десятилетия показали эффективность этой системы подготовки кадров. Несмотря на продолжающийся отток сотрудников из СО РАН, численность научных кадров стабилизировалась, а число специалистов высшей квалификации (кандидатов и докторов наук) растет. При этом в институты на работу ежегодно принимается от 500 до 600 выпускников сибирских вузов (не считая аспирантов, которых в СО РАН насчитывается около 2000). Дает плоды и деятельность Президиума СО РАН по поддержке молодежи: поощрение деятельности советов молодых ученых, конкурсы молодежных проектов, повышение стипендий аспирантам, оплата процентов при кредитовании жилья. Все это позволило стабилизировать численность молодежи в составе Отделения, но принципиального перелома добиться пока не удалось. Сегодня СО РАН по возрастному составу выглядит лучше, чем в среднем по науке в России, но сильно проигрывает на мировом фоне.

Президиумом и руководством научных центров и институтов СО РАН многое делается для развития научного потенциала в новых экономических условиях.

Поэтапно проводится реструктуризация научных центров и сети институтов СО РАН, осуществляется переход на программно-целевые методы планирования, предпринимаются усилия по омоложению кадров. В пределах наших возможностей реализуются долговременные программы переоснащения институтов современными приборами и оборудованием и капитального ремонта основных фондов. В то же время для успеха предлагаемых мер и повышения эффективности использования научных достижений необходимы усилия не только со стороны ученых, но и со стороны государственных органов.

Проблемы, требующие решения
на уровне государственных органов РФ

1. Научная деятельность.

1.1. Ускорить темпы достижения уровня финансирования научных исследований и экспериментальных разработок гражданского назначения в РФ, определенного федеральным законом о науке, в размере 4% от расходной части федерального бюджета.

Х.Фогтманн и Н.Л.Добрецов
На пресс-конференции после международного семинара «Трансграничные водные ресурсы:
стратегии охраны и экологической стабильности», организованного Сибирским отделением
РАН и Федеральным агентством охраны природы Германии при поддержке Научного
комитета НАТО. Слева - президент Федерального агентства охраны природы
Германии профессор Хартмут Фогтманн. Новосибирский
академгородок, август 2003 года.

1.2. Способствовать сохранению финансовой самостоятельности и дальнейшему развитию существующих региональных отделений в составе Российской академии наук.

1.3. Принципиально упростить систему бюджетной экономической классификации с переносом контроля с затратных показателей на показатели эффективности научной деятельности.

1.4. Специально предусмотреть в законе о бюджете средства на переоснащение активно работающих научных институтов современными приборами и научным оборудованием (с учетом их морального старения за 5-7 лет); предусматривать поддержку международных проектов с использованием уникального оборудования и установок национального масштаба.

1.5. Разработать гибкую таможенную и налоговую политику в части временного ввоза зарубежного научного оборудования и материалов для совместных исследований с иностранными учеными на территории России, а также передаваемого в дар бюджетным научным организациям Российской Федерации.

1.6. Усилить поддержку отечественных фондов РФФИ, РГНФ в части совместных конкурсов с ведущими научными организациями и фондами зарубежных стран, прежде всего стран СНГ, а также региональных конкурсов, совместных с администрациями субъектов Федерации.

2. Активизация инновационной деятельности и усиление реализационнойкомпоненты.

2.1. Скорейшая разработка и принятие законодательных актов на федеральном и региональном уровнях в части интеллектуальной собственности и инновационной деятельности, стимулирующих последнюю в интересах государства, субъектов Федерации, организаций - разработчиков и производителей наукоемкой продукции.

2.2. Ускорить принятие правительственных решений о создании экспериментальных территорий инновационного развития, в том числе на территории Новосибирской области.

2.3. Разработать организационно-правовой механизм участия государственных научных организаций в создании малых предприятий, реализующих полученные научными организациями результаты научно-технической деятельности.

2.4. Предоставить государственные гарантии и налоговые преференции предприятиям, осваивающим современную наукоемкую продукцию.

2.5. Разработать систему стимулирования зарубежных фирм, приобретающих и использующих на российских предприятиях лицензии отечественных разработчиков.

2.6. Усилить поддержку РФТР и Фонда поддержки малых предприятий в научно-технической сфере в целях развития производства приборов и оборудования на базе отечественных разработок.

2.7. Ввести в практику деятельности органов власти всех уровней обязательное проведение научных экспертиз при принятии принципиальных решений, касающихся крупных проектов развития народного хозяйства страны.

2.8. Законодательно закрепить межрегиональные научно-технические программы при федеральных округах как основной элемент региональной научно-технической политики.

3. Способствовать сохранению высококвалифицированных научных и инженерных кадров, осуществлять поддержку молодежи.

3.1. Установить заработную плату для ученых не ниже средней по промышленности, увеличить пенсионное обеспечение; ввести для ведущих ученых контрактную систему оплаты труда без ограничения верхних размеров, ввести системы доплаты ученым за обучение студентов и премирования за подготовку аспирантов и докторантов, защитивших в срок диссертационные работы.

3.2. Увеличить стипендии аспирантам.

3.3. Ежегодно выделять целевые средства для строительства в научных центрах жилья для молодежи, создать систему долговременного кредитования (с низкими процентами) покупки или строительства жилья для талантливых молодых ученых, а также ускорить разработку механизма ипотечного кредитования для молодых семей.

3.4. Ускорить разработку мер по поддержке семей молодых ученых, особенно в восточных регионах страны, в частности сохранить для РАН детские сады и медучреждения.

3.5. Принять законодательные акты, предоставляющие Российской академии наук право учреждать государственные университеты или выступать их соучредителем.

3.6. Организовать на государственных телевизионных каналах серию передач, пропагандирующих научные достижения и направленных на повышение престижности научных, инженерных и технологических специальностей.

Создать при Министерстве культуры РФ специальный фонд поддержки изданий учебной и научно-популярной литературы, пропагандирующей достижения отечественной и мировой науки.

Большинство этих предложений вошло в проект решения, но некоторые моменты требуют дополнений и доработки.


* Наука в Сибири. 2003. N 42 (дается в сокращении).
 СО РАН 
  
 
Добрецов Н.Л. Роль Сибирского отделения РАН в социально-экономическом развитии Сибири и основные проблемы развития науки в регионе. Выступление на выездном заседании Совета Федерации России в Новосибирске 23 октября 2003 года // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.448-457.
 

Назад ОГЛАВЛЕНИЕФАЙЛ PDF  Продолжение
  
  
 
УголУгол
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Отредактировано: Wed Feb 27 14:35:14 2019 (46,990 bytes)
Посещение 3983 с 25.01.2010