Академик Н.Л.Добрецов ИЗ ДОКЛАДА НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ СИБИРСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ РАН 25 апреля 2002 года* |
Со времени последнего Общего собрания Отделения прошло менее полугода. Как вы помните, это было отчетно-перевыборное собрание, где старый состав Президиума отчитался за свою деятельность в 1997-2001 годах. Был издан обстоятельный пятилетний отчет, в котором опубликованы лучшие научные результаты и проанализирована динамика развития Отделения за этот период.
На этом же собрании были обсуждены и одобрены очередные задачи по развитию научных исследований и совершенствованию территориальной сети СО РАН. Позднее новый состав Президиума Отделения для решения этих задач принял план научно-организационных мероприятий.
Вместе с тем в стране происходят важные события, которые непосредственно касаются как нашего научного сообщества, так и судьбы всей науки в нашем государстве. Я имею в виду мартовское совместное заседание Совета безопасности РФ, Президиума Госсовета РФ и Совета по науке и высоким технологиям при Президенте РФ, на котором впервые за много лет (с 80-х годов) на таком высоком уровне был рассмотрен один из фундаментальных для нас вопросов - политика государства в области науки и технологий.
Заседание готовилось силами трех упомянутых структур и было предварено тщательной подготовкой документов. В составе рабочих групп активно работали как представители Академии наук, центральных правительственных органов, так и руководители ряда субъектов Федерации (в том числе новосибирский губернатор В.А.Толоконский) и многие другие специалисты.
Главным итогом этого обсуждения явилось провозглашение перехода экономики страны с сырьевого на инновационный путь развития, и в соответствии с этим развитие науки и технологий становится важнейшим приоритетом государства, как и создание национальной инновационной системы.
В принятых итоговых четырех документах, подписанных В.В.Путиным, главный из которых называется «Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу», зафиксирован ряд важных моментов.
Для нас имеют большое значение пункты, где сформулировано место фундаментальной науки в нашем обществе:
«Фундаментальная наука является одной из стратегических составляющих развития общества. Результаты фундаментальных исследований, важнейших прикладных исследований и разработок служат основой экономического роста государства, его устойчивого развития, являются фактором, определяющим место России в современном мире.
Приоритетные направления развития фундаментальных исследований определяются научным сообществом исходя из национальных интересов России и с учетом мировых тенденций развития науки, технологий и техники.
Важнейшие прикладные исследования и разработки ведутся по приоритетным направлениям развития науки, технологий и техники; они должны быть нацелены на решение комплексных научно-технических и технологических проблем и ориентированы на конечный результат, способный стать инновационным продуктом».
Здесь же сформулированы и основные задачи развития фундаментальной науки и важнейших прикладных исследований и разработок, которые я назову в некотором сокращении, выделив главное:
1) разработка мер первоочередной государственной поддержки фундаментальных исследований, способных обеспечить технологические прорывы и формирование последующих технологических укладов;
2) проведение прогнозных исследований по определению перспективных направлений научно-технического и технологического развития, оценке последствий принимаемых управленческих решений;
3) повышение роли социальных и гуманитарных исследований;
4) сохранение и поддержка научных и научно-технологических школ, обеспечение преемственности научных знаний;
5) содействие развитию научных исследований и экспериментальных разработок военно-прикладной направленности;
6) развитие исследовательской, конструкторской, опытно-экспериментальной базы научного приборостроения;
7) создание и ресурсное обеспечение уникальных научных установок, сети центров коллективного пользования уникальным научным и экспериментальным оборудованием, в том числе на основе лизинга;
8) совершенствование информационной и информационно-телекоммуникационной инфраструктуры в области науки, образования и технологий.
Государство видит свою роль в поддержке ограниченного числа приоритетных направлений развития науки и техники, критических технологий федерального, регионального и отраслевого уровней, а также важнейших инновационных проектов, на реализации которых будут концентрироваться ресурсы и другие формы господдержки.
В документе сформулированы приоритетные направления развития науки, технологий и техники на первый период, по прошествии которого они будут уточняться.
Хотя список приоритетов был одобрен, на совещании были критические замечания. Одни предлагали его расширить, другие, наоборот, сократить. В.В.Путин просил ученых самих сообща решать эти вопросы. Прозвучало, что, по-видимому, необходимо ранжировать этот перечень и более-менее регулярно уточнять текущие приоритеты. Решено создать несколько крупных проектов по приоритетным направлениям (6-8), которые и будут в основном поддерживаться государством.
Важным разделом документа является раздел о мерах государственного стимулирования научной, научно-технической и инновационной деятельности.
В области финансов предполагается постепенный рост ассигнований на научные исследования - вначале в размерах компенсации инфляции, затем с доведением их до 4% расходной части федерального бюджета в 2010 году, как того и требует закон о науке. При этом весь прирост ассигнований будет направлен на фундаментальные исследования (25%) и обеспечение реализации важнейших инновационных проектов государственного значения (75%).
Намечены другие меры:
- целевое выделение бюджетных средств для научного сопровождения важнейших инновационных проектов;
- изменение системы оплаты труда бюджетных научных организаций, включая разрешение устанавливать научным работникам, внесшим значительный вклад в развитие российской науки или в освоение наукоемких технологий, должностные оклады без ограничения их максимального размера на основе трудовых договоров (контрактов);
- увеличение размеров доплат за ученую степень;
| Президент РФ В.В.Путин и академик Н.Л.Добрецов после посещения выставки разработок СО РАН. 17 ноября 2000 года. |
- улучшение пенсионного обеспечения ученых высшей квалификации(кандидатов и докторов наук).
Особые меры поддержки предусматриваются для подготовки, привлечения и закрепления молодежи в науке. Они включают:
- установление госзаказа на подготовку молодых специалистов по приоритетным направлениям развития науки, включая применение целевой контрактной системы обучения;
- выделение до 3% федерального бюджета на фундаментальные исследования для целевой поддержки научных школ, исследований и разработок, осуществляемых молодыми учеными и студентами;
- расширение практики строительства жилья для молодых ученых, в том числе с привлечением ипотечного кредитования.
В числе мер по оптимизации госсектора науки предполагается:
- инвентаризация научно-технического комплекса, в том числе наукоградов, реструктуризация в этой части госсектора науки, включая изменение в необходимых случаях организационно-правовых форм и форм собственности научных организаций, создание интегрированных научных, научно-технических и научно-образовательных структур;
- совершенствование академического сектора науки за счет концентрацииресурсов на решении фундаментальных научных проблем, оптимизации системы управления, уточнения количества научных организаций и численности сотрудников;
- реализация излишнего имущества и незавершенных строительствомобъектов, высвобождаемых в ходе реструктуризации, с использованием получаемых за это средств на укрепление материально-технической базы научныхорганизаций.
Помимо вышесказанного, в документе содержится еще ряд важнейших предложений, таких как снижение таможенных пошлин на ввозимое специализированное научное оборудование, предоставление бюджетных компенсаций государственным научным организациям и вузам по налогам на имущество и арендную плату за землю, завершение формирования нормативно-правовой базы, стимулирующей участие авторов и творческих коллективов в создании и вовлечении в хозяйственный оборот объектов интеллектуальной собственности, регламентация передачи за рубеж прав на результаты научной и научно-технической деятельности, полученной за счет бюджета и многое другое.
Не менее важным, чем сам документ, было то, что в процессе заседания даны поручения Правительству, полпредам Президента РФ, Минпромнауки РФ, Российской академии наук, другим министерствам и органам государственной власти с разными сроками исполнения - от двух месяцев до года.
«Основы политики...» утверждены Президентом РФ 30 марта 2002 года и дальше ими нужно руководствоваться, в том числе и нашему научному сообществу.
В связи с этим встает вопрос - насколько мы готовы работать в предлагаемом режиме, что у нас соответствует сформулированным критериям, а что нам нужно менять.
В целом в области научных результатов институты Сибирского отделения РАН находятся в русле объявленных приоритетов и критических технологий и успешно развивают как фундаментальные, так и прикладные исследования.
Вместе с тем условия для развития науки в нашей стране продолжают оставаться предельно жесткими и, несмотря на всю важность принятого документа «Основы политики РФ в области развития науки и технологий...», вступающие в действие реальные законодательные и нормативные государственные документы, такие как Налоговый, Земельный кодексы и др., делают жизнь научных коллективов все более сложной. Это означает, что, если мы хотим не только сохранить лидирующее положение по ряду областей науки, но и в целом как Сибирское отделение развиваться успешно далее, мы не должны оглядываться на наши прошлые и нынешние заслуги, но четко видеть проблемы и нерешенные задачи и иметь ясные планы по самосовершенствованию и преодолению трудностей.
| На Общем собрании СО РАН в апреле 2002 года состоялось вручение дипломов и серебряных знаков «Почетный доктор СО РАН» зарубежным ученым из Европы, Азии, Америки, отмеченным за большой вклад в развитие науки и международного сотрудничества. |
В начале своего доклада я уже упоминал, что Президиум Отделения утвердил в развитие решений ноябрьского 2001 года Общего собрания «План научно-организационных мероприятий по совершенствованию и развитию научных исследований и территориальной сети СО РАН». Его действие планируется поквартально на весь 2002 год. Вероятно, в связи с выходом «Основ политики...», а также в связи с периодом реструктуризации, в который вступила Российская академия наук, он будет по ходу корректироваться, но в нем намечены ясные конкретные цели по всем основным направлениям.
Еще ранее аналогичный план утвержден Президиумом РАН.
Процессы реструктуризации Российской академии наук начаты и будут предметом активного обсуждения на предстоящем в мае Общем собрании РАН в Москве. Сегодня комиссия по реструктуризации и Президиум РАН подготовили предложения по структуре РАН и системе управления. Вместо 18 предполагается 9 специализированных отделений, состоящих из секций по более узким направлениям.
Вопросы прав и ответственности отделений и секций находятся в стадии горячих дискуссий, которые, видимо, будут продолжаться вплоть до решения Общего собрания РАН в мае.
На мой взгляд, сложившаяся в Сибирском отделении РАН матричная структура управления наукой через 8 объединенных ученых советов по направлениям и президиумы научных центров, в ведении которых остаются региональные проблемы, наиболее оптимальна, проверена временем и перестройкой и не нуждается в изменениях. В целом РАН движется в том же направлении.
Другое дело - сеть институтов и научных центров Отделения и формы управления ими. Мы имеем много проблем на разных уровнях в Новосибирском научном центре (который вообще занимает особое положение), а также в Иркутском, Омском и других научных центрах. Здесь сделаны первые шаги - созданы бюро Президиума СО РАН по ННЦ, советы директоров научных центров, включая ННЦ, а также Совет председателей президиумов научных центров в качестве консультативных органов Президиума СО РАН и президиумов центров.
Мы ждем от них предложений по формам управления сложной инфраструктурой центров, а также по системе постоянного взаимодействия с администрациями субъектов Федерации по всем многочисленным проблемам функционирования научных подразделений в регионах. Мы планируем обстоятельно обсуждать эти предложения на заседаниях Президиума Отделения постепенно в течение всего 2002 года. Предполагается, что уже во II квартале на заседаниях Президиума будут заслушаны предложения центров по стратегии их развития.
Что касается научно-исследовательских институтов, то предстоящая объявленная инвентаризация должна нас настроить на серьезный лад. Критерии, по которым будет проводиться инвентаризация, еще будут разрабатываться, но сферы, по которым она будет проводиться, уже названы - это материальная база, кадровый состав и результативность. На основе инвентаризации институты, которые не обеспечены материальной базой для работы, необходимым кадровым составом и не имеют значимых результатов работы последних лет, должны быть закрыты или реформированы, присоединены. Не думаю, чтобы это сильно коснулось Сибирского отделения Академии наук. Мы имеем некоторый опыт реструктуризации в части присоединения слабых институтов к крупным в виде филиалов, создания объединенных институтов.
Мы не должны бросаться в крайности, но проблемы у нас есть. В Институте угля и углехимии, например, на 56 научных сотрудников - 16 лабораторий, т.е. каждый третий научный сотрудник - заведующий. Есть еще похожие институты. А результаты? Мелкотемье и распыление средств.
Многие наши научные подразделения и даже целые институты увлекаются «самиздатом». Публикуют много, но остаются «невидимками», о работах которых не знает не только мировое научное сообщество, но зачастую даже и ближайшие институты. Кстати, на обсуждении в Москве вставал вопрос (в частности, об этом говорил наш губернатор В.А.Толоконский), что часть институтов Академии можно передать вузам. Это целесообразно прежде всего там, где нет крупных научных центров, а есть лишь отдельные исследовательские институты в соседстве с крупными вузами.
И наоборот, целесообразно университеты, находящиеся в крупных научных центрах, передавать в состав Академии наук. Это сложный вопрос. Мы подготовили такие предложения по Новосибирскому и Красноярскому госуниверситетам, однако министр образования против и выступил со встречной инициативой - создать группу исследовательских университетов и оказать им всестороннюю поддержку, и срочно включил в этот список НГУ, хотя в первоначальном списке его не было. Президиум Отделения считает переход ряда университетов и прежде всего Новосибирского в Сибирское отделение РАН важнейшим стратегическим фактором для развития как университетов, так и СО РАН, ибо только такие вузы могут готовить кадры высшей квалификации для науки и образования.
Проблема омоложения кадров продолжает оставаться для Сибирского отделения весьма насущной. И хотя за 2001 год у нас увеличилось число молодых ученых до 33 лет почти на 1% - сейчас их в институтах 1450 человек, 16,2% общей численности научных сотрудников, и мы обучаем более 2000 аспирантов, средний возраст ученых СО РАН продолжает увеличиваться. В 2001 году он составил 48 лет против 47,7 в 2000 году, а средний возраст докторов наук - 58,2 года против 57,9 в прошлом году. По центрам ситуация разная, в ННЦ средний возраст выше по всем категориям.
Сегодня наши институты условно можно разделить на 3 группы.
а) к первой группе относятся 14 институтов, в которых довольно низкийсредний возраст научных работников и имеется достаточно большое количество молодежи;
б) ко второй группе относятся 33 института, где средний возраст научныхработников ниже, чем в целом по СО РАН, но выше по отдельным категориям;
в) к третьей группе относятся 40 институтов, в которых средний возраст всехкатегорий научных работников превышает средние показатели по Отделению.
Сегодня главное в деле привлечения молодежи в науку даже не заработная плата. Она недостаточная, хотя мы стараемся поддерживать ее для молодых на приемлемом уровне, но главными являются два фактора - жилье и возможность работы на современных приборах и оборудовании.
Мы принимаем определенные меры. Строим дома для малосемейных и общежития в Новосибирском, Томском, Красноярском, Иркутском, Бурятском научных центрах. Однако этого крайне мало. Объемы строительства для молодежи нужно увеличивать, как минимум, на порядок.
Мы договорились сейчас с В.А.Толоконским - главой администрации Новосибирской области о создании системы кредитования молодых ученых на строительство жилья в объеме 50 млн руб. с оплатой процентов на паритетных началах - 40% администрация, 40% - Президиум СО РАН. Размер кредита порядка 250 тыс. руб. приемлем для институтов и молодого сотрудника. Если это удастся, то будет серьезный шаг вперед, который можно будет распространить на другие наши научные центры.
Любопытная цифра, которая названа в «Основах политики...» - 3% от объема средств, выделенных на развитие науки и технологий, направлять на поддержку молодежи. С моей точки зрения, большую часть этих средств нужно направить на строительство жилья для молодежи. Если применить это к Сибирскому отделению РАН, 3% составят около 75 млн руб. Сегодня мы получаем на строительство жилья лишь 15 млн руб., если увеличить эти расходы в 5 раз - это будет реальная поддержка.
Что касается научной и производственной базы СО РАН, она, конечно, потерпела определенный урон и нуждается в обновлении, чем мы и занимаемся последние годы. В последние три года в Отделении довольно существенно обновились приборы как за счет немецких кредитов, так и за счет целевых средств, которые только в этом году составляют более 200 млн руб. Их распределяет по конкурсу Приборная комиссия, в состав которой входят представители всех наук.
Обновляются и крупные установки. Так, в июне-июле мы будем вводить одну из крупнейших установок Отделения - лазер на свободных электронах. В прошлом году введена в строй гиперзвуковая аэродинамическая труба, ряд уникальных установок в Институте сильноточной электроники. Мы создаем у себя техническую базу для исследований, причем на мировом уровне, хотя, безусловно, не по всем направлениям наук. Это уникальные установки, но мы стараемся также поддерживать на конкурсной основе и общую экспериментальную базу - полевые стационары и обсерватории, виварии и коллекции микроорганизмов, суперкомпьютер и информационно-телекоммуникационные ресурсы, экспедиционные исследования и др. Всего в 2002 году централизованный фонд Отделения для этих целей составляет, включая интеграционные исследования и молодежные проекты, более 600 млн руб.
Большой проблемой для СО РАН остается содержание инфраструктуры академгородков. И, я бы сказал, в некоторых наших научных центрах эта болезнь перешла в острую фазу. Здесь есть разный положительный и отрицательный опыт. Учет и обобщение этого опыта были одной из целей создания Совета председателей президиумов научных центров во главе с членом-корреспондентом РАН В.Ф.Шабановым.
На уже упомянутом заседании Совета безопасности, Госсовета и Научного совета при Президенте РФ по обсуждению «Основ политики...» губернатор Новосибирской области В.А.Толоконский выступал с инициативой провести в Новосибирском научном центре СО РАН эксперимент. Готовится специальный закон Новосибирской области о создании зоны развития высоких технологий, включая изменение порядка налогообложения для того, чтобы собираемые налоговые средства оставались здесь же для решения задач развития городка. Для понимания масштаба скажу, что налоги в Советском районе г. Новосибирска за прошлый год составили более 500 млн руб.
Мы уже создали «Сибакадемсофт» - организацию некоммерческого партнерства, объединяющую СО РАН и софтовые компании. Сейчас заместитель председателя Отделения член-корреспондент РАН Г.Н.Кулипанов как раз занимается созданием другой такой же ассоциации, объединяющей в городке крупнейших производителей приборов и наукоемкой продукции. По финансовым возможностям это сегодня примерно две равные силы - одни производят программный продукт, другие, как «Эконова», «Мета» и т.п., производят приборы и наукоемкое оборудование. Такой же продукт в сопоставимых масштабах производит и ряд наших институтов, например Институт ядерной физики.
После этого мы можем обратиться в Правительство РФ, чтобы нам дали определенные федеральные льготы. Таким образом, будем пробовать формировать некий механизм ускорения инновационного процесса. Не нужно забывать и о сотрудничестве с крупными компаниями, такими как «Газпром», «ЮКОС», Западно-Сибирская железная дорога, «Норильский никель» и т.п. С рядом из них у нас подписаны протоколы о взаимодействии. Недавно прошла конференция, организованная Институтом неорганической химии и «Сибирским алюминием», где рассматривались конкретные вопросы развития алюминиевой промышленности и переработки сырья. Еще ряд компаний передают нам свои предложения, в том числе из-за рубежа. Будем обсуждать с ними создание совместного инновационно-инвестиционного фонда.
Процесс идет, но медленно, так как сильно отстает законодательная база, а во многих случаях законы, принятые в последнее время, тормозят этот процесс. Простые примеры - наши институты как бюджетные организации не могут брать в банке кредиты. Введение 25-й главы НК сильно ограничивает предпринимательскую деятельность в институтах. Единый налог на добычу полезных ископаемых привел к тому, что компаниям стало невыгодно вкладывать средства ни в разведку новых месторождений, ни в обновление своего технологического оборудования. А ведь Сибирь - сырьевой регион.
Мы пытаемся с этим бороться, в частности, в рамках «Стратегии развития Сибири», которая 19 апреля была рассмотрена на заседании Правительства России. Могут здесь нам помочь и поручения Правительству по реализации важнейших инновационных проектов государственного значения, данные вместе с утверждением «Основ политики РФ в области развития науки и технологий...».
Мне кажется, среди тех 7-8 инвестиционных прорывных проектов, которые будут поддерживаться государством, могут быть 2-3 важнейших проекта из Сибири. Среди них могут быть:
- новые технологии прогноза, добычи и глубокой переработки нефти, газа, угля;
- выпуск приборов и оборудования для технического перевооружения ТЭК («СибВПКнефтегаз», «Силовая электроника» и др.);
- информационные технологии и «СОФТ» (программа «Электронная Сибирь» как часть программы «Электронная Россия»);
- лазерные, электронно-лучевые и химические технологии для производства новых материалов;
- производство импортозамещающих лекарств, медоборудования, диагностикумов на базе новых биотехнологий и других научных разработок.
Завершить свое выступление я хотел бы тем, с чего начал. Это хорошо, что государство наконец поворачивается лицом к науке, но и наука должна мобилизоваться и соответствовать новым предъявляемым к ней требованиям, притом не только в части производства и практической реализации новых знаний, но и в части организации исследований и функционирования инфраструктуры институтов и научных центров.
Мы должны усилить интеграционную составляющую науки, сосредоточив усилия не только на наших внутренних интеграционных проектах, но и на проектах совместных с институтами центральной части РАН, других региональных отделений. Здесь мы сделали первый шаг, выделив в 2002 году на такие проекты 35 млн руб. из 100 млн руб., предназначенных для интеграционных исследований в целом.
Формируются первые программы в рамках Ассоциации академий наук стран Азии. На предстоящем в начале мая Бюро ААНА в Улан-Баторе мы будем представлять проекты трех программ: по сейсмобезопасности, этнокультурному взаимодействию, чистой воде. По всем этим программам назначены координаторы со стороны СО РАН и ряда азиатских стран.
Нам нужно провести ревизию договоров по совместным исследованиям с академиями стран СНГ и сосредоточить финансовую поддержку на тех направлениях, где есть реальное продвижение. А такие направления есть, в частности по сотрудничеству с Национальной академией наук Беларуси. В этом году в конкурсе на присуждаемую совместно НАН и СО РАН премию им. В.А.Коптюга претендовали уже три достойных завершенных работы с хорошими результатами. Только что вышла из печати солидная совместная монография «Очерки истории белорусов в Сибири».
Нам нужно много работать по адаптации к существенным изменениям в законодательстве РФ, которые произошли за прошедший год. В частности, по имуществу и земле, что для нашей системы академгородков жизненно важно. Принят новый Земельный кодекс Российской Федерации, пошел процесс разграничения государственной собственности на землю, ужесточились требования Минимущества и Минфина РФ к эффективности использования федерального имущества, закрепленного за организациями Российской академии наук.
Первое, на чем в этих условиях необходимо сосредоточить усилия организациям, входящим в состав Сибирского отделения РАН, это - завершение оформления всех технических документов на объекты недвижимости, находящиеся на балансах этих организаций, и регистрация своих вещных прав в учреждениях юстиции по месту нахождения балансодержателей. Свидетельство о регистрации права сегодня является единственным доказательством, подтверждающим наличие этого права. По букве закона балансодержатель не имеет права распоряжаться имуществом, права на которое не зарегистрированы. Кроме того, судя по имеющимся данным, у нас 55 объектов незавершенного строительства. С учетом грядущего разграничения земель, находящихся в государственной собственности на федеральные земли, земли субъектов Федерации и муниципальные земли, принципиальное значение приобретает правильное оформление правоустанавливающих документов на земельные участки, закрепленные за Сибирским отделением РАН и входящими в ее состав организациями. В соответствии с федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» земельные участки должны быть переданы правообладателям в постоянное (бессрочное) пользование. И это право постоянного (бессрочного) пользования необходимо также зарегистрировать в учреждении юстиции. У нас из 158 находящихся в постоянном пользовании земельных участков зарегистрировано только 50. С принятием Земельного кодекса резко сузились возможности пользователей земельных участков извлекать из них дополнительную выгоду помимо использования их по прямому назначению. В настоящее время все действия в отношении площадок, входящих в состав закрепленных земель, могут исходить только от правообладателя. В частности, на территории Новосибирского научного центра застройщиком или заказчиком каких-либо работ, связанных с землей, может быть только Сибирское отделение РАН либо само по себе, либо в лице Управления капитального строительства.
К сожалению, основной формой коммерческого использования федерального имущества, находящегося в оперативном управлении организаций Сибирского отделения, остается передача временно неиспользуемых помещений в аренду. И хотя фактически полученная арендная плата в 2001 году составила 93,9 млн руб., что на 30 млн больше, чем в предыдущем, это уже не может удовлетворять. В условиях, когда спрос на свободные помещения начал превышать предложение даже в сравнительно отдаленном от центра города Академгородке, необходимо искать более эффективные способы извлечения доходов от федеральной недвижимости.
Шире нужно применять практику публичных конкурсов на право аренды объектов, имеющих особую привлекательность для коммерческих структур. Но главной заботой Президиума должно быть создание удовлетворительных условий для наших организаций, успешно работающих в современных экономических условиях, увеличивающих объемы своей уставной деятельности и посему испытывающих дефицит производственных площадей. Речь идет прежде всего о перераспределении неиспользуемых по прямому назначению помещений в пользу организаций Отделения, сумевших сделать свою научную продукцию востребованной.
Балансовой комиссии Сибирского отделения РАН необходимо продолжить анализ хозяйственной деятельности вспомогательных организаций научного обслуживания и социальной сферы, и особенно тех, которые либо уже оформлены как унитарные предприятия, либо по всем признакам являются таковыми по факту.
Очень критически нужно подходить к созданию в составе инфраструктуры Сибирского отделения РАН новых юридических лиц. Лучше совершенствовать структуру существующих, давая большую самостоятельность структурным подразделениям, вводя методы раздельного бухгалтерского учета. Также требуется более тщательно анализировать необходимость создания юридических лиц, учредителями которых выступают организации СО РАН. При этом необходимо иметь в виду, что Министерство имущественных отношений контролирует эффективность использования федеральной собственности (денежные вклады или имущество, поступившие из внебюджетных источников и внесенные в качестве взноса в уставный капитал, являются федеральным имуществом), а также поступления соответствующих отчислений в бюджет.
В связи с введением 25-й главы НК и продолжающимся усложнением финансовых потоков мы имеем много проблем и в области финансовой деятельности институтов, и в осуществлении кадровой политики. Аппарат Президиума по мере сил разъясняет новые условия на специальных семинарах, проводимых в научных центрах, но кардинальный путь в этом направлении - это путь законодательной инициативы через наших депутатов в Государственной Думе.
В этом отношении нам может помочь решение, принятое на заседании по обсуждению «Основ политики...», где Правительству РФ поручено подготовить и представить Президенту РФ в 4-месячный срок предложения «по совершенствованию законодательства Российской Федерации о развитии науки и технологий, предусмотрев меры по повышению престижа научной, научно-технической, образовательной и инновационной деятельности».
Важным каналом влияния может стать Совет по науке и высоким технологиям при Президенте РФ. В этом совете я буду работать в Комиссии по научно-технической и инновационной политике. Нужно этими шансами активно и грамотно воспользоваться.
* | Наука в Сибири. 2002. N 18. |
| | |
| |
| Добрецов Н.Л. Из доклада на Общем собрании Сибирского отделения РАН 25 апреля 2002 года // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.436-448. |
|
|