Стратегия лидеров 1957-2007 - Добрецов Н.Л. Наука - практике. Проблемы и перспективы на примере СО РАН (1999)
Навигация
УголУгол
 
 1957-2007 
ПЕРЕГОНЯТЬ, НЕ ДОГОНЯЯ
 
  
Академик Н.Л.Добрецов
 
НАУКА - ПРАКТИКЕ. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ НА ПРИМЕРЕ СО РАН
 
Доклад на заседании круглого стола «Невостребованные возможности науки -
на службу России» в Государственной Думе 15 февраля 1999 года

Сибирское отделение Российской академии наук (СО РАН) является региональным объединением научно-исследовательских, конструкторско-технологических, производственных организаций РАН, а также подразделений, обеспечивающих функционирование инфраструктуры научных центров, расположенных на территории Сибири в семи областях, двух краях и четырех республиках. Научные центры СО РАН находятся в Новосибирске, Томске, Красноярске, Иркутске, Якутске, Улан-Удэ, Кемерове, Тюмени, Омске. Отдельные институты работают в Барнауле, Чите, Кызыле.

Н.Л.Добрецов и Г.Н.Селезнев в Выставочном центре СО РАН (1999)
Председатель Государственной Думы Г.Н.Селезнев в Выставочном центре СО РАН
ознакомился с последними достижениями сибирских ученых. 17 апреля 1999 года.

В составе СО РАН 59 научно-исследовательских и конструкторско-технологических институтов, работающих в области физико-математических, технических, химических, биологических наук, наук о Земле, гуманитарных и экономических наук. Примерно половина потенциала Отделения сосредоточена в Новосибирском научном центре.

В СО РАН работают (на 01.01.99 г.) 34 259 человек, в том числе в научных учреждениях - 25 848, в учреждениях, обслуживающих научную деятельность институтов и обеспечивающих функционирование научных центров, - 8511 человек. Среди работающих в СО РАН в настоящее время 9023 научных сотрудника, в том числе 1372 доктора, 4789 кандидатов наук. В составе СО РАН 125 членов Академии.

В СО РАН сосредоточено около одной пятой научного потенциала Российской академии наук.

Следует отметить широкие международные связи Отделения, которые существенно изменились по форме за последние пять лет. На базе институтов СО РАН организованы и работают 16 международных исследовательских центров, соучредителями которых, наряду с СО РАН, являются научные организации и университеты стран Европы, США, Японии. Эти центры, действующие по принципу открытых институтов (лабораторий), организованы на базе уникальных природных или культурных объектов, таких как озеро Байкал, леса Сибири, археологические памятники Алтая, развитых в СО РАН новых технологий (Томографический центр, Центр по испытанию катализаторов и т.п.), имеющихся установок национального масштаба (солнечный радиотелескоп, синхротронное излучение, аэродинамические трубы), создания специализированных баз данных (цифровые карты, фактологические данные по направлениям наук о природной среде региона в ГИС-центрах), учебно-образовательных программ (НГУ, НГТУ, аспирантура).

Принципы, заложенные при создании СО РАН, изначально предусматривали максимально возможную востребованность результатов фундаментальных исследований, адресность проводимых работ.

Этому способствовали следующие факторы:

- комплексность научных центров, обеспечивающая возможность мультидисциплинарного подхода к решению научных и практических задач;

- тесное взаимодействие образовательного комплекса и академической науки в части подготовки научных кадров;

- организация в рамках академической системы конструкторско-технологических институтов и опытных производств;

- широкие связи с народным хозяйством на всех уровнях - от федеральных и региональных органов власти и отраслевых министерств до крупных предприятий.

Наглядным свидетельством востребованности результатов исследований сибирских ученых является тот факт, что значительную часть финансирования институтов (во многих - более 50%) составляют поступления по хоздоговорам и контрактам (в том числе и зарубежным).

За 40 лет функционирования СО РАН накоплен значительный опыт и отработаны эффективные организационные формы, обеспечившие, помимо международного признания научного авторитета институтов СО РАН, широкое их участие в решении государственных и региональных проблем. Приведу несколько примеров:

1. Комплексная региональная научно-техническая программа «Сибирь».

С момента своего формирования в 1978 году и по настоящее время она является объединяющим началом в координации работ академических, вузовских, отраслевых и производственных организаций и предприятий, направленных на решение важнейших задач региона и реализацию новых технических и технологических решений.

2. Регулярное (до 1993 года) проведение конференций по развитию производительных сил Сибири с участием руководителей властных структур федерального и регионального уровней. Рекомендации этих конференций предлагались в качестве отправных моментов при разработке стратегии развития Сибири. С 1993 года - активное участие в подготовке и проведении советовМежрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение» (МАСС). Примеры - совет в Кемерове (январь 1999 года), планируемый совет в Томске (апрель 1999 года).

3. Выполнение по заданиям Правительства РФ эколого-экономических экспертиз крупных народно-хозяйственных проектов - строительство пяти нефтеперерабатывающих заводов в Западной Сибири, обоснование возможного количества ГРЭС на территории Канско-Ачинского угольного бассейна, обоснование необходимости освоения нефтегазовых месторождений Восточной Сибири, строительство Туруханской и Катунской ГЭС, проблемы Байкальского целлюлозно-бумажного комбината и т.д.

4. Участие в разработке крупных федеральных и региональных программ - «Энергетическая стратегия России» и «Энергетическая стратегия Сибири», федеральных целевых программ «Основные направления экономического и социального развития Сибири на период до 2005 года», «Освоение Нижнего Приангарья», «Обеспечение охраны и рационального использования ресурсов озера Байкал», «Техника российского Севера».

Какова ситуация на сегодняшний день?

Необходимо констатировать, что глубочайший кризис, в котором находятся наша экономика и промышленность, практически свел к нулю платежеспособный спрос на наукоемкую продукцию со стороны отечественных промышленных предприятий; резко упали масштабы внедрения научно-технических достижений в промышленность страны. Значительно уменьшился объем национального патентования. Одновременно резко возросла активность иностранных производителей по патентованию в России своих разработок. В результате этого может возникнуть реальная угроза патентного блокирования важнейших направлений работы промышленности иностранными патентообладателями.

Перечисленные факторы не могли не сказаться на конкурентоспособности отечественной промышленной продукции. Так, по оценкам Всемирного экономического форума и Международного института по развитию менеджмента, которые ежегодно на базе 378 критериев определяют конкурентоспособность 48 ведущих стран, Россия в 1995 году занимала в этом перечне самое последнее место, уступая Китаю (34-е место), Индии (40-е место), Мексике, Польше, Венгрии и даже Венесуэле. Лишь 10% российских готовых изделий отвечают сегодня мировым стандартам качества.

Отдельно необходимо остановиться на ситуации с выполнением прикладных и поисковых НИОКР в интересах обороны и безопасности страны. Здесь положение еще более тяжелое. Сегодняшний уровень финансирования этих работ столь низок, что выполнение исследований становится убыточным для институтов. Все большее число коллективов, ранее плодотворно работавших по оборонным направлениям, заявляют о своем отказе выполнять указанные работы.

Следствием этого является начавшийся развал научных школ и направлений по оборонной тематике, на формирование которых ушли многие годы и затрачены большие средства, отток высококвалифицированных кадров за рубеж, в коммерческие и другие структуры, не связанные с научной деятельностью.

Му-Шик-Джон и Н.Л.Добрецов (1999)
Ассоциация академий наук Азии (ААНА) создана! Президент ААНА профессор Му-Шик-Джон
и первый вице-президент ААНА академик Н.Л.Добрецов. Иркутск, 9 сентября 1999 года.

Такое положение, наряду с принявшей широкие масштабы практикой акционирования и приватизации оборонных промышленных предприятий и передачи отечественных достижений в области военной техники и технологии за рубеж, уже в ближайшей перспективе приведет к нарушению паритета в области вооружений с развитыми странами. Уже сейчас наметилось отставание от США по большинству стратегически важных направлений.

В этих условиях академическая наука, по нашему мнению, не только не утратила своего значения в возрождении и развитии промышленного потенциала страны, а наоборот, с учетом катастрофического положения отраслевой науки ее роль становится определяющей. При этом на академические НИИ и КБ возможно возложение ранее не свойственных им функций проведения технологических и приборных НИОКР, включая выпуск головных образцов материалов, приборов и систем.

Сибирское отделение РАН, представляющее единый комплекс НИИ, KTИ, CKБ и опытных производств, пока обладает такими возможностями по многим приоритетным направлениям, утвержденным Правительством РФ.

Что сделано и делается СО РАН с учетом сложившейся ситуации?

1. В условиях резкого сокращения бюджетных средств, выделяемых на финансирование науки, первоочередной задачей стал поиск дополнительных источников финансирования.

Дополнительные источники поступления средств были найдены за счет:

1.1. привлечения средств отечественных фондов РФФИ, РГНФ, РФТР, Фонда поддержки малых предприятий в научно-технической сфере;

1.2. значительного увеличения объемов работ, выполняемых по контрактам с зарубежными организациями и по зарубежным грантам;

1.3. привлечения средств иностранных научных организаций через создание уже упоминавшейся системы международных исследовательских центров;

1.4. развития научно-производственных связей с зарубежными партнерами путем создания совместных предприятий для реализации перспективных разработок институтов СО РАН.

Примером движения в этом направлении является создание в Новосибирском академгородке российско-таиландского СП «Тайрус» по производству драгоценных камней при Объединенном институте геологии и геофизики, российско-американского СП «Сибертех» по производству разработанных в СО РАН газовых хроматографов мирового уровня, Международного томографического центра и ряда других. К сожалению, политическая и экономическая ситуация в стране пока сдерживает потенциальных зарубежных инвесторов, несмотря на их явную заинтересованность;

1.5. на региональном уровне - за счет заключения соглашений с администрациями регионов, предусматривающих формирование областного заказа наНИОКР, оплачиваемого за счет средств региональных бюджетов, налоговыельготы учреждениям СО РАН. Принципиально важно, чтобы эти льготы(в виде налоговых кредитов и др.) распространялись и на промышленныепредприятия, осваивающие наукоемкую продукцию.

В настоящее время такие соглашения заключены с администрацией Томской области и мэрией г. Новосибирска. Подготовлены и находятся на подписи соглашения с администрациями Новосибирской и Кемеровской областей.

Принятые меры позволили восстановить процентное соотношение бюджетных и зарабатываемых средств. В целом же финансирование СО РАН по сравнению с 1989 годом сократилось (в сопоставимых ценах) в 6-7 раз.

Меры законодательного характера, которые представляется необходимым предпринять по этому направлению:

- гарантировать выполнение законов о науке и бюджете в части объемов финансирования науки; обеспечить четкую временную плановость выделения предусмотренных законом о бюджете средств; дать возможность институтам маневрировать выделяемыми средствами;

- законодательно установить, что субъекты научной деятельности, прошедшие государственную аккредитацию, пользуются стимулирующими их деятельность налоговыми и таможенными льготами;

- предусмотреть в законе о бюджете выделение финансовых средств на поддержку уникального оборудования, исследовательских установок национального масштаба;

- утвердить на уровне Правительства РФ положение о деятельности международных научных центров как добровольных неправительственных организаций.

2. Усиление целевой ориентации научных исследований на приоритетные направления, обеспечивающие вывод страны из кризиса.

При этом в условиях ограниченности ресурсов чрезвычайно важным является правильный выбор приоритетов, решительная борьба со лженаукой (под завесой секретности) и распылением средств.

Реализация этого направления в СО РАН осуществляется как с использованием новых организационных форм, таких как выполнение НИОКР в рамках уже упоминавшихся соглашений с администрациями регионов и МАСС, так и с учетом предыдущего опыта реализационной деятельности.

Особого внимания здесь заслуживает многолетний опыт функционирования РНТП «Сибирь».

За период действия программы накоплен обширный фактический материал, позволяющий делать обоснованные прогнозы по демографической, экологической и социально-экономической ситуации в регионе, обосновывать первоочередное развитие общесибирской инфраструктуры: железнодорожного, автомобильного, воздушного и речного транспорта, строительство новых станций и портов, нефте-, газо- и углепроводов; разрабатывать и внедрять новейшие высокоэффективные технологии, создавать приборы и оборудование.

Традиционно финансирование проектов программы «Сибирь» осуществлялось из разных источников, главными из которых являются:

- средства предприятий различных форм собственности;

- средства бюджетов субъектов Федерации Сибирского региона;

- федеральные бюджетные средства, выделяемые Миннаукой РФ (в 1997 и 1998 годах доля этих средств составила всего 3%).

Сложившийся механизм многоканального финансирования является оптимальным и должен быть сохранен с усилением федеральной поддержки.

Сейчас, в условиях формирующейся новой системы управления научно-техническим прогрессом России и с учетом сложившихся крупных межрегиональных экономических ассоциаций, таких как «Сибирское соглашение», «Большой Урал» и др., необходимо формирование и поддержка со стороны Миннауки РФ в первую очередь межрегиональных научно-технических программ, таких как «Сибирь», «Урал», «Дальний Восток» и т.п.

Этот вопрос будет детально обсуждаться на заседании Совета Межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение», которое состоится в июне этого года в Томске.

Необходимо резко повысить экспертную и прогнозно-аналитическую роль науки при принятии на федеральном и региональном уровнях принципиальных решений, касающихся развития экономики и промышленности страны. Правительство РФ в настоящее время более активно использует аналитические записки и предложения, подготовленные в РАН и СО РАН (в частности, «Энергетическая стратегия и пути выхода из кризиса», «Медицина и обеспечение лекарствами» и др.).

В законодательном плане по этому направлению следовало бы принять следующие меры:

- ввести в практику деятельности органов власти всех уровней проведение научных экспертиз при принятии принципиальных решений, касающихся развития народного хозяйства страны;

- законодательно закрепить межрегиональные научно-технические программы при крупных экономических ассоциациях субъектов Федерации как основной элемент региональной научно-технической политики.

3. Активизация инновационной деятельности и усиление реализационной компоненты.

Решающим условием здесь в рамках существующей организационной структуры СО РАН представляется развитие технопарковой системы и малых наукоемких производств (включая совместные предприятия) на базе научных центров.

В Сибирском отделении это направление реализуется на основе концепции так называемых распределенных технопарковых зон, учитывающих специфику научно-образовательного комплекса Новосибирска и научных центров СО РАН в других городах региона.

В Новосибирске эта концепция осуществляется в рамках созданного в соответствии с Указом Президента РФ Научно-технологического парка «Новосибирск», одним из учредителей которого является СО РАН. В ННЦ создан Выставочный центр и развернута постоянно действующая выставка разработок СО РАН.

В Красноярске совместно с администрацией создана холдинговая компания «СИНТО», во главе которой стоит председатель Президиума Красноярского научного центра член-корреспондент РАН В.Ф. Шабанов. В составе холдинга, кроме нескольких производственных акционерных обществ («Промтехника», «Фито» и др.), имеется свой банк и страховая компания. Технопарковые структуры, включающие выставочные комплексы, созданы в Иркутске и Томске, но здесь роль институтов СО РАН пока менее заметна.

Перспективной представляется идея о совмещении технопарковых зон и локальных свободных экономических зон в форме технополисов (для чего наиболее подготовлен Академгородок г. Новосибирска вместе с пос. Кольцово и СО РАМН).

На законодательном уровне главным по этому направлению деятельности являются изменение нормативно-правовой базы, обеспечивающее заинтересованность инвесторов, разработчиков и производителей наукоемкой продукции, и принятие закона об академгородках как особых районах города - технополисных образованиях.

Указ Президента РФ от 7 ноября 1997 г. N 1171 и Постановление Правительства РФ от 24 января 1998 г. N 79 заложили организационно-правовую базу для развития наукоградов - муниципальных образований с градообразующими научно-производственными комплексами. К сожалению, данные документы практически не применимы к научным центрам Сибирского отделения РАН - академгородкам. Причина в том, что хотя и наукограды, и академгородки создавались с целью усиления взаимодействия в рамках триады «наука - технология - производство», но имеют серьезные структурные различия, обусловливающие специфику их функционирования.

4. С целью стимулирования промышленности во внедрении научных разработок и проведения более активной государственной политики в этой области считаем целесообразным реализацию комплекса следующих мер:

- запрет на использование федеральных бюджетных средств (включая кредитные) на импорт технологий и материалов, если отечественный производитель способен полностью обеспечить необходимые поставки соответствующих материалов и технологий;

- введение повышенных таможенных пошлин на импортируемые технологии и материалы, имеющиеся среди завершенных научно-технических разработок в области критических технологий федерального уровня, выполненных за счет бюджетных средств;

- в целях активизации использования российских научно-технических разработок на российских предприятиях и привлечения зарубежного инженерного опыта разработать систему стимулирования зарубежных фирм, приобретающих и использующих на российских предприятиях лицензии отечественных разработчиков;

- предоставление государственных гарантий и налоговых льгот предприятиям, осваивающим современную наукоемкую продукцию.

5. Важнейшим направлением деятельности является вопрос сохранения высококвалифицированных научных и инженерных кадров и привлечения вэту сферу молодежи.

К 1997 году общая численность учреждений Отделения сократилась примерно на 33% по сравнению с 1991 годом. За этот же период число специалистов высшей квалификации (кандидатов наук, докторов) сократилось значительно меньше, а по отдельным категориям даже увеличилось. Этого удалось достигнуть с помощью следующих мер:

- введения контрактной системы оплаты ведущих научных сотрудников;

- установления специальных стипендий для аспирантов на уровне, значительно превышающем установленный Правительством РФ;

- введения системы премирования молодых научных сотрудников, защищающих докторские (до 40 лет) и кандидатские (до 30 лет) диссертации;

- финансовой поддержки рядом институтов поездок молодых ученых на российские и международные научные конференции;

- учреждения для аспирантов и молодых ученых премий и стипендий имени выдающихся сибирских ученых.

В известной мере сохранению кадрового потенциала способствует создание международных исследовательских центров, уже упоминавшихся выше.

Необходимо принять комплекс законодательных мер по сохранению высококвалифицированных научных и инженерных кадров и привлечению в эти сферы молодежи. Эти меры должны включать:

- установление заработной платы для ученых не ниже средней по промышленности, увеличение пенсионного обеспечения;

- увеличение стипендий аспирантам;

- выделение целевых средств для строительства в научных центрах ведомственного арендного жилья для молодежи с возможностью последующего его выкупа;

- принятие мер, повышающих престижность в вузах инженерных и технологических специальностей (в частности, обеспечение современным оборудованием).

 СО РАН 
  
 
Добрецов Н.Л. Наука - практике. Проблемы и перспективы на примере СО РАН: доклад на заседании круглого стола «Невостребованные возможности науки - на службу России» в Государственной Думе 15 февраля 1999 года // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.415-424.
 

Назад ОГЛАВЛЕНИЕФАЙЛ PDF  Продолжение
  
  
 
УголУгол
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Отредактировано: Wed Feb 27 14:35:14 2019 (46,924 bytes)
Посещение 3630 с 25.01.2010