Стратегия лидеров 1957-2007 - Добрецов Н.Л. Выступление на Общем собрании РАН 26.03.1998 г.
Навигация
УголУгол
 
 1957-2007 
ПЕРЕГОНЯТЬ, НЕ ДОГОНЯЯ
 
  
Академик Н.Л.Добрецов
 
ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ОБЩЕМ СОБРАНИИ
РОССИЙСКОЙ АКАДЕМИИ НАУК
26 марта 1998 года

Меры по сохранению научного потенциала и адаптации науки к рыночным условиям в Сибирском отделении РАН планировались еще академиком В.А.Коптюгом и последовательно претворяются в жизнь уже несколько лет.

1997 год был во многом решающим. Были пересмотрены и уточнены научные направления всех институтов, переориентирована направленность исследований многих подразделений, при этом у 13 институтов изменены названия, пересмотрены со значительным укрупнением планы работ. Существенно откорректирована сеть научных учреждений. Из утвержденного в 1996 году Правительством РФ перечня из 83 научно-исследовательских и конструкторско-технологических институтов Отделения были аттестованы и представлены к аккредитации 59 научных учреждений СО РАН.

Наряду с реструктуризацией сети научных учреждений, приняты меры по корректировке в сторону увеличения базового бюджетного финансирования институтов для поддержки главных приоритетов исследований и высококвалифицированного ядра научных сотрудников.

Для того чтобы лучше координировать процессы реструктуризации, была подготовлена и принята Общим собранием Отделения «Концепция адаптации и реформирования СО РАН и меры по ее реализации».

Нужно сказать, что одним из главных положительных факторов в 1997 году была стабилизация финансирования. Начиная с марта мы получали бюджетные деньги вовремя и по графику, но, к сожалению, в основном по статье «Заработная плата». С июня мы добились права до 15% получаемых средств тратить на коммунальные услуги, в конце года удалось провести взаимозачеты, что позволило выполнить все намеченные Президиумом СО РАН программы и войти в новый 1998 год без долгов.

Если проследить тенденцию выделения средств из федерального бюджета по годам, то была определенная надежда по объемам финансирования и численности достичь уровня 1980 года, что позволило бы нам, ориентируясь на этот вполне благополучный год, больше думать не о спасении, а о развитии сибирской академической науки в новых условиях. Именно эта мысль заложена в финансовой части концепции адаптации и реструктуризации СО РАН.

Вместе с тем остаются нерешенными, а сейчас обостряются вновь серьезные проблемы, каждая из которых может свести на нет все наши усилия по стабилизации и развитию нашего научного сообщества.

1. Для региональных отделений одна из таких проблем - это намерениеПравительства, со ссылкой на Указ Президента РФ о сокращении количестваюридических лиц - бюджетополучателей, исключить из Закона о бюджете РФотдельные строки для них. Впервые этот вопрос возник еще в июне, при формировании проекта бюджета-98. Но тогда письмо Ю.С.Осипова по этому поводу позволило сохранить отдельные строки региональным отделениям. Вновьтакие предложения прозвучали на Межведомственной комиссии, возглавляемой министром финансов М.М.Задорновым, которая единогласно проголосовала за исключение строк региональных отделений РАН из бюджета начиная с1999 года.

Отдельная строка в бюджете жизненно важна для региональных отделений. Они отличаются от центральной части РАН наличием большой инфраструктуры научных центров (академгородков), разбросанных на громадной территории к востоку от Урала. Централизация финансирования резко осложнит взаимодействие с субъектами Федерации в регионах и работу региональных отделений Казначейства РФ. Отсутствие возможности финансового маневра в нынешних трудных условиях приведет к распаду региональных отделений РАН, поскольку научные центры, входящие в их состав, не найдя решения своих проблем на местах, будут вынуждены решать их в Москве. Эксперимент по созданию и развитию академической науки на востоке страны был успешным только потому, что с самого начала для Сибирского отделения РАН была предусмотрена отдельная строка в государственном бюджете.

Общие собрания региональных отделений приняли соответствующие заявления, президент РАН академик Ю.С.Осипов направил по этому поводу еще одно письмо в Правительство РФ. Общественный совет по науке при Государственной Думе поддержал нас, предложив поправку к закону о науке. Я надеюсь, Общее собрание РАН с пониманием относится к позиции региональных отделений и выскажет свою точку зрения, записав соответствующий пункт в свое постановление.

2. Общей для всех институтов Российской академии наук является проблема старения научного оборудования и кадров.

В части оборудования некоторые надежды связаны с выделением немецкого кредита, однако его реализация недопустимо затянулась, и мы до сих пор не смогли получить ни одного прибора по этой линии. Общее собрание, по моему мнению, должно поручить Президиуму РАН принять все возможные меры по реализации возможностей этого кредита в 1998 году. В отношении уникального оборудования многое могла бы сделать и сама Академия наук. Так, несмотря на известные трудности, Институт ядерной физики СО РАН строит самый современный ускоритель ВЭПП-5.

На Общем собрании РАН
На Общем собрании РАН в Москве.

Однако собственные возможности ИЯФ и Сибирского отделения позволят завершить это строительство только через много лет, когда этот ускоритель устареет и перестанет удовлетворять требованиям передовой науки. Общее собрание РАН может предложить Президиуму РАН разработать программу ввода в ближайшие три года 8-10 научно-исследовательских установок национального масштаба и добиться специального финансирования этой программы.

3. От успешного решения проблемы омоложения кадров в РАН во многом зависит существование и развитие науки в стране. В СО РАН принят комплекс мер по поддержке молодых ученых. Наряду с учреждением премий и специальных конкурсов проектов молодых ученых, Президиум Отделения снял все ограничения на прием в аспирантуру, увеличил аспирантскую стипендию сначала до 5, затем до 7 минимальных окладов. Сегодня мы добиваемся, чтобы молодой ученый получал не менее 10 минимальных окладов, что с районным коэффициентом составит 800-1000 руб. в месяц.

Но главным в этой проблеме является жилье. Некоторый оптимизм появился после известного Указа Президента РФ в 1996 году и Постановления Правительства РФ от 7 мая 1997 года. Однако ничего пока получено не было. Необходимо добиваться выделения капитальных вложений на строительство жилья для молодежи, предусмотренных в минимальных размерах в бюджете 1998 года, и требовать их значительного роста в 1999 году. Без преувеличения скажу, что от этого зависит будущее российской науки.

4. Запутанным является вопрос об использовании имущества Российской академии наук. В связи с этим чрезвычайно важно соглашение, подписанное на высшем уровне на днях между Министерством государственного имущества РФ и Российской академией наук и предусматривающее создание на правах территориального органа Мингосимущества Агентства по управлению имуществом Российской академии наук с отделениями (филиалами) в Сибирском, Уральском и Дальневосточном отделениях РАН. Руководитель Агентства будет назначаться министром государственного имущества РФ по представлению Президиума РАН. По нашему мнению, учитывая значимость проблемы, Агентство должно возглавляться на достаточно высоком уровне в РАН - вице-президентом. Или, как минимум, вице-президент РАН должен возглавлять наблюдательный совет. Аналогичный уровень должен соблюдаться и при назначении руководителей отделений (филиалов) Агентства в регионах.

5. Важными являются и другие аспекты деятельности академического научного сообщества. В первой половине 1998 года с учетом установленной нормативной численности и обеспеченности бюджетом должна быть завершена реструктуризация внутри институтов, административного аппарата как в институтах, так и в президиумах РАН, региональных отделений, научных центров.

Дальнейшее развитие должны получить формы централизованной поддержки экспедиций, интеграционных исследований (включая интеграцию с вузовской наукой) и международного сотрудничества. Интеграция позволяет получать не только принципиально новые научные результаты, но и значительные дополнительные средства. Подсчеты на примере Сибирского отделения РАН показывают, что, развивая разные формы интеграционных исследований, институты могут получать дополнительно до 20% от суммы базового бюджетного финансирования по статье «Наука».

Учитывая важность этих вопросов, я предлагаю посвятить этому специальное заседание Президиума РАН, где мы сможем обменяться опытом.

 СО РАН 
  
 
Добрецов Н.Л. Выступление на Общем собрании Российской академии наук 26 марта 1998 года // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.412-415.
 

Назад ОГЛАВЛЕНИЕФАЙЛ PDF  Продолжение
  
  
 
УголУгол
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Отредактировано: Wed Feb 27 14:35:14 2019 (22,760 bytes)
Посещение 3445 с 25.01.2010