Академик М.А.Лаврентьев НАУКА, ТЕХНИКА, ОБРАЗОВАНИЕ* Лекция в Центральном лектории Всесоюзного общества «Знание», 28 октября 1971 года |
Тема воспитания - не простая тема, ибо многие соображения вызывают споры как между учеными одного поколения, так и между учеными разных поколений и разных специальностей. Мне бы хотелось поделиться своими мыслями по этим вопросам. Начну с краткой характеристики состояния современной науки.
Трудно переоценить те изменения, которые произошли за двадцать лет и особенно за последнее десятилетие в науке, ее возросшую роль во всех областях человеческой деятельности. Если раньше научные проблемы решались учеными-одиночками в университетских лабораториях площадью в 20-100 квадратных метров, то сегодня есть проблемы, для решения которых создаются целые научные городки, объединяются ученые самых разнообразных специальностей, трудятся целые армии инженеров, техников и рабочих. Происходит скачок в открытии новых свойств микро- и макромира. Увеличивается поток информации. Современный ученый не способен следить за публикациями даже по своей узкой специальности. Ученые ищут формы кооперации, чем объясняется катастрофический рост числа симпозиумов, конференций, совещаний по самым разнообразным разделам науки.
| М.А.Лаврентьев демонстрирует студентам НГУ любопытный эффект. |
Возьмем, к примеру, математику. Эта наука развивалась вместе с развитием человечества и его культурой.
В течение многих веков использование математики ограничивалось расчетами механических конструкций и движения небесных тел. От математического открытия до его реализации проходили десятки и даже сотни лет. Сегодня трудно назвать область науки, промышленности и народного хозяйства, где бы не использовались математические модели. Это стало возможным благодаря совместным усилиям математиков, работающих в очень абстрактных областях, казавшихся вне приложений, и физиков-инженеров, и прежде всего радиотехников. Уже прошло двадцать лет, как была создана первая электронная цифровая машина. Она способна решать большие математические и расчетные задачи в сотни и тысячи раз быстрее чем сотни квалифицированных вычислителей. Современные машины считают со скоростью несколько миллионов операций в секунду и могут заменять очень сложные опытные установки в механике, физике, биологии, экономике. Эти машины способны ставить сложные эксперименты с их одновременной обработкой. Идет широкое внедрение вычислительных машин в управление большими производствами.
Математика вросла во все науки. Математики нужны всюду. Но и математика сейчас переживает известный кризис: нужны кадры. Желательно быстрее вести пополнение - ученых высших категорий - докторов, членов-корреспондентов, академиков. Меры принимаются, но не всегда удачно.
Нужно думать о новой организации отделений, новой форме устройства научных учреждений и выборах в Академии (я уже не говорю о других формах квалификации и выдвижения ученых).
Остановлюсь еще на одном очень трудном вопросе. Юность, зрелость, старость - три периода, присущие не только человеку, но и машинам, приборам, установкам, устройствам, нормам. Если человек смертен, то машина большей частью переживает длительный творческий период и в старческом, уже бесплодном состоянии продолжает существовать неограниченно долго.
Можно привести немало примеров, когда созданная установка дала возможность выявить новые важные закономерности, на этой работе сложился коллектив, который ежегодно давал прирост продукции на 5-10%.
Но прошло 10-15 лет. Все, что можно было открыть, открыли, а люди продолжали приходить, вешать номерки и «уточнять» замеры - топтаться на месте.
На руководителях «большой» науки и техники лежит ответственность: не допускать застоя - надо закрывать устаревшее и нацеливать коллектив на новое. Устаревшая установка особенно вредна тем, что разлагает молодежь, которая изо дня в день, из года в год много лет делает одно и то же, ставшее уже давно ненужным, бесперспективным.
В последние годы во многих лабораториях у нас и за рубежом развиваются поиски различных методов метания частиц с космическими скоростями. Это нужно для испытания разных вариантов защиты космических кораблей от метеоритов, а также для решения тех проблем, где важно получить в лабораторных условиях космические скорости. В частности, тут попутно решается и классическая проблема поиска метеоритов.
Десятки лет искали Тунгусский метеорит и ничего не нашли. Сегодня, когда мы имеем возможность создать космические условия в лаборатории, мы уже знаем, в чем причина. Метеорит, падая на Землю, превращается в газ, и на поверхности грунта происходит взрыв.
Совершенно естественно, что при ударе о Землю тела, двигавшегося со скоростью 10-20 км/с, основная часть его кинетической энергии переходит в потенциальную, подобную энергии взрыва. Поиски метеорита абсолютно нелепы, потому что его уже нет, он взорвался и испарился.
Есть два основных метода для получения космических скоростей. Первый - метание взрывом - дешевый, простой, дающий рекордно большие скорости.
И есть другой метод: метание газовой пушкой - дорогой, громоздкий, дающий значительно меньшие скорости. И тем не менее каждая крупная лаборатория хочет иметь свою газовую пушку. Бессмысленно тратятся крупные деньги. Подчас ученый считает, что чем больше он истратит денег, тем больший у него авторитет. К сожалению, такая, нередко плохая, но дорогая установка котируется на научном рынке выше, чем установка, много лучшая, но дешевая. Вот и рождается притча о «глупом» и «умном» ученом, когда «умный» коллега говорит «глупому»: «Ты сделал установку за тысячу рублей, и хотя у тебя получаются лучшие результаты, но им все же цена тысяча, а у меня - миллион!»
| Президент Академии наук СССР М.В.Келдыш не раз приезжал в Академгородок. |
Важнейший вопрос - это подготовка кадров ученых и инженеров. Количественные и качественные перемены, которые произошли за последние годы в науке и технике, требуют коренного пересмотра всей системы образования: и среднего и высшего. Кого учить, чему учить и как мы будем учить сегодня - этим будут определены завтра наши успехи в науке, во всем народном хозяйстве. Это первостепенная проблема.
В нашей стране существуют все возможности решить проблему кадров оптимальным образом.
Выскажу ряд принципов, которые мне представляются бесспорными.
Как можно раньше нужно приучать детей к активному восприятию, к использованию знаний. Начиная с 6-8-х классов должен быть организован дифференцированный подход к ученикам. Надо завести четыре цикла: физико-математический, физико-технический, химико-биологический и гуманитарный. В каждом цикле пусть будут представлены дисциплины других циклов, но оценки по этим дисциплинам не будут профилирующими. Надо заинтересовывать, надо показывать больше фильмов, выпускать больше исторических романов и книг.
Преподаватели профилирующих дисциплин (как правило, в будущем ими будут кандидаты педагогических наук) должны регулярно проходить переквалификацию. Нужна регулярная переаттестация. Даже в научных городках - Дубне, сибирском Академгородке - иногда за оригинальное решение задачи вместо пятерки ставят двойку - «не умничай»... Таких учителей надо переводить на хозяйственную или канцелярскую работу.
Разговор о нехватке преподавателей в городах - заблуждение. Для работы в школах можно мобилизовать по совместительству всю инженерно-техническую интеллигенцию, пусть будет обязательной педагогическая работа для всех аспирантов и студентов, начиная с 3-4-го курса. Преподавание полезно для всех - не только для учащихся средней школы, но и для практикантов и для преподавателей. Лучший способ понять самому - довести это до сознания ученика. Преподавание имеет большое значение: это школа руководителей, школа организаторов.
Труднее решить задачу повышения уровня школы в сельской местности и в небольших рабочих поселках, на стройках и в экспедициях. Надо шире использовать отбор в школы-интернаты с большим набором уклонов, организовывать краткосрочные курсы.
Не менее важно поднять качество подготовки научных работников и инженеров в высшей школе.
Сейчас большой спрос на математиков. Директор предприятия покупает электронно-вычислительную машину и добивается, чтобы ему дали математиков, но эти математики, как правило, не владеют даже классической математикой и часто впервые, на новой работе, видят современную машину. Богатые предприятия привлекают специалистов, набирая молодежь «с запасом», и смотрят сквозь пальцы на ненужных, хотя и молодых, но уже государственных иждивенцев.
Очень остро вопросы подготовки специалистов встали в 1946-1947 гг. для обеспечения работ по созданию ядерной техники. Через несколько лет по инициативе группы ученых правительством был создан вуз нового типа - Московский физико-технический институт. Вся практика студентов этого вуза проходила в ведущих НИИ. Этот вуз продолжает играть огромную роль. По такому же принципу ранее был организован Московский инженерно-физический институт, а также десять лет тому назад - университет при Академгородке в Сибири. Конечно, Московский государственный университет и ряд технических высших учебных заведений Москвы тоже обеспечены крупными учеными и достаточно тесно связаны с НИИ, делающими современную науку.
Было бы очень полезно все эти вузы (5-10) поставить в особые условия как по отбору студентов, так и по организации педагогического процесса, чтобы дать им возможность в течение шести лет выпускать кандидатов наук. В этих вузах особенно важен дифференцированный подход к студентам.
Мне хочется рассказать два случая.
В первом действие происходит во второй половине XIX столетия. В Париже еще Наполеоном была создана Политехническая школа, куда было очень трудно поступить. В школе, преподавали крупнейшие ученые Франции, там была очень высокая стипендия. Школа готовила военачальников и гражданских инженеров, которые впоследствии занимали руководящие должности. Это было самое лучшее учебное заведение во Франции.
| В перерыве между докладами дискуссия продолжается. Академик М.А.Лаврентьев, член-корреспондент АН СССР Л.В.Овсянников, доктор физико-математических наук М.Е.Топчиян (справа налево). |
На первый курс этой школы поступил Жюль Анри Пуанкаре, который впоследствии стал крупнейшим ученым. (теоремы Пуанкаре, метод Пуанкаре остались актуальными до наших дней и продолжают играть ведущую роль.) Он проучился год, и при переводе на второй курс оказалось, что у него не хватает почти половины нужных для перевода баллов. Его должны были исключить. Собрался ученый совет, и выяснилось, что у Пуанкаре набраны необходимые баллы по математике и физике и полностью отсутствуют баллы по черчению. Ученый совет постановил освободить Пуанкаре от черчения не только при переходе на второй курс, но и при всем дальнейшем его обучении. Это случилось в XIX веке.
Во втором случае действие происходит в наше время.
Что было сделано несколько лет тому назад в Московском университете, на механико-математическом факультете? Самого способного студента курса - он был близорук и неуклюж и не ходил на физкультуру - исключили из университета <...>.
Проблема внедрения - это проблема преодоления противоречий между учеными, выдвинувшими новую идею, и директором завода, который по вполне понятным причинам не хочет идти на риск.
За рубежом тысячи предпринимателей разорились на попытках использовать принципиально новые идеи. В нашей системе управления народным хозяйством мы имеем все возможности, реально оценивая риск, проводить в жизнь новые научные открытия. Есть две крайности: одни считают, что надо новое открытие сразу передать промышленности, а другие - ждать, когда сама промышленность начнет использовать открытие. И то и другое плохо. Сами ученые должны доводить до конца внедрение. При крупных заводах нужно создавать экспериментальные конструкторские бюро и опытное производство, где основной состав - молодежный - активно участвует в технической доработке открытия.
И еще мне бы хотелось сказать несколько слов о проблеме дислокации научных учреждений. Известно, что в Америке и некоторых странах Западной Европы научные центры довольно равномерно распределены по стране. Во Франции главным и единственным центром был Париж, и в течение многих десятилетий все попытки создать новые научные центры на периферии заканчивались неудачей, потому что ни один уважающий себя ученый на периферию не ехал.
В нашем огромном государстве, эта проблема не решена и сегодня. Совершенно ясно, что наряду с Москвой, Ленинградом, Киевом и многими другими центрами национальных республик, должны быть научные центры еще в Сибири и на Дальнем Востоке.
Вы знаете, что тринадцать лет тому назад было организовано Сибирское отделение с крупным научным центром - Академгородком в районе Новосибирска, где работает сильный научный коллектив, где не только решаются большие чисто научные проблемы из разных областей науки - математики, механики, физики, химии, но и налажены самые тесные связи с отдельными министерствами и предприятиями.
Наряду с научными институтами с самых первых лет существования Академгородка был организован университет, создана физико-математическая школа, куда мы отбираем по результатам трехступенчатой олимпиады способных ребят со всей Сибири и Дальнего Востока. Сейчас, кроме математиков, там учатся физики и химики.
У нас был создан КЮТ - Клуб юных техников. Это очень интересная организация. КЮТов по стране сейчас довольно много. Недавно был слет кютовцев, которые приехали со своими изобретениями, машинами. Было очень приятно, что одна из трех золотых медалей досталась нашему КЮТу.
Все это относится к идее, о которой я уже говорил, - о дифференцированном подходе к молодежи.
Математик часто оказывается совершенно беспомощным в технике, и, наоборот, замечательный конструктор порой совершенно не способен понять математику.
Через мои руки за 50 лет прошли тысячи ребят, и я знаю, что на математических факультетах из десяти выпускников настоящих математиков может быть один-два, остальные формально усвоили программу, сдали экзамены, но они, по существу, не математики. Очевидно, не всякий, кто учился музыке, будет музыкантом, не всякий, кто рисует, - хорошим художником. То же самое относится и к математике, и к инженерии, и к таланту организатора. Это один из главных факторов, и его надо учитывать при любой реформе образования.
* | Наука и жизнь. 1971. N 3 (в сокращении). |
| | |
| |
| Лаврентьев М.А. Наука, техника, образование: лекция в Центральном лектории Всесоюзного общества «Знание», 28 октября 1971 года // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.104-111. |
|
|