Стратегия лидеров 1957-2007 - Лаврентьев М.А. Кадры большой науки (1966)
Навигация
УголУгол
 
 1957-2007 
ЛЮДИ ПЕРВОГО НАБОРА
 
  
Академик М.А.Лаврентьев
КАДРЫ БОЛЬШОЙ НАУКИ
*

Прогресс науки немыслим без постоянного совершенствования системы подготовки кадров. Застой в этой области через некоторое время обязательно скажется на качестве научных исследований. За последние десять лет во многих капиталистических странах проведена большая работа по перестройке всей системы образования от начальной школы до университета. Было бы неразумно проходить мимо этого факта. Для того чтобы и в будущем сохранить ведущее положение в науке, мы уже сегодня должны обратить пристальное внимание на систему подготовки научных кадров. В этой области, к сожалению, далеко не все благополучно.

Основные силы ученых у нас сосредоточены в Академии наук СССР. Она отвечает вместе с Государственным комитетом Совета Министров СССР по науке и технике за развитие науки в нашей стране. Но за состояние высшего образования, которое по сути дела служит фундаментом науки, Академия не несет никакой ответственности. Вряд ли можно считать такое положение нормальным. На мой взгляд, Академия наук СССР не может устраниться от подготовки кадров. Это должно стать важной и органической частью деятельности каждого научно-исследовательского центра.

По-моему, при крупных научных центрах следовало бы создать (на первых порах в виде опыта) несколько высших учебных заведений нового типа. Это должны быть небольшие вузы с особым подходом к отбору поступающих. Может быть, целесообразно требовать от поступающих в такой вуз знаний в объеме первого курса университета по профилирующей специальности. Эти вузы нужно непосредственно подчинить руководству научного центра. Все обучение должно вестись на базе лабораторий центра учеными, развивающими науку сегодняшнего дня.

Такая постановка дела диктуется объективными причинами. В наше время темпы развития науки непрерывно ускоряются. Целые отрасли формируются буквально за несколько лет. Чтобы продвигаться вперед в новом научном направлении и развивать успех, требуется быстро вводить свежие силы. Но «подкрепление» появляется с большим запозданием, потому что подготовка исследовательских кадров пока ведется исходя из потребностей сегодняшнего, а не завтрашнего дня. Это принципиальный и весьма существенный недостаток. Именно поэтому сейчас многие важные направления науки испытывают острую нужду в специалистах.

Правильно оценивать перспективы той или иной отрасли науки, предвидеть намечающийся переворот и вовремя направлять туда молодые силы, конечно, может только крупный научно-исследовательский центр. Только активно, творчески работающие ученые могут готовить кадры для новых отраслей. И учителя, и ученики в такой ситуации должны, в сущности, учиться вместе, потому что работа идет в неизведанном направлении.

М.А.Лаврентьев на открытии летней ФМШ
На открытии летней ФМШ. М.А.Лаврентьев всегда показывал опыты.
Вот в зал летят дымовые кольца.
 
На открытии летней ФМШ
Ребята пытаются их поймать.

Научный центр будет одновременно и готовить и «потреблять» кадры, поэтому он максимально заинтересован в эффективной и гибкой системе подготовки. Естественно, что каждый центр будет искать свои пути решения проблемы. И такой широкий эксперимент, бесспорно, окажется плодотворным.

Мне думается, что стоило бы поговорить о некотором изменении методов подготовки и в массовых вузах, особенно там, где достаточно квалифицированных кадров. Существующая система подготовки инертна, процесс обучения крайне затянут. Институт плюс аспирантура занимают сейчас минимум девять лет. К активной работе выпускник аспирантуры приступает почти что в 30 лет. К тому же интегральная сумма знаний, которой располагает человечество, резко растет, желание «вложить» в специалиста побольше удлиняет сроки обучения, а в само обучение вносит много формального. Я думаю, что в вузе следовало бы давать лишь определенную сумму знаний, есть прямой смысл сократить программы изложения основ науки. Тут - большие резервы.

Кроме основных знаний, высшая школа сегодня должна научить студента умению самостоятельно мыслить. Все новое, что рождают наука и техника, практически невозможно рассказать студенту на лекциях и семинарах. Задача в том, чтобы научить его самостоятельно знакомиться с этим новым.

М.А.Лаврентьев
Председатель СО АН испытывает новое изделие юных техников.

Безусловно, неразумно с одинаковых позиций подходить к диссертациям по науке, технике и педагогике, как это иногда делается. Крупному изобретателю, занятому важным делом, очень трудно оторваться и найти время для оформления диссертации. Поэтому многие из них и не делают никаких попыток готовить диссертацию. Не случайно такие выдающиеся конструкторы, как С.П.Королев и А.Н.Туполев, стали докторами наук уже после того, как были избраны академиками. Многие педагоги-новаторы, которые выпустили сотни талантливых учеников, также не имеют степени. Это несправедливо. В технике, в педагогике надо присуждать ученую степень за результаты: оригинальную машину или конструкцию, за плодотворную работу с учениками.

Конечно, все эти проблемы слишком сложны и обширны, чтобы их можно было подробно изложить в короткой статье. Наилучшее их решение требует серьезного обсуждения, тщательного предварительного анализа. Было бы наивно предполагать, что можно быстро перестроить всю «махину» образования. Но когда-то надо начинать. Надо пробовать и, безусловно, не следует считать, что если ничего не меняется, то все хорошо.


* Известия. Московский вечерний выпуск, 1966 (23 июля).
 СО РАН 
  
 
Лаврентьев М.А. Кадры большой науки // Российская академия наук. Сибирское отделение: Стратегия лидеров / Сост. В.Д.Ермиков, Н.А.Притвиц, О.В.Подойницына. - Новосибирск: Наука, 2007. - С.78-82.
 

Назад ОГЛАВЛЕНИЕФАЙЛ PDF  Продолжение
  
  
 
УголУгол
[О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Библиография | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск]
  © 1997–2024 Отделение ГПНТБ СО РАН  

Отредактировано: Wed Feb 27 14:35:12 2019 (17,790 bytes)
Посещение 3493 с 25.01.2010