ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА М.А.ЛАВРЕНТЬЕВА ПРЕЗИДЕНТУ АКАДЕМИИ НАУК СССР АКАДЕМИКУ КЕЛДЫШУ М.В.
Так как в ближайшие дни я должен выехать в Новосибирск, а далее на Иссык-Куль, то я не смогу участвовать в совещаниях Президиума АН по реализации решений ЦК КПСС по перестройке работы Академии. В настоящей записке я постараюсь кратко сформулировать некоторые положения, которые представляю на Ваше усмотрение.
1. Наука и подготовка научных кадров
А - Наши недостатки
а) Острый дефицит ведущих ученых, особенно в областях математики, механики, физики.
б) В вузах нет науки; это особенно относится к математике, физике, новым направлениям химии.
в) Низкий научный уровень профессорско-преподавательского состава (исключение составляют 10-15 % главным образом столичных вузов).
г) Перегрузка программ без учета эволюции науки и возможностей по-настоящему усвоить материал.
д) Перегрузка учебно-лабораторных помещений и общежитий.
е) Выпускники на 50-80 % используются не по назначению. Использование не по назначению обусловлено двумя причинами: 1) многие области теории и эксперименты автоматизируются и работы, которые сегодня требуют научного работника квалификации кандидата, завтра потребуют лишь девочки, которая после десятилетки пройдет курсы (полугодичные, годичные), 2) слабая профессура учит не предмету, а получению (без знаний) положительных оценок на экзаменах.
В - Что делать
а) Расширить принцип базовых институтов - речь идет о системе обучения, принятой в МФТИ.
Институты Академии наук должны предусматривать в своих лабораториях 30- 40 % помещений и оборудования для работ студентов и аспирантов. Студентов брать по конкурсу.
Университеты должны иметь площади для исследовательских кафедр, кафедры надо снабжать через Отделения Академии наук или Академии союзных республик.
б) Необходимо систематически пересматривать заявки учреждений на молодых специалистов; необходимо проверять, как учреждения используют специалистов.
в) Привести в соответствие количество принимаемых в вуз с возможностями вуза, ибо брак в выпуске специалистов есть самый страшный брак (надо вдвое сократить прием в Томский гос. университет, в Иркутский). Недостачу компенсировать выпускниками «курсов», техникумов).
г) Улучшить систему отбора в вузы, не бояться отсева, особенно на 1-ом курсе.
д) Резко увеличить число именных стипендий для наиболее способных и работоспособных.
ж) Не допускать в неделю более 10-12 часов лекций; пересматривать программы, добавлять новое, но только за счет сокращения разделов менее актуальных.
2. Наука и реализация ее идей в технике
А - Наши недостатки
а) При внедрении новых идей, как правило, трудно убедить делать опытные образцы.
б) Еще большие трудности встречаются при организации серийного производства.
в) В отраслевых институтах, в КБ, на заводах нет материальной заинтересованности в проведении нового. Риск не оправдан.
г) Премиальная система в институтах АН не учитывает значения внедрения.
д) Ученые, как правило, даже по своей специальности не знают нужд промышленности, народного хозяйства. Промышленность не знает возможностей науки и практических достижений других ведомств (неучет хладоломкости приводит в северных районах к потерям 80 % техники; как бороться - известно, но заводы не знают о своем «браке», а работники на местах не знают, что беды легко избежать).
В - Что делать
а) Весьма важно иметь при больших институтах, при союзных Академиях КБ и квалифицированные мастерские.
б) У Координационного комитета должно быть право включать в план завода (в размере 1-2 %) изготовление экспериментальных образцов.
в) Увеличить премиальный фонд за внедрение. Средства можно взять за счет сокращения зарплаты на 10 %.
г) Отменить решение о том, что Ленинскую премию можно получить только один раз.
д) Увеличить количество именных премий.
ж) Ввести премии на лаборатории и отделы.
з) Ввести систематическое издание «Проблемных сборников» с перечислением особо важных проблем и тем с указанием размеров премий за удачное решение.
3. Проблема координации и развитие научных учреждений
А - Наши недостатки
а) Выродившиеся отделы, а иногда целые НИИ продолжают существовать и работают на холостом ходу.
б) Новая научная идея, квалифицированная специалистами как важная и перспективная, как правило, не может быть реализована на площадях и оборудовании, которыми располагает отдел, а часто и институт. Развертывание работы затягивается на многие месяцы и годы.
в) Во многих НИИ, особенно отраслевых, много тем, весь смысл которых - повторение, с несущественными уточнениями, опытов наших или зарубежных. При этом руководители и исполнители не могут ответить, зачем нужно это повторение.
г) В ряде НИИ непропорционально много времени и средств тратится на большое оборудование. Это делается и в том случае, если рядом у соседа имеется аналогичная установка, далеко не полностью загруженная.
д) Имеет место крайне слабая взаимная информация даже между НИИ одного и того же ведомства.
е) Сейчас стала очень модной математика, многие НИИ начинают требовать молодых специалистов-математиков. Эти математики, как правило, оказываются (без руководства) не способными увязать тематику НИИ с теми знаниями, которыми они владеют. Математики оказываются бесполезными, а у руководства НИИ получается разочарование в математике.
В - Что делать
а) При строительстве институтов, а в существующих - путем сокращения отделов и тематики, учесть необходимость иметь площади и оборудование для новых тем. Эти площади могут предоставляться по решению дирекции на определенные сроки.
б) Должна быть изменена отчетность НИИ. Надо давать отчет только по законченным работам, имеющим принципиальное или практическое значение. Если за пять лет отдел не дал существенных результатов, его штат и бюджет надо сократить на 20-30 %. Если получено новое, то надо расширить отдел.
в) По каждой большой проблеме должны быть созданы Ученые советы. В состав Совета должны входить наиболее крупные специалисты. Совет собирается 3-4 раза в год, бюро Совета работает ежемесячно. В задачи Совета входит: 1) давать санкцию на большое оборудование, 2) давать оценки достижений и рекомендации к премированию, 3) давать рекомендации к сокращению или расширению соответствующего отдела, 4) Совет обязан в 2-х недельный срок печатать (ротапринтно) все новые результаты и идеи по проблеме.
г) Необходимо пересмотреть печатающуюся периодику. Усилить специализированные журналы.
ж) Реорганизовать ДАН - 1) печатать в течение месяца, 2) печатать только крупные достижения, 3) все крупное должно проходить через ДАН, 4) разбить ДАН на механико-мат., физическую, химическую, геофизическую (с астрономией) серии, 5) общественные науки.
з) Распространить на другие науки имеющуюся международную кооперацию физиков.
4. Генплан строительства научных учреждений
А - Недостатки существующего плана
а) Продолжает оставаться чрезмерная концентрация научных учреждений в Москве. При перспективном планировании не были учтены новые принципы, данные последними решениями ЦК и Правительства. Например, по республиканским академиям было допущено ненужное распыление средств на мелкие маломощные научные единицы.
б) Отсутствие серьезной научной базы на периферии ведет к резкому снижению уровня подготовки кадров периферии, а также задерживает перестройку промышленности (индустриализация строительства Новосибирской области началась только со строительством Академгородка).
В - Что делать
а) Пересмотреть перспективный план (20 лет) развития институтов, исходя из следующих принципов: 1) В научном центре должна быть представлена на высоком уровне математика с выч. центром, физика, химия. 2) При центре должны находиться вузы и техникумы. 3) Академические институты не должны быть большими - 400- 800 человек. 4) Во главе института и его отделов должен стоять крупный ученый. Если кандидата нет, подразделение должно быть ликвидировано (присоединено к вузу или соседнему институту).
б) В отдельных случаях научный центр может быть организован на базе Политехнического института и Университета при условии объединения научной базы.
Научный архив СО РАН, ф. 27, on. 1, д. 75, л. 1-6. Машинопись. Копия |
| *Здесь и далее курсив наш. В оригинале подчеркнуто (прим. составителей). |
| | |
| |
| Документы // Российская академия наук. Сибирское отделение: Век Лаврентьева / Сост. Н.А.Притвиц, В.Д.Ермиков, З.М.Ибрагимова. - Новосибирск: Издательство СО РАН, филиал «Гео», 2000. - С.425-451. |
|
|