| Чернявская В.Е. Научный дискурс. Выдвижение результата как коммуникативная и языковая проблема. - М.: URSS: ЛЕНАНД, 2017. - 139 с.
ШИФР ОТДЕЛЕНИЯ ГПНТБ СО РАН Ш143-Ч498
| |
Теоретическое введение .......................................... 7
1 Постановка проблемы .......................................... 7
2 Методология и методика анализа .............................. 12
3 Структура анализа ........................................... 15
Часть I Научный результат в эпистемическом и социокультурном
контексте ...................................................... 19
Глава 1. Коммуникация в науке и формы распространения знания ... 21
1.1 Научный результат как объект экспертизы ................... 22
1.2 Публикация как основа научного общения .................... 28
1.3 Измерение заметности публикации как науковедческая
проблема .................................................. 30
1.4 Авторский результат и «наименьшая публикуемая единица» .... 38
1.5 Стратегии популяризации науки ............................. 43
Глава 2. Научный результат в дискурсе профессионального
общения ........................................................ 46
2.1 «Идентичность включения» versus «идентичность
исключения» в науке ....................................... 46
2.2 «Несвоевременные открытия» в науке ........................ 50
2.3 Новый результат: преемственность и поступательность ....... 57
Часть II Научный результат в структуре текста .................. 63
Глава 3. Научная публикация как моделированный текст ........... 65
3.1 Базовые познавательные операции в моделировании научного
текста .................................................... 66
3.2 Новый авторский результат как цель научного
позиционирования .......................................... 69
3.3 Новизна гуманитарного результата: познавательная
специфика ................................................. 71
3.4 Динамика поступательности и преемственности как основа
выдвижения нового результата .............................. 74
3.5 Сильная позиция научного текста ........................... 80
3.6 Модель композиционной структуры научного текста ........... 82
3.7 Нарушения в представлении авторского результата .......... 100
3.8 Авторская аннотация и ключевые слова как инструмент
выдвижения результата .................................... 102
Глава 4. Культурно-языковые нормы в научных публикациях ....... 109
4.1 Трансфер знаний и выбор языка публикации ................. 109
4.2 Стиль научного мышления .................................. 111
4.3 Стиль научного мышления в культурно-языковой проекции .... 115
4.4 Культурно-специфические модели построения научной
публикации ............................................... 117
Заключение .................................................... 122
Библиографический список ...................................... 125
|
Научная коммуникация анализируется как сложная коммуникативно-речевая деятельность, в которой ключевое значение имеет стратегия позиционирования нового научного знания. Рассматривается комплекс факторов, влияющих на восприятие и оценку авторского результата в современном информационном обществе, объясняется существенная роль языкового аспекта как фактора, способствующего/препятствующего успешному представлению результата научному сообществу. Представляются эталонная структура научного текста и речевые приемы и средства, оптимальные для фокусирования авторского результата в тексте.
Книга адресована лингвистам, специалистам по теории коммуникации, научной журналистики, авторам научных текстов. |
|