Пармон В.Н.

АКАДЕМИК ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ ПАРМОН*

Академик Валентин Николаевич Пармон - ученик и последователь академика К.И.Замараева, выдающийся физико-химик и радиоспектроскопист, руководитель ряда важных направлений по разработке химических технологий.

В.Н.Пармон родился 18 апреля 1948 г. в семье кадрового офицера Советской Армии в г.Бранденбурге (ГДР). В 1972 гг. В.Н.Пармон закончил Московский физико-технический институт (МФТИ). В числе его преподавателей и наставников был замечательный ученый К.И.Замараев. В 1972-1975 гг. В.Н.Пармон обучался в очной аспирантуре МФТИ, по окончании которой представил и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. В 1975-1977 гг. работал в должности младшего научного сотрудника в московском Институте химической физики АН СССР.

В 1977 г. директор Института катализа академик Г.К.Боресков пригласил из Москвы на работу в Сибирское отделение АН СССР группу специалистов по химической физике во главе с К.И.Замараевым. В составе этой группы был и В.Н.Пармон. С приездом новых кадров тематика исследований элементарных каталитических реакций на атомно-молекулярном уровне путем применения современных физических и кинетических методов была значительно углублена и расширена. К.И.Замараев создал специальную лабораторию механизмов каталитических реакций, куда вошли все приехавшие вместе с ним из Москвы молодые выпускники МФТИ. В.Н.Пармон работал в должности старшего научного сотрудника этой лаборатории до 1984 г.

В 1984 г., после ухода из жизни академика Г.К.Борескова, Институт катализа возглавил К.И.Замараев. Он много сил и энергии потратил на создание новых организационных форм взаимодействия науки и промышленности. Так был создан межотраслевой научно-технический комплекс "Катализатор".

Научную деятельность В.Н.Пармона - ученика и последователя К.И.Замараева - можно подразделить на несколько этапов. Ранними направлениями научной деятельности В.Н.Пармона были химическая радиоспектроскопия и формальная химическая кинетика процессов спинового обмена и переноса электрона в конденсированной фазе. В области химической радиоспектроскопии В.Н.Пармон внес существенный вклад в разработку теории влияния электронных обменных взаимодействий на спектры электронного парамагнитного резонанса (ЭПР), разработал теорию спектров ЭПР стабильных бирадикалов, что позволило получать богатую информацию об их внутримолекулярной подвижности и геометрической структуре. По результатам этой работы были опубликованы большая серия статей и две монографии: В.Н.Пармон, А.И.Кокорнн, Г.М.Жидомиров "Стабильные бирадикалы" (Новосибирск: Наука, 1980); В.Н.Пармон, А.И.Кокорин, Ф.Ф.Шубин "Атлас анизотропных спектров ЭПР азотокислотных бирадикалов" (М.: Наука, 1983). Работы до сих пор не потеряли своего значения и хорошо известны специалистам в области радиоспектроскопии стабильных радикалов в России и за рубежом.

В области химической кинетики В.Н.Пармон внес существенный вклад в разработку формальной кинетики туннельных реакций переноса электрона на большие расстояния; в частности, им впервые выведено ставшее классическим и цитируемое во всех монографиях уравнение кинетики туннельных реакций в твердой фазе с равномерным пространственным распределением реагентов. В.Н.Пармоном впервые обнаружены реакции туннельного переноса электрона по поверхности твердых тел и кинетические изотопные эффекты для процессов туннельного переноса электрона.

С конца 1970-х гг. сферой основных научных интересов В.Н.Пармона становится фотокатализ и применение катализа для решения энергетических проблем. В этой области им разработаны научные основы фотокаталитических методов преобразования солнечной энергии в химическую, прежде всего в молекулярных системах, выявлен большой набор гетерогенных, гомогенных и молекулярных структурно-организованных катализаторов и фотокатализаторов, необходимых для фотокаталитического разложения воды на водород и кислород. После защиты докторской диссертации он продолжил интенсивные исследования в области фотокатализа, особенно в направлении исследования элементарных фотокаталитических процессов в системах с дисперсными полупроводниками, а также сложных структурно-организованных биомиметических фотокаталитических систем на основе липидных везикул с бислойными мембранами со встроенными в мембраны наночастицами полупроводников и молекулярными переносчиками электронов.

В 1980-х гг. им разработаны теоретические основы термохимического преобразования солнечной энергии, создано новое направление радиационного катализа - радиационно-термический катализ. Под руководством В.Н.Пармона сконструированы, изготовлены и испытаны в натурных условиях первые в России солнечные каталитические реакторы различной конструкции, которые до сих пор остаются наиболее эффективными. В области радиационно-термического катализа В.Н.Пармон разработал принципиально новый подход к прямому преобразованию ионизирующего излучения в энергию химического топлива. Идея этого подхода основана на использовании диссипации энергии ионизирующей частицы в теплоту непосредственно внутри гранулы катализатора, что обеспечивает протекание необходимой энергозапасающей "термохимической" реакции. В результате предложен и испытан в лабораторных условиях принципиально новый энергозапасающий и энергопреобразующий процесс "ИКАР", который может быть использован для решения многих проблем ядерной и термоядерной энергетики будущего. Впервые созданы и испытаны не имеющие аналогов катализаторы на основе оксидов урана, комбинирующие функции ядерного топлива и катализаторов для резервирования химической энергии.

В 1984 г. В.Н.Пармон защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора химических наук на тему: "Разработка физико-химических основ преобразования солнечной энергии путем разложения воды в молекулярных фотокаталитических системах". В 1984-1985 гг. он руководил неструктурной лабораторией каталитических методов преобразования солнечной энергии. В начале 1990-х гг. В.Н.Пармон обосновал гипотезу о важной роли фотокатализа на атмосферных аэрозолях как основе для развития гетерогенного газофазного фотокатализа, прежде всего в интересах формирования количественного подхода к учету фотокаталитических и фотосорбционных явлений в атмосфере и разработке новых природоохранных технологий. По проблемам фотокатализа В.Н.Пармон опубликовал большое количество обзорных статей в России и за рубежом; под его редакцией вышли два сборника статей, подготовлен специализированный выпуск сборника за рубежом; издана монография: В.Н.Пармон и др. "Фотокаталитическое преобразование солнечной энергии. Ч.2. Молекулярные системы для разложения воды" (Новосибирск: Наука, 1985).

В 1985 г. В.Н.Пармон назначается заместителем директора по научной работе Института катализа и одновременно - зам. генерального директора МНТК "Катализатор". В 1995 г. он становится директором Института, в 1996 г. - генеральным директором МНТК "Катализатор". В 1991 г. его избрали членом-корреспондентом, а в 1997 г. - действительным членом Российской академии наук по Отделению общей и технической химии. С 1997 г. В.Н.Пармон - генеральный директор Объединенного института катализа СО РАН.

В 1990-е гг. В.Н.Пармоном разработаны и испытаны новые композиционные материалы для обратимого аккумулирования низкопотенциального тепла. Эти материалы, имеющие в своей основе пористые матрицы, заполненные гигроскопическими веществами, в настоящий момент не имеют себе равных по плотности аккумулирования энергии и технологичности использования; ведутся работы по глубокому исследованию особенностей физико-химических свойств этих материалов и по их практическому применению.

По проблеме использования химии в новой нетрадиционной энергетике издана монография: V.N.Parmon et al. "Chemistry for the Energy Future" (Blackwell: Oxford, 1999).

В области теории гетерогенного анализа В.Н.Пармон впервые дал качественное и количественное объяснение явлению флуидизации активных компонентов ряда металлических катализаторов в ходе каталитических процессов с образованием углеродных отложений, впервые наблюдал явления скачкообразного изменения скорости низкотемпературного процесса и отталкивания парамагнитных молекул от поверхности при переходе оксидного катализатора в сверхпроводящее состояние, разработал подходы к селективному окислению легких углеводородов в водных растворах при комнатной температуре, в низко- и высокотемпературных газофазных электрокаталитических устройствах, а также в системах с газодиффузионными электродами. В настоящее время работает над развитием приложения общих методов неравновесной термодинамики к предвидению свойств функционирующего катализатора.

В.Н.Пармон руководит рядом важных направлений по разработке каталитических технологий для структурной перестройки сырьевой базы химической промышленности и энергетики, в том числе основанных на вовлечении возобновляемых сырья и энергоресурсов. В.Н.Пармон впервые провел сопоставительный системный анализ роли различных возобновляемых источников энергии для сибирского региона.

В.Н.Пармон ведет большую научно-организационную и общественную деятельность. С 1997 г. - председатель диссертационного совета Института катализа СО РАН по присвоению ученой степени доктора наук. Председатель Научного совета по катализу РАН, руководитель подпрограммы "Катализ и каталитические технологии новых поколении" Миннауки России и Научного совета этой подпрограммы; исполнительный директор подпрограммы "Химические технологии и катализ Президентской программы "Национальная технологическая база"; член ряда научных и экспертных советов РАН, ВАК и Миннауки России.

Он является главным редактором журнала "Химия в России" (Российское химическое общество - РХО), российским региональным редактором международного журнала "Reaction Kinetics and Catalysis Letters", членом редколлегий "Российского химического журнала" (РХО), "Журнала физической химии" (РАН), журнала "Кинетика и катализ" (РАН), а также международных журналов "Химия в интересах устойчивого развития" (СО РАН); "Catalysis Reviews", "Catalysis Today", "Cattech", "Industrial Catalysis News", "Catalysis Letters", "Topics in Catalysis". Титулярный член Международного союза чистой и прикладной химии (IUPAC), российский национальный представитель в Европейской Федерации Каталитических обществ (EFCATS). Член Президиума Российского химического общества им. Д.И.Менделеева.

В.Н.Пармон активно участвует в подготовке научных кадров: в течение более 20 лет он преподает в Новосибирском государственном университете, являясь профессором кафедры физической химии факультета естественных наук. Ныне среди его учеников доктор и 13 кандидатов наук.

В настоящее время В.Н.Пармон - специалист в области катализа и фотокатализа, химической кинетики в конденсированных фазах, химической радиоспектроскопии, химических методов преобразования энергии, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, автор и соавтор 580 научных работ, в том числе 4-х монографий и 35 обзоров.

Третий по счету директор Института катализа СО РАН - В.Н.Пармон, бережно сохраняя традиции, заложенные в работу коллектива его предшественниками, в сложных условиях современного развития науки находит возможности для новых решений, опираясь на творческой потенциал Ученого совета Института и своих ближайших соратников.

*Источник:Куперштох Н. Белорусы в Сибири. - Новосибирск, 2000. - Вып.2. - С.115-123.

Научные школы ННЦ В.Н.ПармонПодготовили К.И.Елкина, И.В.Курбангалеева и С.К.Канн