Akadyemik Valyentin Nikolayevich Parmon (dob. 18.04.1948)
  Rambler's Top100
 
 
Parmon V.N.




     *bibliography + data base (Rus)
     *his life and work
     *selected works (Rus)



Scientific schools in NSC
ACADEMICIAN VALENTIN NIKOLAEVICH PARMON*
 

Academician Valentin Nikolaevich Parmon is a disciple and a follower of the academician K.I.Zamaraev; he is an outstanding physico-chemist and specialist in radio spectroscopy, a manager of some important projects in chemical engineering.

V.N.Parmon was born on April 18, 1948 in the family of a regular officer of the Soviet Army in Brandenburg (DDR). In 1972, V.N.Parmon graduated from Moscow physicotechnical institute (MPTI). K.I.Zamaraev, a remarkable scientist, was among his teachers and instructors. In 1972-1975, V.N.Parmon had the MPTI postgraduate study, upon termination of which he presented and maintained a thesis for the scientific degree of candidate of physical and mathematical sciences. In 1975-1977, he worked at the position of junior research assistant in the Moscow Institute of chemical physics of AS USSR.

In 1977, G.K.Boreskov, academician, the director of the Institute of catalysis has invited from Moscow a group of experts in chemical physics that was headed by K.I.Zamaraev to work in the Siberian Branch of AS USSR. V.N.Parmon was within the group. As the new staff arrived, the research subjects of elementary catalytic reactions at the atomic-molecular level using modern physical and kinetic methods has been considerably extended. K.I.Zamaraev created a special laboratory of mechanisms of catalytic reactions that included all young graduates of MPTI that arrived from Moscow together with him. V.N.Parmon worked at the position of a senior research assistant of this laboratory up to 1984.

In 1984, after academician G.K.Boreskov died, K.I.Zamaraev became the head of the Institute of catalysis. He applied much efforts and energy to create new organizational forms of interaction between science and industry. Therefore, an interbranch scientific and technical complex Catalyst has been created.

Scientific activity of V.N.Parmon who was the disciple and the follower of K.I.Zamaraev can be subdivided to several stages. Early lines of the research of V.N.Parmon were chemical radiospectroscopy and formal chemical kinetics of the processes of spin exchange and electron transfer in a condensed phase. In the field of chemical radiospectroscopy, V.N.Parmon has contributed significantly to the development of a theory of the impact of electronic exchange interactions on electronic paramagnetic resonance (EPR) spectra; he has developed the theory of EPR spectra of stable diradicals, which has allowed him to gain the extensive information on their intramolecular mobility and geometrical structure. Based on the results of this work, a large series of articles and two monographs have been published: V.N.Parmon, A.I.Kokorin, G.M.Zhidomirov "Stable diradicals" (Novosibirsk: Nauka, 1980); V.N.Parmon, A.I.Kokorin, F.F.Shubin "Atlas of anisotropic spectra of EPR nitric diradicals" (M.: Nauka, 1983). These papers keep their significance up to now and they are known to experts in the field of radiospectroscopy of stable radicals in Russia and abroad.

In the field of chemical kinetics, V.N.Parmon has contributed significantly to the development of formal kinetics of tunnel reactions of electron transfer at a great distance; in particular, he was the first to derive a kinetics equation of tunnel solid-phase reactions with uniform spatial distribution of reagents that has become classical and that is quoted in all monographs. V.N.Parmon pioneered in discovering the reactions of tunnel transfer of electron over the surface of solids and kinetic isotope effects for the processes of tunnel transfer of electron.

From the late 1970s, the sphere of the main scientific interests of V.N.Parmon becomes photocatalysis and application of catalysis to solve the problems of power industry. In this field, he developed the scientific basis for photocatalytic methods to transform solar into chemical energy, particularly in molecular systems; he revealed a large set of the heterogeneous, homogeneous, and molecular structurally-organized catalysts and photocatalysts that are necessary for photocatalytic decomposition of water into hydrogen and oxygen. After he had defended the theses for doctor's degree, he continued intensive research in the field of photocatalysis, especially in the direction of the research of elementary photocatalytic processes in systems with disperse semiconductors together with complex structurally-organized biomimetic photocatalytic systems on the basis of lipide vesicles with bi-layer membranes with the membrane-built-in nanoparticles of semiconductors and molecular electron carriers.

In 1980s, he evolved theoretical bases of thermochemical transformation of solar energy, he created the new trend of radiation catalysis, namely, radiation-thermal catalysis. V.N.Parmon supervised the constructing, manufacturing, and testing of variously constructed Russia-first solar catalytic reactors that until now remain the most effective under natural conditions. In the field of radiation-thermal catalysis, V.N.Parmon has developed a radically new way of looking at the direct transformation of ionizing radiation to the energy of chemical fuel. The idea of this approach is based on applying the dissipation of energy of an ionizing particle into heat directly inside a catalyst granule, which provides the necessary energy-accumulating "thermochemical" reaction. As a consequence of this, a radically new energy-accumulation and energy-transformation process "IKAR" has been put forward and tested under laboratory conditions. The process can be useful to solve many problems of nuclear and thermonuclear power industry of the future. For the first time the scientists have created and tested unique catalysts around uranium oxides that combine functions of nuclear fuel and of catalysts for accumulating chemical energy.

In 1984, V.N.Parmon has maintained a thesis for a scientific degree of Doctor in Chemistry, the theme: "Development of physicochemical bases for transformation of solar energy through decomposition of water in molecular photocatalytic systems". During 1984-1985, he supervised over out-of-schedule laboratory of catalytic methods of transformation of solar energy. In the early 1990s, V.N.Parmon has substantiated a hypothesis about the important part played by photocatalysis on atmospheric aerosols as a basis for the development of heterogeneous gaseous photocatalysis, first of all, for the formation of a quantitative way of looking at the allowance for photocatalytic and photosorption phenomena in the atmosphere and at the development of new technologies for nature protection. In Russia and abroad, V.N.Parmon has published a great quantity of reviews on the problems of photocatalysis; edited by him, two collection issues of articles have been published, a special collection issue has been prepared abroad; a monograph has been published: V.N.Parmon et al. "Photocatalytic transformation of solar energy. P.2. Molecular systems for water decomposition" (Novosibirsk: Nauka, 1985).

In 1985, V.N.Parmon has been nominated the deputy director on scientific work of the Institute of catalysis and, at the same time, the deputy general director of ISTC "Catalyst". In 1995, he became the director of the Institute, and in 1996, general director of ISTC "Catalyst". In 1991, he was elected the corresponding member, and in 1997, the full member of the Russian academy of sciences within the Department of the general and technical chemistry. Since 1997, V.N.Parmon is the general director of the Joint institute of catalysis of SB RAS.

During the 1990s, V.N.Parmon works out and tests new composites to reversibly accumulate low-potential heat. As of now, these materials around porous matrices that are filled with hygroscopic substances are unique as per the density of their energy storage and processibility of their use; works are on for the in-depth study of the features in physicochemical properties of these materials and for their practical implementation.

A monograph V.N.Parmon et al. "Chemistry for the Energy Future" (Blackwell: Oxford, 1999) has been published on the problem of chemistry application in novelty nonconventional power industry.

In the field of theory of heterogeneous analysis, V.N.Parmon was the first to give a qualitative and quantitative explanation to the fluidization phenomenon for active ingredients of some metal catalysts during catalytic processes with the formation of carbon depositions; for the first time he has observed the phenomena of an intermittent change in the rate of a cold process and the repulsion of paramagnetic molecules from the surface when an oxidic catalyst transformed into superconducting state. He has developed the lines of attack to selective oxidation of light hydrocarbons in water solutions at ambient temperature, in low- and high-temperature gas-phase electrocatalytic devices, and in the systems with gas-diffusion electrodes. At the moment, he works developing the application of the general methods of non-equilibrium thermodynamics to predict the properties of an active catalyst.

V.N.Parmon supervises several important avenues on the research of catalytic technologies for structural reorganization of the raw materials base of chemical and power industry, including those based on renewable raw material and power resources. For the first time V.N.Parmon has conducted comparative systems analysis of the part played by various renewable energy sources for Siberian region.

V.N.Parmon implements the great scientific-and-organizational and public work. Since 1997, he is the Chairman of the dissertational board of the Institute of catalysis of SB RAS that grants the scientific degree of a doctor of sciences, the Chairman of RAS Scientific council on catalysis, the head of the sub-project "Catalysis and catalytic technologies of the new generation" of the Ministry of Science and Technology of Russia and of the Scientific council of this sub-project, the executive director of the sub-project "Chemical engineering and catalysis of the Presidential project "National technological base", and the member of several scientific and advisory councils of RAS, SQC, and Ministry of Science and Technology of Russia.

As of now, V.N.Parmon is the expert in the field of catalysis and photocatalysis, chemical kinetics in condensed phases, chemical radiospectroscopy, chemical methods of energy transformation, nonconventional and renewable energy sources, the author and the co-author of 580 scientific works, including 4 monographs and 35 surveys.

The third director of the SB RAS Institute of catalysis, V.N.Parmon thouroughly maintains the traditions that his predecessors involved in the work of the collective. Working under tough conditions of modern development of science, he finds the possibilities for new solutions that are based on the creative potential of the Academic council of the Institute and his close colleagues.

*Source:Kupyershtokh N. Byelorusy v Sibiri. - Novosibirsk, 2000. - Vyp.2. - S.115-123.
 
Scientific schools in NSC V.N.ParmonPrepared by K.I.YElkina, I.V.Kurbangalyeyeva and S.K.Kann  
 

[Home | Library | Akadyemgorodok | News | Exhibitions | Resources | Partners | InfoPilot | Search | Russian]
During 2004-2006 the project was supported by the grant of RFBR N 04-07-90121
© 2004-2016 Branch of SPSL (Novosibirsk)
Access statistics: archives | current

Dokumyent izmyenyen: Thu Apr 5 15:58:46 2018. Razmyer: 17,327 bytes.
Posyescyeniye N 4695 s 7.04.2008

Навигация
 
 
Пармон В.Н.




     *библиография + база данных
     *жизнь и деятельность
     *избранные труды



Научные школы ННЦ
АКАДЕМИК ВАЛЕНТИН НИКОЛАЕВИЧ ПАРМОН*
 

Академик Валентин Николаевич Пармон - ученик и последователь академика К.И.Замараева, выдающийся физико-химик и радиоспектроскопист, руководитель ряда важных направлений по разработке химических технологий.

В.Н.Пармон родился 18 апреля 1948 г. в семье кадрового офицера Советской Армии в г.Бранденбурге (ГДР). В 1972 гг. В.Н.Пармон закончил Московский физико-технический институт (МФТИ). В числе его преподавателей и наставников был замечательный ученый К.И.Замараев. В 1972-1975 гг. В.Н.Пармон обучался в очной аспирантуре МФТИ, по окончании которой представил и защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата физико-математических наук. В 1975-1977 гг. работал в должности младшего научного сотрудника в московском Институте химической физики АН СССР.

В 1977 г. директор Института катализа академик Г.К.Боресков пригласил из Москвы на работу в Сибирское отделение АН СССР группу специалистов по химической физике во главе с К.И.Замараевым. В составе этой группы был и В.Н.Пармон. С приездом новых кадров тематика исследований элементарных каталитических реакций на атомно-молекулярном уровне путем применения современных физических и кинетических методов была значительно углублена и расширена. К.И.Замараев создал специальную лабораторию механизмов каталитических реакций, куда вошли все приехавшие вместе с ним из Москвы молодые выпускники МФТИ. В.Н.Пармон работал в должности старшего научного сотрудника этой лаборатории до 1984 г.

В 1984 г., после ухода из жизни академика Г.К.Борескова, Институт катализа возглавил К.И.Замараев. Он много сил и энергии потратил на создание новых организационных форм взаимодействия науки и промышленности. Так был создан межотраслевой научно-технический комплекс "Катализатор".

Научную деятельность В.Н.Пармона - ученика и последователя К.И.Замараева - можно подразделить на несколько этапов. Ранними направлениями научной деятельности В.Н.Пармона были химическая радиоспектроскопия и формальная химическая кинетика процессов спинового обмена и переноса электрона в конденсированной фазе. В области химической радиоспектроскопии В.Н.Пармон внес существенный вклад в разработку теории влияния электронных обменных взаимодействий на спектры электронного парамагнитного резонанса (ЭПР), разработал теорию спектров ЭПР стабильных бирадикалов, что позволило получать богатую информацию об их внутримолекулярной подвижности и геометрической структуре. По результатам этой работы были опубликованы большая серия статей и две монографии: В.Н.Пармон, А.И.Кокорнн, Г.М.Жидомиров "Стабильные бирадикалы" (Новосибирск: Наука, 1980); В.Н.Пармон, А.И.Кокорин, Ф.Ф.Шубин "Атлас анизотропных спектров ЭПР азотокислотных бирадикалов" (М.: Наука, 1983). Работы до сих пор не потеряли своего значения и хорошо известны специалистам в области радиоспектроскопии стабильных радикалов в России и за рубежом.

В области химической кинетики В.Н.Пармон внес существенный вклад в разработку формальной кинетики туннельных реакций переноса электрона на большие расстояния; в частности, им впервые выведено ставшее классическим и цитируемое во всех монографиях уравнение кинетики туннельных реакций в твердой фазе с равномерным пространственным распределением реагентов. В.Н.Пармоном впервые обнаружены реакции туннельного переноса электрона по поверхности твердых тел и кинетические изотопные эффекты для процессов туннельного переноса электрона.

С конца 1970-х гг. сферой основных научных интересов В.Н.Пармона становится фотокатализ и применение катализа для решения энергетических проблем. В этой области им разработаны научные основы фотокаталитических методов преобразования солнечной энергии в химическую, прежде всего в молекулярных системах, выявлен большой набор гетерогенных, гомогенных и молекулярных структурно-организованных катализаторов и фотокатализаторов, необходимых для фотокаталитического разложения воды на водород и кислород. После защиты докторской диссертации он продолжил интенсивные исследования в области фотокатализа, особенно в направлении исследования элементарных фотокаталитических процессов в системах с дисперсными полупроводниками, а также сложных структурно-организованных биомиметических фотокаталитических систем на основе липидных везикул с бислойными мембранами со встроенными в мембраны наночастицами полупроводников и молекулярными переносчиками электронов.

В 1980-х гг. им разработаны теоретические основы термохимического преобразования солнечной энергии, создано новое направление радиационного катализа - радиационно-термический катализ. Под руководством В.Н.Пармона сконструированы, изготовлены и испытаны в натурных условиях первые в России солнечные каталитические реакторы различной конструкции, которые до сих пор остаются наиболее эффективными. В области радиационно-термического катализа В.Н.Пармон разработал принципиально новый подход к прямому преобразованию ионизирующего излучения в энергию химического топлива. Идея этого подхода основана на использовании диссипации энергии ионизирующей частицы в теплоту непосредственно внутри гранулы катализатора, что обеспечивает протекание необходимой энергозапасающей "термохимической" реакции. В результате предложен и испытан в лабораторных условиях принципиально новый энергозапасающий и энергопреобразующий процесс "ИКАР", который может быть использован для решения многих проблем ядерной и термоядерной энергетики будущего. Впервые созданы и испытаны не имеющие аналогов катализаторы на основе оксидов урана, комбинирующие функции ядерного топлива и катализаторов для резервирования химической энергии.

В 1984 г. В.Н.Пармон защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора химических наук на тему: "Разработка физико-химических основ преобразования солнечной энергии путем разложения воды в молекулярных фотокаталитических системах". В 1984-1985 гг. он руководил неструктурной лабораторией каталитических методов преобразования солнечной энергии. В начале 1990-х гг. В.Н.Пармон обосновал гипотезу о важной роли фотокатализа на атмосферных аэрозолях как основе для развития гетерогенного газофазного фотокатализа, прежде всего в интересах формирования количественного подхода к учету фотокаталитических и фотосорбционных явлений в атмосфере и разработке новых природоохранных технологий. По проблемам фотокатализа В.Н.Пармон опубликовал большое количество обзорных статей в России и за рубежом; под его редакцией вышли два сборника статей, подготовлен специализированный выпуск сборника за рубежом; издана монография: В.Н.Пармон и др. "Фотокаталитическое преобразование солнечной энергии. Ч.2. Молекулярные системы для разложения воды" (Новосибирск: Наука, 1985).

В 1985 г. В.Н.Пармон назначается заместителем директора по научной работе Института катализа и одновременно - зам. генерального директора МНТК "Катализатор". В 1995 г. он становится директором Института, в 1996 г. - генеральным директором МНТК "Катализатор". В 1991 г. его избрали членом-корреспондентом, а в 1997 г. - действительным членом Российской академии наук по Отделению общей и технической химии. С 1997 г. В.Н.Пармон - генеральный директор Объединенного института катализа СО РАН.

В 1990-е гг. В.Н.Пармоном разработаны и испытаны новые композиционные материалы для обратимого аккумулирования низкопотенциального тепла. Эти материалы, имеющие в своей основе пористые матрицы, заполненные гигроскопическими веществами, в настоящий момент не имеют себе равных по плотности аккумулирования энергии и технологичности использования; ведутся работы по глубокому исследованию особенностей физико-химических свойств этих материалов и по их практическому применению.

По проблеме использования химии в новой нетрадиционной энергетике издана монография: V.N.Parmon et al. "Chemistry for the Energy Future" (Blackwell: Oxford, 1999).

В области теории гетерогенного анализа В.Н.Пармон впервые дал качественное и количественное объяснение явлению флуидизации активных компонентов ряда металлических катализаторов в ходе каталитических процессов с образованием углеродных отложений, впервые наблюдал явления скачкообразного изменения скорости низкотемпературного процесса и отталкивания парамагнитных молекул от поверхности при переходе оксидного катализатора в сверхпроводящее состояние, разработал подходы к селективному окислению легких углеводородов в водных растворах при комнатной температуре, в низко- и высокотемпературных газофазных электрокаталитических устройствах, а также в системах с газодиффузионными электродами. В настоящее время работает над развитием приложения общих методов неравновесной термодинамики к предвидению свойств функционирующего катализатора.

В.Н.Пармон руководит рядом важных направлений по разработке каталитических технологий для структурной перестройки сырьевой базы химической промышленности и энергетики, в том числе основанных на вовлечении возобновляемых сырья и энергоресурсов. В.Н.Пармон впервые провел сопоставительный системный анализ роли различных возобновляемых источников энергии для сибирского региона.

В.Н.Пармон ведет большую научно-организационную и общественную деятельность. С 1997 г. - председатель диссертационного совета Института катализа СО РАН по присвоению ученой степени доктора наук. Председатель Научного совета по катализу РАН, руководитель подпрограммы "Катализ и каталитические технологии новых поколении" Миннауки России и Научного совета этой подпрограммы; исполнительный директор подпрограммы "Химические технологии и катализ Президентской программы "Национальная технологическая база"; член ряда научных и экспертных советов РАН, ВАК и Миннауки России.

Он является главным редактором журнала "Химия в России" (Российское химическое общество - РХО), российским региональным редактором международного журнала "Reaction Kinetics and Catalysis Letters", членом редколлегий "Российского химического журнала" (РХО), "Журнала физической химии" (РАН), журнала "Кинетика и катализ" (РАН), а также международных журналов "Химия в интересах устойчивого развития" (СО РАН); "Catalysis Reviews", "Catalysis Today", "Cattech", "Industrial Catalysis News", "Catalysis Letters", "Topics in Catalysis". Титулярный член Международного союза чистой и прикладной химии (IUPAC), российский национальный представитель в Европейской Федерации Каталитических обществ (EFCATS). Член Президиума Российского химического общества им. Д.И.Менделеева.

В.Н.Пармон активно участвует в подготовке научных кадров: в течение более 20 лет он преподает в Новосибирском государственном университете, являясь профессором кафедры физической химии факультета естественных наук. Ныне среди его учеников доктор и 13 кандидатов наук.

В настоящее время В.Н.Пармон - специалист в области катализа и фотокатализа, химической кинетики в конденсированных фазах, химической радиоспектроскопии, химических методов преобразования энергии, нетрадиционных и возобновляемых источников энергии, автор и соавтор 580 научных работ, в том числе 4-х монографий и 35 обзоров.

Третий по счету директор Института катализа СО РАН - В.Н.Пармон, бережно сохраняя традиции, заложенные в работу коллектива его предшественниками, в сложных условиях современного развития науки находит возможности для новых решений, опираясь на творческой потенциал Ученого совета Института и своих ближайших соратников.

*Источник:Куперштох Н. Белорусы в Сибири. - Новосибирск, 2000. - Вып.2. - С.115-123.
 
Научные школы ННЦ В.Н.ПармонПодготовили К.И.Елкина, И.В.Курбангалеева и С.К.Канн  
 

[Начало | О библиотеке | Академгородок | Новости | Выставки | Ресурсы | Партнеры | ИнфоЛоция | Поиск | English]
В 2004-2006 гг. проект поддерживался грантом РФФИ N 04-07-90121
 
© 2004-2017 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика

Документ изменен: Fri Jun 3 17:39:59 2016. Размер: 17,384 bytes.
Посещение N 6460 с 7.04.2008