Герш Ицкович Будкер. Научная школа
ИЯФ СО РАН Отделение ГПНТБ СО РАН Научные школы Лауреаты науки Год за годом Новости науки Календарь СО РАН
 
Биография
Указатель трудов
Литература о жизни и деятельности
Научная школа
Международная деятельность
Фотогалерея
Памяти Г. И. Будкера
О проекте
Будкер Г.И. Академик
Герш
Ицкович
Будкер
 
 
 
Научная школа  
 

В ряду научных школ, возникших в отечественной физике в конце 1950–начале 1960-х гг., Школа Г. И. Будкера занимает особое место. Ее становление совпало с периодом, часто именуемым «золотым веком» советской физики, а может быть, и науки вообще.

Вначале, в 1953 г., это была небольшая группа в Институте атомной энергии, всего из 8 человек. Но результаты не заставили себя ждать — уже через несколько лет был создан ускоритель бетатронного типа с током до 100 А, что на два порядка превышало токи лучших ускорителей того времени. Маленькая группа Будкера разрастается в одну из самых больших лабораторий (лабораторию новых методов ускорения) Института атомной энергии, а в 1958 г. превращается в самостоятельный Институт ядерной физики молодого Сибирского отделения Академии наук СССР.

Причины продуктивности Школы Г. И. Будкера, во многом рациональны, поскольку берут начало в изобретательных новациях главы научной школы, свидетельствующих о его деятельном участии в масштабном социальном и научном эксперименте, ставившемся в Новосибирском Академгородке М. А. Лаврентьевым, С. Л. Соболевым и их единомышленниками, оценить результаты которого даже приезжал Н. С. Хрущев.

Отдавая должное важности вопросов формирования коллектива, Г. И. Будкер всегда подчеркивал, что в науке, как ни в одной другой сфере деятельности, важна роль творческой личности. В науке, особенно в фундаментальных, поисковых исследованиях, определяющую роль играет личность научного руководителя. Именно он ставит исследовательскую задачу, в его голове складывается представление о путях достижения цели. Научный коллектив — большой ли маленький, институт или лаборатория — должны создаваться вокруг руководителя.

Основные принципы Школы Будкера:

  1. «теория круглого стола» Г. И. Будкера как принцип организации научно-исследовательской деятельности и оптимизации взаимоотношений между научным и административным персоналом ИЯФ;
  2. принцип «волейбольной команды» как метод расстановки кадров в научном коллективе;
  3. создание самостоятельной производственной базы как инфраструктурной предпосылки независимого развития науки;
  4. принцип «непривыкания к железкам» как стратегия экспериментальных исследований;
  5. подготовка и отбор научных кадров как реализация на практике «лаврентьевской триады»: «ФМШ — НГУ — ИЯФ»;
  6. «сплошная линия» физического образования по Г. И. Будкеру как новый подход к преподаванию физики.

Эти принципы коррелируются с генерацией, эволюцией и экспериментальным воплощением собственно физических идей Г. И. Будкера: «релятивистски стабилизированного электронного пучка», «пробкотрона», «встречных электронных и электрон-позитронных пучков», «электронного охлаждения».

Источники:
Дровеников И. С. Из жизни научных коллективов: школа по Будкеру и школа по Хохлову.
Академик Г.И. Будкер. Очерки. Воспоминания — Новосибирск: Наука, 1988. — 190 с.

 
 

Известные представители школы Г. И. Будкера:

Профессор В. П. Дмитриевский (Дубна), Объединенный институт ядерных исследований.

Академик Л. М. Барков. В 1952 г. окончил физико-технический факультет МГУ (ныне МФТИ).С 1952 по 1967 гг. работал в Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова.

С 1967 г. по приглашению Г. И. Будкера работал в Институте ядерной физики СО АН СССР. Здесь он создает лабораторию, одной из первых задач которой было продолжение работ по изучению структуры гиперонов.

Академик С. Т. Беляев. В 1947 г., еще студентом МФТИ, Беляев начал свою научную деятельность в Лаборатории измерительных приборов АН СССР (ныне — Курчатовский институт) под руководством Г. И. Будкера. Защищал диплом у Будкера. В 1962 г., по инициативе Будкера, Беляев переехал в Новосибирский Академгородок и стал ведущим сотрудником, а затем руководителем теоретического отдела Института ядерной физики СО АН СССР. С 1965 года он занимал пост ректора и заведующего кафедрой теоретической физики Новосибирского государственного университета, где воплотил «систему Физтеха».

Доктор физ.-мат. наук, профессор В. И. Волосов. В 1955 г. окончил физический факультет МГУ. В 1956 году он был принят в Институт атомной энергии им. И. В. Курчатова, а в 1959 г. перешел в зарождающийся тогда Институт ядерной физики. В числе пионеров он переехал в новосибирский Академгородок, где собиралась команда физиков, отобранных лично Г. И. Будкером, которые и явились основателями Института.

Академик Э. П. Кругляков. В 1958 г. окончил радиофизический факультет Московского физико-технического института, по приглашению Г. И. Будкера поступил в только что созданный Институт ядерной физики СО АН СССР. С 1975 по 2005 гг. — заведующий лабораторией, в 1988—2005 гг. — заместитель директора Института ядерной физики СО АН СССР (РАН). С 2005 года и до конца жизни — советник РАН.

Академик Д. Д. Рютов. В 1962 г. окончил Московский физико-технический институт, после чего до 1968 г. работал в Институте атомной энергии. В 1968 г. перешел в Институт ядерной физики СО АН СССР на должность старшего научного сотрудника. В 1971 г. становится заведующим лабораторией. С 1981 г. является заместителем директора. С 1988 г. — главный научный сотрудник. C 1994 г.— сотрудник Ливерморской национальной лаборатории (Livermore National Laboraty, США).

Академик Роальд Сагдеев. Окончил физфак МГУ, защищал диплом у Будкера. Работал в Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова (1956–1961), в Институте ядерной физики СО АН СССР (1961–1970), был директором Института космических исследований РАН (1973–1988). Был избран академиком АН СССР в 36 лет. С 1992 года живет в США. Профессор Мерилендского университета.

Член-корреспондент РАН В. А. Сидоров. Окончил физический факультет МГУ (1953), работал в Институте атомной энергии им. И. В. Курчатова (1953–1962). В 1959 году стажировался в Институте Нильса Бора. С 1961 г. — в Институте ядерной физики СО АН СССР: зав. лабораторией и зам. директора (1981–2000) Советник РАН (с 2000).

Академик А. Н. Скринский. Еще будучи студентом 4-го курса физфака МГУ, А. Н. Скринский был в 1957 году принят в лабораторию Г. И. Будкера, которая входила в состав возглавлявшегося И. В. Курчатовым Института атомной энергии АН СССР (ныне — Курчатовский институт). С 1962 года научная деятельность Скринского связана с выросшим из лаборатории Будкера Институтом ядерной физики имени Г. И. Будкера СО АН СССР: директор в 1977–2015 гг., далее — научный руководитель ИЯФ СО РАН.

Академик Б. В. Чириков. Окончил физико-технический факультет МГУ (МФТИ) в 1952 г. В 1958 г. по приглашению Будкера переехал в Новосибирский Академгородок. В Институте ядерной физики СО АН СССР последовательно возглавлял сектор, лабораторию, теоретический отдел. С 1998 г. стал главным научным сотрудником.

 
 

Под научным руководством Г. И. Будкера защищены диссертации:

Лаптев Валерий Дмитриевич. Физические основы работы искрового счетчика с локализованным разрядом - нового детектора заряженных частиц: дис. на соиск. учен. степ. канд. физ.-мат. наук: 01.04.01 / рук. работы: Г. И. Будкер, Ю. Н. Пестов; Ин-т ядер. физики СО АН СССР. — Новосибирск, 1977.

Пархомчук Василий Васильевич. Эксперименты по электронному охлаждению: дис. на соиск. учен. степ. канд. физ.-мат. наук: 01.04.01 / рук. работы: Г. И. Будкер, Н. С. Диканский; Ин-т ядер. физики СО АН СССР. — Новосибирск, 1975.

 
 
 
Будкер Г.И.
 

«Необходимы ли ученому ученики? — вопрос в достаточной степени надуманный. Все равно, что спросить, нужны ли людям дети. Именно они продолжает начатые нами работы и доводят их до логического завершения. А что не успеют они, доделают ученики наших учеников. Так, собственно, наука и движется вперед»

 
Будкер Г.И.
 

«Учитель становится бессмертным в своих учениках, как каждый человек становится бессмертным в своих детях...»

 
Будкер Г.И.
 

«В эксперименте, помимо науки, присутствует большая доля искусства, а искусству еще никто по учебникам не научился....»

 
Будкер Г.И.
 

«И учителю, и ученику важно помнить, что наука — кроме того, что это и искусство и поэзия, — еще и ремесло....»

 
Скринский А.Н., Сидоров В.А.
 

«Ученый — это есть дробь, числитель которой то, что он есть, а знаменатель нечто среднее между тем, что он о себе думает, как он себя представляет и ведет»

 
Будкер Г.И.
 

«Наука — это не стерильный мир, где все люди идеальны по своим человеческим качествам; это мир той же реальной жизни, где наряду с подвижниками хватает и проходимцев, и случайных людей, где рядом с высокими и замечательными свойствами личности встречаются и пошлость, и карьеризм, и эгоизм, и элементарное мошенничество»


[Биография  | Указатель трудов  | О Будкере  | Научная школа  | Международная деят.  | Фотогалерея  | Памяти Будкера  | О проекте]
  Пожелания и письма: www@prometeus.nsc.ru
© 1997-2018 Отделение ГПНТБ СО РАН (Новосибирск)
Статистика доступов: архив | текущая статистика
 

 
Документ изменен: Tue May 8 11:02:15 2018. Размер: 19,645 bytes.
Посещение N 268 с 22.03.2018