Стратегия стабилизации экономики региона '95: Библиография (поз.134-150)
Навигация
ССЭР'95Стратегия стабилизации'95

Указатель
Logo


Раздел 5. Платежный кризис и пути его преодоления.

134. Амуржуев О.В., Дорогавцев А.Е. Неплатежи: способы предотвращения и сокращения: (практическое пособие). - М.: Аркаюр, 1994. - 55 с.: ил.

Настоящая работа носит практический характер и посвящена очень острому вопросу хозяйственной практики предприятий и организаций, в силу чего может быть рекомендована руководителям и специалистам промышленных и коммерческих структур, работникам финансовых служб. Она не является готовой стратегией, а служит лишь руководством, как осуществлять деятельность по предотвращению и сокращению просроченной дебиторской задолженности. С учетом среды, в которой функционирует то или иное предприятие, оно должно иметь разработанный набор действий при возникновении тех или иных конкретных хозяйственных ситуаций. Такая постановка дела ускорит оборот капитала, уменьшит потребность в кредитах, улучшит структуру баланса за счет сокращения и ликвидации просроченной задолженности. В I-м разделе книги рассмотрены основные факторы образования неплатежей в Российской экономике; во II-м разделе описаны суть, схемы, преимущества и недостатки 17 способов борьбы с неплатежами (оплата наличными - "кеш", предварительная оплата, авансовые платежи, аккредитивная форма расчетов, чековая форма, векселя, факторинг, форфейтинг и др.). В последнем, III-м разделе содержатся рекомендации по профилактике неплатежей.

135. Бернадский Ю. Есть ли свет в конце тоннеля? // Новая Сибирская газета. - 1994. - 3 декабря (N 9). - С.4.

Генеральный директор Сибирского отделения Международной ассоциации руководителей предприятий (СО МАРП) рассказывает о предложениях этой организации по выходу из кризиса. О тяжелом положении в промышленности свидетельствуют цифры: спад производства достигает 25-27% (по сравнению с 1993 г. - 60%); до 70% предприятий подпадают под установленные критерии банкротства. Судя по всему, на 1995 г. политика государства в промышленности остается неизменной, о чем свидетельствует проект закона "О федеральном бюджете". Из двух имеющихся путей - 1) усиления налогового бремени с ужесточением репрессивных методов сбора налогов и 2) его ослабления со стимулированием деловой активности - первый путь себя уже исчерпал. Государство должно перестать смотреть на предпринимателей как на потенциальных преступников, а лишь как на партнеров, заинтересованных в процветании России. Основные предложения МАРП заключаются в следующем: 1) государство должно рассчитаться по своим долгам с предприятиями; 2) необходима реальная налоговая реформа: а) НДС должен взиматься только с производителей товаров и услуг, а др. участники товарного рынка будут оплачивать услуги своих контрагентов (реклама, транспорт и т.д.); б) налог на прибыль не может быть основным в период реформ, поэтому надо освободить от него прибыль, идущую на развитие производства, инфраструктуру, инновации и т.п.; в) убрать ограничения с фонда оплаты труда; г) отказаться от системы авансовых платежей; 3) установить жесткий контроль за использованием кредитов ЦБ и ряд др. мер.

136. Бернштам М.С., Ситников А.И. Платежный кризис: причины, следствия, пути решения // ЭКО: экономика и орг. пром. производства. - 1995. - N 1. - С.46 - 61: ил.

Предлагаемые авторами меры призваны вывести экономику России из платежного и общефинансового кризиса на долговременной основе. В основе кризиса неплатежей, сопровождающего реформы с начала 1993 г., лежит, по мнению авторов, государственное финансирование производства при свободных ценах. Свободные цены (и рынки) несовместимы с госфинансированием предприятий. Поэтому альтернативы тут 2: либо восстановление контроля за ценами, зарплатами, производством и распределением (с ликвидацией свободных рынков), либо - прекращение госфинансирования, кредитной эмиссии и взаимного кредитования предприятий, списание долгов и переход к частным кредитным рынкам, с одновременным восстановлением сбережений населения. В нормально функционирующей денежной системе выпуск денег будет производится в ограниченных пределах в порядке погашения государственных облигаций, в которые и будут переведены восстановленные сбережения населения. Совокупность таких мер, по мнению авторов, позволит перейти от госфинансирования к устойчивым рынкам заемных средств, обеспечивающим экономический рост на неинфляционной основе. Тогда найдет свое место и нормальный коммерческий кредит между предприятиями, который не сможет быть вменен государству в его пассив.

137. Бунич П.Г. Симулирование вместо стимулирования // Труд. - 1994. - 29 сент. - С.2.

Беседа корреспондента И.Островского с президентом Союза предпринимателей и арендаторов России П.Г.Буничем посвящена проблеме неплатежей в российской экономике. По данным рабочего центра экономических реформ при правительстве РФ, в должниках ходит уже более 40 тыс. предприятий, фирм, организаций. Лишь на первый взгляд, неплатежи - явление неожиданное, вроде стихийного бедствия. На самом деле экономисты обязаны были его предвидеть, но, по мнению П.Г.Бунича, меры стали приниматься с существенным запозданием. "Неплатежи, - считает экономист, - мощное ядовитое растение на плантации нашей экономики. Чтобы справиться с ним, нужно отыскивать и рубить корни, уничтожать соки, их питающие. Главная причина - структурные деформации российской экономики, а выход один - "инвестиционный взрыв, техническое перевооружение промышленности". И это - не далекая мечта, а упущенная реальность. Появление на фондовом рынке акций отечественных предприятий могло бы привлечь свободных 40-50 трлн. рублей, имеющихся у банков и населения. Другие причины неплатежей - несовершенство налоговой системы, криминализация экономики. П.Г.Бунич предлагает ряд мер, способных распутать клубок.

138. Делягин М. Сбылась мечта реформаторов: экономика стабилизировалась // Независимая газета. - 1994. - 8 июля. - С.1, 3.

Автор утверждает, что в середине 1994 г. все основные цели, поставленные перед экономической реформой, уже достигнуты. Это - ограничение бюджетного дефицита, обуздание инфляции и инфляционных ожиданий, стабилизация валютного рынка, т.е. ряд продекларированных макроэкономических показателей, пришедших к некоторому устойчивому состоянию. Однако здесь выяснилось, что такая стабилизация почти никого не устраивает. Мелкие и средние банки потеряли возможность аккумулировать "инфляционные деньги" и получать льготные кредиты ЦБ; экспортеры, при сближении отечественных и мировых цен, стали терять эффективность экспорта; обрабатывающая промышленность стала реально ощущать утяжеленность своей структуры, а при отсутствии господдержки подошла вплотную к черте банкротства. Экономика России настолько привыкла к "инфляционному допингу", что без него испытывает муки подлинной "наркотической ломки". Однако нынешняя ситуация значительно отличается от положения в 1992-93 гг. Новая "накачка" денег в производство уже не даст облегчения. Результатом будет все большее подчинение отечественной экономики иностранному капиталу, серьезные потрясения в регионах (особенно - депрессивных), формирование авторитарных политических структур, противостоящих социальным выступлениям. Ключевой фигурой, противостоящей в настоящее время давлению лоббистов всех мастей, остается по мнению автора, один лишь премьер В.С.Черномырдин. Необходимо политическими мерами поддержать тех, кто против инфляционного разрушения экономики и стимулировать инвестиции.

139. Платежный кризис и пути его преодоления: (разработка научной группы оперативной комиссии Правительства РФ по совершенствованию платежей и расчетов) // Рос. экон. журнал. - 1994. - N 12. - С.16 - 27.

Публикация подготовлена на основе аналитической записки, выполненной в институте проблем рынка РАН авторским коллективом в составе Н.Я.Петракова (руководитель), В.Л.Перламутрова (зам. рук.), В.А.Волконского, В.Е.Маневича, М.М.Вороновицкого и Л.Е.Тропаревской. Авторы констатируют, что кризис неплатежей - наиболее опасное проявление общего экономического кризиса, и если с ним в ближайшее время не справиться, то ни о каком движении по рыночному пути говорить не приходится: будет либо вновь административный диктат, либо хаос. Главные причины неплатежей видятся в следующем: 1) трудности сбыта конечной продукции; 2) общая нехватка платежных средств в народном хозяйстве; 3) отрыв финансового рынка от реального производства, сбыта и от инвестиций; 4) межотраслевое и внутриотраслевое рассогласование цен; 5) утрата предприятиями оборотных средств в условиях инфляции (причины: а) вследствие обесценения; б) в результате экспроприации через налогообложение); 6) неплатежи государства предприятиям и стран СНГ - России; 7) нарушение платежной дисциплины, институциональное несовершенство организации процессов приватизации, которое привело к утрате действенного административного контроля. Рассмотрев в указанной последовательности все причины (такова соответственно и структура записки, ее подразделы), авторы приходят к выводу, что меры по преодолению кризиса неплатежей можно поделить на неотложные (быстро смягчающие ситуацию: вексельное обращение, картельные соглашения и ряд др.) и стратегические (радикальные: устранение диспаритетов, введение твердого червонца и т.д.).

См. также следующие N N  публикаций: 4, 16.


Раздел 6. Конверсия и диверсификация производства.

140. Козьменко С.Ю. Социально-экономические условия развития региональной конверсии / С. -Петерб. ун-т экономики и финансов; Науч. ред.: А.Г. Столбов. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 1994. -153 с.: табл. - Библиогр.: с.142-152 (187 назв.).

В монографии исследуются закономерности развития региона приморского типа в условиях конверсии: особенности эволюции территориальных социально-экономических систем со значительной оборонной составляющей, приоритеты и направления региональной конверсии на примере Мурманской области. Дается характеристика "закрытых" поселений, прогноз их дальнейшего развития. Задача многосекторной диверсификации экономики Севера связана с проведением глубокой структурной перестройки, чтобы создать условия для модели стабильного развития. Эти процессы в регионах с преимущественным развитием ресурсоэксплуатирующих отраслей и с экстремальными условиями хозяйственного освоения приобрели на пути к рынку чрезвычайную сложность. Модель устойчивого развития Севера связана с созданием механизмов функционирования данных регионов на условиях саморазвития и совпадает с общими народнохозяйственными задачами конверсии и диверсификации, осуществляющимися при необходимой поддержке государства. Усилия всех субъектов хозяйствования в депрессивных регионах следует направлять на формирование местных региональных рынков, создающих предпосылки выхода из кризиса. При этом не должно возникать обособления территориальных рынков. Общегражданская основа должна стать базовым принципом местных рынков.

141. Серегин В.П., Степанов В.П., Халевинская Е.Д. Современный взгляд на иностранные инвестиции в России / Международная академия информатицизации, отд-ние "Информатизация и инвестиции". - М.: Марин инжиниринг сервис, 1994. - 96 с.: ил., табл.

Разброс мнений о необходимости привлечения иностранных инвестиций в Россию чрезвычайно велик: от желания решить с их помощью большинство проблем реформируемой экономики до лозунгов о "распродаже России и ее ресурсов". Авторы подчеркивают преимущества иностранных инвестиций перед всеми видами экономической помощи. Для современной экономической ситуации в России они заключаются в следующем: 1) прямые зарубежные инвестиции служат дополнительным источником капвложений в производство товаров и услуг, разработку технологий, передовых методов управления; 2) "они не ложатся бременем на внешний долг государства,а напротив, способствуют получению средств для его погашения; 3) инвестиции обеспечивают определенную интеграцию российской экономики в мировую, благодаря производственной и научно-технической кооперации. Среди косвенных результатов: привлечение новых зарубежных технологий "ноу-хау", оборудования; создание очагов формирования современных производств; подготовка кадров (специалистов, руководителей) мирового уровня; развитие экспортного потенциала и т.д. В России наблюдается устойчивый рост числа предприятий с иностранными инвестициями: в 1991 г. их было зарегистрировано 1825, в 1992 г. - 4461, а в 1993 г. - 5419. Авторы книги привлекают опыт государственного регулирования иностранных инвестиций в Аргентине, Южной Корее, Китае и на его основе предлагают концепцию отечественного дифференцированного управления этим процессом.

142. Степанова С.В. Особенности демонополизации предприятий оборонного комплекса // Экономика и коммерция. - 1994. - Вып.4. - С.46 - 52.

В статье ведущего научного сотрудника ЦНИИ экономики и конверсии разбираются возможности проведения последовательной демонополизации производства в конверсионных отраслях. Уровень монополизма в отечественной экономике чрезвычайно высок. Так, по сведениям Челябинского облкомитета по антимонопольной политике, при анализе состояния производства 34 важнейших видов продукции установлено, что ни по одному виду показатель концентрации производства не опускался ниже 60%. На середину 1993 г. в реестр предприятий - монополистов входило 650 субъектов российского рынка, занимающих на нем доминирующее положение (из них - 96 - оборонного комплекса), и более 7000 региональных монополистов. Первоначальные планы 1992-1993 гг., по разукрупнению монополистов (в том числе - в процессе приватизации) оказались труднореализуемы и малоэффективны. Программой на 1994-1995 гг. предусмотрено снижение концентрации производства и стимулирование конкуренции по приоритетным товарам и услугам. Автор формулирует условия, способствующие более быстрой демонополизации оборонных предприятий, производящих гражданскую продукцию. Например, указывается на целесообразность ориентироваться не на ограничение рентабельности, а на повышение налога на прибыль до 95-96% в качестве санкции в борьбе с монополизмом отдельных предприятий.

143. Ягодин Д.В. Резервы расширения конверсии // Экономика и коммерция. - 1994. - Вып. 1. - С.32 - 34.

Осуществление конверсии возможно в следующих формах:1) перепрофилирование оборонных предприятий; 2) диверсификация части мощностей "оборонки"на гражданскую продукцию; 3) передача (продажа) лицензий в гражданский сектор экономики; 4) образование новых предприятий на основе имеющихся технологических достижений (дочерних предприятий, в том числе - с участием иностранного капитала). Та или иная форма конверсии избирается в зависимости от задач, которые ставятся государственными и региональными властями, руководством предприятия. Тяжелое состояние в ВПК вызвано целым рядом факторов (финансовым кризисом, потерей квалифицированных кадров, сверхжесткой налоговой политикой и т.д.), но в немалой степени обусловлено и превалированием лишь первых 2-х форм конверсии, при игнорировании 3-ей и 4-ой. Они же (торговля лицензиями, создание дочерних фирм) весьма мобильны и способны дать ощутимый финансовый эффект уже в непродолжительном времени. Правда, для этого у руководителей предприятий ВПК должно быть желание воспринимать маркетинговую идеологию, а также постоянная ориентация на покупательский спрос. В статье приводится положительный опыт взаимодействия оборонного и гражданского производств (проникновения первого во второе), при поддержке региональных властей (Москвы и Московской обл., Перми).

144. Ясин Е. Государство поддержит российских инвесторов // Труд. - 1995. - 24 февраля. - С.2.

Несколько лет назад о падении производства говорили как о печальной, но неизбежной в переходный период временной тенденции. Однако в ходе реформ в некоторых отраслях она быстро обрела обвальный характер. В беседе с корреспондентом "Труда" А.Немайским министр экономики РФ Е.Ясин утверждает, что падение замедляется. Эта тенденция наблюдается примерно с апреля 1994 г. Заявление о начавшейся нормализации Президент Б.Н.Ельцин сделал в мае, но в это никто не поверил. Летом 1994 г. промышленное производство действительно стабилизировалось, а осенью даже произошел некоторый рост. В январе 1995 г., объем промышленного производства составил к аналогичному периоду прошлого года 96% (в январе 1994 г. он составлял к январю 1993 г. 84%). Правда, и инфляция тоже пошла вверх и начали утрачиваться задатки стабилизации. Е.Ясин считает, что в январе был достигнут пик инфляционной волны (17%), и впоследствии инфляция должна вновь снизиться. В 1995 г., при очень жестком бюджете, Минэкономики будет предпринимать усилия по стимулированию инвестиций; для этого есть "некий резерв средств", которые будут выдаваться в объеме 1/5 стоимости проекта (80% должен изыскать частный инвестор). Надо убедить россиян вкладывать средства в экономику.

См. также следующие N N  публикаций: 94.


Раздел 7. Научно-техническая политика в период экономических реформ.

145. Авдулов А.Н., Кулькин А.М. Власть, наука, общество: Система государственной поддержки научно-технической деятельности: опыт США / РАН. ИНИОН; Общ. ред.: В.А. Виноградов. - М., 1994. - 284 с. - Библиогр.: с.282-284 (72 назв.).

Данная работа выполнена и издана при финансовой поддержке Министерства науки и технической политики РФ и Российского фонда фундаментальных исследований. Авторы рассматривают структуру управления наукой в системе законодательной и исполнительной ветвей власти, механизмы формирования и реализации государственной научно-технической политики на всех уровнях. Подробно проанализированы основные параметры научно-технического потенциала США и их характеристика на конец 80-х - нач. 90-х гг., вопросы "стоимости" НТП и проблемы приоритетов научно-технической политики, методики их выбора и реализации в США. В 4-м разделе монографии ("Центр и регионы на современном этапе НТП", с.162-202) исследуются объективные факторы повышения роли регионов в ускорении НТП, дается общая характеристика региональных программ, примеры программ, проводимых администрацией штатов и местными властями. Отдельно рассмотрен вопрос о научных парках, "инкубаторах", технополисах и регионах науки (даны определения понятий, классификация, история развития, описаны наиболее известные регионы науки - "Шоссе-128", "Силиконовая долина", "Северо-Каролинский треугольный парк"). В заключении к книге авторы формулируют выводы (16 пунктов касательно опыта США и 9 принципиальных моментов, имеющих транснациональное значение).

146. Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития / Междунар. фонд экономических реформ - М.: ВлаДар, 1993. - 310 с.: ил., табл. - Библиогр.: в примеч., с.302-308.

В монографии исследуются вопросы: технологическая эволюция экономических систем (НТП в современной экономической теории, новая парадигма в эконом.теории); долгосрочные технологические изменения в макроэкономических системах; технологические уклады в экономическом развитии; экономические измерения долгосрочного технико-экономического развития; инновационные процессы в хозяйственных системах и ряд др. Дан глубокий анализ реформирования системы управления народным хозяйством в годы "перестройки". (с.234-241), результатов политики "шоковой терапии" (с.242-257). Намечены перспективы развития рыночных реформ и пути преодоления углубляющегося кризиса (с.257-301).

147. Евсеенко А.В., Зверев В.С., Унтура Г.А. Процессы регионального научно-технического развития / РАН. Сиб. отд-ние. Ин-т экономики и орг. пром. пр-ва; Отв. ред.: В.В.Кулешов. - Новосибирск, 1993. - 219 с.: табл. - Библиогр.: с.214-217 (56 назв.).

В монографии подвергнуты детальному анализу: научно-техническое развитие региона; причины и пути преодоления невосприимчивости региональной экономики к нововведениям; условия формирования региональных рынков средств производства; предпосылки формирования новых технологических укладов в Сибири; особенности формирования технополисов в индустриально развитых странах и формы выхода отечественной региональной науки на зарубежный рынок инноваций; предпринимательский сектор науки - условия его формирования и развития; управление научно-техническим развитием в регионе (содержание и методы прогнозирования, подходы к формированию программ, информационное обеспечение). Авторы опираются на современную концепцию технологических укладов и системный подход к анализу процессов НТП, предлагают сформировать единую научно-техническую политику в регионе, учитывающую особенности экономических районов, их отличия не только по природно-климатическим условиям, но и по уровню экономического и научно-технического развития. В качестве главных причин неинновационности административно-командной системы названы: нормативные методы планирования, плановые (приростные) показатели, негибкие оргструктуры, низкий уровень производства и квалификации работников, их незаинтересованность в совершенствовании своей деятельности. Предлагаются эффективные модели перехода к рынку в регионе, перспективная структура Новосибирского технополиса.

148. Коптюг В.А. Устойчивое развитие - возможность выжить // Наука в Сибири. - 1994. - Октябрь (N 41). - С.5.

Статья представляет собой выступление академика В.А.Коптюга на международном симпозиуме "Байкальский регион как мировая модельная территория устойчивого развития", проходившем в г.Улан-Удэ в сентябре 1994 г. Предыдущее развитие цивилизации, подчеркивает автор, не было устойчивым, оно подорвало равновесие на планете. Обнаружился ряд изменений глобального характера: истощение озонового слоя в атмосфере, нарастание "тепличного эффекта", уничтожение лесов, деградация земель, серьезное уменьшение биологического разнообразия Земли. В некоторых случаях масштабы антропогенного воздействия на окружающую среду превышают воздействие природных процессов (например, при поступлении тяжелых металлов в атмосферу). Для предотвращения возникающих угроз человечество должно значительно снизить ресурсо- и энергопотребление. Однако этому препятствует устрашающее неравенство, а точнее, экономический диспаритет в производстве и потреблении различных стран, 20% богатейших в 59 раз богаче 20% беднейших (1989 г.), на долю которых приходится лишь 1,4% мирового дохода. В России уровень неравенства, усугубляющийся "реформами", еще выше. Нарастающие риски и дисбалансы, угрожающие и богатым и бедным, требуют перехода к новой парадигме развития. Конференция ООН по окружающей среде и развитию (Рио-де-Жанейро, 1992 г.) сформулировала основополагающие принципы устойчивого развития: 1) поддержание баланса между экономикой и экологией, между созданием человеческого капитала и сохранением "природного капитала"; 2) погоня за прибылью будет все более регулироваться парламентами и правительствами, а моральная компонента (традиции, культура) будет все более нарастать; 3) неравенство должно стираться (за счет борьбы с бедностью); 4) потребности нынешнего поколения не должны ограничивать возможностей будущих. Развитие России надо также подчинить этим целям.

149. О проекте концепции перехода Российской Федерации на модель устойчивого развития // Наука в Сибири. - 1995. - Февраль (N 8). - С.5.

Конференция ООН по окружающей среде и развитию, состоявшаяся в 1992 г. в Рио-де-Жанейро, констатировала невозможность для развивающихся стран достичь благополучия тем же путем, которым это делали. Развитые страны (концентрацией большей части мировых ресурсов, неэквивалентным обменом, загрязнением окружающей среды и т.п.). На конференции была обоснована концепция перехода мирового сообщества на рельсы устойчивого развития, при котором поддерживается баланс между решением социально-экономических проблем и экологией, между удовлетворением потребностей поколения живущего и сохранением возможностей такового для поколений будущих. Согласно Указу Президента РФ от 04.02.1994 и распоряжению Правительства от 24.02.1994 в российских органах власти был подготовлен проект концепции перехода РФ на модель устойчивого развития. В Сибирском отделении РАН проект обсуждался на заседании Президиума 07.02.1995 с участием академиков А.С.Алексеееа, А.П.Деревянко, Н.Л.Добрецова, Д.Г.Кнорре, В.А.Коптюга, И.Ю.Коропачинского, М.В.Курлени, Ю.Н.Молина, А.Н.Скринского, Ю.И.Шокина, В.К.Шумного и членов-корреспондентов С.Т.Васькова, Г.И.Грицко, В.В.Кулешова и К.К.Свиташева. Было подготовлено заключение по проекту, которое и излагается на страницах газеты. В нем подчеркивается важность разработки национальной (государственной) стратегии России по переходу на модель устойчивого развития. Для определения такой стратегии необходимо осознание "национальной идеи", как результирующего фактора геополитических, исторических, ресурсных и др. особенностей страны, менталитета ее народа. Но такой проработки в проекте нет. Мало того, там отсутствует какая-либо ясность вообще относительно целей движения нашего общества, совершенно не устанавливается направление социально-экономической перестройки последних лет. Поэтому 2/3 проекта оказалось сведенным к вопросам экологии. По мнению Президиума, проект должен быть полностью переработан.

150. Расторгуев В.Н. Социальное государство в контексте глобальной стратегии устойчивого социально-экономического развития: (социальная доктрина России) // Вестник Межпарламентской Ассамблеи. - СПб., 1994. - N 4. - С.126 - 133.

В связи с созданием Межведомственной экспертной группы по разработке социальной доктрины России, автор - доктор филос. наук и социологии, зам. председателя Комитета по соц. политике Совета Федерации, - поднимает вопросы идеологии, закладываемой в эту доктрину, а также координации национальных стратегий стран СНГ в социальной политике. Прежняя социальная политика десятилетиями базировалась на принципах: анонимность - бесперспективность - вторичность (по отношению к экономике и внешней политике). В итоге - полное огосударствление соц. сферы, наряду с ее перманентным прозябанием. Автор формулирует первоочередные задачи и основные параметры социальной политики с учетом региональной составляющей (специфики регионов). Стратегический подход предусматривает задействование механизмов самоуправления, широкое партнерство государственных структур с неправительственными организациями, развитие социальной инфраструктуры, неподведомственной государству (аналогичные установки содержатся в программе действий Каирской конференции ООН по народонаселению и развитию, сент. 1994 г.). Практически полное разрушение негосударственных социальных институтов (даже церковь не могла полностью реализовать свои благотворительные функции), делает решение поставленных задач чрезвычайно трудным, но одновременно - первоочередным. Основные объекты негосударственных социальных систем: гаранты жизни, качество жизни, уклад жизни.


1-17 | 18-33 | 34-47 | 48-71 | 72-86 | 87-102 | 103-118 | 119-133 | 134-150 | 151-169 | Оглавление | Указатель | ССЭР'94

Указатель 

[ Начало | Академгородок | О библиотеке | Новости | Ресурсы | Выставки | Библиография | ИнфоЛоция | Поиск ]
Составитель Канн Сергей Константинович

© 1998-2024 Отделение ГПНТБ СО РАН
Статистика посещений сервера

Документ изменен Wed Feb 27 14:33:34 2019. Размер 55,401 bytes.
Посещение N 10304 с 03.10.1998